Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SYSTEMATIZATION OF CONCEPTUAL APPROACHES TO DEMOGRAPHIC POLICY

Shpakova R.N. 1 Shcherbakova M.I. 1
1 Moscow State Institute of International Relations
The article provides a general analysis of the main concepts of demographic policy. It demonstrates that the main differentiation of concepts can be carried out by a set of measures applied within the framework of concepts. There are two main types of demographic policy – one based primarily on directive measures and the other – on institutional and motivational ones. The directive type of demographic policy is generally focused on achieving certain quantitative characteristics of fertility and immigration, the complex (and at the same time indirect) nature of institutional and motivational measures determines their focus on the dynamics of the population as a whole (stabilisation, growth or optimisation of the number). All local goals of demographic policy should, ideally, correspond to the general goal of achieving and maintaining a balance between the economic and demographic interests of society. A system of demographic policy concepts is proposed.
demographic policy
social policy
demographic policy concept
pronatalism
natalism
restrictive policy

Введение

Демографическую политику можно, по предложению О.Л. Рыбаковского и О.А. Таюновой (несколько сократив), определить как деятельность государственных органов и других социальных институтов, направленную на регулирование процессов воспроизводства и миграции населения с целью сохранения, улучшения либо оптимизации демографической ситуации и тенденций, в частности, демографических параметров и структур населения, его расселения по территории и т.п. [1, c.101-102].

Необходимо отметить, что использование конкретных подходов к проведению демографической политики не всегда является эффективным, если отсутствует понимание того, что представляет собой демографическая политика, чем она отличается от социальной, каковы ее текущие и перспективные цели и задачи. При разработке стратегии демографической политики необходимо планировать такие меры регулирования, которые сконцентрированы на точном выявлении и решении конкретных проблем демографического развития, с учетом всех показателей динамики численности и структуры населения и основных факторов.

С учетом того, что демографическая политика представляет собой процесс сложный и многофакторный, реализация ее возможна в рамках различных концептуальных подходов, каждый из которых являет собой определенный конкретный вектор демографического развития. Он, в свою очередь, включает в себя три элемента – это непосредственно сама идея, то есть, цели, задачи и сроки их реализации относительно демографических процессов; наличие средств, которые необходимо использовать для осуществления всех необходимых мероприятий; готовность общественности к применению и реализации установленных норм и задач. Успешность демографической политики напрямую связывается с наличием ее концепции, детально разработанной и адекватной сложившейся социально-экономической ситуации в стране [1, c.102].

В указанном контексте определенную актуальность приобретает систематизация концепций и подходов демографической политики, которая позволила бы ориентироваться в существующих направлениях демографической политики и связях между ними.

Целью исследования является анализ сложившихся в международной и отечественной практике концепций демографической политики с последующей их систематизацией.

Материалs и методы исследования

Материалами исследования послужили труды российских и зарубежных ученых в области анализа концептуальных подходов к демографической политике, статистические данные о численности населения и ее динамике в отдельных странах, документы, определяющие государственную демографическую политику. Для достижения поставленной в исследовании цели осуществлялся компаративный анализ основных положений, представленных в указанных материалах.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению М.А. Клупта, «главным «мотором» и «интригой» современной истории рождаемости … выступает стремление государства примирить экономические и демографические функции семьи» [2, c.7]. Полагаем, что данную формулу можно применить и к определению цели демографической политики. Соответственно, генеральную цель можно сформулировать как установление и поддержание баланса между экономическими и демографическими интересами общества (государства). Цели же, которые ставятся в каждом конкретном случае на определенном этапе развития общества, можно характеризовать как локальные цели демографической политики.

Далее охарактеризуем кратко основные концепции демографической политики.

1. Концепции направленного изменения численности населения (количественные концепции). В пределах указанного блока наиболее представлены подходы, направленные на стимулирование роста численности населения за счет увеличения рождаемости (концепция натализма или пронатализма) или за счет активной иммиграционной политики [3, c.23].

В рамках данной концепции применяются, как правило, меры косвенного воздействия на рождаемость – повышенное налогообложение при отсутствии детей, законодательные запреты на искусственное прерывание беременности и т.п.

В качестве примера можно привести демографическую политику Франции в первой половине XX века, когда аборты были под уголовным запретом, а в 1942 году, при режиме Виши, даже объявлены преступлением против государственной безопасности и карались смертной казнью [4]. Существовали также законы, согласно которым повышались налоги для людей старше 30 лет, не состоящих в браке, а также для бездетных семей [5]. Нормы законодательства, согласно которым налогом облагались бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет, действовали с 1941 по 1991 годы в СССР. В СССР также, в период с 1936 по 1954 годы действовали нормы об уголовной ответственности за производство абортов.

В политической истории имеются также случаи, когда демографическая политика была направлена не на стимулирование роста населения, а, наоборот, на стимулирование его сокращения (рестриктивная политика). Данный тип демографической политики также может быть представлен двумя направлениями – направленными на сокращение прироста населения (антинаталистская политика) или на ограничение иммиграции (контриммиграционная политика).

