Введение
В современном мире информация является одним из ключевых ресурсов, который способствует повышению эффективности и скорости принятия управленческих решений. При этом принятие решений в условиях ограниченности информационных ресурсов (или информационного вакуума) свидетельствует о повышении рисков и может привести к негативным последствиям. Для организаций и предприятий полнота и достоверность информации, а также своевременность ее получения – это залог успеха деятельности, основной целью которой является получение прибыли. Для региональных органов власти информация становится ресурсом, от которого зависит успешность социально-экономического развития подведомственных территорий. При этом для регионов Арктической зоны Российской Федерации, учитывая их стратегический потенциал, под которым мы понимаем наличие извлекаемых углеводородных и других видов ресурсов – основы пополнения бюджета страны, а также важнейшее их месторасположение (северные границы государства и наличие Северного морского пути) [1], принятие решений в условиях ограниченности информации ставит под угрозу не только успешность развития самих территориальных хозяйственных систем, но и обеспечения национальной и экономической безопасности России.
Цель исследования – разработка рекомендаций по интеграции систем управления телекоммуникационной и информационной инфраструктурой в регионах АЗРФ.
Материалы и методы исследования
При проведении исследования применялись основные формы и методы экономического анализа. Основой послужили ключевые стратегические государственные документы – указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, а также официальные статистические данные Росстата и работы отечественных ученых экономистов в сфере информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Результаты исследования и их обсуждение
Комплекс зданий, сооружений, различных служб и систем, которые необходимы для нормального функционирования и обеспечения достойных условий жизни населения и осуществления производственной деятельности называется инфраструктурой.
На практике различают несколько видов инфраструктуры, развитие каждого из которых предполагает возведение зданий и сооружений, то есть развитие строительного комплекса. На рисунке представлена классификация объектов инфраструктуры в регионах Арктической зоны Российской Федерации [2].
На современном этапе под информационной инфраструктурой понимается система организационных структур, а также подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура включает совокупность информационных центров, банков данных, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.
В свою очередь под телекоммуникационной инфраструктурой понимается сетевая инфраструктура, с помощью которой осуществляется передача информации между источниками и получателями, территориально удаленными друг от друга. Данная инфраструктура может быть представлена линиями связи, с помощью которых осуществляется распространение электромагнитных сигналов различными способами, а также оборудованием, позволяющим обеспечивать передачу, прием и обработку этих сигналов.
В последние годы учеными, в том числе и экономистами, вполне обоснованно утверждается о необходимости отнесения телекоммуникационных услуг к отдельной отрасли экономики. Это обусловлено тем, что телекоммуникации, хоть и являются ключевой составляющей системы связи, по сути, являются отраслью общественного производства, в частности услуг по передаче сообщений и предоставления необходимых технических средств для их передачи. При этом рынок телекоммуникационных услуг уже давно является одним из крупнейших сегментов мирового рынка, уступая по некоторым оценкам, только финансовому [2].
Классификация объектов инфраструктуры в регионах Арктической зоны Российской Федерации [2]
Значимость развития телекоммуникационного сектора сложно переоценить, несмотря на то, что его доля не превышает 1 % от ВВП, это один из самых динамично развивающихся секторов экономики Российской Федерации. А принятие в последние годы ряда стратегических документов, таких как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3], «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года» [4], «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» [5] только подтверждают этот тезис. Кроме того, развитие данной отрасли способствует работе и других отраслей экономики.
В стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг. [3] информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующими в сфере здравоохранения, связи, транспорта, оборонной промышленности, а также энергетике, атомной, ракетно-космической, топливной, горнодобывающей, химической и металлургической промышленности называются объектами критической информационной инфраструктуры, то есть имеющими приоритетное значение для обеспечения безопасности и функционирования экономики.
Без развитой, современной телекоммуникационной инфраструктуры представить себе вхождение в мировое информационное и экономическое пространство, да еще и на паритетных условиях, просто невозможно. Именно поэтому руководство страны рассматривает развитие данной инфраструктуры не только в качестве одного из ключевых факторов развития национальной экономики, но и способа укрепления в международном сообществе ее авторитета [6].
Регионы Арктической зоны Российской Федерации, сегодня, слабо обеспечены современными телекоммуникациями, на что, пусть и косвенно, указывают и официальные статистические данные Росстата. Расчет коэффициента доступности телекоммуникационных услуг (за период с 2013 по 2020 гг.) показал, что население регионов Арктической зоны РФ имеет меньше возможностей для получения таких услуг (таблица).
Несмотря на то, что данные, представленные в таблице, относительные, они полностью подтверждают факт того, что телекоммуникационные услуги в регионах Российской Арктики менее доступны, чем в целом по стране.
В большинстве своем современные виды телекоммуникаций и информационных технологий, представленные в регионах АЗРФ, обладают недостаточной пропускной способностью для стопроцентного удовлетворения потребностей населения, бизнеса и обеспечения национальной безопасности. При этом те услуги, которые предоставляются, стоят дороже аналогичных, представленных в других регионах Российской Федерации, и зачастую работают на «чужом ресурсе» [7].
При этом проблема не ограничивается только стоимостью и качеством услуг Интернета, в Российской Федерации помимо того, что недостаточно развиты технологии, предназначенные для осуществления глубоководного бурения на нефть и газ, в том числе и на шельфе арктических морей, слабо развито и программное обеспечение, предназначенное для таких технологий. При этом, если получать оборудование в обход санкций, в отдельных случаях получается (путем покупки через компании третьих, дружественных нам стран или при совместной реализации проектов с иностранными компаниями), то с программным обеспечением дела обстоят похуже.
