Введение
Каталония была одной из первых территорий на международном уровне в разработке и реализации инициатив по повышению конкурентоспособности с использованием кластеров. С момента своего создания в 1992 году, кластер преследовал важнейшую цель повышения конкурентоспособности бизнеса, причем кластер рассматривается как инструмент, а не как цель [1].
Истоки этой методологии можно найти в 1990 году, когда профессор Гарвардского университета Майкл Э. Портер опубликовал книгу «Конкурентное преимущество наций» [10], которая открыла двери для использования кластеров в качестве инструмента государственной политики для повышения конкурентоспособности. Каталония была первой страной в мире, где возникла кластерная политика, основанная на повышении конкурентоспособности территории за счет улучшения стратегии компаний и среды, в которой кластеры работают, что было признано самим Майклом Портером в его работе о конкуренции в 1998 году [11].
Первой вехой кластерной методологии стало первоначальное исследование конкурентных преимуществ Каталонии в 1992 году. За ними в следующем году последовали первые инициативы, направленные на развитие микрокластеров. После первого этапа, сосредоточенного на кластерах с сильными местными / региональными корнями и часто «узким» определением бизнеса, кластерная политика превратилась в модель, основанная на инициативах с более широким территориальным охватом (Каталония) и определяемая не только традиционной цепочкой создания стоимости, но и конечным рынком или общей технологической базой [9].
Целью исследования явился анализ основных элементов, характеризующих кластерную политику Каталонии в настоящее время.
Материал исследования
В статье проводится анализ кластерной политики Каталонии, состоящей из нескольких этапов развития. Источники затрагивают периоды развития кластеров с начала 1990-хгодов и до настоящего времени.
Результаты исследования и их обсуждения
Проанализируем ключевые элементы кластерной политики в Каталонии.
Каталония является первым регионом Европейского Союза по количеству проектов, финансируемых еврокластерами в рамках программы «Единый рынок» ЕС По информации ACCIÓ – агентства по конкурентоспособности компании Департамента предпринимательства и труда Каталонии – 10 каталонских кластеров и организаций привлекли 3,7 миллиона евро от Европейской комиссии для продвижения проектов цифровизации и устойчивого развития с другими партнерами по всей Европе [2]. Бюджет программы на период 2021–2023 годов составил 42 миллиона евро. Грантов выделено на 30 проектов, в которых участвует 171 кластер из 23 европейских стран. Целью этого призыва, в Европе, является повышение устойчивости промышленных экосистем Европы путем укрепления связей между производственно-сбытовыми цепочками разных стран и внедрения инноваций для повышения стратегической автономии Европы в ключевых промышленных областях. Участие в этом призыве – подчеркивает высокий уровень кластеров в Каталонии, которые существуют уже более тридцати лет [2, 12].
С 1993 года было реализовано более 70 инициатив по повышению конкурентоспособности в кластерах с использованием различных форматов и подходов. Рассмотрим три элемента кластерной политики в Каталонии [2].
Во-первых, сочетание стратегического анализа и процесса изменений. То есть, использование методологии, которая начинается с диагностики кластера со стратегической точки зрения, а затем переходит к действиям и инициативам, применяемым к основным субъектам производственной экономики, компаниям. Первой книгой, в которой собран практический опыт Каталонии в применении кластерной методологии была книга «Стратегические изменения и кластеры в Каталонии», изданная в 1997 году [3]. В ней определена методология, которая объединила эти два элемента., что подразумевает необходимость глубокого изучения конкретного бизнеса /кластера (как с количественной, так и, с качественной точки зрения).
Вторым ключевым элементом, является сосредоточение внимания на стратегических изменениях. Стратегическое позиционирование является ключевым фактором конкурентоспособности компании, и определение четкой и согласованной стратегии с рыночными тенденциями конкретного бизнеса и имеет первостепенное значение для его конкурентоспособности [2, 6].
В-третьих, кластерная политика в Каталонии, включает в себя важнейший элемент сотрудничества между государственным и частным секторами. Несмотря на то, что кластер часто присутствует на территории по причинам, связанным с его экономической историей, инициатива запуска процесса повышения конкурентоспособности на уровне кластера в основном исходит от администрации, причем в инициативном порядке, а не в ответ на претензии отраслевой группы. В Каталонии это руководство осуществлялось правительством Каталонии и его Агентством по конкурентоспособности компании (ACCIÓ) [2, 12]. После начала, характеризующегося общественным импульсом, необходимо уступить место частной инициативе, сформулированной организацией (обычно в юридической форме бизнес-ассоциации, хотя и с определенным позиционированием, миссией и управлением), которая имеет специализированную команду, называемую на международном уровне кластерным менеджментом.
