Введение
Одним из важных направлений в рамках обеспечения социально-экономической стабильности в условиях кризиса является сохранение уровня цен на потребительском рынке на определённом уровне, который позволял бы сохранять покупательную способность доходов населения [1]. Значимость данного направления состоит в том, что в условиях сохранения и усиления кризисных явлений в экономике и сопутствующего динамичного инфляционного роста цен, реальные доходы населения падают стремительно, что негативно отражается на уровне жизни и социально-экономическом благополучии [2]. При этом возможности качественного повышения уровня оплаты труда в стране в условиях экономического спада также сильно ограничены ввиду кризисного состояния бизнеса, что формирует диспропорции в темпах роста потребительских цен и средней заработной платы [3]. Поэтому сохранение тенденций последних лет, связанных с крайне динамичным ростом цен на продукты, становится одной из ключевых угроз экономической безопасности для России [4].
Учитывая многообразие товаров и услуг на потребительском рынке, первостепенное значение имеют товары первой необходимости и, в частности, те из них, которые характеризуются наибольшей уязвимостью в условиях внешнеполитической нестабильности и сохранения зависимости от ряда внешних факторов [5]. К числу таких направлений относится и рынок молочной продукции, поскольку молочное производство страны в последние годы характеризуется существенным ростом затрат на фоне удорожания кормов для молочного скота и ряда минеральных удобрений; также определённую роль играет погодно-климатический фактор, что в совокупности способствовало снижению продуктивности животных [6]. Однако высокая практическая значимость молокопродуктов и их неотъемлемость на продовольственном рынке формируют необходимость сохранения ценовой доступности продуктов для населения, чем и обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования – провести оценку роста потребительских цен на уязвимые группы продовольственных товаров в России в период экономического кризиса, выявить сложившиеся тенденции и их социально-экономические последствия.
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались данные статистического сборника «Цены в России» за 2022 год [7] об индексах потребительских цен в экономике всего и на продукты питания в период 2018–2021 гг. В качестве уязвимой группы продовольственных товаров, имеющих большое значение в питании населения, были рассмотрены молоко и молочная продукция, для которых дана оценка динамики индексов потребительских цен и средних потребительских цен. В качестве базисного периода для исследования выбран 2018 год, отражающий сложившуюся под влиянием продовольственного эмбарго и санкций ситуацию в продовольственном секторе. Отчетным периодом является 2021 год, отражающий наиболее актуальную информацию об обстановке на потребительском рынке после усиления кризисных явлений в экономике на фоне пандемии. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа [8, 9].
Результаты исследования и их обсуждение
Индексы потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в целом по экономике сохраняют динамику к росту: если в 2018 году цены выросли на 4,3 %, а в 2019 году прирост снизился до 3 %, то в 2020 году отмечается рост ИПЦ до 104,9 %, а в 2021 году практически вдвое выше – до 108,4 %. В свою очередь ИПЦ на продукты питания во всем исследуемом периоде, за исключением 2019 года, превышает средний по стране уровень. Это свидетельствует о том, что темпы инфляции в продовольственном сегменте выше, чем в целом по экономике. Так, в 2018 году рост цен на продукты питания составил 5,1 %, а в 2020 году – уже 7,2 %. В 2021 году темпы роста цен на продукты питания превысили 11,8 %, что является крайне высоким уровнем (рис. 1).
При этом сопоставление данных с темпами роста реальных среднедушевых доходов населения показало, что цены как в целом в экономике, так и в потребительском сегменте, в частности, растут более высокими темпами, чем увеличивается уровень доходов населения. В 2018–2019 гг. сохранялась динамика к росту среднедушевых доходов населения, но невысокими темпами – 0,7 % и 1,2 % соответственно; а в 2020 году, на фоне усиления кризиса в экономике, произошло снижение реальных доходов на 2 %. В 2021 году вновь наметилась динамика к росту на уровне 3,2 %, однако в данный период цены выросли на продукты питания более чем на 11 %.
