Введение
В XXI веке проблема изменения климата стала неотъемлемой составляющей спектра вызовов и угроз для большинства стран мира. В Азиатско-Тихоокеанском регионе от проблемы климатических трансформаций больше всего страдает Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), которая расположена на Индокитайском полуострове и омывается Южно-Китайским морем. Ученые уже неоднократно с тревожностью отмечали, что прибрежные регионы Вьетнама все чаще сталкиваются с тем, что изменение климата прямо влияет на их экономическое развитие. Имея береговую линию протяженностью более 3260 километров, включающую крупные города и производственные площадки, Вьетнаму сильно угрожает проблема целостности критической инфраструктуры, так как страна сильно подвержена повышению уровня моря. Последствия изменения климата для вьетнамской экономики и национального благосостояния уже достаточно значительны – потеря около 3,2 % ВВП (10 млрд долларов) в 2020 году [1]. Ожидается, что данный показатель будет быстро нарастать, даже при условии, если будут предприняты более активные усилия по смягчению последствий изменений климата во всем мире [1].
Исторически во Вьетнаме были очень низкие выбросы парниковых газов, но за последние два десятилетия здесь наблюдались одни из самых быстрых темпов роста выбросов в мире. С 2000 по 2015 год, когда ВВП на душу населения увеличился с 390 до 2000 долларов, выбросы на душу населения выросли более чем в четыре раза [1]. Выбросы парниковых газов во Вьетнаме сегодня связаны с токсичным загрязнением воздуха во многих городах страны, что имеет последствия для здоровья населения и производительности труда. На конференции ООН по изменению климата в Глазго в ноябре 2021 года (COP26) премьер-министр Вьетнама взял на себя несколько обязательств, включая амбициозную цель сокращения выбросов до чистого нуля к 2050 году [8]. Повышенное внимание Вьетнама к изменению климата и окружающей среде отражает растущие экономические издержки, связанные с истощением ресурсов и воздействием климата, которые уже начали наносить ущерб торговле и инвестициям – двум ключевым факторам устойчивого роста страны и создания рабочих мест в последние десятилетия. Правительство Вьетнама сейчас сталкивается с критическими вопросами о том, как реагировать на изменение климата: какие меры необходимо принять, чтобы избежать или с наименьшими негативными последствиями адаптироваться к предыдущему и прогнозируемому ущербу, вызванному изменением климата, учитывая неопределенность глобальных усилий по смягчению экологических последствий.
Климатические риски: их особенности и эффекты
Экономика Вьетнама является одной из наиболее интенсивных по выбросам парниковых газов в Восточной Азии. На рисунке 1 наглядно показано, что 2021 году выбросы углекислого газа (CO2) во Вьетнаме достигли примерно 106 миллионов метрических тонн, что свидетельствует о незначительном снижении по сравнению с предыдущим годом. Однако выбросы CO2 во Вьетнаме увеличивались из года в год до 2021 года.
Из данных таблиц хорошо видно, что за последнее десятилетие количество выбросов углекислого газа на территории Вьетнама выросло в три раза. За эти десять лет экономические показатели страны действительно возросли, однако данный рост был достигнут за счет окружающей среды, что привело к загрязнению водных путей, значительной потере дикой природы, морского биоразнообразия и почти полному исчезновению рыболовства. В глобальном рейтинге экологических показателей Вьетнам занимает 141 место из 180 стран. До начала пандемии, разразившейся в 2020 году, жители столицы Ханоя носили маски, чтобы предотвратить респираторные заболевания из-за роста выбросов газов в атмосферу от автомобилей и мотоциклов. С учетом того факта, что в столице имеется более 7 миллионов мотоциклов и миллион автомобилей на 8 миллионов жителей, индекс загрязнения воздуха в 5,6 раза превышает рекомендуемое значение твердых частиц 2,5 для качества воздуха, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Кроме того, по данным ВОЗ, ежегодно более 60 000 смертей во Вьетнаме связаны с загрязнением воздуха, что почти вдвое превышает число смертей от COVID-19. В результате правительство планирует запретить мотоциклы в центре города к 2030 году, чтобы уменьшить загрязнение воздуха и уменьшить заторы в столице [1].
