Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE STATE DEFENSE ORDER UNDER MODERN CONDITIONS

Mikhailov S.V. 1 Babkin A.V. 2 Mikhailov V.V. 3
1 Stroyprom Plant LLC
2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
3 Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny
The authors of the article present a conceptual approach to the formation and implementation of the State Defense Order in the context of a special military operation and the introduction of martial law in a number of territories of the Donetsk and Luhansk republics and regions. In the course of the presentation, the methodology of military-economic analysis is used, which makes it possible to reveal the essence of the State Defense Order and the features of its implementation in combat conditions. The conceptual approach makes it possible to clarify the goals and objectives of ongoing operations, ideas about the military-economic process, the place and role of the military economy in it as an integral part of the national economy and as a science of military-economic relations and the laws governing these relations. Under the influence of military-economic needs, views are changing on the strategic planning of military operations, their organization, aimed at ensuring the success of a special operation with minimal losses of personnel, preserving equipment and weapons. The conceptual approach involves an analysis of changes in the formation of the material basis for the implementation of the State Defense Order, which reflects structural shifts in the sectoral structure of industry, in the activities of defense industry enterprises that are restructuring their production programs to primarily satisfy military-economic needs. Military science focuses on strategic planning, planning for tasks aimed at fulfilling defense orders, interaction between customers and executors that ensure the priority satisfaction of military-economic needs. The subject of analysis and objects of study are decisions on military-economic issues, which are taken jointly by state and military authorities. The purpose of the conceptual approach is to offer suggestions and recommendations that contribute to the success of the operation.
modern conditions
special military operation
conceptual approach
goals and objectives of the state defense order
analysis methodology
subject and object of analysis
military production
planning and organization
management features
centralized distribution of resources
control over the formation and implementation of the state order

Введение

Методология формирования и выполнения Гособоронзаказа в современных условиях реализуется под влиянием объективных условий, которые сложились в результате возрастания политической нестабильности на постсоветском пространстве. Эти условия потребовали концептуального подхода к управлению оборонными заказами, к их формированию и выполнению предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

В системе военно-экономических отношений формирование заказа является начальным, а его выполнение – заключительным этапом прохождения от заказчика к исполнителю. При формировании госзаказа планируются объемы поставок и качество техники и вооружений, необходимых частям и соединениям различных видов и родов войск.

Формирование заказа создает потенциальные, а выполнение – реальные возможности удовлетворения потребностей войск. При выполнении заказа техника и вооружения незамедлительно поступают в распоряжение командования частей и соединений.

Материальной основой выполнения госзаказа служит производство продукции оборонного назначения на предприятиях ОПК.

Актуальность. Выполнение Гособоронзаказа – одно из необходимых условий устойчивого обеспечения потребностей войск, которое зависит от многочисленных факторов, действующих на стадии формирования и выполнения Госзаказа. По своей теоретической и практической значимости каждый из факторов заслуживает внимания и военно-экономического анализа.

Своевременное и качественное обеспечение войск новой техникой – важное условие успешного проведения мероприятий по укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных Сил.

В условиях обострения локальных конфликтов весь оборонно-промышленный комплекс следует рассматривать с позиций его основного звена – производства, его целей и задач в условиях военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.

Методы плановой экономики позволяют в короткие сроки корректировать программы предприятий ОПК, увеличить долю инновационных проектов, контролировать сроки их внедрения в производство продукции военного назначения, а также оптимизировать финансовые взаимоотношения субъектов государственного и военного управления, заказчиков и исполнителей, обеспечивающих потребности частей и соединений.

СВО привела к изменению взглядов на оборонно-промышленный комплекс, на его роль и место в национальной экономике, на задачи, решаемые высшими органами государственного и военного управления в части обеспечения потребностей войск в новой технике и вооружениях, поставляемых по Гособоронзаказу.

СВО оказала влияние на содержание видов и этапов работ, на процедуру и методы формирования Гособоронзаказа, производство новейших видов вооружений. Кроме того, в конкретных условиях перевода предприятий ОПК на военные рельсы пришли к выводу о необходимости использования государственного механизма регулирования вместо рыночного, нашедшего применение в условиях мирного времени.

Изученность проблемы. В военно-экономической литературе, в монографических исследованиях и статьях обращается внимание на необходимость новых подходов к формированию Гособоронзаказа, к методологии его формирования, основанной на объективных требованиях военно-экономических законов, регулирующих взаимоотношения заказчика и исполнителя оборонных заказов. Однако, несмотря на важность темы, ее изученность пока отстает от потребностей военно-экономической теории и практики.

Вопросы формирования Гособоронзаказа и его выполнения не стали еще составной частью военно-экономической теории и военной экономики как части национальной экономики, обеспечивающей потребности войск.