В результате, тенденции последних лет показывают, что инфляция на продовольственном рынке является устойчивым трендом, сопряжённых с кризисом. Одновременном с этим динамика роста реальных доходов населения характеризуется более низкими темпами, что формирует одну из наиболее важных социально-экономических проблем настоящего времени, связанную со снижением покупательной способности располагаемых денежных доходов и, соответственно, – со снижением доступности продовольствия для населения. И, если для отдельных видов товаров и услуг сокращение потребления с целью экономии имеет место быть, то для базовых направлений продовольствия, составляющих основу рациона, сложившаяся ситуация формирует угрозу.
К числу важных направлений можно отнести молоко и молочную продукцию, которые одновременно являются значимым видом продовольствия, поскольку молокопродукты – неотъемлемая часть рациона, но вместе с тем и уязвимым, поскольку существует высокая зависимость от сезонных факторов. Удельный вес молочной продукции в составе фиксированного набора товаров и услуг составляет около 7 % и имеет тенденцию к снижению (рис. 2).
Вместе с тем в стоимости условного (минимального) набора товаров и услуг удельный вес молочной продукции составляет более 20 %, что является существенным уровнем. Несмотря на это, общей тенденцией является снижение доли молочной продукции в стоимости условного набора с 23 % в 2019 году до 20,1 %, что во многом связано с более динамичным ростом стоимости товаров и услуг других направлений в условиях кризиса.
Рис. 1. Динамика индексов потребительских цен всего в экономике и на продукты питания в сравнении с изменением реальных доходов населения в России в 2018–2021 гг.
Рис. 2. Динамика удельного веса молока и молочных продуктов в структуре фиксированного и условного набора товаров и услуг России в 2018–2021 гг.
В условиях высокой практической значимости молока и молочных продуктов, обеспечение их ценовой доступности входит в число приоритетных-социально-экономических задач. Говоря о покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения в объеме основных видов молочной продукции, можно отметить, что в 2018–2019 гг. показатель сохранял динамику к росту, что свидетельствует о более высоких темпах роста доходов, чем цен на молочную продукцию. В результате, в 2019 году на величину среднедушевого дохода можно было купить 538 литров молока питьевого или 111,4 кг творога. В 2020 году отмечается резкое снижение покупательной способности доходов населения, в результате чего стало возможным купить 529,4 литров молока и 109,3 кг творога, что на 1,6 % и 1,9 % ниже уровня 2019 года, соответственно, и является следствием ускорения темпов инфляции в экономике. В 2021 году, на фоне стабилизации ситуации и динамичного роста среднедушевых доходов, отмечается повышение их покупательной способности на 5–6 %, в результате чего стало возможным купить 564,4 литров молока и 115,1 кг творога, что является самым высоким значением за последние 4 года (рис. 3).
Оценивая динамику индексов потребительских цен на молоко и молочную продукцию, можно отметить волнообразную динамику изменения показателя. Так, в 2018 году рост цен на молочную продукцию не превышал 3 %, а уже в 2019 году превысил 6 %. В 2020 году вновь отмечается снижением темпов роста цен до 3,6 % на молоко и молочную продукцию в целом, при этом на само молоко питьевое цены выросли на 2,2 %. Скачкообразной рост цен отмечается в 2021 году, когда темпы роста цен на молочную продукцию в среднем составили 9,8 %, а на молоко питьевое выше – до 10,6 % (рис. 4).
