Введение
Методология формирования и выполнения Гособоронзаказа в современных условиях реализуется под влиянием объективных условий, которые сложились в результате возрастания политической нестабильности на постсоветском пространстве. Эти условия потребовали концептуального подхода к управлению оборонными заказами, к их формированию и выполнению предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
В системе военно-экономических отношений формирование заказа является начальным, а его выполнение – заключительным этапом прохождения от заказчика к исполнителю. При формировании госзаказа планируются объемы поставок и качество техники и вооружений, необходимых частям и соединениям различных видов и родов войск.
Формирование заказа создает потенциальные, а выполнение – реальные возможности удовлетворения потребностей войск. При выполнении заказа техника и вооружения незамедлительно поступают в распоряжение командования частей и соединений.
Материальной основой выполнения госзаказа служит производство продукции оборонного назначения на предприятиях ОПК.
Актуальность. Выполнение Гособоронзаказа – одно из необходимых условий устойчивого обеспечения потребностей войск, которое зависит от многочисленных факторов, действующих на стадии формирования и выполнения Госзаказа. По своей теоретической и практической значимости каждый из факторов заслуживает внимания и военно-экономического анализа.
Своевременное и качественное обеспечение войск новой техникой – важное условие успешного проведения мероприятий по укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил.
В условиях обострения локальных конфликтов весь оборонно-промышленный комплекс следует рассматривать с позиций его основного звена – производства, его целей и задач в условиях военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.
Методы плановой экономики позволяют в короткие сроки корректировать программы предприятий ОПК, увеличить долю инновационных проектов, контролировать сроки их внедрения в производство продукции военного назначения, а также оптимизировать финансовые взаимоотношения субъектов государственного и военного управления, заказчиков и исполнителей, обеспечивающих потребности частей и соединений.
СВО привела к изменению взглядов на оборонно-промышленный комплекс, на его роль и место в национальной экономике, на задачи, решаемые высшими органами государственного и военного управления в части обеспечения потребностей войск в новой технике и вооружениях, поставляемых по Гособоронзаказу.
СВО оказала влияние на содержание видов и этапов работ, на процедуру и методы формирования Гособоронзаказа, производство новейших видов вооружений. Кроме того, в конкретных условиях перевода предприятий ОПК на военные рельсы пришли к выводу о необходимости использования государственного механизма регулирования вместо рыночного, нашедшего применение в условиях мирного времени.
Изученность проблемы. В военно-экономической литературе, в монографических исследованиях и статьях обращается внимание на необходимость новых подходов к формированию Гособоронзаказа, к методологии его формирования, основанной на объективных требованиях военно-экономических законов, регулирующих взаимоотношения заказчика и исполнителя оборонных заказов. Однако, несмотря на важность темы, ее изученность пока отстает от потребностей военно-экономической теории и практики.
Вопросы формирования Гособоронзаказа и его выполнения не стали еще составной частью военно-экономической теории и военной экономики как части национальной экономики, обеспечивающей потребности войск.
Специальная военная операция выявили необходимость расширения всего спектра военно-экономических исследований, посвященных состоянию и развитию оборонно- промышленного комплекса как важной составляющей национальной экономики и военного производства, как материальной основы обеспечения экономической безопасности страны и государства.
В условиях обострения локальных конфликтов усиливается необходимость гарантийного обеспечения военно-экономических потребностей на основе повышения удельного веса инноваций в общем объеме оборонной продукции и доли инноваций в финансировании ОПК, в оказании господдержки предприятиям ОПК, обеспечивающим поставки техники и вооружений в войска в первоочередном порядке.
Целесообразность разработки темы. Статья направлена на разработку предложений по экономическому обеспечению войск в условиях обострения внешнеполитической ситуации и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.
Разработка нацелена на решение таких вопросов, как эффективное использование государственного планирования производства, его организация на предприятиях ОПК, обеспечивающих потребности войск в условиях, максимально приближенных к боевым.
Разработка темы позволяет сделать вывод о необходимости трансформации формирования и выполнения Гособоронзаказа в интересах реализации целей и задач государственного планирования предприятий ОПК.
