Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF MECHANISMS OF NEO-INDUSTRIAL IMPORT SUBSTITUTION UNDER THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL SANCTION PRESSURE

Stroev V.V. 1 Chuev S.V. 1 Tikhonov A.I. 1
1 State University of Management
The article investigates the process of developing theoretical and methodological approaches to the study of the organization of the work of import substitution of the neo-industrial type, factors and groups of mechanisms associated with its development within the framework of the national reproduction system. The object of the study is importing substitution as an integral part of the development of the neo-industrial type of economy. The scientific novelty of the conducted research consists in the development of theoretical and methodological provisions concerning the organization of the work of import substitution of the neo-industrial type, the development of a practical set of recommendations for its effective development in modern Russian realities, which will ensure a scientifically sound selection of institutions, forms /tools systematically related to the mechanisms of innovative development in the conditions of increasing sanctions from Western countries. The authors have compiled a variant of the typological content of import substitution, which corresponds to the content of the systems necessary for carrying out structured reforms. Institutional groups of problems related to the organization of neo-industrial import substitution have been identified, roadmaps have been developed to overcome them competently, a set of aggregated indices has been compiled to determine the parameters of the quality and effectiveness of the organization of import substitution as a key tool for assessing government policy under sanctions pressure.
import substitution
supply chains
aggregated quality indices
cross-platform integrators
production clusters
technological transformation

Введение

К настоящему моменту, существующие в развитых европейских странах, многоуровневые экономические системы подвержены структурным изменениям, которые связаны с последовательным развитием индустриального комплекса, построенного на принципиально новой производственно-технологической основе. Многие эксперты и ученые отмечают, что перед современной экономической наукой поставлена важная и сложная задача, связанная с практически полным переосмыслением модифицированного процесса развития данного тренда в контексте нового формата экономики РФ, т.к. проведенные в ней процессы деиндустриализации, привели к том, чтобы были фактически утрачены ключевые производства, занимающиеся обработкой, в результате чего в экономике усилился уровень ее импортозависимости. Особенность современного периода заключается в неинновационном применении, существующей в стране, ресурсной и сырьевой базы. Происходит просто отыгрывание роли простого поставщика российского сырья на мировой рынок. При этом значительно возрастает риск рецессии, а также высокая вероятность отставания в сфере высоких технологий. В свою очередь, усиливающаяся степень воздействия влияния, оказываемого на институциональные процессы, и существенное сокращение потока инвестиций, в результате введенных против нашей страны санкций, безусловным образом требуют от Правительства РФ системного пакета программ и проектов, касающихся вопросов организации регуляторных мер в такой, не простой, области как импортозамещение. В XXI веке происходила, нарастающая по экспоненте, зависимость высокотехнологичных и наукоемких российских предприятий от импортных технологий, что впоследствии стало вызывать проблемы в потребительском секторе экономики. Правительству РФ необходимо сконцентрироваться на разработке методологических инструментов организации импортозамещения, с привлечением бизнеса, создать конкурентоспособные обрабатывающие предприятия, оказать активное содействие ключевым отраслям экономики, а также значительно расширить степень участия России в глобальных цепочках производственных поставок.

В научной литературе наблюдается недостаточная проработанность теоретических и научных подходов к вопросам, связанным с исследованием такого инструмента, как неиндустриальное импортозамещение. Налицо присутствует необходимость в проведении комплексного всестороннего анализа и последующей оценки работы институтов, набора условий и механизмов, связанных с практической реализацией Государственных программ по обеспечению импортонезависимости.

