Введение
Согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «экономическая безопасность» – это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1]. Структура экономической безопасности включает в себя производственно-техническую, валютно-кредитную, инфляционную, сырьевую, внешнеэкономическую, промышленную, инновационную, финансовую, инвестиционную, информационную и кадровую безопасность. Главным и основным регулятором развития экономики является государство, задачами которого является функционирование страны в такой экономической модели, которая обеспечивает экономическую безопасность страны.
Цель исследования – сформулировать фундаментальные проблемы развития экономики РФ от постсоветского периода до настоящего времени и установить, и обосновать требования к модели экономики будущего страны.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования является предмет экономической теории как фундаментальная база прикладных экономических наук и универсальный инструмент познания экономики в целом.
При написании научной статьи автором использованы общенаучные методы экономической науки, такие как исторический, статистико-экономический, абстрактно-логический.
Результаты исследования и их обсуждение
Экономика РФ не является застывшим образованием, она постоянно изменяется и развивается.
Для понимания тенденций изменения экономики РФ целесообразно рассмотреть модель экономики страны в советский период. Данную модель иллюстрирует схема, показанная на рис. 1.
Для данной модели характерны:
1. Высокий уровень производства, что обеспечивает:
- практически полную занятость населения;
- устойчивость государственных институтов (армия и флот, органы внутренних дел, воспитание и образование, здравоохранение, социальное обеспечение, поддержка дружественных государств и др.).
2. Высокий уровень экспорта ресурсов за счет реализации возможностей географического положения страны.
3. Низкий уровень, как экспорта, так и импорта продукции.
Модель требует разъяснений.
Ни одна экономика в мире не может обеспечить высокое качество продукции от всех реализованных в стране производств.
В частности, в СССР существовало значительное число производств, не обеспечивающих надлежащее качество продукции, а, следовательно, ее конкурентоспособность на внешнем рынке, отсюда низкий уровень экспорта. А импорт сдерживался, в том числе административно количеством продукции, хотя и не высокого качества, но производимой в стране.
Указанные обстоятельства стали, в том числе одними из причин распада экономики СССР.
В период перестройки для РФ характерна модель так называемой «либеральной» экономики, показанная на рис. 2.
Для данной модели характерны:
1. Значительное снижение уровня производства и как следствие:
- снижение уровня занятости, появление в стране безработицы и миграции населения в поисках работы;
- падение расходов на потребности государственных институтов.
2. Рост экспорта ресурсов за счет перераспределения их с внутреннего рынка на внешний. Такое перераспределение может привести даже к исчезновению высокотехнологичных производств.
3. Падение экспорта и одновременный подъем импорта продукции.
Рис. 1. Модель экономики РФ в советский период Источник: составлено автором
Рис. 2. Модель либеральной экономики Источник: составлено автором
Рис. 3. Модель критического состояния экономики Источник: составлено автором
В целом данная модель несет существенные риски для развития экономики РФ, поскольку не обеспечивает полную занятость населения и существенно снижает устойчивость государственных институтов.
Следует отметить еще одно обстоятельство. В современном мире для жизнеобеспечения каждого человека требуется определенное количество энергии, подавляющая доля которой обеспечивается природными ресурсами. Так называемая «зеленая энергетика» в условиях роста народонаселения без существенного научно-технического прорыва не в состоянии заменить природные ресурсы. РФ в силу своего географического положения обладает значительными запасами природных ресурсов, что постоянно делает ее предметом интервенции в различных формах со стороны промышленно развитых государств. Цель их, в особенности недружественных, довести экономику РФ до критического состояния, иллюстрируемого моделью, приведенной на рис. 3.
Подобную модель можно наблюдать в некоторых странах с незначительной численностью населения и имеющих природные ресурсы.
Для данной модели характерны:
1. Падение собственного производства и как следствие:
- рост безработицы и в результате миграция населения как внутри страны, так и за ее пределы;
- существенное снижение расходов на государственные институты;
- практически полное исчезновение экспорта продукции.
2. Значительный рост экспорта ресурсов.
3. Замещение собственной продукции импортной.
Данная модель категорически не приемлема для существования Российской Федерации, поскольку может привести не только к падению производства, но и к снижению численности населения и даже потере государственности.
Справедливости ради следует отметить, что в период либеральной экономики появились положительные тенденции, связанные с приходом на российский рынок иностранных компаний и организацией совместных предприятий.
Например, с 2010 года по 2014 год наблюдался устойчивый рост числа совместных предприятий и накопленного иностранного капитала. Однако доля инвестиций в машиностроение и металлообработку сократилась за тот же период на сокращалась по отношению к более ранним годам. То есть это характеризует следующее: в основном деятельность совместных предприятий в РФ связана не производством, а с природными ресурсами [4].
В целом появление совместных предприятий положительно сказывается на экономике РФ, поскольку обеспечивает:
1. Развитие здоровых конкурентных отношений между предприятиями национального рынка и содействие устранению монопольных образований.
2. Адаптацию национального производства к требованиям и стандартам мирового рынка и увеличение экспортной конкурентоспособности.
3. Получение доступа к новым технологиям, а также скорейшая «утилизация» старых технологий в интересах модернизации и реконструкции производства.
4. Развитие долгосрочного сотрудничества в сфере услуг на коммерческой основе в форме инжиниринга, консалтинга и совместной реализации других проектов. При этом, в отличие от предприятий со 100%-ми иностранными инвестиции, деятельность которых чаще направлена на завоевание национального рынка принимающей страны, совместные предприятия преимущественно ориентированы на экспорт и часто рассматривают принимающую страну как экспортную базу для выхода на международный рынок. В таком случае выпускаемая ими продукция, как правило, высоко конкурентоспособна, а для ее производства используются современные технологии, позволяющие выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам.
5. Исходя из приведенного анализа, можно предложить наиболее приемлемую для экономики РФ модель, приведенную на рис. 4.
Для данной модели характерны:
1. Высокий уровень собственного производства и наличие совместных предприятий и предприятий зарубежных фирм на территории РФ, что обеспечивает:
- занятость населения, и особенно в регионах;
- материальное укрепление государственных институтов, что гарантирует как экономическую, так и политическую безопасность РФ;
- высокий уровень качества продукции, потребляемой населением.
Рис. 4. Перспективная модель экономики РФ Источник: составлено автором
2. Снижение экспорта ресурсов, связанное с ростом доходов от производства, что приведет к их экономии.
3. Возможность достижения баланса между импортом и экспортом продукции.
4. Наличие совместных предприятий наряду с предприятиями зарубежных фирм на территории Российской Федерации обеспечивает возможность вариативности производства.
Заключение
Данная модель уже формируется в последние годы в РФ и как требует, так и позволяет дальнейшее развитие экономики. Для функционирования экономики на уровне, соответствующем стратегии безопасности РФ, разработанную автором перспективную модель экономики следует адаптировать под каждый конкретный регион РФ с учетом региональных особенностей экономики каждого региона.