Формирование и выполнение Гособоронзаказа основывается на инновационном подходе к обеспечению обороноспособности на основе увеличения производства новейших вооружений необходимого объема и качества на предприятиях ОПК, включая обучение персонала применению цифровых технологий, обучение перспективным специальностям, необходимым частям и соединениям ВС РФ.
В современных условиях уточняются взгляды на субъект и объект военно-экономического исследования. Военно-экономические отношения между заказчиками и исполнителями заказов формируются, исходя из общегосударственных интересов. Это отношения по поводу объемов, качества, сроков выполнения заказов.
Объектами изучения становятся конкретные действия заказчиков и исполнителей по обеспечению поставок техники и вооружений, направляемых в войска.
Под влиянием целей проводимых операций меняются представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем субъектов военно-экономических отношений, участвующих в обеспечении потребностей частей и соединений. В этой связи весь военно-экономический процесс необходимо рассматривать с позиций целей и задач военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.
Научная новизна. В отличие от других работ, сформулирован концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в новых геополитических реалиях.
Достоинством концептуального подхода является то, что он основывается на методологии научного анализа, отражающего положения и выводы экономической теории о необходимости усиления методов государственного регулирования и планирования деятельности предприятий ОПК и смежных предприятий гражданских отраслей экономики. Как часть военно-экономического процесса формирование и выполнение государственного заказа отражает общие закономерности военного производства и его специфические особенности, вызванные переводом экономики на военные рельсы.
Доказывается, что оборонные предприятия требуют адекватного механизма управления, основанного на централизованном планировании и военно-государственном контроле за ресурсами, обеспечивающими производственный цикл.
Заблаговременное производство материально-технических ресурсов служит основой формирования и выполнения Гособоронзаказа, отражающего повседневные потребности частей и соединений в современных условиях.
С позиций военно-экономической теории внесены предложения по оценке работы предприятий ОПК не только в объемах финансирования, но и в показателях инновационной активности.
Доказывается целесообразность, по опыту Великой Отечественной войны, создания на основе совместной деятельности органов государственного и военного управления Государственного Комитета Обороны (ГКО).
Геополитические вызовы оказывают влияние на весь военно-экономический процесс, его организацию, появление на отдельных территориях новых органов управления в форме военно-гражданских администраций (ВГА), обеспечивающих потребности боевых частей и гражданского населения. включая производство и распределение продукции, ее использование по предназначению.
В обстановке расширения локальных конфликтов на границах СНГ предложено в военно-экономический лексикон включить термин «военно-промышленный комплекс», наиболее полно отражающий процесс формирования и выполнения госзаказа и участие в нем органов государственного и военного управления.
Цель и задачи исследования. Раскрыть сущность формирования и выполнения госзаказа, его цели и задачи. В целях укрепления обороноспособности необходимо проследить изменения в формировании и выполнении госзаказа, уточнить функции государственных и военных органов в обеспечении потребностей войск.
Новые локальные конфликты оказали влияние на весь военно-экономический процесс, его организацию и управление, включая производство и распределение продукции, ее использование по предназначению.
Коренным образом изменились взгляды на производство вооружений как материальной основы достижения поставленных целей. Производство и поставка современных вооружений стала одним из важнейших факторов стабилизации внешнеполитической обстановки.
Научная и практическая значимость. В условиях геополитической нестабильности принимаемые решения основываются на положениях и выводах военной экономической науки об определяющей роли военного производства и регулирующих его законов в ходе региональных конфликтов.
К регуляторам военно-экономических отношений следует отнести законы преимущественного роста новейших технологий в производстве вооружений, инновационной составляющей в современных средствах сдерживания и поражения потенциального противника. Реализация этих требований в ходе боевых действий дополняет и обогащает военно-экономическую теорию новыми фактами, требующими изучения и обобщения.
Среди факторов, обеспечивающих сдерживание потенциального противника, одно из первых мест занимает высокая техническая составляющая средств поражения, наличие производственных возможностей для выпуская наукоемкой военной продукции, эффективное взаимодействие органов государственного и военного управления.