Выбор темы настоящего исследования обусловили невозможность дальнейшего использования готовых форм, поставленные барьеры со стороны многочисленных западных страны, а также выбранной Правительством РФ путь развития экономики. Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических подходов к изучению организации работы импортозамещения неоиндустриального типа, факторов и групп механизмов, связанных с его непосредственным развитием в рамках действующей многоуровневой системы национального воспроизводства. Поставленная цель, позволила определить структурное содержание состава задач:

• провести систематизацию существующих теоретико-методологических подходов в сфере импортозамещения;

• дополнить понятийный аппарат, детализировать степень влияния процесса импортозамещения на структурные изменения, происходящие в различных секторах экономики [2];

• трансформировать существующую типологию импортозамещения;

• в полной мере отразить степень, оказываемого импортозамещением, воздействия на структурные изменения, происходящие в контексте развития экономики инновационного типа;

• определить текущий набор различных институциональных ловушек, присутствующих в неиндустриальном импортозамещении;

• предложить способы грамотного преодоления организационно-экономических препятствий;

• сформировать набор индикаторов, необходимых для определения уровня эффективности, проводимой Правительством РФ политики, в рамках организации импортозамещения.

Материалы и методы исследования

В профильной литературе, в последнее время, акцент делается на рассмотрении круга вопросов, связанных с содержанием процесса импортозамещения. Оно рассматривается, как явление, которое призвано, опосредованным образом, решать задачи в сфере регулирования, как внутренней, так и международной политики. Необходимо выработать механизмы определения показателей конкурентоспособности, производимых отечественными наукоемкими и высокотехнологичными предприятиями, товаров. Безусловно, невозможно не отметить, что в настоящее время присутствует определенное превалирование отраслевого и функционального подхода, в рамках реализации программ по импортозамещению. Однако отсутствует анализ, связанный с работой его связей и исследования их последующего воздействия на весь спектр изменений структурного содержания групп экономических процессов и механизмов, содержащихся в институциональной среде, принимая также во внимание возрастающий темп развития инноваций [3].

В экономической литературе представлено достаточное количество научных работ, рассматривающих различные группы аспектов организации процесса импортозамещения, и проводимых на предприятиях структурных изменений. Так в научных труда зарубежных и российских специалистов делается акцент на исследования проблем, связанных с импортозамещением, в контексте его организации со стороны государства, одна остаются мало изученными вопросы, связанные с теоретической базой, в которой прослеживалась бы существующая связь между импортозамещением и инновационным развитием индустриального комплекса. Не уделено должного внимания вопросам симбиотического взаимодействия представителей бизнеса и государства, при инициации процесса трансформации вектора развития экономики на удовлетворение спроса внутри страны, в контексте создания конкурентоспособных производств [11].

В профильной экономической литературе неоднозначным образом определена сущность импортозамещения. Это связано, прежде всего, с постоянным увеличением рыночных преимуществ, в контексте развития международной торговли. Возрастание протекционизма со стороны государства является вынужденной мерой поддержки для отечественных предприятий, что также позволяет, определенным образом, противостоять угрозам в сфере экономики, которые могут быть вызваны экспансией импортных товаров/технологий со стороны западных стран [1]. Сравнение существующих научных подходов к исследованию процессов импортозамещения представлено в таблице.

Проведенное практическое исследование опыта стран, связанного с использованием программ, направленных на развитие импортозамещения, позволило прийти к выводу, что наиболее острым является круг вопросов, связанных со связью импортозамещения и последующей трансформацией компонентов структуры системы воспроизводства, вариантов развития производственного сектора экономики, определению степени воздействия процессов на уровень конкурентоспособности. В основе методологии импортозамещения находится многоуровневый комплекс программ, связанных с мерами регулирования макроэкономического и мезоэкономического секторов экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках проводимой трансформации в сфере экономической политики, проводимой нашим государством, присутствует определенная необходимость в проведении анализа содержательной части процессов импортозамещения, на основе выделения основных групп критериев, для их последующей типологизации:

• значение уровня инновационности, использующегося для инициации процессов, направленных на развитие производства, с целью удовлетворения запросов и потребностей организаций, присутствующих на внутреннем рынке [1];

• определение характера и типа связей представителей бизнеса с государством;

• расчет значения показателя конкурентоспособности для категории замещаемых благ, на основе организации международного сотрудничества.