Эти три отличительных, но не исключительных элемента кластерной политики Каталонии представляют собой основу более широкой методологической базы, которая была разработана и изменена за последние три десятилетия. Кроме того, в 2014 году были созданы центральные учреждения Каталонской кластерной программы, которые опирались на опыт прошлых лет в области разработки функциональной основы кластерной политики для Каталонии. Главная цель – предоставить более стабильную и последовательную основу для кластерной политики и рационализировать экосистему кластерных организаций, присутствующих в Каталонии [2].
Что касается концептуальной эволюции, то одно из существенных изменений нынешней модели кластеров по сравнению с предыдущей моделью связано с определением инициатив. До 2009 года подавляющее большинство из них имело в качестве сферы действия «микрокластер», то есть «узкий» экономический сегмент (деревянная игрушка, домашняя мебель, ювелирные изделия) расположенный на небольшой части территории Каталонии в то время, как сейчас критерием выбора является конечный рынок, и, географический охват распространяется на всю страну. Это изменение подразумевает, например, переход от инициатив, связанных с трикотажными компаниями в регионе Маресме, к инициативам, связанным с компаниями в цепочке создания стоимости в сфере моды в Каталонии. Или, запуск «детского» кластера (KID’s Cluster), который охватывает компании, занимающиеся производством товаров или услуг для детей от продуктов питания, издательского дела, косметики до игрушек или аксессуаров для ухода за детьми.
Таким образом, целью кластерной политики в Каталонии является повышение конкурентоспособности компаний, главным образом малых и средних предприятий. Кластер – это инструмент для более эффективной работы с группами компаний, которые разделяют стратегические задачи и которые могут реализовывать инициативы по сотрудничеству даже между конкурентами (что приводит к соперничеству) [7].
Ключевым элементом реализации этой политики является, установление и улучшение стратегического диалога между администрацией и компаниями для того, чтобы сосредоточить программы и общественные мероприятия на проектах и инициативах, которые непосредственно влияют на них, и основаны только на грантах или программах. Таким образом, кластер является единицей анализа наиболее подходящей конкурентоспособности и в то же время форумом для диалога, где можно поделиться проблемами и найти наиболее подходящие ответы.
Принимая во внимание эти элементы и множество задействованных факторов, кластерная политика Правительства Каталонии многогранна и характеризуется следующими атрибутами:
– Фокусировка. Кластеры обеспечивают организованный способ сосредоточения ресурсов и общественных действий. В то же время кластеры являются идеальным перекрестком для других мер политики в области конкурентоспособности, таких как финансирование, передача технологий, подготовка кадров или привлечение иностранных инвестиций.
– Трансформация. Кластеры являются оптимальным инструментом для стимулирования промышленных изменений, что является неотъемлемой задачей экономики, поскольку они основаны на внедрении компаниями выигрышных бизнес-моделей.
– Поддержка. Сквозной характер кластеров, с упором на цепочку создания стоимости и стремлением стимулировать проекты роста, действует как механизм поддержки для смежных видов экономической деятельности.
– Эффективность. Кластерная политика позволяет при гораздо меньшем бюджетном финансировании достичь значительного мультипликативного эффекта. Например, программа новых возможностей для бизнеса ACCIÓ, направленная на поощрение стратегических изменений в бизнесе в кластерах, за 7 лет привела к тому, что соотношение частных инвестиций на один вложенный государством евро составило от 1 до 4.
– Адаптивность. Компании определяют эволюцию плана действий по динамизации кластера, в результате чего он будет полностью адаптирован к их потребностям и ожиданиям. У каждого кластера есть индивидуальный план действий, поскольку для его отличительных атрибутов требуются индивидуальный подход.
– Реальность. Кластеры в основном продвигаются на основе ранее существовавших в стране реалий и должны быть построены на своих сильных сторонах.
– Видение будущего. В дополнение к усилению ранее существовавших сильных сторон, формирующиеся кластеры активизируются в тех областях, где они способны стать стратегическими для Каталонии.
– Ответственность. У каждого члена кластера Кластерной программы Каталонии есть ответственное лицо в ACCIÓ, выполняющее роль фасилитатора кластера.
– Проактивность. Кластерные инициативы обычно начинаются с общественного импульса, который впоследствии переходит к частному руководству. Таким образом, началом процесса является общественное решение с целью повышения конкурентоспособности сегмента экономики.
– Позитивность. Кластеры позволяют выявлять и внедрять выигрышные стратегии бизнеса, поэтому их направленность позитивна, исходя из принципа, что у каждого сектора есть будущее, если он реализует соответствующие стратегии [12].