Специальная военная операция выявили необходимость расширения всего спектра военно-экономических исследований, посвященных состоянию и развитию оборонно- промышленного комплекса как важной составляющей национальной экономики и военного производства, как материальной основы обеспечения экономической безопасности страны и государства.

В условиях обострения локальных конфликтов усиливается необходимость гарантийного обеспечения военно-экономических потребностей на основе повышения удельного веса инноваций в общем объеме оборонной продукции и доли инноваций в финансировании ОПК, в оказании господдержки предприятиям ОПК, обеспечивающим поставки техники и вооружений в войска в первоочередном порядке.

Целесообразность разработки темы. Статья направлена на разработку предложений по экономическому обеспечению войск в условиях обострения внешнеполитической ситуации и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Разработка нацелена на решение таких вопросов, как эффективное использование государственного планирования производства, его организация на предприятиях ОПК, обеспечивающих потребности войск в условиях, максимально приближенных к боевым.

Разработка темы позволяет сделать вывод о необходимости трансформации формирования и выполнения Гособоронзаказа в интересах реализации целей и задач государственного планирования предприятий ОПК.

Формирование и выполнение Гособоронзаказа основывается на инновационном подходе к обеспечению обороноспособности на основе увеличения производства новейших вооружений необходимого объема и качества на предприятиях ОПК, включая обучение персонала применению цифровых технологий, обучение перспективным специальностям, необходимым частям и соединениям ВС РФ.

В современных условиях уточняются взгляды на субъект и объект военно-экономического исследования. Военно-экономические отношения между заказчиками и исполнителями заказов формируются, исходя из общегосударственных интересов. Это отношения по поводу объемов, качества, сроков выполнения заказов.

Объектами изучения становятся конкретные действия заказчиков и исполнителей по обеспечению поставок техники и вооружений, направляемых в войска.

Под влиянием целей проводимых операций меняются представления о военно-экономическом процессе, о месте и роли в нем субъектов военно-экономических отношений, участвующих в обеспечении потребностей частей и соединений. В этой связи весь военно-экономический процесс необходимо рассматривать с позиций целей и задач военного времени, оказывающего решающее влияние на формирование и выполнение Гособоронзаказа.

Научная новизна. В отличие от других работ, сформулирован концептуальный подход к формированию и выполнению Гособоронзаказа в новых геополитических реалиях.

Достоинством концептуального подхода является то, что он основывается на методологии научного анализа, отражающего положения и выводы экономической теории о необходимости усиления методов государственного регулирования и планирования деятельности предприятий ОПК и смежных предприятий гражданских отраслей экономики. Как часть военно-экономического процесса формирование и выполнение государственного заказа отражает общие закономерности военного производства и его специфические особенности, вызванные переводом экономики на военные рельсы.

Доказывается, что оборонные предприятия требуют адекватного механизма управления, основанного на централизованном планировании и военно-государственном контроле за ресурсами, обеспечивающими производственный цикл.

Заблаговременное производство материально-технических ресурсов служит основой формирования и выполнения Гособоронзаказа, отражающего повседневные потребности частей и соединений в современных условиях.

С позиций военно-экономической теории внесены предложения по оценке работы предприятий ОПК не только в объемах финансирования, но и в показателях инновационной активности.

Доказывается целесообразность, по опыту Великой Отечественной войны, создания на основе совместной деятельности органов государственного и военного управления Государственного Комитета Обороны (ГКО).

Геополитические вызовы оказывают влияние на весь военно-экономический процесс, его организацию, появление на отдельных территориях новых органов управления в форме военно-гражданских администраций (ВГА), обеспечивающих потребности боевых частей и гражданского населения. включая производство и распределение продукции, ее использование по предназначению.

В обстановке расширения локальных конфликтов на границах СНГ предложено в военно-экономический лексикон включить термин «военно-промышленный комплекс», наиболее полно отражающий процесс формирования и выполнения госзаказа и участие в нем органов государственного и военного управления.

Цель и задачи исследования. Раскрыть сущность формирования и выполнения госзаказа, его цели и задачи. В целях укрепления обороноспособности необходимо проследить изменения в формировании и выполнении госзаказа, уточнить функции государственных и военных органов в обеспечении потребностей войск.

Новые локальные конфликты оказали влияние на весь военно-экономический процесс, его организацию и управление, включая производство и распределение продукции, ее использование по предназначению.

Коренным образом изменились взгляды на производство вооружений как материальной основы достижения поставленных целей. Производство и поставка современных вооружений стала одним из важнейших факторов стабилизации внешнеполитической обстановки.

Научная и практическая значимость. В условиях геополитической нестабильности принимаемые решения основываются на положениях и выводах военной экономической науки об определяющей роли военного производства и регулирующих его законов в ходе региональных конфликтов.