Исследование содержания понятийного аппарата импортозамещения

Модель

Содержательная часть модели

Регуляторный инструментарий

Модель

роста

локализации

Последовательная организация процесса перехода к принципиально новому типу уклада, в основе которого находится доктрина, связанная с развитием и замещением наиболее критических групп импортных товарных категорий и технологий [7]

Организация пакета программ, направленных на субсидирование предприятий, разработка программ по выдаче привлекательных кредитов, усиление со стороны государства мер, связанных с протекционизмом

Импортозамещение представляет собой комплексный результат, проводимой государством политики, вектор направленности который напрямую связан с «выдавливанием» импортных товарных групп и категорий с внутреннего рынка страны

Модель

совершенных субститутов

Данной модели свойственна абсолютная возможность оперативной замены групп товаров, поступающих по каналам импорта на группы товаров, которые могут быть произведены оперативным образом за счет сил внутреннего производства

Привлечение частных инвестиций для развития различных групп инноваций, развитие рыночных стимулов направленных на рост показателей производительности труда

Импортозамещение является результатом выигрыша отечественных групп производителей у западных, в рамках развития конкуренции свободного вида, в границах внутреннего рынка, за счет более гибкой и привлекательной ценовой политики

Модель не совершенных субститутов

В данной модели присутствуют определенные наборы ограничений, связанные с конкуренцией между товарными группами, производимыми отечественными и иностранными высокотехнологичными предприятиями, при этом привлекательная цена на иностранных товар не позволяет в полной мере вытеснить товары отечественного производства с рынка [7]

Иностранные товары имеют более высокий показатель качества, а также значение индекса удовлетворенности, при этом им свойственно удобство применения и оказания сервисных услуг [11]

Импортозамещение представляется как следствие от грамотной реализации программ, связанных с работой по повышению привлекательности продукции, производимой отечественными предприятиями

Составленная авторами модель

Импортозамещение рассматривается как комплексный процесс, задача которого состоит в воссоздании в экономических реалиях производств с высоким показателем уровня конкурентоспособности. В результате определяются группы регуляторных мер, призванных изменить содержание и структуру элементов национального воспроизводства за счет инициации драйверов внутреннего и внешнего спроса, необходимых для запуска механизмов развития производственного сектора экономики

Введение протекционных мер, но значительно ограниченных по времени; организация комплекса мер по стимулированию спроса, опережающего выход на рынок импортных технологии. Развитие мер организацию симбиоза между государством и представителями бизнеса. Цифровая трансформация наукоемких предприятий

Импортозамещение трактуется как механизм, необходимый для создания передовых инновационных высокотехнологичных производств, которые должны на равных конкурировать с зарубежными предприятиями, а также производить продукты/товары, которые должны быть способны «вытеснить» с рынка существующие зарубежные аналоги

Источник: составлено авторами на основе [2,7,5,11].

Группы стран, использующих транзитивную модель экономики, имеют общий императив в виде неоидустриализации, в контексте проводимых структурных трансформаций, в связи с активным развитием нового производственно-технологического уклада «Индустрия 4.0». Четвертая технологическая революция неразрывно связана с организацией последовательного стимулирования репатриации групп производств (как привило материальных), и развитием передовых инновационных инструментов/технологий. Идентичность, присутствующая в неоидустриализации, с позиции ее методологии, связана с оперативной интеграций вертикального типа, и поэтапным отходом от применения рыночного механизма в сторону составления производственных планов. При этом инициируются процессы, связанные с ускорением темпа смены текущего технологического уклада, а также развития институтов, представляющих категорию промышленно-производственной политики. Категория качественных групп признаков, определенных для неоидустриализации, в контексте экономики транзитивного типа включает в себя [6]:

• Рост показателей идентичности применения технологических решений в высокотехнологичной промышленности, включительно до 4-го уровня. При расширении горизонта планирования возможен рост данного показателя еще на один уровень, т.е. до 5-го уровня в контексте нового производственно-технологического уклада.