В качестве примера можно привести проводившуюся в КНР с 1979 по 2015 годы политику «одна семья – один ребенок». Целью ее введения было уменьшить социальные, экономические и экологические проблемы, возникшие в результате стремительного роста населения [6, с.19]. Интересно, что одним из важнейших оснований для введения ограничивающих рождаемость мер, явилась научная оценка: исследования ученых Академии наук КНР показали, что, исходя из имеющихся ресурсов, предельно возможное население страны составляет не более 1,6 млрд. человек [6, c.19].

Другим примером рестриктивной политики является Индия, где в период 1960-1970-х годов достаточно жестко применялись клинические меры по сокращению рождаемости (стерилизация). Политика, направленная на снижение рождаемости явилась следствием предположения властей о том, что чрезмерный рост населения является препятствием на пути дальнейшего развития страны, незадолго до этого обретшей независимость [7, c. 4-5].

Общим для такого рода политики является преобладание мер государственно-обязывающего, или директивного, характера.

Нередки случаи, когда целью демографической политики является не рост численности населения и не ее снижение, а стабилизация на относительно ограниченном временном отрезке. Так, например, в Концепции демографической политики Российской Федерации одной из целей намечена стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек как базы для последующего роста к 2025 году до 145 млн. человек [8].

Такого рода демографическую политику следует отличать от политики стационарного оптимума населения – концепции демографической политики, которая также нацелена на стабилизацию численности населения, но рассчитана на длительную историческую перспективу. Концепция же краткосрочной стабилизации численности населения, как правило, направлена на достижение промежуточных целей.

2. Концепция социальной адаптации в условиях суженного демографического воспроизводства

В странах Западной Европы, в частности, в странах Скандинавии, ФРГ, Нидерландах и других концептуальный подход в проведении демографической политики являет собой идею социальной адаптации населения в условиях суженного воспроизводства. Акцент в социальной политике делается на повышении качества жизни населения, а не на его приумножении. Целью данного подхода является, прежде всего, удовлетворение материальных и духовных потребностей. Это объясняет, почему в этих государствах крайне высокие налоги, поскольку упор их политики сделан на как можно большем привлечении финансовых ресурсов в социальное развитие.

Однако, указанная система приоритетов не означает, что вопросы повышения уровня рождаемости вообще исключены из содержания государственной политики. Возможность применения мер социальной политики с точки зрения повышения уровня рождаемости определяется:

- наличием институциональных механизмов, направленных на поддержание семьи; идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей;

- обеспечением у молодежи большего чувства стабильности и уверенности в будущем;

- прямыми финансовыми субсидиями, помогающими компенсировать расходы семьи на рождение и воспитание детей;

- доступностью услуг по уходу за ребенком в детских дошкольных учреждениях;

- мерами, позволяющими женщинам совмещать материнство с работой [9, c.112].

Так, например, в Швеции в 1986 г. начала действовать правовая норма, согласно которой размер оплаты отпуска по уходу за ребенком определялся исходя из величины дохода накануне рождения первого ребенка в том случае, когда не более чем через два с половиной года рождался второй ребенок. Эта «премия за скорость» значительно увеличила частоту вторых рождений. Соответственно, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) вырос с 1,63 в 1981 г. до 2,13 в 1990 г. [10, c.42].

missing image file

Система концепций демографической политики

Таким образом, при таком подходе демографическая политика как таковая фактически является частью политики социальной, а меры, применяемые для влияния на демографическую ситуацию, носят комплексный характер.

Фактором, определяющим активизацию «демографической составляющей» в социальной политике североевропейских государств, явилось падение рождаемости до значений суммарного коэффициента рождаемости (СКР), меньших 1,7.

Положительная связь уровня рождаемости с институциональными (прежде всего, государственными) мерами поддержки семей с позитивным репродуктивным поведением, направленным на рождение более чем одного ребенка, подтверждена достаточно большим количеством исследований [11].

Выводы

С учетом изложенных выше положений авторы попытались представить сложившийся в мировой практике комплекс концепций демографической политики в виде системы (рисунок).

К рисунку необходимо сделать ряд пояснений. Все концепции реализации демографической политики делятся на две основные категории: директивные и институционально-мотивационные. Каждая концепция предполагает свой собственный набор локальных целей демографической политики, каждая из которых, в идеале, должна соотноситься с генеральной целью. Директивные механизмы предполагают, прежде всего, различного рода запреты или иные ограничения, направленные на количественное регулирование рождаемости или иммиграции. Институционально-мотивационные меры представляют собой инструменты социальной политики, применяемые для поддержания семьи и материнства при рождении детей, увеличения продолжительности жизни и т.п. Как правило, они носят комплексный характер и могут быть более характеризуемы как меры социальной политики, нежели чисто демографической. Но в силу комплексности в рамках институционально-мотивационных концепций могут применяться и отдельные меры директивного характера.