Реализация рациональной экономической политики требует соответствующего экономического и социального развития страны. При этом стратегический ориентир должен быть направлен на обеспечение устойчивого роста и ускоренного преодоления на этой основе разрыва в экономическом развитии между Российской Федерацией и другими странами. Решение такой задачи возможно при условии соблюдения инновационного направления развития, утверждения Российской Федерации как конкурентоспособного, высокотехнологичного государства.
При этом проблему качества необходимо рассматривать как важный фактор повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Так называемая революция качества, которая произошла в прошлом столетии по инициативе японского бизнеса показала, что качество может быть действенным орудием в конкурентной борьбе. Можно достичь стабилизации и роста экономики таким способом, что проблема качества определяется и решается как первоочередная.
Различные аспекты данной проблематики отражены в работах Н.Р. Габдулхановой [3], А.О. Егоровой [4], В.Ю. Конюхова [8], И.А. Манаковой [13], Р.Р. Насыбуллина [14], Г.А. Никитина [15], А.А. Хлебниковой [16] и др. Учитывая научный задел в этой области считаем, что исследование инновационных технологий управления качеством продукции на предприятиях машиностроения требует углубления.
Исследования показали, что сложность и многоаспектность проблемы качества требуют особых подходов к решению. В условиях острой конкурентной борьбы предприятия машиностроения могут эффективно развиваться только при условии внедрения системного управления в рамках качества продукции. Все это требует улучшения качества управления в общегосударственном масштабе и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий машиностроения.
В этих условиях качество в широком понимании слова должно стать приоритетом отрасли машиностроения и превратиться в общенациональную идею российского общества. Кроме того, в период формирования инновационной экономики перед предприятиями машиностроения встает проблема совершенствования механизмов внедрения инновационных технологий в рамках управления качеством, среди которых основное место занимает общее управление качеством.
Общее управление качеством (ТQM) представляет собой концепцию, предполагающую целеустремленное управление качеством с участием сотрудников всех уровней при условии взаимного использования технических возможностей предприятия машиностроения. TQM может преследовать следующие цели: ориентация предприятия машиносроения на возможность удовлетворение потенциальных запросов покупателей продукции машиностроения; повышение качества продукции машиностроения; оптимальное использование всех ресурсов предприятия машиностроения.
ТQM ориентирована на постоянное повышение качества, стремлении минимизации производственных затрат, а также поставку продукции машиностроения точно в срок. Она характеризуется тем, что наряду с качеством продукции машиностроения преследует также другие конечные результаты, такие как долгосрочный коммерческий успех, выгоду для общества и удовлетворенность потребителей. Основным механизмом реализации TQM являются международные стандарты ISO 9000, которые содержат требования к системе управления качеством.
Реализации концепции TQM способствует ориентация предприятия машиностроения на использование моделей оценки, которые заложены в основу национальных премий по качеству. Объективное преимущество имеют те предприятия машиностроения, которые в своей деятельности удовлетворяют требования стандартов. Как свидетельствует отечественный и международный опыт, проведение конкурсов и присуждение национальных премий влияют на общее развитие отрасли машиностроения.
Системы управления качеством, построенные согласно стандартам ISO 9000 либо в соответствии с философией TQM, представляют собой системы, которые созданы на основе наиболее прогрессивных форм управления качеством для успешной работы на современном рынке [1, 5, 12]. В то же время наличие у предприятия машиностроения системы управления качества продукции и сертификата на нее является необходимым условием, гарантом высокого качества.
В широком смысле слова качество представляет собой комплексное понятие, которое отражает совокупность свойств продукции машиностроения, которые предопределяют ее пригодность удовлетворять основные потребности потребителей в соответствии с ее предназначением. Со временем происходит не только совершенствование характеристик продукции машиностроения, но и расширяется содержание и состав функциональных параметров качества.
Качество нельзя отождествлять только с физическими свойствами продукции машиностроения, качество – это социально-экономическая категория. В последние годы оно рассматривается не только как производственная категория, но и как более широкое понятие, характеризующее качество общественной жизни. Необходимо понимать, что потребитель хочет получать только качественную продукцию машиностроения, поэтому основные усилия необходимо направлять на контроль качества. Кроме того, главным недостатком отечественных систем качества в отрасли машиностроения было то, что управление качеством не было ориентировано на потребителя и на использование конкурентоспособной продукции машиностроения, которую требует рынок.