• Ускорение темпа инновационного развития для секторов, занимающихся добычей и обработкой за счет развития мер (в том числе и со стороны представителей бизнеса), направленных на стимулирование развития технологий, которые должны опережать аналогичные импортные технологии.

• Активное применение инструментов, заложенных в инвестиционные программы для грамотного и эффективного развития сырьевого сектора (в данном случае это прямым образом касается Госкорпораций), госбанков, развивающих тесное партнерство с представителями бизнеса, с целью производства продуктов промышленности, имеющих высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке [10].

Принимая во внимание структурный состав рассмотренных выше признаков, авторами дается следующее определение неоиндустриальному импортозамещению – это система мер, необходимых для последовательного развертывания в структуре экономики страны многоуровневых глобальных цепочек, необходимых для производств обрабатывающего типа, создаваемых в контексте развития механизмов неоиндустриализации в экономике. При этом их характерным свойством является инновационный тип развития для добывающих отраслей и использование кластерного типа интеграции инноваций. Присутствующая функциональная связь между импортозамещением и группой процессов неоидустриализации, симбиотическим образом объединяет их границами системы структурных трансформаций, в разрезе экономики. Позитивные изменения в системе национального воспроизводства возможны только в случае развития экономических отношений и трансформации инвестиционной сферы, кредитной политики и прав собственности, как основной первопричины [9]. Свойственный глобальный характер, выбранного неоиндустриального пути, по которому на протяжении последних лет идет экономика РФ, усиление влияния со стороны деиндустриализации, которое значительным образом затруднило процессы развития экспорта продукции несырьевого типа, не мешают развивать импортозамещение, как основной источник неоидустриализации. Структурное содержание типологических аспектов импортозамещения представлено на рисунке.

Развитие процессов импортозамещения неоиндустриального типа в структурном контуре экономики РФ безусловно требует организации таргетированной поддержки, необходимой для создания специальных институтов. В данном случае говорится о создании положений, правил и наборов норм, с целью грамотного лавирования между институциональными ловушками, в которых процесс запуска процесса импортозамещения в высокотехнологичной и наукоемкой промышленности не приносит ощутимого эффекта. В число ловушек, оказывающих эффект сдерживания развития системы неоиндустриального импортозамещения входят [8].

Первый тип – «уклонение от последовательного развития различных групп инноваций». При данном типе, субъектам экономики свойственна устойчивая поведенческая модель, в рамках которой основная группа инвесторов, работающих в системе национальной экономики, полностью не заинтересована в развитии производственно-технологического уровня страны и распространению цепочек производства (к примеру, группа «РОСНАНО»). При этом типе, инвестирование в различные группы инноваций находятся на низком уровне, т.е. субъекты не заинтересованы в производстве отечественной продукции, у которой будет сопоставим с мировыми аналогами уровень конкурентоспособности. Причина, по которой данная ловушка по прежнему сохраняется, заключает в том, что отсутствует координация между действиями государственный компаний, осуществляющих инвестирование в производство и технологии, которые морально устарели. В этом случае, инвестиции в крупные инновационно-технологические проекты не происходят, а также нет притока денежных средств в обрабатывающий сектор. Темп развития высокотехнологичных производств находится на низком уровне, что в итоге неизбежным образом приведет к значительным финансовым потерям и росту рыночных рисков [4].

missing image file

Типологическая структура импортозамещения в контексте экономики РФ Источник: составлено авторами на основе материалов исследования