Рис. 3. Динамика покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения России в объеме молока и творога в 2018–2021 гг., кг
Рис. 4. Динамика индексов потребительских цен на молоко и молочную продукцию в России в 2018–2021 гг., %
В результате, можно говорить о том, что на фоне кризиса, вызванного пандемией, как в целом в экономике, так и на уязвимые группы продовольственных товаров, к которым относится и молочная продукция, произошел крайне динамичный рост цен, что необходимо расценивать как негативный фактор. Это связано с тем, что молочная продукция является неотъемлемой частью рациона человека, кроме того, имеет высокое практическое значение в питании детей. Поэтому рост цен высокими темпами способствует снижению доступности отдельных видов молочной продукции для населения, что способно поставить под угрозу продовольственную безопасность страны. Также стоит отметить тот факт, что в целом сфера производства молочной продукции имеет большую зависимость от сезонного фактора, поскольку основной объем производства молочного сырья приходится на летние месяцы. Несмотря на ориентацию на внедрение интенсивных технологий в молочном животноводстве страны, сегодня по-прежнему ведущей остается экстенсивная модель производства, формирующая устойчивое сезонное колебание цен.
Сравнительная оценка индексов потребительских цен на молочную продукцию в исследуемом периоде показала, что в 2019 году темпы роста цен усилились по сравнению с годом предыдущим, а в 2020 году – напротив, замедлились. В 2021 году, ожидаемо темпы роста цен по отношению к предыдущему году существенно выросли. В результате, в 2018 году индексы потребительских цен на молочную продукцию варьировали в пределах 102–105,1 %, при этом в наименьшей степени выросли цены на молоко пастеризованное, а в наибольшей степени – на йогурт. В 2019 году отмечается рост ИПЦ до 104,7–107,7 %, при этом в наименьшей степени отмечен рост цен на творог нежирный, а в наибольшей – по-прежнему на йогурты (таблица).
В свою очередь рост цен на молоко питьевое в 2019 году составил на 6,1 %. В 2020 году произошло снижение темпов роста потребительских цен на молочную продукцию до 101,6–104,8 %, при этом в наибольшей степени выросли цены на сметану и йогурт. В 2021 году отмечается практически двукратное усиление темпов роста цен на различные виды молочных продуктов, при этом вариация ИПЦ среди рассмотренных видов молочных продуктов составила 107,1–110,7 %, а наибольший прирост отмечен для молока питьевого – более 10 %, в то время как наименее существенно выросли цены на творог нежирный – на 7,1 %.
Динамика индексов потребительских цен и средние потребительские цены на отдельные виды молочной продукции в России в 2018–2021 гг.
Показатель |
Значение |
Изменение, % |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
в 2019 г. к 2018 г. |
в 2020 г. к 2019 г. |
в 2021 г. к 2020 г. |
|
Индексы потребительских цен, % |
|||||||
Молоко питьевое, в т. ч.: |
102,2 |
106,1 |
102,2 |
110,6 |
3,9 |
–3,9 |
8,4 |
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5 – 3,2 % жирности |
102,0 |
106,1 |
102,5 |
110,4 |
4,1 |
–3,6 |
7,9 |
Молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5–3,2 % жирности |
102,5 |
105,9 |
101,6 |
110,7 |
3,4 |
–4,3 |
9,1 |
Сметана |
103,4 |
106,3 |
104,8 |
110,3 |
2,9 |
–1,5 |
5,5 |
Кисломолочные продукты |
102,6 |
105,3 |
103,2 |
109,7 |
2,7 |
–2,1 |
6,5 |
Йогурт |
105,1 |
107,7 |
104,7 |
108,9 |
2,6 |
–3,0 |
4,2 |
Творог, в т. ч.: |
102,8 |
105,2 |
104,0 |
108,3 |
2,4 |
–1,2 |
4,3 |
Творог жирный |
103,0 |
105,5 |
104,4 |
108,9 |
2,5 |
–1,1 |
4,5 |
Творог нежирный |
102,5 |
104,7 |
103,4 |
107,1 |
2,2 |
–1,4 |
3,7 |
