Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1 2
1
2
-

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.18 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5] Россия должна войти в число крупнейших экономик мира и темпы экономического развития должны быть выше мировых. Одним из путей достижения поставленной цели является создание необходимого количества высокопроизводительных инновационных рабочих мест – «ячеек экономики», отвечающих требованиям охраны и безопасности труда, эффективности и конкурентоспособности. По данным Минтруда России, в настоящее время в Российской Федерации имеется 49,2 млн. рабочих мест.

Впервые эта задача была поставлена Президентом России В.В. Путиным еще в майских указах 2012 года. В указах говорилось о необходимости создания 25 млн. инновационных рабочих мест. В связи с западными санкциями решение данной задачи приобретает жизненно важное значение для обеспечения не только экономической, но и национальной безопасности в целом. В то же время санкционное давление на Россию со стороны США и Запада бесперспективно и в принципе не может дать желаемого для них результата.

Для обеспечения динамичного развития страны и для построения сильной и независимой экономики Россия располагает всеми необходимыми природными ресурсами, имеет высокий уровень научно-технического и человеческого потенциала. Россия является самой богатой страной в мире по запасам природных ресурсов, приходящимся на душу населения. И как сказано в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2017 год, «будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха» [4].

Для успешного решения поставленной задачи актуальной проблемой становится своевременное выявление и учет угроз, которые могут обусловить риски, связанные с созданием высокоэффективных рабочих мест и обеспечением экономической безопасности, и поиск мер по уменьшению или нейтрализации этих рисков. В целях оперативного реагирования на них и принятия управленческих решений должна быть создана система управления рисками [6].

Основные угрозы и вызовы экономической безопасности установлены в указах Президента о Стратегиях экономической и национальной безопасности [6; 7]. В этих же указах определены и основные меры по обеспечению национальной и экономической безопасности. Однако необходимо учитывать и другие угрозы, которые не нашли отражения в этих актах, но, как представляется, могут негативно воздействовать на экономический рост и экономическую безопасность. К ним, в частности, следует отнести:

  • низкую производительность труда;
  • наличие приблизительно на четверти рабочих мест вредных или опасных условий труда;
  • значительные экономические потери экономики России из-за неудовлетворительных условий труда, которые, по данным Минтруда России, ежегодно составляют порядка 1,6 трлн. рублей, или 2,3 процента ВВП;
  • низкий уровень зарплаты работников, занятых созидательным трудом по производству материальных, интеллектуальных и иных благ, являющихся основой жизнедеятельности, и бедность работающего населения;
  • применение договоров гражданско-правового характера для работников фактически постоянно работающих у данного работодателя;
  • падение статуса и престижности человека труда (ученого, квалифицированного специалиста, инженера, рабочего, преподавателя, врача, шахтера, землепашца и т.д.);
  • отсутствие конституционной обязанности всем трудоспособным гражданам России трудиться;
  • отсутствие социальной справедливости в распределении доходов, в том числе полученных от продажи природных ресурсов, среди членов общества;
  • несовершенство существующих систем оплаты труда в производственной и бюджетной сферах, приведшее не только к расслоению общества на богатых и бедных, но и к бегству сотен тысяч высококвалифицированных специалистов и ученых за рубеж;
  • малую востребованность научных разработок;
  • коммерсализацию изобретательского дела с переложением всех затрат, связанных с регистрацией, экспертизой заявок и поддержанием в силе полученных патентов, на самого изобретателя;
  • преобладание в экономике приоритета материального (получение прибыли) перед духовно-нравственным (нравственность, духовность, культура, совесть, мораль, этика);
  • экспорт природных ресурсов в сыром виде (без глубокой переработки и добавленной стоимости).

Защита от указанных выше рисков и угроз, связанных с созданием новых инновационных высокоэффективных рабочих мест, обеспечивающих развитие экономики и экономическую безопасность, должна осуществляться путем:

  • использования данных нам природой бесплатных ресурсов для развития, прежде всего собственной экономики и улучшения качества жизни собственных граждан, а не для «проедания» и сверхобогащения отдельных индивидуумов;
  • экспорта высокотехнологичных продуктов с добавленной стоимостью (бензина, керосина, масел, мебели, машин, оборудования, транспортных средств и др.), полученных из сырья;
  • применения на вновь создаваемых рабочих местах современных высокопроизводительных машин, оборудования, станков, роботов и «умных» энергосберегающих технологий на основе цифровой техники, при этом создаваемые новые рабочие места и производства должны быть не только высокопроизводительными; но и безопасными и не представлять угрозу как для работников и окружающей природной среды, так и для проживающего вблизи населения;
  • стимулирования человека труда для развития у него интереса и желания лучше трудиться, повышать свою квалификацию, быть трудолюбивым и как можно больше производить благ, так как, по словам Д.И. Менделеева, «… А все то «благо народное» … определяется только суммой трудов …», и «надо еще немало поработать мозгами в Государственной Думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной» [3];
  • совершенствования систем управления охраной труда на основе процессного подхода;
  • уменьшения децильного коэффициента в разы;
  • формирования социально-трудовых отношений между работником (человеком труда) и работодателем (собственником) на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и принципов социальной справедливости и общественной солидарности [1];
  • совершенствования применяемых систем оплаты труда и распределения произведенных и полученных материальных и иных благ и ценностей в интересах всего общества с учетом качества и количества труда каждого индивидуума общества;
  • повышения престижности и статуса ученого, изобретателя, инженера, агрария, учителя, врача, рабочего и др.;
  • повышения качества обучения, образования и воспитания специалистов на основе разумного сочетания традиционных отечественных методов и современных цифровых технологий;
  • увеличения приема студентов на специальности, определяющие научно-технический (технологический) и производственный потенциал страны;
  • постепенного вытеснения с внутреннего рынка импортной продукции за счет насыщения рынка отечественными товарами;
  • снижения энергоемкости валового внутреннего продукта и ускоренного развития электроэнергетики, являющейся, наряду с цифровой экономикой, главным локомотивом экономики;
  • разработки и внедрения механизма, стимулирующего спрос на научные разработки и исследования и создания условий для их проведения;
  • разработки программ возвращения на родину уехавших за рубеж ученых и высококвалифицированных специалистов;
  • развития и укрепления нравственных основ жизни и культуры поведения работников и работодателей, которые должны предусматривать взаимную ответственность и взаимное соблюдение интересов каждого из участников трудового процесса.

С учетом сказанного, стратегия социально-экономического развития России как социального государства должна строиться на основе нравственно ориентированного законодательства (ценностей) и на более эффективной концепции обеспечения безопасности, что будет способствовать сохранению и расширенному воспроизводству российского народа – главного богатства страны.

С целью сохранения здоровья работающего населения и снижения экономических потерь экономики из-за неблагоприятных условий труда необходимо реализовать в полном объеме государственную программу Российской Федерации «Безопасный труд» на 2018-2025 годы [2]. Программа содержит мероприятия, направленные на формирование культуры безопасности, на создание стимулов для работников и работодателей к сохранению жизни и здоровья, на обеспечение приоритета профилактики производственных травм и профессиональных заболеваний.

Реализация приведенных выше мер будет способствовать развитию экономики, росту благосостояния народа, увеличению его численности, укреплению социальной справедливости и общественной стабильности и, в конечном счете, повышению не только экономической, но и национальной безопасности государства.