Рассмотрим более подробно Кластерную программу Каталонии, как важный элемент кластерной политики в Каталонии.
Основываясь на трех ключевых элементах, изложенных выше (сочетание анализа и процесса, стратегические изменения, государственно-частная работа) и опыте работы предыдущих двух десятилетий, в 2014 году Правительство Каталонии запустило Кластерную программу Каталонии, чтобы обеспечить более стабильную и согласованную основу для кластерной политики и, в частности, для отношений с кластерными организациями, присутствующими в Каталонии. В то же время, Кластерная программа Каталонии стала отличной возможностью для национального и международного освещения и позиционирования кластерной политики Каталонии в целом и кластеров, которые являются ее частью, в частности. В этом смысле бренд «Кластеры Каталонии», связанный с программой, был одним из ключевых инструментов [7].
Кластерная программа Каталонии должна обеспечить большее и лучшее пересечение политики конкурентоспособности. Кластеры должны иметь высокую степень синхронизации с научно-технической инфраструктурой, образовательной политикой или привлечением иностранных инвестиций.
Кластерная политика Правительства Каталонии направлена не на объединение всех кластеров Каталонии, а на стимулирование к совершенству. Она также основана не на запуске новых кластерных инициатив, а на поддержке существующих кластерных организаций, если они имеют прочную стратегическую позицию, позволяющую им достичь высокого уровня конкурентоспособности, то есть стать кластерами международного позиционирования (кластеры мирового класса) [4].
Анализируя основные цели Кластерной программы Каталонии, можно сделать несколько важных замечаний:
Во-первых, кластеры с самого начала были и остаются инструментом повышения конкурентоспособности производительной экономики.
Во-вторых, массовое использование кластерных инициатив спустя 20 лет после их запуска приводит в ряде случаев к неадекватному использованию термина кластер для обозначения реалий иного характера и мало связанных с повышением конкурентоспособности. Необходимо создать адекватный фильтр для фокусировки усилий администрации на кластерных организациях с определенными характеристиками и, прежде всего, способных транслировать преимущества данной методологии работы компаниям и другим социально-экономическим субъектам.
В-третьих, программа поставила перед собой цель рационализировать работу самой администрации, направив все кластерные инициативы, продвигаемые для различных департаментов правительства Каталонии, в единую нормативно-правовую и управленческую структуру.
Помимо своих целей, Кластерная программа Каталонии имеет некоторые важные атрибуты для поддержания гибкости каталонской кластерной политики.
Важная особенность и в то же время неотъемлемая часть услуг, предлагаемых Кластерной Программой Каталонии, состоит в предоставлении специализированных услуг и консультаций, в том числе с помощью программы обучения для команд кластерных организаций. Профессионализм и совершенство в управлении организациями кластера, наряду со способностью создавать связи международного сотрудничества, являются одним из элементов, который приводят к способности кластеров стать реальным двигателем роста для экономики.
В мире кластерные экосистемы объединяются вокруг технологических секторов (биотехнологии, аэронавтика, ИКТ) или традиционных секторов (текстиль, мебель, продукты питания). Кластерные инициативы, как правило, определяются по вертикали, при этом общим знаменателем является продукт.
Тем не менее, каталонский случай является парадигматическим, поскольку он основан на разнообразной кластерной экосистеме, состоящей из обоих типов кластеров, основанных на продукте (вино, мебель, автомобили), и кластеров, которые основаны на инновационном подходе. определяемом вокруг сегментов рынка (спорт, красота), передовых технологий (передовые материалы, легкие технологии). А в некоторых инициативах связующим элементом кластера является определенный стратегический сегмент в более широком секторе, например, кластер компаний в секторе общественного питания (гостиницы, рестораны и кафе).
Необходимо отметить, что Кластерная программа Каталонии состоит из четырех частей, которые образуют круг, обеспечивающий непрерывную эволюцию, которая поддерживает основу политики кластеров в Каталонии: непрерывное развитие; международные связи; стратегические изменения и объединение кластеров; оценка и видимость [4].
1. Непрерывное развитие. Первым элементом стратегии реализации Кластерной программы Каталонии является ее непрерывное развитие как с точки зрения общего дизайна, так и различных инструментов. В последнее время внедрялись специализированные инструменты, отвечающие задачам повышения эффективности кластерных организаций и, следовательно, повышения конкурентоспособности компаний, входящих в состав кластера. Помимо постоянных услуг, таких как индивидуальные консультации или обучение, было проведено 6 межкластерных встреч на международном уровне с другими кластерными программами из разных стран и регионов, такие как Норвегия, Дания для налаживания контактов и продвижения совместных проектов между кластерными организациями в мире.