Основное содержание. В условиях СВО и введения военного положения потребовался поиск новых концептуальных подходов к решению комплекса экономических задач, направленных на проведение и завершение спецоперации в запланированные сроки. Решение этих задач требует перевода экономики на новую ступень технологического развития, открывшую дополнительные возможности обеспечения войск новейшими техническими средствами для достижения поставленных целей.
Ввод в эксплуатацию новых образцов техники способствует развитию производительных сил и создает предпосылки для устойчивого развития предприятий ОПК и удовлетворения военно-экономических потребностей.
Прогрессивные сдвиги в материально-технической базе предприятий ОПК являются подтверждением фундаментальных выводов экономической науки о поступательном развитии производительных сил и отвечающих им производственных отношений.
Цели и задачи таких отношений между заказчиками и исполнителями отвечают интересам получателей – частей и соединений, обеспечивающих защиту территориальной целостности государства и безопасность его населения.
Готовность производства к выполнению оборонных заказов определяется не только показателями объемов производства и производительности труда при изготовлении продукции оборонного назначения, но и удельным весом высокоточных видов вооружений, их программного обеспечения, цифровизации, внедрением искусственного интеллекта.
Результаты выполнения Гособоронзаказа зависят от концентрации сил и средств оборонных предприятий на решающих направлениях научно-технического прогресса.
Освоение выпуска новых, высокоточных видов вооружений зависит от многих показателей, и среди них:
- численность и квалификация занятых,
- производственная дисциплина,
- производительность труда,
- количество рабочих смен,
- интенсивность работы оборудования.
Государственное и внутриотраслевое планирование и организация производства создают реальные предпосылки формирования и выполнения оборонных заказов на современной научно-технической основе.
В дополнение к повышению эффективности производства свой вклад в укрепление обороноспособности вносят концентрация и централизация материальных и финансовых средств.
В современных условиях обоснованность принимаемых решений в рамках стратегического планирования военных операций зависит от скорости обмена информацией и взаимодействия центрального, оперативно-стратегического и тактического уровня управления и невозможно без цифровых средств связи и передачи данных.
На формирование и выполнение Гособоронзаказа непосредственное влияние оказывают органы государственного и военного управления. В основе решений, принимаемых этими органами, лежат Федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках для федеральных государственных и муниципальных нужд».
В формировании Гособоронзаказа участвуют Федеральные органы управления, и среди них Министерство экономики и Министерство финансов, Федеральные агентства промышленности, которые разрабатывают основные показатели развития предприятий ОПК и согласуют с заказчиком их производственную программу. В ходе такой повседневной работы подтверждаются выводы военно-экономической теории о слагаемых успеха боевой операции.
Заключение. Методологической основой формирования и оценки результатов выполнения Гособоронзаказа следует рассматривать удельный вес инноваций, венчурных проектов, а также сокращение сроков испытаний и запуска в производство перспективных, высоко технологичных видов вооружений и средств связи для удовлетворения военно-экономических потребностей современных вооруженных сил и флота.
Условиями решения этих задач в текущей международной ситуации выступают государственное планирование производства и централизованное распределение ресурсов.
Эффективность Гособоронзаказа проверена на опыте Великой Отечественной войны при переводе в кратчайшие сроки всех отраслей экономики на военные рельсы и создании единого органа государственного и военного управления – Государственного Комитета Обороны (ГКО).
Гособоронзаказ предлагается рассматривать не только как инструмент централизованного планирования и оптимизации внутри и межотраслевых связей ОПК, но и модератор общегосударственных заданий на разработку, испытания и запуск в серийное производство новейших, высоко технологичных образцов вооружений, программного обеспечения, средств цифровой связи и спутниковой разведки, не уступающих, а превосходящих тактико-технические характеристики вооружений потенциального противника.
В условиях эскалации региональных конфликтов, масштабных геополитических потрясений централизованное планирование и распределение экономических ресурсов в рамках ОПК и смежных отраслей экономики становится необходимым условием гарантированной защиты государственного суверенитета и безопасности населения.