Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM FOR THE DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL POTENTIAL OF THE REGION

Badylevich R.V. 1
1 Luzin Institute for Economic Studies – Subdivision of the Federal Research Centre «Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences»
The article is devoted to the issues of building an effective regional financial mechanism based on the differentiated use of various tools for realizing the formed financial potential of the territory. The paper examines the content, objectives and principles of the organization of the regional financial mechanism, presents a general classification of tools for increasing and realizing the financial potential of the region and analyzes the methodological aspects of the use of individual instruments of the regional financial mechanism, taking into account the specifics of the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation and their possibilities for accumulating financial resources. The author defines the features of using various instruments of the financial mechanism for the regions of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) based on the assessment of the overall financial potential and its main elements (fiscal potential, potential of households, business entities and financial and credit sphere) of this group of subjects of the Russian Federation.
financial mechanism
regional financial potential
financial instruments
financial regulation
regions of the arctic zone of the russian federation

Введение

Одним из стратегических приоритетов развития России является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения [1]. Достижение такой амбициозной цели возможно только при обеспечении симбиоза усилий на федеральном и региональном уровне, направленных на создание условий для экономического развития и реализацию внутреннего потенциала каждого региона с учетом специфики его хозяйства и особенностей социально-экономического развития.

В современных условиях обязательным условием реализации разработанных стратегий развития отдельных регионов является формирование достаточной финансовой базы, которая обеспечивает необходимый уровень инвестиционной активности. В свою очередь, возможности привлечения достаточных финансовых ресурсов для обеспечения заданных темпов экономического развития определяются, с одной стороны, имеющимся внутренним финансовым потенциалом территории, а с другой стороны, эффективностью формирования и функционирования механизма реализации такого финансового потенциала. При этом в условиях ассиметрии регионального развития, существующих диспропорций в финансовой обеспеченности отдельных субъектов РФ при построении такого механизма требуется дифференцированный подход с учетом оценки как общего финансового потенциала конкретных регионов, так и его отдельных элементов. Сложность подходов к оценке внутреннего регионального финансового потенциала, а также сравнительно невысокие возможности адаптации отдельных элементов общей финансовой политики (бюджетной, налоговой, кредитной и др.) к специфике экономического развития каждого конкретного субъекта РФ приводят к повышению значимости и актуальности поиска общих направлений формирования регионального финансового механизма на базе принципов системного подхода.

Цель исследования

Целью работы является исследование возможностей дифференцированного применения инструментов финансового механизма для формирования достаточной финансовой базы экономического развития регионов с учетом оценки их общего финансового потенциала и его отдельных элементов.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы отечественных авторов, посвященные изучению вопросов финансового регулирования территориального развития и регионального финансового управления.

Информационной базой работы являются расчеты автора, представленные в ранее опубликованных работах (в том числе, результаты оценки финансового потенциала и его отдельных элементов регионов АЗРФ (по данным 2019–2020 годов), представленные в работе [2]).

Автором применяются следующие научные методы и инструменты: графический и табличный метод для наглядного представления данных, методы системного анализа, методы обобщения, типологизации и классификации.

Результаты и их обсуждение

Методологические аспекты организации и реализации регионального финансового механизма

Автором ранее были подробно изучены вопросы содержания, оценки и анализа финансового потенциал региона. Было установлено, что региональный финансовый потенциал представляет собой количественные и качественные характеристики, определяющие возможности субъекта РФ аккумулировать на территории региона финансовые ресурсы. Финансовый потенциал региона включает в себя четыре основных блока ресурсов: бюджетно-налоговый потенциал, потенциал финансово-кредитной системы, финансовый потенциал населения и финансовый потенциал хозяйствующих субъектов. Для оценки финансового потенциала следует использовать стоимостную оценку и систему коэффициентов, которые позволяют исследовать структуру финансового потенциала в разрезе основных элементов, его динамику, а также провести сопоставление финансового потенциала по определенным группам регионов или сравнение со среднероссийскими значениями (более подробно содержание, принципы оценки и анализа финансового потенциала изложены авторами в работе [3]).