Второй тип – «сырьевая рента». Соединение в одной точке интересов высокотехнологичных добывающих предприятий и государства, связанных с сохранением текущих положений при разработке составляющих групп компонентов бюджета. Это позволяет государству продолжить заниматься планированием расходов, определять стратегические ориентиры, необходимые для качественного роста уровня макроэкономических показателей. Декларируемая со стороны государства политика мер, направленных на удлинение производственных цепочек, в рамках внутреннего рынка, не получает, в должной мере, необходимых и актуальных институциональных преобразований. Возникновение данной ловушки является усилением влияния, оказываемого на экономику сырьевым лобби, цель которого состоит в протекционизме своих интересов, за счет организации системного комплекса мер, направленного на сдерживание развития институтов рынка [3]. Присутствует риски при организации процесса инвестирования в работы высокотехнологичных обрабатывающих производств, рейдерские захваты предприятий, а также риск неисполнения взятых на себя контрактных обязательств и т.д., что в результате приводит к существенному снижению показателей производственно-деловой активности и уменьшению уровня конкурентоспособности предприятий [5].

Третий тип – «Желание сохранить импорт как в средства производства, так и в определенные блага». В данном случае приоритет отдается импорту, как основе для средств производства и выпуска товаров. В этом типе также есть определенная связь с «сырьевой рентой». Данная ловушка создает внутри экономики РФ замкнутый круг, т.к. развитие процессов, связанных с импортозамещением в высокотехнологичном промышленном секторе, неизбежно приводит к сдвигу, при котором сырьевые холдинги, в полной мере, лишаются влияния, которое они оказывали на политику, проводимую государством. Одномоментно с этим, происходят и изменения в структуре экспорта. Необходимо опережающее неиндустриальное развитие в сфере высокотехнологичной промышленности, а также воссоздание в, действующем в стране, экономическом контуре производственных цепочек поставок, развитие программ, направленных на последовательный отказ от импорта, что в результате приведет к новому витку деиндустриализации. Однако наблюдается определенное противоречие не только со стороны государства, но и населения, а значит определенные инициативы, связанные с организацией в стране собственных производств (в том числе и сборочного типа) для международных технологических корпораций, проектирование кластеров инноваций, к сожалению, реализуются в значительном отрыве от рыночных институтов, а вектор развития направлен на развитие обрабатывающего производственного сектора, что не содействует всестороннему замещению импорта [11].

Оценка уровня воздействия, рассмотренных выше, институциональных ловушек на показатели результативности, проводимой государством политики в сфере организации импортозамещения, может быть определена на основе формул расчета групп агрегированных индексов, определяющих параметры его качества/эффективности, составленных авторами:

missing image file (1)

missing image file (2)

где missing image file – агрегированный индексный показатель характеризующий уровень качества организации системы импортозамещения в рамках определенного временного периода (t);

missing image file – агрегированный индексный показатель, показывающий степень эффективности реализации системы импортозамещения в рамках определенного временного периода (t);

у – порядковая нумерация производственно-технологического уклада;

Ту – показатель объема производства в различных отраслях с учетом текущего производственно-технологического уклада (за расчет берется базовый период);

Ну – показать массы произошедшего структурного сдвига, который был накоплен в различных группах отраслей в контексте производственно-технологического уклада;

А – временной показать на протяжении которого происходит структурный сдвиг, определяется на базе границ от начала инициации практических мер, связанных с импортозамещением до границ периода, который подвержен анализу (t).

Выводы

В структурный состав концепции построения импортозамещения неоиндустриального типа входит комплекс многоуровневых механизмов, направленных на всестороннее развитие отношений экономического вида, в границах воспроизводственной системы. Основной спектр ее положений включает в себя:

1. Модифицированный тип экономических отношений является структурной экономической основной для построения концепции импортозамещения неоиндустриального типа в границах воспроизводственной системы, которая связана с проектированием и разработкой объектов нового типа, трансформаций характера связей между представителями бизнеса и государства.

2. Концепция неоиндустриального импортозамещения делает акцент на развитие процессов, связанных с формированием внутреннего спроса, средств производства в доктрине принятии бизнес-решений, касающихся выбора инвестиционных объектов, в предлагаемой государством промышленной программе.