Средние потребительские цены, руб. за кг |
|||||||
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2 % жирности, за л |
54,04 |
57,70 |
59,32 |
64,89 |
6,8 |
2,8 |
9,4 |
Молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5–3,2 % жирности, за л |
75,08 |
78,74 |
79,05 |
87,41 |
4,9 |
0,4 |
10,6 |
Сметана |
202,62 |
215,58 |
226,32 |
249,61 |
6,4 |
5,0 |
10,3 |
Кисломолочные продукты |
73,05 |
77,23 |
79,43 |
87,38 |
5,7 |
2,8 |
10,0 |
Йогурт, за 125 г |
24,28 |
26,16 |
27,63 |
29,50 |
7,7 |
5,6 |
6,8 |
Творог жирный |
318,84 |
337,03 |
352,06 |
385,74 |
5,7 |
4,5 |
9,6 |
Творог нежирный |
295,81 |
312,78 |
320,16 |
344,35 |
5,7 |
2,4 |
7,6 |
В результате, средние цены на молоко питьевое выросли за 4 года более чем на 10 рублей, при этом рост цен на молоко пастеризованное несколько ниже, чем на стерилизованное: в 2021 году цена за литр молока пастеризованного выросла до 64,89 руб., а за литр молока стерилизованного – до 87,41 рублей. Стоимость 1 кг сметаны выросла за 4 года более чем на 23 %, при этом наибольший прирост отмечается именно в последний год, когда цена выросла более чем на 10 % и составила 249,61 руб. за кг. Также более чем на 10 % в 2021 году отмечен рост цен на кисломолочные продукты, стоимость 1 кг которых выросла за 4 года с 73,05 руб. до 87,38 руб. В наименьшей степени отмечается рост цен на йогурт, где цена 125 гр. упаковки выросла с 24,28 руб. до 29,50 руб. к 2021 году. Самым дорогостоящим видом молочной продукции является творог, при этом в 2018 году цена 1 кг нежирного творога составляла менее 300 руб., однако уже в 2020 году цена нежирного творога выросла до 320,16 руб.. а жирного – до 352,06 руб. В 2021 году стоимость жирного творога составила 385,74 руб. за 1 кг, что выше уровня базисного периода на 21 %. В свою очередь за 4 года стоимость творога нежирного выросла в меньшей степени – на 16,5 %, достигнув к 2021 году 344,35 руб. за кг.
Заключение
Последние несколько лет для российской экономики характеризуются периодом усиления кризисных явлений, закономерным следствием которых стал динамичный рост цен в продовольственном сегменте. При этом в последние 4 года цены на продукты питания растут более динамично, чем реальные доходы населения. Крайне высокие темпы роста отмечены в 2021 году: рост цен превысил 11,8 %, а доходы, после снижения на 2 %, выросли лишь на 3,2 %, что свидетельствует о снижении покупательной способности доходов населения. Цены на молочную продукцию, как одно из уязвимых направлений, также динамично растут, при этом периодами самого высокого роста являются 2019-й год, когда цены выросли сразу на 6 %, а также 2021 год, когда ИПЦ практически достиг 110 %. В период 2020–2021 гг. наиболее динамичный рост цен отмечен для молока стерилизованного, цена за литр которого составила 87,41 руб., а также для сметаны и кисломолочных продуктов.
В конечном итоге можно говорить о том, что текущая ситуация на продовольственном рынке и рынке молочной продукции, в частности, характеризуется сохранением высокой динамики роста цен, что формирует важную социально-экономическую проблему. Кроме того, нововведение последнего года, а именно обязательная маркировка молочной продукции с 1 сентября 2022 года в системе «Честный ЗНАК», также способствует росту себестоимости продукции и, соответственно, розничных цен. В этой связи, по нашему мнению, одним из первостепенных мероприятий в рамках проводимой государственной политики должно стать осуществление постоянного государственного контроля над рынком молочной продукции не только в части качества поставляемого на рынок продукта, но и в части обеспечения ценовой доступности молочной продукции для населения и формирования обоснованных цен.