Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING CORPORATE PROJECT MANAGEMENT IN CONSTRUCTION ORGANIZATIONS

Mukhametshina G.S. 1 Dashkina M.E. 1 Bikbauva A.I. 2 Cafina O.M. 2
1 Birsky branch of Ufa University of Science and Technology
2 Ufa State Petroleum Technological University
The authors consider the possibility of improving and implementing corporate management structures in construction enterprises. A modern construction company, which carries out its project management activities in a constantly changing external environment, has a constant need to improve project management methods and tools. Modernization of management systems can be called a priority direction of project management in companies wishing to be competitive in the construction sector. The purpose of the study: to identify opportunities for improving and modernizing corporate project management systems. Research methods: the study of various sources of information, the analysis of the information received. The main results of this study are the conclusion that the corporate project management system is an information technology complex of methodological, technical, software and information tools aimed at supporting and improving the efficiency of project management processes, which is based on calendar planning software.
corporate management system
diagnostics
modernization of corporate project management system
features of corporate project management
construction

Введение

Особое положение в экономической системе государства занимает малый и средний бизнес. Считается, что именно малый бизнес является локомотивом «новой экономики».

Возможность реализации предпринимательских проектов, а также поддержка государства малого и среднего бизнеса, способствуют модернизации данного направления, что в свою очередь предполагает необходимость эффективного управления в этой сфере.

В настоящее время, развитие системы управления в Российской Федерации охватывает все отрасли рынка. Результативность корпоративной системы управления проектами выходит на более высокий уровень и подразумевает централизованную взаимосвязь всех проектов компании.

Совершенствование корпоративного управления проектами – одна из главных задач, находящихся перед компаниями в двадцать первом веке. В первую очередь, это обусловлено бурным развитием предприятий, их стратегическим ростом. Все больше компаний начинает осознавать, что главным инструментом этого процесса является создание проекта, а также его реализация. К числу подобных предприятий можно отнести строительные и производственные организации, проектные и научно-исследовательские институты, консалтинговые и многие другие компании.

Выбранная тема исследования является как никогда актуальной в данный момент в связи с существующей потребностью российских организаций в обобщении теоретических основ и предложении практических рекомендаций в области организации и управления проектной деятельностью.

Цель исследования: разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной системы управления проектами в строительных организациях.

Для реализации цели, требуется выполнение следующих задач:

- выполнить анализ существующих подходов к разработке корпоративной системы управления проектами;

- дать оценку опыту применения проектного подхода;

- обосновать необходимость совершенствования корпоративного управления в деятельности объекта исследования;

- разработать критерии оценки эффективности управления ресурсами проекта с учетом уровня зрелости проектного управления в строительной компании.

Материалы и методы исследования

В строительстве, в настоящее время занято до 4,5 млн работников, в отрасли действуют около 112 тысяч строительных организаций, из них малые строительные организации составляют 70%. Обеспечение такой динамики развития отрасли требует совершенствование процессов управления проектами.

Для того чтобы углубиться в данную тему, рассмотреть её со всех сторон, нам необходимо изучить различную литературу и источники информации, а затем проанализировать их для получения собственного вывода и результата исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Корпоративной системой управления проектами называется набор инструментов и методов для эффективного управления организацией. Её компонентами являются:

• описание проектов; организация управления проектами;

• планирование и контроль исполнения работы;

• единые формы отчетности и методики на предприятии.

Использование корпоративной системы управления проектами определенной компанией увеличивает её шансы на достижение поставленных целей за определенный период времени с наименьшими расходами.

Положительные моменты при использовании корпоративной системы управления проектами:

• повышение эффективности предприятия;

• упорядоченное взаимодействие сотрудников и отделов;

• создание централизованной базы знаний и передача накопленного опыта для реализации предстоящих проектов;

• рост ответственности сотрудников и индивидуальная оценка вклада каждого.

