Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE LEVEL OF RISK TOLERANCE OF CONSTRUCTION INDUSTRY ENTERPRISES IN THE SUPERVISORY SUPPORT OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS IN THE INTERESTS OF THE MINISTRY OF DEFENSE

Bychkov A.V. 1 Zubova L.V. 2
1 National Association of Self-regulating Organizations based on the membership of persons performing Engineering Surveys and self-regulating organizations based on the membership of persons preparing project documentation
2 Department of technology, organization and economics of construction of the VAMTO named after General of the Army A.V. Khruleva
Currently, there is a high level of uncertainty in the implementation of investment and construction projects (ISPs) in the interests of the Ministry of Defense of the Russian Federation. There is no doubt that with the influence of internal and external risks on construction enterprises, there is an urgent need to assess the level of risk tolerance of these enterprises. In this regard, the following are proposed: the concept of risk tolerance of a construction enterprise, indicators and stages of assessing the risk tolerance of a construction enterprise when implementing ISP in the interests of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The methodology for assessing the risk tolerance of construction industry enterprises in this article is proposed for the first time. The authors propose an assessment of the risk tolerance of a construction company’s enterprise in investment and construction projects in the interests of the Ministry of Defense of the Russian Federation during the development of the project itself (project documentation), the analysis of design solutions in the process of expertise and the development of a working,details of technical solutions required for the production of construction and installation works.
construction
process
type of work
risk
uncertainty
risk tolerance
categorization
result

В настоящее время существует высокий уровень неопределённости при реализации инвестиционно-строительных проектов (ИСП) в интересах Министерства обороны Российский Федерации.

Неопределенность сопровождает инвестиционно-строительные проекты буквально на всех этапах жизненного цикла:

– первый этап: формирование и обработка информации об объекте инвестирования;

- Рассмотрение идеи ИСП;

- Разработка возможных вариантов реализации ИСП;

- Оценка уровня возможных рисков и мероприятия по их ограничению;

- Рассмотрение альтернативных вариантов, выбор наилучшего;

- Разработка Декларации о намерениях;

– второй этап: обоснование инвестиций;

- Рассмотрение местоположения градостроительных имущественных и других условий реализации ИСП;

- Получение градостроительного плана земельного участка;

- Подготовка пакета документации, содержащей нормативно установленный перечень сведений о планируемом ИСП;

- Разработка технико-экономического обоснования ИСП;

- Оценка экономической эффективности строительства ИСП;

– третий этап: предпроектные обследования;

- Комплексные инженерные изыскания;

- Оценка воздействия объекта ИСП на окружающую среду. Экологическая экспертиза;

- Получение технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта ИСП к сетям инженерно-технического обеспечения;

- Прохождение процедуры технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

- Разработка задания на проектирование;

– четвёртый этап: проектирование объектов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;

- Выбор исполнителя на разработку проекта;

- Разработка проектной документации;

- Государственная экспертиза проектной документации и получение положительного заключения;

- Разработка рабочей документации;

- Получение разрешения на строительство;

– пятый этап: проведение конкурсных процедур и заключение контрактов с фирмами исполнителями;

- Анализ технологического и инженерного оборудования для принятия решения о поставке силами структурных подразделений Заказчика;

- Разработка конкурсной документации;

- Проведение процедур государственных торгов на строительство;

- Выбор организации для осуществления функций технического заказчика и строительного контроля;

- Заключение государственных контрактов на реализацию;

– шестой этап: строительство объектов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;

- Ведение строительно-монтажных работ;

- Поставка оборудования;

- Технический надзор и строительный контроль;

- Авторский надзор;

- Пусконаладочные работы;

- Ввод объекта в эксплуатацию;

– седьмой этап: эксплуатация построенного объекта;

- Организация эксплуатирующих технических служб;

- Ведение нормативного технического обслуживание инженерного и технологического оборудование;

- Организация планово-предупредительного ремонта сетей и систем инженерно-технического обеспечения здания;

- Проведение текущего и капитального ремонта конструктивных элементов здания и сооружений объекта.

В настоящее время реализация любого ИСП связана с огромными рисками, связанными с беспрецедентным санкционным давлением недружественных стран.

Правительство оперативно принимает меры по снижению финансовой нагрузки на предприятия строительной отрасли, так, например, Постановлением Правительства от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» от 21.10.2022 № 1880 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. № 680» устанавливается возможность изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в 2023 году, при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность исполнения таких контрактов.

Напомним, что впервые за новейшую историю России, в 2022 году введены понятия существенных изменений условий государственных и муниципальных контрактов на строительство, что в корне поменяло политику «твердой цены» государственных контрактов реализуемый в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ и действовавшего ранее №94-ФЗ.

К таким существенным условия отнесены:

а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся;

б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;

в) изменения, связанные с заменых строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;

г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;

д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;

е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;

ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Для оперативного реагирование на вызовы в условиях СВО для строительного комплекса Министерства обороны Правительство выпустило Постановление от 15.02.2023 № 223 «Об утверждении особенностей проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются в рамках реализации проектов (объектов) с особым статусом, необходимых для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, выдачи разрешений на строительство указанных объектов капитального строительства, разрешений на ввод указанных объектов капитального строительства в эксплуатацию» которое устанавливает особые, упрощенные, условия проведения экологической экспертизы, а также особенности выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.

В современных реальных условиях функционирования предприятий строительной отрасли становится особенно важным фактор контроля за реализацией бюджетных средств на всех этапах реализации ИСП.