К регуляторам военно-экономических отношений следует отнести законы преимущественного роста новейших технологий в производстве вооружений, инновационной составляющей в современных средствах сдерживания и поражения потенциального противника. Реализация этих требований в ходе боевых действий дополняет и обогащает военно-экономическую теорию новыми фактами, требующими изучения и обобщения.

Среди факторов, обеспечивающих сдерживание потенциального противника, одно из первых мест занимает высокая техническая составляющая средств поражения, наличие производственных возможностей для выпуская наукоемкой военной продукции, эффективное взаимодействие органов государственного и военного управления.

Основное содержание. В условиях СВО и введения военного положения потребовался поиск новых концептуальных подходов к решению комплекса экономических задач, направленных на проведение и завершение спецоперации в запланированные сроки. Решение этих задач требует перевода экономики на новую ступень технологического развития, открывшую дополнительные возможности обеспечения войск новейшими техническими средствами для достижения поставленных целей.

Ввод в эксплуатацию новых образцов техники способствует развитию производительных сил и создает предпосылки для устойчивого развития предприятий ОПК и удовлетворения военно-экономических потребностей.

Прогрессивные сдвиги в материально-технической базе предприятий ОПК являются подтверждением фундаментальных выводов экономической науки о поступательном развитии производительных сил и отвечающих им производственных отношений.

Цели и задачи таких отношений между заказчиками и исполнителями отвечают интересам получателей – частей и соединений, обеспечивающих защиту территориальной целостности государства и безопасность его населения.

Готовность производства к выполнению оборонных заказов определяется не только показателями объемов производства и производительности труда при изготовлении продукции оборонного назначения, но и удельным весом высокоточных видов вооружений, их программного обеспечения, цифровизации, внедрением искусственного интеллекта.

Результаты выполнения Гособоронзаказа зависят от концентрации сил и средств оборонных предприятий на решающих направлениях научно-технического прогресса.

Освоение выпуска новых, высокоточных видов вооружений зависит от многих показателей, и среди них:

- численность и квалификация занятых,

- производственная дисциплина,

- производительность труда,

- количество рабочих смен,

- интенсивность работы оборудования.

Государственное и внутриотраслевое планирование и организация производства создают реальные предпосылки формирования и выполнения оборонных заказов на современной научно-технической основе.

В дополнение к повышению эффективности производства свой вклад в укрепление обороноспособности вносят концентрация и централизация материальных и финансовых средств.

В современных условиях обоснованность принимаемых решений в рамках стратегического планирования военных операций зависит от скорости обмена информацией и взаимодействия центрального, оперативно-стратегического и тактического уровня управления и невозможно без цифровых средств связи и передачи данных.

На формирование и выполнение Гособоронзаказа непосредственное влияние оказывают органы государственного и военного управления. В основе решений, принимаемых этими органами, лежат Федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О поставках для федеральных государственных и муниципальных нужд».

В формировании Гособоронзаказа участвуют Федеральные органы управления, и среди них Министерство экономики и Министерство финансов, Федеральные агентства промышленности, которые разрабатывают основные показатели развития предприятий ОПК и согласуют с заказчиком их производственную программу. В ходе такой повседневной работы подтверждаются выводы военно-экономической теории о слагаемых успеха боевой операции.

Заключение. Методологической основой формирования и оценки результатов выполнения Гособоронзаказа следует рассматривать удельный вес инноваций, венчурных проектов, а также сокращение сроков испытаний и запуска в производство перспективных, высоко технологичных видов вооружений и средств связи для удовлетворения военно-экономических потребностей современных вооруженных сил и флота.

Условиями решения этих задач в текущей международной ситуации выступают государственное планирование производства и централизованное распределение ресурсов.

Эффективность Гособоронзаказа проверена на опыте Великой Отечественной войны при переводе в кратчайшие сроки всех отраслей экономики на военные рельсы и создании единого органа государственного и военного управления – Государственного Комитета Обороны (ГКО).

Гособоронзаказ предлагается рассматривать не только как инструмент централизованного планирования и оптимизации внутри и межотраслевых связей ОПК, но и модератор общегосударственных заданий на разработку, испытания и запуск в серийное производство новейших, высоко технологичных образцов вооружений, программного обеспечения, средств цифровой связи и спутниковой разведки, не уступающих, а превосходящих тактико-технические характеристики вооружений потенциального противника.

В условиях эскалации региональных конфликтов, масштабных геополитических потрясений централизованное планирование и распределение экономических ресурсов в рамках ОПК и смежных отраслей экономики становится необходимым условием гарантированной защиты государственного суверенитета и безопасности населения.