В местах осуществления добычи нефти и природного газа, компании осуществляют прокладку ведомственных технологических линий связи (ВОЛС), как, например, это сделала ПАО «Роснефть». Такие линии обеспечивают потребности самих компаний в необходимой связи, а также население поселков, образующихся вдоль линий нефте- и газопроводов. Однако проблема обеспечения удаленных участков регионов Арктической зоны РФ, обеспечения безопасности Северного морского пути и самих территорий, существует, и она актуальна, особенно в современных геополитических условиях.
Коэффициент доступности телекоммуникационных услуг
Регионы / Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Архангельская область |
0,022 |
0,024 |
0,023 |
0,023 |
0,022 |
0,022 |
0,022 |
0,022 |
Красноярский край |
0,026 |
0,026 |
0,023 |
0,022 |
0,021 |
0,022 |
0,022 |
0,021 |
Мурманская область |
0,021 |
0,026 |
0,023 |
0,022 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,020 |
Ненецкий автономный округ |
0,007 |
0,009 |
0,008 |
0,008 |
0,007 |
0,007 |
0,007 |
0,006 |
Республика Карелия |
0,021 |
0,028 |
0,026 |
0,025 |
0,026 |
0,027 |
0,026 |
0,027 |
Республика Коми |
0,024 |
0,023 |
0,022 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
Республика Саха (Якутия) |
0,025 |
0,024 |
0,022 |
0,023 |
0,022 |
0,022 |
0,022 |
0,022 |
Чукотский автономный округ |
0,018 |
0,019 |
0,019 |
0,017 |
0,015 |
0,015 |
0,014 |
0,014 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
0,018 |
0,016 |
0,015 |
0,014 |
0,014 |
Российская Федерация |
0,028 |
0,026 |
0,024 |
0,024 |
0,023 |
0,023 |
0,023 |
0,022 |
Рассчитано автором на основании данных Росстата.
Возможным выходом может стать укладка трансарктического кабеля, который соединит Арктику и Дальний Восток. Длина кабеля может составить до 12,7 тыс. км, и он будет поделен условно на две части – Арктическую – 5,7 тыс. км и Дальневосточную – 7 тыс. км. При его прокладке планируется оборудовать отрезки нескольких типов – с подводными ретрансляторами и с лазерной накачкой для усиления светового потока. Выбор технологии применения зависит от гидрогеологической обстановки и рельефа. При этом особые требования будут предъявляться к используемой аппаратуре, которая должна эффективно и бесперебойно функционировать в условиях низких и сверхнизких температур. Поскольку кабель пройдет по территории ответственности двух флотов – Тихоокеанского и Северного это должно положительно сказаться на обороноспособности России в Арктической зоне. Изначально, 2025 год был обозначен, как срок ввода магистрали в эксплуатацию, однако четкой уверенности в реализации проекта в обусловленный период нет [7].
Еще одним проектом, полностью гражданским, является проект компании «МегаФон», которая планирует проложить подводный кабель длиной более 11 тыс. км. от Норвегии до Японии в рамках проекта «Arctic Connect». Изначально проект разрабатывался совместно с финской компанией «Cinia Oy», в рамках которого предусматривалось строительство 11 отводов от магистрали на российскую территорию. Реализация данного проекта позволила бы подключать население и предприятия ТЭКа в удаленных арктических регионах. Однако в настоящее время исполнение проекта, без уточнения причин, приостановлено.
Для Российской Федерации вопросы интеграции информационной и телекоммуникационной инфраструктуры имеют исключительное значение, поскольку создание единого информационного пространства не только способствует обеспечению устойчивого развития, но и отражает инновационный потенциал страны.
Для регионов Арктической зоны Российской Федерации, для которых характерна удаленность не только от основных промышленных центров, но и центров принятия управленческих решений вопросы интеграции телекоммуникационной и информационной структур имеют ключевое значение, от решения которых во многом зависит обеспечение национальной и экономической безопасности. При этом нужно помнить, что для регионов АЗРФ характерны и другие специфические особенности, которые могут оказать влияние на развитие систем связи:
– неточность или сложность прогноза солнечной активности, которая может вызывать ионосферные и магнитные бури, что негативно сказывается на качестве сигнала;
– негативное воздействие геомагнитного поля на распространение радиосигналов в высокоширотной зоне.
Создание единого информационного пространства на этой территории, углубление процессов информационной интеграции с остальными регионами страны и центрами принятия решений – это залог реализации государственной политики в АЗРФ.
Учитывая, что ключевыми потребителями услуг качественной и непрерывной связи будут основные министерства РФ – Министерство обороны, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство транспорта, а также региональные и местные органы власти и коммерческие компании, качество последней должно соответствовать современным требованиям.
Причем в рамках единого информационного пространства оперативно должна поступать информация:
– о воздушной обстановке в АЗРФ;
– о ледовой обстановке, в-первую, очередь на трассе Северного морского пути;
– о расположении морских судов и т. д.
Заключение
Для освещения обстановки в Арктике должны использоваться существующие передовые и перспективные средства наблюдения. Кроме того, должны быть созданы специальные центры получения, обработки, распределения и хранения информации о ледовой, морской и воздушной обстановке. Для создания подобной системы мониторинга необходима координация усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, а также участие промышленных предприятий, проектирующих и специализирующихся на создании необходимого оборудования. Также целесообразно получить данные об исследованиях в этой области научных подразделений РАН. Несмотря на очевидные трудности, с которыми приходится сталкиваться при решении столь масштабной и непростой задачи ее решение – вопрос национальной безопасности. При этом, успешность решения остро стоявшей несколько лет назад проблемы создания информационно-телекоммуникационных систем для социально значимых проектов в здравоохранении, образовании, налоговой и таможенной службах, при государственной поддержке, свидетельствует о том, что похожий положительный опыт уже есть.