Введение
Углеродное регулирование – актуальный тренд мировой повестки в области устойчивого развития. Многими странами мира ведется разработка национальных политик в области углеродного регулирования экономики и производства. Согласно Кадастру антропогенных выбросов [13], энергетика занимает наибольшую долю в структуре выбросов парниковых газов по секторам экономики Российской Федерации. Подробная статистика представлена в таблице.
Распределение выбросов парниковых газов в Российской Федерации по секторам, % [13]
Год |
Сектор |
Всего |
|||
Энергетика |
Промышленные процессы и использование продукции |
Сельское хозяйство |
Отходы |
||
2020 г. |
77,9 |
11,8 |
5,7 |
4,6 |
100,0 |
Базовый год (1990 г.) |
81,5 |
9,0 |
7,8 |
1,7 |
100,0 |
Рис. 1. Общая иерархия стратегических и правовых документов в области углеродного регулирования в России
Целью исследования является анализ актуальной нормативно-правовой базы в области углеродного регулирования и последующая разработка рекомендаций по снижению выбросов компаний ТЭК как наиболее «выбросоемкой» отрасли.
29 октября 2021 года Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (далее – Стратегия) [4].
Стратегия предполагает два сценария развития декарбонизации российской экономики с точки зрения выбора мер и механизмов – инерционный и целевой. Фокус остается на целевом сценарии развития, в котором обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста России в условиях глобального энергоперехода детерминировано как стратегически важная задача. Переход к углеродной нейтральности Российской Федерацией, согласно Стратегии, ожидается к 2060 году. Углеродная нейтральность предполагает достижение равенства показателей антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу (далее – выбросы ПГ) и абсорбции. Такая концепция в международной практике имеет наименование “net-zero”.
Согласно Закону № 296-ФЗ [1] климатические проекты в Российской Федерации могут реализовывать все субъекты права. При этом такие мероприятия должны соответствовать установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериям климатических проектов, подтвержденные (верифицированные) сведения о результатах реализации которых будут включаться в реестр УЕ.
Верифицированным результатом климатических проектов выступают углеродные единицы (далее – УЕ) и квотирование таковых (на сегодняшний день, в рамках эксперимента [2]). Схематически общая иерархия стратегических и правовых документов представлена на рисунке 1.
В результате применения мер, предусмотренных Федеральным законом №296-ФЗ субъекты экономики Российской Федерации получат инструментарий для снижения углеродного следа, что означает не что иное, как релевантную минимизацию антропогенного воздействия на глобальную экологическую среду и климат.
Экспериментальная система торговли выбросами в РФ
Наиболее комплексным решением проблемы значительного углеродного следа компаний ТЭК России является создание единой системы торговли выбросами (СТВ).
«Сахалинский эксперимент» – пионер углеродного регулирования в России. Именно Сахалинская область является экспериментальным регионом, планирующим достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года.
Компании-участники «Сахалинского эксперимента», в свою очередь, заинтересованы в данной инициативе, так как они получают возможность монетизации экологически эффективных решений за счет уменьшения базы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Более того, осуществляя операции в системе торговли выбросами, компании заинтересованы в снижении выбросов парниковых газов с целью продажи избытка УЕ. Трансформируя свою бизнес-модель в сторону снижения углеродного следа, компания получает возможность компенсации части затрат на данные инновации за счет продажи дополнительных УЕ.
Внебиржевое обращение УЕ стало доступным после вступления в силу 01.09.2022, обозначенных выше правительственных актов, регламентирующих работу реестра УЕ, и запуска его работы. Организация биржевого обращения будет реализована по мере появления спроса со стороны участников рынка на такие операции.
Проблематика углеродного регулирования в Российской Федерации
Концепция углеродного регулирования предполагает постепенный рост затрат для компаний, которые не стремятся к декарбонизации собственной бизнес-модели, то есть постепенное ужесточение рыночных барьеров как для субъектов рынка, так и для новых компаний. Углеродное регулирование – достаточно рисковый эксперимент. Российское углеродное регулирование не является исключением из правил, так как оно несовершенно по следующим причинам:
• главным аспектом эффективности углеродного регулирования является не инструментарий, а конкретная цель сокращения выбросов;
• на национальных уровнях не применяются ценовой или количественный метод в их общем виде, поэтому эффективное углеродное регулирование заключается не в выборе одного из двух подходов, а в создании мультипликативной модели, вбирающей в себя достоинства каждого из методов;
• геополитическое, географическое и климатическое расположение России, плюрализм ее климатических поясов не сочетается с копированием западного опыта и его имплементацией в российской практике.
