В настоящее время существует высокий уровень неопределённости при реализации инвестиционно-строительных проектов (ИСП) в интересах Министерства обороны Российский Федерации.
Неопределенность сопровождает инвестиционно-строительные проекты буквально на всех этапах жизненного цикла:
– первый этап: формирование и обработка информации об объекте инвестирования;
- Рассмотрение идеи ИСП;
- Разработка возможных вариантов реализации ИСП;
- Оценка уровня возможных рисков и мероприятия по их ограничению;
- Рассмотрение альтернативных вариантов, выбор наилучшего;
- Разработка Декларации о намерениях;
– второй этап: обоснование инвестиций;
- Рассмотрение местоположения градостроительных имущественных и других условий реализации ИСП;
- Получение градостроительного плана земельного участка;
- Подготовка пакета документации, содержащей нормативно установленный перечень сведений о планируемом ИСП;
- Разработка технико-экономического обоснования ИСП;
- Оценка экономической эффективности строительства ИСП;
– третий этап: предпроектные обследования;
- Комплексные инженерные изыскания;
- Оценка воздействия объекта ИСП на окружающую среду. Экологическая экспертиза;
- Получение технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта ИСП к сетям инженерно-технического обеспечения;
- Прохождение процедуры технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;
- Разработка задания на проектирование;
– четвёртый этап: проектирование объектов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;
- Выбор исполнителя на разработку проекта;
- Разработка проектной документации;
- Государственная экспертиза проектной документации и получение положительного заключения;
- Разработка рабочей документации;
- Получение разрешения на строительство;
– пятый этап: проведение конкурсных процедур и заключение контрактов с фирмами исполнителями;
- Анализ технологического и инженерного оборудования для принятия решения о поставке силами структурных подразделений Заказчика;
- Разработка конкурсной документации;
- Проведение процедур государственных торгов на строительство;
- Выбор организации для осуществления функций технического заказчика и строительного контроля;
- Заключение государственных контрактов на реализацию;
– шестой этап: строительство объектов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;
- Ведение строительно-монтажных работ;
- Поставка оборудования;
- Технический надзор и строительный контроль;
- Авторский надзор;
- Пусконаладочные работы;
- Ввод объекта в эксплуатацию;
– седьмой этап: эксплуатация построенного объекта;
- Организация эксплуатирующих технических служб;
- Ведение нормативного технического обслуживание инженерного и технологического оборудование;
- Организация планово-предупредительного ремонта сетей и систем инженерно-технического обеспечения здания;
- Проведение текущего и капитального ремонта конструктивных элементов здания и сооружений объекта.
В настоящее время реализация любого ИСП связана с огромными рисками, связанными с беспрецедентным санкционным давлением недружественных стран.
Правительство оперативно принимает меры по снижению финансовой нагрузки на предприятия строительной отрасли, так, например, Постановлением Правительства от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» устанавливается возможность изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в 2023 году, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения таких контрактов.
Напомним, что впервые за новейшую историю России, в 2022 году введены понятия существенных изменений условий государственных и муниципальных контрактов на строительство, что в корне поменяло политику «твердой цены» государственных контрактов реализуемый в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и действовавшего ранее №94-ФЗ.
К таким существенным условия отнесены:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменых строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Для оперативного реагирование на вызовы в условиях СВО для строительного комплекса Министерства обороны Правительство выпустило Постановление от 15.02.2023 № 223 «Об утверждении особенностей проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются в рамках реализации проектов (объектов) с особым статусом, необходимых для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, выдачи разрешений на строительство указанных объектов капитального строительства, разрешений на ввод указанных объектов капитального строительства в эксплуатацию» которое устанавливает особые, упрощенные, условия проведения экологической экспертизы, а также особенности выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
В современных реальных условиях функционирования предприятий строительной отрасли становится особенно важным фактор контроля за реализацией бюджетных средств на всех этапах реализации ИСП.
Необходимо оперативно выявлять как внешние риски (недиверсифицируемые), связанные с общей экономической ситуацией в стране, так и внутренние (диверсифицируемые) риски, обусловленные внутренним финансовым, а также организационно-техническим состоянием планируемой организации-исполнителя для различных этапов ИСП, как на этапах предпроектных изысканиях, архитектурно-строительного проектирования (АСП), так и на этапах строительно –монтажных и пусконаладочных работ.
Таким образом, несомненным является тот факт, что при влиянии внутренних и внешних рисков на предприятия строительства, существует острая необходимость в оценивании уровня устойчивости данных предприятий к рискам. В этой связи предлагаются: понятие рискоустойчивости предприятия строительства, показатели и этапы оценивания рискоустойчивости строительного предприятия при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ.