2. Международные связи. Первые кластерные инициативы 1990-х годов имели локальное измерение, и интернационализация часто была одним из аспектов совместной работы над другими важными задачами, такими как повышение качества продукции, эффективность цепочки поставок, систематизация инновации или стратегическое позиционирование. Сегодня процесс глобализации ускорился настолько, что в настоящее время любой кластер, несмотря на его небольшой размер или принадлежность к определенному сектору, должен ставить интернационализацию на первое место в своей повестке дня. Успех заключается в определении последовательной стратегии интернационализации и ее развитии с помощью действий, согласующихся с ней.
3. Стратегические изменения и объединение кластеров. В качестве инструмента повышения конкурентоспособности кластерная политика может охватывать очень широкий круг вопросов, включая, интернационализацию, инновации или стимулирование предпринимательства. Кластерная программа Каталонии предлагает различные инструменты: начиная от стратегического анализа, проводимого в начале кластерной инициативы, до международных поездок для бенчмаркинга. Используя оригинальную методологию «снизу вверх», разработанную некоторыми кластерными программами, за последние 5 лет была запущена межкластерная работа для поиска синергии и проектов между различными кластерами, часто из отдаленных на первый взгляд секторов, но с потенциалом генерирования инноваций. Фактически, высокий уровень специализации позволяет генерировать диверсификацию за счет уже существующих конкретных мощностей.
Таким образом, кластер не только представляет собой элемент интеграции и оптимизации цепочки создания стоимости конкретного бизнеса. Подобные инициативы позволяют создавать сквозные связи между множеством различных цепочек создания стоимости бизнеса, создавая прорывные инновации, часто выходящие за рамки классических технологий.
4. Оценка и видимость. Правительство Каталонии, внедрило систему оценки кластерной политики, согласованную с передовой международной практикой, состоящую из двух частей. Первая часть предназначена для руководителей кластеров с целью получения быстрой информации об организациях кластера, их функционировании и результатов их деятельности; а вторая часть оценки, ориентирована на компании кластеров и, направленная на оценку влияния политики кластеров на их конкурентоспособность.
В целом можно констатировать, что кластерные организации включают в себя в среднем 75 компаний, имеют легкую структуру (в среднем 2 человека), и хорошую внешнюю проекцию (90 % кластеров заявляют о наличии какой-либо международной деятельности), и с большими возможностями для включения всех участников цепочки создания стоимости, несмотря на интеграцию в основном малых и средних предприятий (70 % партнеров) [12].
Выводы
Каталония была одной из первых стран в мире, вставших на путь конкурентоспособности, основанной на кластерах. В настоящее время, в кластерную программу Каталонии входят 26 кластеров Каталонии, которые объединяют более 2600 компаний с оборотом более 70 000 миллионов. По типу члены кластеров представляют собой широкий спектр субъектов, включая МСП (68 %), крупные компании (10 %); исследовательские центры, университеты и поставщики знаний (9 %) и стартапы (13 %) [12].
Согласно данным ACCIÓ, компании-партнеры кластера более конкурентоспособны, чем те, которые в них не входят. Таким образом, оборот компаний-партнеров кластера увеличился более чем на 25 % в период с 2017 по 2020 год, в то время как оборот остальных компаний с аналогичными характеристиками, которые не являются частью этого типа организаций, увеличился только на 10 %. Занятость, созданная компаниями кластера, также увеличилась более чем на 18 % за этот период по сравнению с 12 % для остальных. Что касается их EBITDA (то есть прибыли компаний до вычета процентов, налогов, износа и амортизационных отчислений), то в случае компаний-партнеров кластера она на 5 % выше по сравнению с теми, которые не участвуют в кластерах.
Это компании с высоким международным присутствием: 68 % компаний-партнеров кластера экспортировали продукцию в течение 2021 года. И они также являются инновационными компаниями, поскольку 86 % из них инвестировали в НИОКР в прошлом году и более половины (57 %) выделили 3 % или более от своего оборота. В то же время 92 % компаний ценят, что участие в кластерах приносит им пользу, 73 % считают, что это помогает им улучшить свои конкурентные позиции, и более 85 % считают, что кластеры помогают им создавать полезные контакты и альянсы [12].
С помощью кластерной политики компании получают помощь в фокусировании стратегии, финансировании проектов, организации поездок в ведущие экосистемы для проведения международного бенчмаркинга и проектов тесного сотрудничества с каталонскими кластерами или международными организациями.