Таким образом, можно говорить о том, что углеродное регулирование в Российской Федерации невозможно при переложении иностранного опыта. Тем не менее, на корпоративном уровне, субъекты могут предпринимать определённые действия по декарбонизации своей деятельности.
Основным объектом преломления информации в данной работе являются именно компании топливно-энергетического комплекса Российской Федерации – крупнейшие эмитенты парниковых газов. Структура выбросов парниковых газов в России представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика объема совокупных выбросов парниковых газов и объема выбросов энергетическими компаниями России за 2019–2020гг., млн т СО2 – эквивалента [14]
Согласно рисунку 2 можно сделать вывод, что доля выбросов энергетическими компаниями в совокупном объеме снизилась с 80% в 2019 году до 78% в 2020 году, что объясняется началом пандемии COVID-19 и следующим за ним энергетическим кризисом, который ознаменовал ограничение генерации мощностей. Тем не менее, энергетические компании являются крупнейшими эмитентами парниковых газов, что заставляет их инвестировать в различные проекты по абсорбции (поглощению) парниковых газов из атмосферы. Более подробная информация о доле поглощенных выбросов в общем количестве выбросов парниковых газов энергетической отраслью представлена на рисунке 3.
Согласно данным, представленным на рисунке 3, последние годы лишь треть выбросов энергетической отрасли поглощается при помощи использования различных технологий поглощения. Существуют 3 основные технологии управления выбросами парниковых газов, представленные на рисунке 4.
Рис. 3. Доля поглощенных выбросов в общем количестве выбросов парниковых газов энергетической отраслью [14]
Рис. 4. Технологии управления выбросами парниковых газов
Рис. 5. Дорожная карта снижения углеродного следа компаниями
Рис. 6. Концепция «двойной существенности»
Применение подобных технологий особенно актуально в условиях «кризиса редуцентов» и недостатка абсорбции углекислого газа в атмосфере, которые наблюдаются в современном экологическом поле. Иными словами, недостаток организмов, которые способны превращать отмершие останки живых организмов в неорганические и нехватка зеленых насаждений подталкивают компании к выбору инструментария снижения корпоративного углеродного следа.
Таким образом, может быть предложена «дорожная карта» снижения углеродного следа на уровне компании, представленная на рисунке 5.
Несомненно, трудно говорить о снижении углеродного следа без соответствия ключевым критериям и требованиям, установленным на государственном уровне, поэтому соблюдение государственных экологических требований является стартовой точкой для достижения эффективности в области управления выбросами парниковых газов и, следовательно, снижения углеродного следа.
Другим важнейшим шагом является раскрытие информации, связанной с устойчивым развитием, в отдельных отчетах об устойчивом развитии (далее – ОУР) или в составе годового отчета компании (далее – ГО) (рисунок 6).
Таким образом, раскрытие информации критически важно с точки зрения взаимоотношения компании с ее заинтересованными лицами и учетом их интересов и запросов.
Разработка климатической стратегии компании, установка целевых показателей в области экологии и рационализация экологического менеджмента позволяет компании обозначить свои приоритеты, планы и инструментарий. Иными словами, методологическая и инструментальная база важна для снижения углеродного следа.
Следующим шагом является использование описанных технологий управления выбросами парниковых газов. Данная инициатива требует значительных капиталовложений, как и любого рода экологические инициативы. Следовательно, необходимо привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Если компания является публичным акционерным обществом, то она может привлечь заемные средства через «зеленые» облигации – особые долговые ценные бумаги, которые сертифицированы и верифицированы согласно национальной таксономии [3].
Инвестиции и инновации организаций топливно-энергетического комплекса России – ключ к развитию таковых на экологическом поле, поэтому необходимо постоянно модернизировать имеющиеся мощности и адаптировать таковые с учетом экологических потребностей компании.
Комплексное соблюдение представленной «дорожной карты» позволит компаниям снизить углеродный след и оптимизировать бизнес-модель деятельности компании, но необходимо подчеркнуть капиталоемкость интеграции рекомендуемых новаций и процессов.