Рис. 1. Ежегодные выбросы CO2 во Вьетнаме с 2010 по 2021 гг. Источник: Annual emissions of carbon dioxide in Vietnam 2010-2021. Statista
Рис. 2. Прогноз повышения уровня моря в дельте Меконга, Вьетнам на период 2020-2100 гг. Источник: ResearchGate. Projection of sea level rise for Mekong Delta, Vietnam under RCP 6.0 scenario for the period 2020-2100
Дельта реки Меконг является одной из крупнейших дельт в мире, в которой в настоящее время проживает 17 миллионов человек и обеспечивается более половины производства риса во Вьетнаме. Регион сталкивается с несколькими угрозами: некоторые возникают в результате продолжающегося изменения климата, а другие – в результате деятельности человека в дельте или вверх по течению [2]. Глобальное изменение климата приводит к повышению температуры и изменению количества осадков в дельте, как и в других регионах Вьетнама. Однако очень низкая высота дельты делает ее горячей точкой для другой угрозы: повышения уровня моря. Действительно, средняя высота дельты всего около 80 см над современным уровнем моря [3]. На рисунке 2 можно увидеть прогнозы будущего повышения уровня моря на конец века, они колеблются от +24 см до +84 см, в зависимости от климатического сценария, что означает, что к концу века значительная часть дельты может опуститься ниже уровня моря, или даже раньше, если наихудшие сценарии дестабилизации полярного ледяного щита станут реальностью [2].
Кроме того, дельта также сталкивается с увеличением проникновения соленых вод в поверхностные воды в засушливый сезон, что отрицательно сказывается на сельском хозяйстве и аквакультуре. Это явление в основном вызвано эрозией уровня русла реки , вызванной истощением наносов из плотин выше по течению и добычей песка. В ближайшие десятилетия эрозия русла реки фактически станет самым большим фактором, который может привести к значительному увеличению соленой воды. Это означает, что почва станет полностью непригодной для выращивания риса в засушливый сезон. Кроме того, по оценкам многих экспертов, сегодня около 140 000 га (10%) нынешних посевных площадей озимого и весеннего риса больше не подходят для выращивания риса [3].
Экономические риски и пути их предотвращения
Изменение климата все больше подрывает экономику Вьетнама, и затраты на предотвращение климатических рисков уже начинают замедлять экономический рост страны [10]. Первоначальные расчеты, полученные в результате недавнего анализа состояния окружающей среды во Вьетнаме, показывают, что СРВ потеряла 10 миллиардов долларов в 2020 году, или 3,2 процента своего ВВП, из-за последствий изменения климата [4]. Масштабы этого ущерба, который, по прогнозам, будет быстро увеличиваться, подчеркивают растущую необходимость адаптации Вьетнама к рискам, связанным с изменением климата, в то время как уязвимость Вьетнама к изменению климата обусловлена накопленными запасами парниковых газов в атмосфере и медленной реакцией крупнейших загрязнителей на сокращение их выбросов, это усугубляется плохим планированием и устойчивым управлением природными ресурсами во Вьетнаме [4; 5]. Примером может служить дельта реки Меконг, где продолжающаяся добыча песка усугубляет воздействие повышения уровня моря на эрозию береговой линии и берегов рек. В некоторых провинциях за 80 лет может быть затоплено более 70 процентов их земель [5].
Стоит также отметить, что изменение климата не только негативно сказывается на таких стратегических секторах экономики, как рыболовство и сельское хозяйство, но и замедляет рост производительности труда, увеличивает затраты на охлаждение из-за более высоких температур и наносит вред здоровью людей. Повреждение физической инфраструктуры имеет негативные местные последствия, а также макроэкономические последствия для всей национальной экономики страны. Повреждение электросети может привести к длительным перебоям в работе и снижению надежности системы, что может повлиять на производство и торговлю [7]. Горные районы, где сосредоточено много бедных общин этнических меньшинств, зависят от нескольких важнейших дорожных связей и линий электропередач, поэтому потеря инфраструктурной связи из-за климатических явлений может оставить их изолированными на долгие месяцы. Кроме того, если проанализировать издержки от нарушения дорожных связей, например, как отсутствие одного звена на Национальной автомагистрали 1А может привести к экономическим потерям в размере 1,9 миллиона долларов в день только из-за необходимости перенаправлять грузовые потоки на другой маршрут, не включая ущерб инфраструктуре. Однако точные общие затраты от экологических изменений неизвестны, так как экономические показатели Вьетнама недостаточно хорошо отражены в национальной экономической статистике, которая часто не учитывает потери природных и физических активов.
Бесспорно, что сегодня Вьетнам нуждается в грамотной экологической и устойчивой модели развития. В недавно опубликованном отчете Всемирного банка о климате и развитии Вьетнама подчеркивается настоятельная необходимость адаптации к новым нормам, а прогнозные модели предсказывают, что к 2050 году издержки для экономики, вызванные изменением климата, могут превысить 523 миллиарда долларов США [6].
В ответ на угрозу изменения климата правительство Вьетнама предприняло ряд действий, включая ратификацию Киотского протокола в 1994 г.; инициирование Национальной целевой программы реагирования на изменение климата (НТП-РКК) в 2008 г.; утверждение Национальной стратегии по изменению климата (НСИК) в 2011 г.; и разработку Национальной стратегии зеленого роста 5 (NSGG) в 2012 году. Кроме того, в апреле 2022 года правительство приняло Решение № 450/QD – TTg с видением на 2050 г. [9]. Данное решение содержит комплекс инструментов и задач, которые будут внедряться до 2030 года с целью развития общества в гармонии с окружающей средой и круговой экономикой, чтобы к 2050 году государство смогло стать полностью углеродно-нейтральным [9]. Продвижение экономики замкнутого цикла создаст специальную бизнес-среду, которая будет ориентирована на инвестиции. Инвесторы должны будут рассмотреть возможность вложения капитала в органические удобрения и пестициды, поскольку пищевая промышленность Вьетнама теперь переключает свое внимание на органические продукты и выращивание зелени.
Стратегия 450 также нацелена на модернизацию мусороуборочного оборудования, системы перевалочных пунктов в городах и расширение сети сбора твердых отходов в сельской местности. Важнейшими задачами также выступают очистка сточных вод, особенно в городских районах и промышленных парках, развитие перерабатывающих производств с использованием современных технологий, а также постепенный отказ от небольших предприятий по переработке вручную, которые вызывают загрязнение в ремесленных деревнях.
Вьетнам имеет выгодные географические особенности. В 2020 году СРВ вошла в десятку стран с самой высокой солнечной мощностью в мире. Потенциал Вьетнама для ветроэнергетики весьма значителен, поскольку страна обладает 8,6 % земель, пригодных для строительства крупных ветряных электростанций. С недавнего времени в стране активно действует политика стимулирования предприятий, работающих в секторе «зеленой» энергетики.
Выводы
К основным климатическим рискам, которые вызывают наибольшую озабоченность во Вьетнаме, относятся глобальное потепление, разрушение озонового слоя ввиду большого количества выбросов углекислого газа, повышение уровня моря и соленых вод, а также вымирание диких животных и сокращение морского биоразнообразия.
Несмотря на все усилия властей в принятии различного рода программ и политик по предотвращению климатических угроз, Вьетнам продолжает сталкиваться с серьезными последствиями изменения климата. На протяжении десятилетий власти Вьетнама работали над совершенствованием основ политики по адаптации страны к серьёзным экологическим трансформациям. В результате был достигнут значительный прогресс в снижении последствий стихийных бедствий и ограничении отрицательных эффектов изменения климата, но вопросы уязвимости и риска не нашли должного отражения в стратегиях адаптации к изменению климатической ситуации и предотвращения бедствий, особенно в развитии инфраструктуры, из-за отсутствия надлежащих инструментов оценки и поддержки принятия решений. Кроме того, наблюдается значительный недостаток во внутренних и внешних каналах финансирования и международной помощи. Таким образом, адаптация к неизбежным последствиям изменения климата является вопросом стратегии развития Вьетнама, наряду с его собственным амбициозным вкладом в необходимые усилия по сокращению выбросов, о которых было объявлено на COP26.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ВАОН № 21-510-92008.