Оценка финансового потенциала, с одной стороны, позволяет изучить возможности региона по привлечению достаточных финансовых ресурсов для обеспечения необходимых темпов экономического развития, а с другой стороны, определить наиболее эффективные инструменты и механизмы, которые позволят обеспечить вовлечение финансовых ресурсов, генерируемых непосредственно участниками хозяйственной системы, в региональные экономические процессы. Проведение типологизации регионов по общему уровню сформированного финансового потенциала, а также степени развития его отдельных элементов может быть использовано для принятия решений на государственном уровне при выборе оптимальных инструментов финансового регулирования развития отдельных территорий и эффективного привлечения инвестиционных ресурсов.

Финансовый механизм развития регионов в научной литературе в настоящее время раскрыт достаточно подробно. Содержание, структура и принципы организации регионального финансового механизма рассматриваются в работах Климчука С.В. и Нехайчук Е.В. [4], Корды Н.И. и Кулаковой А.В. [5], Гираева В.К. [6], Свищевой В.А. [7]. Обобщение данных исследований позволяет определить региональный финансовый механизм как систему формирования и перераспределения финансовых потоков в регионе, включающую в себя инструменты, методы и средства регулирования финансовых процессов, систему обеспечения финансового механизма (правовое, нормативное и информационное обеспечение), объекты финансового регулирования, в качестве которых выступают финансовые ресурсы, а также субъектов финансового механизма – государственные органы управления региональными финансами (см. подробнее [8]).

Ключевое место в финансовом механизме отводиться инструментам формирования, использования и перераспределения финансовых ресурсов региона, количественная и качественная характеристика которых отражена в общем региональном финансовом потенциале. При этом целью организации и построения регионального финансового механизма является создание условий для привлечения достаточной финансовый базы развития региона, максимальное вовлечение в экономические процессы сформированного финансового потенциала территории, активизация инвестиционных процессов и достижение общей финансовой самостоятельности региона на основе учета специфики развития каждого конкретного субъекта РФ и особенностей сконцентрированных на его территории финансовых ресурсов.

Построение финансового механизма для конкретного региона, с одной стороны, будет определяться общими принципами государственной финансовой политики и ее отдельными направлениями (бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной), а с другой стороны, набором финансовых полномочий, которые переданы на региональный и муниципальный уровень власти.

На современном этапе в распоряжении органов власти находится широкий спектр инструментов регулирования финансовых процессов на уровне регионов, т. е. инструментов финансового механизма. Одновременно следует отметить, что отсутствует единый взгляд на классификацию таких инструментов. Различные подходы к классификации инструментов финансового механизма на региональной уровне встречаются в работах Галлямова Ф.Ф. [9], Пономоренко Г.Н. [10], Дьякова Е.Б. [11], Малахова В.П. [12], Велибековой Л.А. и Юсуповой М.Г. [13] и ряда других ученых.

Обобщая существующий спектр взглядов, можно представить общую классификацию инструментов повышения и реализации финансового потенциала региона (рисунок).

В настоящее время вся совокупность инструментов может быть классифицирована в зависимости от источника привлечения финансовых ресурсов на бюджетные и внебюджетные инструменты. Дополнительно в зависимости от уровня принятия решений бюджетные инструменты могут быть разделены на инструменты федерального уровня и субфедерального уровня (региональные и муниципальные).

Следует отметить, что бюджетные инструменты повышения и реализации регионального финансового потенциала могут дифференцированно применяться как для регионов, для которых свойственен низкий уровень бюджетно-налогового потенциала, так и для тех, которые характеризуются значительным уровнем бюджетного обеспечения, отсутствием дефицита региональных бюджетов, а также высоким уровнем наполнения консолидированного бюджета региона собственными доходами. В первом случае основным инструментом формирования достаточной финансовой базы для обеспечения заданных темпов экономического развития должны стать трансферты, выделяемые с вышестоящего уровня. Для регионов же с высоким уровнем бюджетно-налогового потенциала целесообразно использовать кредитные инструменты, в частности, повышение лимита предоставления бюджетных кредитов.