Необходимо оперативно выявлять как внешние риски (недиверсифицируемые), связанные с общей экономической ситуацией в стране, так и внутренние (диверсифицируемые) риски, обусловленные внутренним финансовым, а также организационно-техническим состоянием планируемой организации-исполнителя для различных этапов ИСП, как на этапах предпроектных изысканиях, архитектурно-строительного проектирования (АСП), так и на этапах строительно –монтажных и пусконаладочных работ.

Таким образом, несомненным является тот факт, что при влиянии внутренних и внешних рисков на предприятия строительства, существует острая необходимость в оценивании уровня устойчивости данных предприятий к рискам. В этой связи предлагаются: понятие рискоустойчивости предприятия строительства, показатели и этапы оценивания рискоустойчивости строительного предприятия при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ.

Авторами предлагается оценивание рискоустойчивости предприятия строительной организации при инвестиционно-строительных проектах в интересах Министерства обороны Российский Федерации при разработке самого проекта (проектной документации), анализе проектных решений в процессе экспертизы и разработке рабочей документации, т.е. детализации технических решений, необходимых для производства строительных и монтажных работ.

Рискоустойчивость проектной или строительной организации как возможность управлять внутренними рисками и адаптироваться к внешним связана с комплексом экономических параметров, в т. ч. структурой капитала, технологическим уровнем и др. Оценивание рискоустойчивости такой организации предлагается осуществлять на основе анализа вариантов сочетания оценочных значений показателей рискоустойчивости на этапе жизненного цикла объекта капитального строительства.

Рискоустойчивость или рискоемкость строительного предприятия (РустСП) – представляет собой степень соответствия объема собственного капитала (собственных средств) величине стоимости хозяйственных рисков (сумме цены риска, прочих расходов и издержек от его последствий) при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ в конкретных условиях.

Рискоемкость или уровень рисков строительного предприятия – взвешенная стоимость рисков в объеме собственных средств строительного предприятия в конкретных условиях строительства и реализации ИСП.

missing image file

Рис. 1. Рискоустойчивость: понятие, показатели и этапы оценивания рискоустойчивости строительного предприятия при реализации ИСП в интересах Минобороны РФ

Равновесие стоимости рисков и объема собственных средств. Значение этого показателя всегда равно 1 (ден. ед./ден. ед.) или 100% (рисунок 1).

Этапы жизненного цикла объекта строительства следующие: проектирование включает в себя: разработку самого проекта (проектной документации) анализ проектных решений в процессе экспертизы и разработку рабочей документации, т.е. детализация технических решений необходимых для производства строительных и монтажных работ с учетом возможных декомпозиций работ и взаимосвязь с основными параметрами реализации проекта.

Последовательность и содержание этапов оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации приведена ниже.

Методика оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации включает восемь этапов:

1. Определение наименее ликвидной части активов. Наименее ликвидная часть активов (Анл) предприятия строительной отрасли (совокупная стоимость постоянных активов (Апост) и наименее ликвидная стоимость текущих активов (Ат нл), ден. ед.:

Анл = Апост + Ат нл;

2. Определение необходимой величины собственных средств для покрытия стоимости наименее ликвидной части активов предприятия строительной отрасли (СКпокр), ден. ед.:

СКпокр = Анл;

3. Определение величина активов предприятия строительной отрасли (А), ден. ед. (исходная информация):

А = Анл + Ал;

4. Определение величина собственных средств, соответствующая ликвидной части активов (СКдоп), ден. ед.:

СКдоп = А – А нл = А – СКпокр ;

5. Определение предельная стоимость риска, ден. ед.:

СРпред = А – Анл = А – СКпокр;

6. Обязательные к соблюдению условия:

- состоятельности предельной стоимости риска:

СРпред = СКдоп;

- Определение предельной рискоустойчивости:

Руст пред = СКдоп / СРпред = 1;

- Определение предельного уровня риска:

Ур пред = СРпред / СКдоп = 1 или 100%;

7. Определение стоимости выполнения этапа работ ИСП фактическая (потребный объем инвестиций) (Сниокр), ден. ед. состоит из цены этапа и прочих издержек:

Сниокр = ∑Цэтап + Иэтапа ≤ Сниокр.пред = СКдоп ;

8. Определение рискоустойчивости предприятия строительной отрасли (как соотношение собственных средств и стоимость ИСП или одного из этапов ИСП в рамках соблюдения условия предельной рискоустойчивости:

Руст ИСП = СКдоп / СИСП =

= СКдоп / (∑Цэтап + Иэтапа) ≥ 1

На рисунке 2 условно изображены результаты оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли при надзорном сопровождении инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации.

Разработка алгоритма принятия управленческих решений для работы органам надзорного сопровождения инвестиционно-строительных объектов в интересах Минобороны Российской Федерации по результатам оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли позволит снизить трудоёмкость проверяющих органов, оперативно принимать экономически целесообразные меры, повышать экономическую эффективность военных финансов.

Рекомендации и перспективы исследования. Существует острая необходимость в обучении специалистов государственного и муниципального управления, а также курсантов высших военных заведений со следующими навыками и умениями:

I. Производить мониторинг расходования при реализации инвестиционно-строительных процессов в интересах Министерства обороны Российский Федерации;

missing image file

Рис. 2. условное изображение результатов оценивания рискоустойчивости предприятий строительной отрасли

II. Оценивать уровень риска и Руст для СРВФ при реализации инвестиционно-строительных процессов;

III. Понимать дальнейший этап ЖЦ РС РК при реализации инвестиционно-строительных процессов;

IV. Оценивать экономическую целесообразность мероприятий при реализации инвестиционно-строительных процессов;

V. Оценивать эффективность последствий рисковых ситуаций (комбинаций), производить декомпозицию процессов при реализации инвестиционно-строительных процессов;

VI. Оценивать качество прогнозирования инвестиционно-строительных процессов и контролировать качество их реализации и т.д.