Можно выделить следующие уровни систем управления качеством: системы, отвечающие требованиям стандартов ISO 9000; общее управление качеством (ТQM); системы, которые соответствуют критериям Национальных или международных (региональных) премий по качеству; интегрированные системы управления качеством. В этих условиях мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем в рамках управления качеством, но также принципы, которые можно применить в каждой из них, что нашло отражение в международных стандартах ISO 9000.
Главная цель систем качества – это обеспечение качества продукции в соответствии с требованиями заказчика [7, 10, 11]. Механизм системы качества, методы и средства должны ориентироваться на эту цель. В большинстве случаев создание системы управления качеством и сертификация имеют добровольный характер. Основные этапы разработки системы управления качеством продукции машиностроения должны включать:
- принятие решения по созданию системы управления качеством высшим руководством. Такое решение оформляется приказом, в соответствии с которым назначается руководитель проекта, определяется состав структурных подразделений системы качества, основные этапы, в случае необходимости и сроки;
- определение элементов (ключевых процессов системы качества, установление их взаимодействия с учетом рекомендаций стандартов, ISO 9000 и особенностей предприятия машиностроения. Основу элементов составляют стадии жизненного цикла продукции машиностроения, которые являются характерными для конкретного предприятия;
- разработка нормативной документации системы качества. Для этого разрабатываются новые и перерабатываются имеющиеся документы;
- проведение внутреннего анализа систем управления и устранение выявленных несоответствий, что означает завершение этапа внедрения системы;
- проведение сертификации системы управления в рамках качества продукции, которая заключается в проверке и подтверждении органом по сертификации соответствия стандартам ISO 9001:2000.
Выполнение приведенных этапов требует решения задач, от которых в значительной мере зависит эффективность системы, а именно: обучение руководителей всех уровней, внутренних аудиторов и всего персонала предприятия машиностроения основам менеджмента качества в соответствии со специально подготовленными программами для каждой категории; назначение ответственного за разработку и функционирование системы управления качеством, формирование рабочей группы аудиторов; определение наиболее важных процессов проведения реинжиниринга (перепроектирование с целью их совершенствования); разработка и внедрение документации в рамках системы управления качеством; проведение внутреннего контроля системы качества и устранение выявленных несоответствий требованиям стандарта ISO 9001.
Практика показала, что эффективность управления качеством продукции машиностроения, прежде всего, зависит от качества разработки документации согласно с требованиями ISO 9001:2000. В то же время документация может включать: a) документально оформленные цели в рамках качества; б) наставление по качеству (обобщающий документ, в котором приводится описание системы качества); в) задокументированные методы, требуемые стандартом; д) документы (процедуры и инструкции, необходимые для контроля процессов; е) протоколы качества.
В то же время подготовка, внедрение системы качества представляет из себя долговременный процесс, требующий усилий всего персонала организации. Важным признаком того, чтo на предприятии машиностроения внедрена система качества является сертификат, наличие которого стало одним из главных условий его участия в тендерах. Несмотря на то, что управление качеством не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, о популярности его свидетельствует общая динамика сертификации систем качества в рамках требований стандартов ISO 9000.
Важной моделью управления качеством продукции машиностроения является система НАССР (Нazard Analysis and Critical Control Роіntѕ), которая представляет из себя анализ опасных факторов и критические точки контроля [2, 6, 9]. НАССР – это простая система, в рамках которой машиностроительные предприятия могут определять и оценивать риски, которые влияют на безопасность и качество продукции машиностроения, использовать механизмы технологического контроля, необходимые для профилактики возникновения или уменьшения рисков в допустимых пределах.
Подводя итоги, можно отметить, что в ближайшем будущем предприятия машиностроения будут функционировать в условиях новой экономики знаний ввиду недостаточной эффективности традиционных методов управления, то возникает потребность в разработке методологических подходов, которые бы помогли отечественным предприятиям машиностроения осуществить необходимые преобразования. Прежде всего необходимо дальнейшее совершенствование системы менеджмента предприятий машиностроения на основе принципов и критериев качества, положенных в основу стандартов ISO 9000, формирование интегрированных систем менеджмента, которые соответствуют требованиям нескольких стандартов, повышение уровня гармонизации национальных стандартов с международными, применение принципов тqm в практической деятельности.