Авторами предлагается оценивание рискоустойчивости предприятия строительной организации при инвестиционно-строительных проектах в интересах Министерства обороны Российский Федерации при разработке самого проекта (проектной документации), анализе проектных решений в процессе экспертизы и разработке рабочей документации, т.е. детализации технических решений, необходимых для производства строительных и монтажных работ.
Рискоустойчивость проектной или строительной организации как возможность управлять внутренними рисками и адаптироваться к внешним связана с комплексом экономических параметров, в т. ч. структурой капитала, технологическим уровнем и др. Оценивание рискоустойчивости такой организации предлагается осуществлять на основе анализа вариантов сочетания оценочных значений показателей рискоустойчивости на этапе жизненного цикла объекта капитального строительства.
Рискоустойчивость или рискоемкость строительного предприятия (РустСП) – представляет собой степень соответствия объема собственного капитала (собственных средств) величине стоимости хозяйственных рисков (сумме цены риска, прочих расходов и издержек от его последствий) при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ в конкретных условиях.
Рискоемкость или уровень рисков строительного предприятия – взвешенная стоимость рисков в объеме собственных средств строительного предприятия в конкретных условиях строительства и реализации ИСП.
Рис. 1. Рискоустойчивость: понятие, показатели и этапы оценивания рискоустойчивости строительного предприятия при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ
Равновесие стоимости рисков и объема собственных средств. Значение этого показателя всегда равно 1 (ден. ед./ден. ед.) или 100% (рисунок 1).
Этапы жизненного цикла объекта строительства следующие: проектирование включает в себя: разработку самого проекта (проектной документации) анализ проектных решений в процессе экспертизы и разработку рабочей документации, т.е. детализация технических решений необходимых для производства строительных и монтажных работ с учетом возможных декомпозиций работ и взаимосвязь с основными параметрами реализации проекта.
Последовательность и содержание этапов оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации приведена ниже.
Методика оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации включает восемь этапов:
1. Определение наименее ликвидной части активов. Наименее ликвидная часть активов (Анл) предприятия строительной отрасли (совокупная стоимость постоянных активов (Апост) и наименее ликвидная стоимость текущих активов (Ат нл), ден. ед.:
Анл = Апост + Ат нл;
2. Определение необходимой величины собственных средств для покрытия стоимости наименее ликвидной части активов предприятия строительной отрасли (СКпокр), ден. ед.:
СКпокр = Анл;
3. Определение величина активов предприятия строительной отрасли (А), ден. ед. (исходная информация):
А = Анл + Ал;
4. Определение величина собственных средств, соответствующая ликвидной части активов (СКдоп), ден. ед.:
СКдоп = А – А нл = А – СКпокр ;
5. Определение предельная стоимость риска, ден. ед.:
СРпред = А – Анл = А – СКпокр;
6. Обязательные к соблюдению условия:
- состоятельности предельной стоимости риска:
СРпред = СКдоп;
- Определение предельной рискоустойчивости:
Руст пред = СКдоп / СРпред = 1;
- Определение предельного уровня риска:
Ур пред = СРпред / СКдоп = 1 или 100%;
7. Определение стоимости выполнения этапа работ ИСП фактическая (потребный объем инвестиций) (Сниокр), ден. ед. состоит из цены этапа и прочих издержек:
Сниокр = ∑Цэтап + Иэтапа ≤ Сниокр.пред = СКдоп ;
8. Определение рискоустойчивости предприятия строительной отрасли (как соотношение собственных средств и стоимость ИСП или одного из этапов ИСП в рамках соблюдения условия предельной рискоустойчивости:
Руст ИСП = СКдоп / СИСП =
= СКдоп / (∑Цэтап + Иэтапа) ≥ 1
На рисунке 2 условно изображены результаты оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации.
Разработка алгоритма принятия управленческих решений для работы органам надзорного сопровождения инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации по результатам оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли позволит снизить трудоёмкость проверяющих органов, оперативно принимать экономически целесообразные меры, повышать экономическую эффективность военных финансов.
Рекомендации и перспективы исследования. Существует острая необходимость в обучении специалистов государственного и муниципального управления, а также курсантов высших военных заведений со следующими навыками и умениями:
I. Производить мониторинг расходования при реализации инвестиционно-строительных процессов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;
Рис. 2. условное изображение результатов оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли
II. Оценивать уровень риска и Руст для СРВФ при реализации инвестиционно-строительных процессов;
III. Понимать дальнейший этап ЖЦ РС РК при реализации инвестиционно-строительных процессов;
IV. Оценивать экономическую целесообразность мероприятий при реализации инвестиционно-строительных процессов;
V. Оценивать эффективность последствий рисковых ситуаций (комбинаций), производить декомпозицию процессов при реализации инвестиционно-строительных процессов;
VI. Оценивать качество прогнозирования инвестиционно-строительных процессов и контролировать качество их реализации и т.д.