Международная ассоциация управления проектами определила три основных вида компетенций: техническая компетентность выражается при помощи двадцати элементов, поведенческая компетентность включает в себя пятнадцать элементов, контекстуальная компетентность состоит из одиннадцати элементов [3].

От специфики организации во многом зависит последовательность и объем работ при разработке корпоративной системы управления проектами, так как каждая система должна быть уникальной и отвечать требованиям каждый конкретной организации [4].

Выделим основные этапы построения корпоративной системы управления проектами:

1. этап анализа деятельности организации и ее проектов;

2. разработка корпоративной системы управления проектами;

3. организация, запуск и проведение пилотного проекта;

4. внедрение информационной системы управления проектами;

5. внедрение корпоративной системы управления проектами на все проекты компании.

1. Первый этап является самым важным и имеет ключевое значение для достижения результатов всего проекта.

Для этого этапа характерно выполнение следующих работ:

• организация проектных работ;

• формирование экспериментальной группы по реализации проекта;

• разработка коммерческого предложения по проекту, установление сроков по проведению работ;

• проведение семинара о сущности корпоративной системы управления проектами и о ее внедрении.

2. Разработка корпоративной системы управления проектами.

Для второго этапа характерно выполнение следующих работ:

• разработка процессов управления проектами;

• разработка процессов инициирования, планирования, исполнения, контроля, завершения и управления портфелем проектов;

• разработка новой организационной структуры компании;

• выделение ролей;

• разработка структуры для проектных групп;

• разработка структуры для проектного офиса.

Разработка оборота документов:

• разработка форм документов по организации;

• разработка схем по обороту документов.

Разработка механизмов взаимодействия между корпоративной системой управления проектами и другими системами управления предприятием:

• разработка системы мотивации участников проектов;

• разработка иных подсистем корпоративной системы управления проектами результатом этапа разработки системы управления проектами становится создание схем бизнес-процессов, документооборота, будущей организационной структуры, появление системы мотивации.

3. Проведение пилотного проекта.

Проведение пилотного проекта – первый этап по внедрению корпоративной системы управления проектами, на этом этапе появляется возможность реализовать задуманную систему на одном отдельно-взятом проекте. Можно выявить все проблемы и недочеты, которые могут возникнуть при работе новой системы управления. Если же корпоративная система управления проектами хорошо покажет себя на отдельном проекте, то можно начать развертывать систему на всю проектную деятельность.

4. Внедрение информационной системы управления проектами.

Данный этап зачастую начинают реализовывать параллельно с третьим, во время апробации корпоративной системы управления проектами на отдельном проекте. Информационная система управления проектами особенно необходима для предприятий, где ведется большое количество различных проектов.

Последовательность проведения этапа:

• анализ потребностей компании и выбор программного обеспечения;

• настройка программного обеспечения;

• интеграция информационной системы управления проектами в другие подсистемы компании;

• обучение сотрудников работе с программным обеспечением.

5. Внедрение корпоративной системы и управления проектами на все проекты компании.

Всеобъемлющее внедрение корпоративной системы управления проектами — это заключительный этап построения системы внутри компании. Он означает, что предприятие переходит на новую систему управления и ведения проектов по всей фирме.

Этапы совершенствования корпоративной системы управления:

Совершенствование корпоративной системы управления проектами логично начинать с диагностики существующей системы управления проектами. Для начала, нужно произвести инвентаризацию проектов компании. В это же время выполнить поиск проблем в управлении проектами. Далее нужно выполнить проверку существующих процессов управления проектами. После этого, организация должна оценить уровень зрелости проектного менеджмента и рассмотреть направления совершенствования.

Заключение

Корпоративную систему управления проектами следует рассматривать как информационно-техническую и организованную среду, предоставляющую менеджеру все нужные инструменты для реализации управленческих решений, охватывающих различные уровни и стадии управления проектом в строительных организациях на всех этапах его жизненного цикла, позволяющие обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту.

Целью реализации корпоративной система управления проектами в строительной компании является создание механизмов выработки и реализации наиболее подходящих управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом и позволяющих обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ.