Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE IMPORTANT DIRECTIONS IN DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE CONTEXT OF THE BIG CALLS

Lyamanova E.A. 1
1 National Research Mordovia State University
New social problems in the modern world are designated by big calls. Small and medium business owing to the creativity and dynamism is capable to be directly involved in the directions of their decision. He has the high saved-up potential. The social component of his business isn’t indifferent for businessmen at all. The purpose of work is consideration of a role and value of small and medium business in performance of tasks, the caused big calls of modern society. In work on the basis of use of system and statistical methods aspects of influence of activity of small and medium business on the solution of the problems caused by big calls in economy are analysed. The great importance of small and medium business is confirmed by the functions which are carried out by him. Businessmen gain skills of successful business, mastering the risk projects supporting everything new and creative. According to the established criteria of reference of the enterprises to the sphere of small and medium business as of 01.01.2017 in the Russian Federation 5,3 million such enterprises are registered. The average number of workers at small enterprises in the considered period is not less than 10 million people, and on averages – about 2 million people. Turnover of small and medium business enterprises in 2016 has increased by 1, 6 times in comparison with 2012. Investments into fixed capital have increased in 1,5 and 1,9 times respectively. Small business it also individual entrepreneurs. Therefore, in the sphere of small business a large number of the busy population works. Small and medium business is multipurpose. Only to him in power embodiment of the most different creative ideas and decisions. It means that, as the social responsibility of business has to be increased through implementation of social projects.
business
social responsibility
big calls
small and medium business
region

Введение

В Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 года к одному из больших вызовов отнесен «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения…», что ведет к ряду новых социальных проблем [1]. Следовательно, надо решать эти проблемы, используя в первую очередь, накопленный потенциал. Таким потенциалом является малое и среднее предпринимательство (МСП).

Стремление к освоению новых знаний всегда помогали предпринимателям создавать инновационные технологии, внедрять их в сферах своего бизнеса. Предпринимательство, по мнению Ф. Уокера (1876г) связано с получением прибыли благодаря своим организаторским способностям[2].

Предпринимательство связано с наличием больших рисков: от не возможности получить прибыль в результате хозяйственной деятельности, до финансового банкротства и разочарования в том, что много было отдано сил и времени.

Но все же предприниматель – это не только человек, который стремится, как можно больше зарабатывать. Предпринимательство, по мнению Р. Хизрича (1985 г) это затраты на создание чего – то нового, принятие всего нового на финансовом, психологическом и социальных рынках, и получение в награду денег, и удовлетворение достигнутым [2].

То есть, предприятиям, работающим в сфере малого предпринимательства во все не безразлична социальная составляющая его бизнеса. Возможность принести пользу людям, особенно если это связано с повышением занятости населения в виде приема на работу граждан; поддержкой инвалида, пожилого человека и лиц, оказавшихся в непростой ситуации. В современном мире каждый человек, не зависимо от состояния его здоровья на протяжении жизни, должен иметь возможность достойно и активно существовать в социуме. Это означает, что он должен пользоваться всеми возможными благами, которыми на данный период обладает общество, в котором он находится.

Цель исследования – рассмотрение роли и значения малого и среднего бизнеса в выполнении задач, обусловленными большими вызовами современного общества.

Материал и методы исследования

В работе на основе использования системного и статистического методов проанализированы аспекты влияния деятельности малого и среднего бизнеса на решение проблем, обусловленных большими вызовами в экономике.

Результаты исследования и их обсуждение

Большое значение малого бизнеса наглядным образом подтверждается через выполняемые им функции: продвижение инновационных процессов, создание новых рабочих мест и повышение занятости, смягчение социальной напряженности, равномерное развитие регионов, стимулирование спроса, выполнение социальных функций. Навыки успешного ведения бизнеса предприниматели приобретают, осваивая рисковые проекты, поддерживающие все новое и креативное. Остановимся на одном из важных направлений МСП – содействие занятости и сглаживание социальной напряженности в стране.

В соответствии с установленными критериями отнесения предприятий к сфере малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 января 2017 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 5,3 млн. таких предприятий. В их числе 2770,6 тыс. малых предприятий (2597,6 тыс. составляют микропредприятия); средние предприятия – 13,3 тыс. и 2523,6 тыс. человек – индивидуальные предприниматели [3,4]. Статистика основных показателей деятельности малых и средних предприятий в Российской Федерации приведена в таблице 1.

Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в рассматриваемом периоде составляет не менее 10 млн. человек, на средних – около 2 млн. человек. Оборот предприятий МСП в 2016 году увеличился в 1,6 раза в сравнении с 2012 годом. Инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 и 1,9 раза соответственно.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности МСП за 2012 – 2016 гг.

Год

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Число предприятий, тыс.ед.

малое предприятие

2003,3

2063,1

2103,8

2222,4

2770,6

среднее предприятие

13,8

13,7

13,7

19,3

13,3

Среднесписочная численность работников (без внешних

совместителей, тыс. чел. )

малое предприятие

10755,7

10775,2

10789,5

10377,6

10055,9

среднее предприятие

1719,5

1630,7

1585,8

2036,6

1676,6

Оборот предприятий, млрд, руб.

малое предприятие

23463,7

24781,6

26392,2

44124,3

38877,0

среднее предприятие

4710,6

4717,5

5027,8

10362,7

7590,4

Инвестиции в основной капитал, млрд.руб

малое предприятие

521,5

574,9

664,4

….

801,6

среднее предприятие

209,1

274,3

284,9

…..

391,5

 

В Республике Мордовия в 2017 году зарегистрировано 7061 малых предприятий (в том числе 6056 микропредприятий); 72 средних предприятия. Среднесписочная численность работников составила 49,2 тыс. чел. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) составил 125,3 млн. рублей; средних – 28,4 млн. руб. [4].

Малое предпринимательство это еще и индивидуальные предприниматели. В 2015 году их численность в РФ составляла 2792,0 тыс. человек, в 2016 году – 2523,6 тыс. человек; в 2017 году – 2561,1 тыс. чел. В Приволжском Федеральном округе и в Республике Мордовия в 2016 году – 504, 3 тыс. чел. и 12,2 тыс. чел; в 2017 году 478,8 тыс. чел. и 13,7 тыс. чел. соответственно.

Наибольшая доля численности занятых в предпринимательской деятельности наблюдается в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования: в 2012 году – 58,2%, в 2016 году – 55,0%, в 2017 году – 53,8%; на транспорте и связи – 9,4%, 8,8% и 9,8%; в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 7,4%, 9,7% и 3,5%, в обрабатывающем производстве – 7,2%, 8,0% и 7,3 соответственно; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 6,2%, 5,3% и 5,5%.

Доля численности занятых на индивидуальных предприятиях Приволжского Федерального округа в общей численности всех занятых в Российской Федерации в 2012 г составила – 20,3%, в 2017 г – 19,3%. Наибольшую долю имела Республика Татарстан (2,2% и 2,5% соответственно); наименьшая доля – 0,5% у Республики Марий Эл; Доля Республики Мордовия составила 0,8% в 2012 году и 0,5% в 2017 году. По Приволжскому Федеральному округу из 20, 3% в Республике Башкортостан – 12,8% в 2012 году, 10,5% в 2017 году; в Пермском крае – 12,8% и 12,0% соответственно. Республика Мордовия имела 3,8% в 2012 году и 2,7% в 2017 году [3,4].

Таким образом, статистические данные показали, что в сфере малого бизнеса трудится большое количество занятого населения.

Активность индивидуального предпринимательства связана с возможностью заниматься тем, что обеспечивает ему реализацию своих способностей. Более того, удовлетворение от полученных результатов побуждает предпринимателя с большей ответственностью подходить к решению социальных проблем в обществе.

Социальная ответственность бизнеса

Малое предпринимательство, показывая не плохую статистику в области занятости, берет на себя и другие важные социальные обязательства. Более того, социальным предпринимательством признается вовлечение определенных категорий граждан: инвалидов, сирот и выпускников детских домов, лиц с детьми до 7 лет, граждан старшего возраста; лиц, находящихся в непростой ситуации.

Доля работников из этих категорий должна быть не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Могут ли предприятия, работающие в сферах малого бизнеса ограничиваться только своевременностью уплаты налоговых платежей или выплатой достойной заработной платы, либо бизнес берет на себя дополнительные социальные обязательства, занимаясь, например, благотворительностью. Однако только честное выполнение своих обязанностей, это еще не все. Бизнес должен сформировать определенные черты, позволяющие ему занимать устойчивые позиции в формировании бизнес – структур[5].

Социализация экономического развития в мире направлена на развитие таких направлений:

1. трудоустройство граждан и реализация их профессиональных навыков;

2. поддержка и обслуживание социально незащищённых групп граждан и семей с детьми в области физкультуры, массового спорта и здравоохранения;

3. создание различных молодежных кружков и секций;

4. развитие социального туризма;

5. оказание помощи пострадавшим в результате переезда на другое место жительства по разным причинам;

6. разработка, производство и реализация медицинской техники;

7. развитие культурно-просветительской деятельности (театры, музеи, театральные кружки, творческие мастерские);

8. оказание образовательных услуг социально незащищённым гражданам;

9. помощь в привлечении к социально-активной деятельности лиц, имеющих склонность к потере доверия к себе и своим близким; групп граждан, освобожденных из мест лишения свободы, страдающих алкоголизмом или наркоманией [6].

Следовательно, такое поведение предпринимателей должно стимулировать государство и гражданское общество. Для развития социального предпринимательства уже создаются центры инноваций социальной сферы. С начала функционирования таких центров получили поддержку 6 тысяч социальных предпринимателей. Создание и развитие таких центров способствует воплощению новых идей и нахождение способов их реализации через инвестиции [7].

Выводы

Дальнейшее развитие предпринимательства является особенно важным для современного общества. Оно отчетливо подчеркнуто его ролью и выполняемыми им функциями. В условиях больших вызовов, с которыми сталкивается мировая экономика, такие предприятия способны принять непосредственное участие в решении глобальных проблем. Малые и средние предприятия в первую очередь содействуют обеспечению занятости населения. Это важная социальная составляющая бизнеса. Однако бизнес многофункционален и креативен. Только ему под силу воплощение самых разных творческих идей и решений. Это означает то, что социальная ответственность бизнеса должна повышаться через реализацию и поддержку социальных направлений и проектов.