3. Импортозамещение будет эффективно в том случае, если произойдет симбиоз инновационно-практической деятельность производственно-технологических платформ, что позволит создать комплексную единую технологическую платформу способную в полной мере реализовать неоиндустриальную модель импортозамещения.

4. Для практической реализации концепции неоиндустриального импортозамещения необходимо создание отраслевых структур нового вида – инновационных бизнес-групп, которые должны быть построены на основе субъектов частного и государственного партнерства, при этом они должны принять вид тактико-стратегического содружества, в результате чего появляется возможность приступить к формированию социальных групп.

5. Организация механизмов стимулирования, направленного на инновационное развитие групп предприятий, которые последовательным образом объединены в специальный набор цепочек производственного типа, располагающихся в структурной основе производственно-промышленных кластеров, и требующих проектирования нового типа кластеров – сетевых, которые будут отвечать за работу процесса импортозамещения.

В состав основных задач, которые должны быть решены за счет формированных уникальных производственно-технологическую платформ, в рамках реализации процесса, связанного с целевым инвестированием при реализации концепции неоиндустриального импортозамещения входят:

1. Трансферт групп инноваций в производственно-технические процессы должны происходить гораздо быстрее, чтобы ускорить производство и выпуск как опытного, так и серийного производства товаров, которые должны быть конкурентоспособны и востребованы в формате внутреннего рынка.

2. Необходима разработка программ, направленных на трансформацию процесса развития кросс-платформенного взаимодействия, что позволит оптимизировать количество затрат, связанных с разработкой принципиально новых производственных технологий, за счет того, что запустятся процессы, связанные с перераспределением заказов, которые получали наукоемкие предприятия производители/разработчики из независимых технологических платформ.

3. Ускорение процесса, связанного с адаптацией уникальных технологий и решений, необходимо для опережающего импорта, однако необходимо учитывать спектр существующих групп особенностей, присущих рынку РФ.

4. Дополнительный (побочный) эффект от реализации программ, связанных с инвестированием в программные компоненты импортозамещения возможен только в случае, если произойдет последовательный переход к экспорту продукции или технологий, имеющих высокий показатель конкурентоспособности продукции, при выходе отечественных наукоемких и высокотехнологичных предприятия на международный уровень.

Процесс слияния наукоемких и высокотехнологичных предприятий, работающих в разных инновационно-промышленных кластерах, в единый неоиндустриальный кластер импортозамещения, возможен только в случае проведения комплекса работ, направленного на формирование следующего набора групп субъектов:

• создание специализированных центров организации взаимодействия между кластерами, задача которых состоит в развитии процесса объединения для групп кластеров добывающего типа для последующей совместной работы, направленной на реализацию проектов в сфере инноваций в рамках производственно-технических программ, а также для создания механизмов, призванных помочь в организации мер по продвижению высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке;

• проектирование центров организации производственно-технологического сотрудничества, в данном случае, они могут быть построена на основе действующий аналогии в Германии, которые там называются «сети компетенций», которые имеет единую интеллектуальную собственность, которая позволит осуществить межкластерную передачу технологических и производственных инноваций или различных ноу-хау;

• проектирование многоуровневых кросс-платформенных центров контрактов, которые должны привлекать на основе предложения различных контрактов научные институты и НИИ из абсолютно разноуровневых производственно-технологических платформ, с целью разработки уникальных технологий, которые затем позволят образовать комплексную техническую и производственную цепочку, в рамках которой как раз и будет происходить поставка продукта/технологии, который должен заместить импортный аналог.

Исследование проведено авторским коллективом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет управления» в рамках исполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №075-03-2022-156/6 от 21.09.2022 на выполнение проекта по теме: «Развитие экономического и промышленного потенциала российского государства в условиях технологической блокады и санкций Запада: советский опыт и современные решения».