Высокий уровень бюджетно-налогового потенциала в совокупности с наличием на территории региона развитого производственного сектора экономики, а также крупных промышленных предприятий (определяющими значительный потенциал хозяйствующих субъектов) является предпосылкой более активного использования для таких регионов инструментов, связанных с вовлечением средств предприятий и организаций в инвестиционные процессы, а также повышением возможностей для формирования собственных бюджетных доходов. Реализация данных групп инструментов возможна на основе расширения бюджетных и налоговых полномочий, а также повышения финансовой самостоятельности субфедеральных органов власти.

pic_Badylevich_1.wmf

Инструменты развития и реализации финансового потенциала региона (составлено автором)

Отдельно следует рассмотреть возможности повышения эффективности применения программно-целевых методов развития финансового потенциала территорий. Здесь, прежде всего, следует скорректировать подход к выделению объектов территориальных программ развития. Как показал проведенный ранее автором анализ, большинство реализуемых в последние годы федеральных целевых программ развития макротерриторий (в частности, государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ) характеризуются низкой эффективностью, а поставленные цели и количественные ориентиры в рамках таких программ остаются недостигнутыми [14]. В этих условиях представляется целесообразным пересмотр принципов использования программно-целевого метода развития с отказом от выбора в качестве объекта макротерриторий и разработкой программ, направленных на развитие ограниченного числа территориально соседствующих субъектов РФ со схожими чертами регионального хозяйства, сопоставимым уровнем социально-экономического развития и близкими характеристиками финансового потенциала.

Важным и до их пор невостребованным в полной мере источником пополнения финансовой базы регионального развития остаются сбережения домохозяйств. Для регионов, характеризующихся высоким финансовым потенциалом населения, который определяется высоким уровнем доходов, значительными накопленными сбережениями, представляется целесообразным использование различных инструментов трансформации финансовых средств физических лиц в инвестиционные ресурсы. Инструментами повышения и реализации финансового потенциала таких регионов могут стать создание инвестиционно-заемных механизмов на базе выпуска субфедеральных облигаций, доступных для населения, формирование специальных инвестиционных продуктов на базе взаимодействия региональных кредитных организаций и органов власти, организация паевых региональных инвестиционных фондов.

Для некоторых регионов действенными инструментами повышение общего финансового потенциала является создание условий для привлечения внешнего по отношению к региону частного капитала. Как правило, использование таких инструментов оказывается эффективным в регионах, характеризующихся значительным инвестиционным потенциалом, который определяется, с одной стороны, наличием сырьевой базы для создания крупных отраслевых комплексов, высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, достаточным объемом производственных и трудовых ресурсов, а с другой стороны, значительным кредитно-финансовым потенциалом, который обусловлен высоким уровнем развития финансовых институтов в регионе. Для таких регионов представляется целесообразными концентрация усилий на развитии государственно-частного партнерства на основе разработки системы льгот для субъектов, реализующих ГЧП-проекты, создание условий для привлечения частных инвестиций и иностранного капитала за счет формирования особых экономических зон, налоговых преференций. Отдельно внимание в регионах с высокими уровнями финансового потенциала хозяйствующих субъектов и кредитно-финансового потенциала следует уделять созданию различных инвестиционных механизмов с участием субфедеральных органов власти, в том числе созданию региональных инвестиционных банков, венчурных и инвестиционных фондов, формированию банков данных потенциальных инвестиционных проектов и площадок.

В целом учет особенностей развития региона, оценка его общего финансового потенциала, а также его отдельных составляющих могут позволить повысить эффективность выбора инструментов формирования достаточной финансовой базы для конкретного субъекта РФ, усилить результативность региональной финансовой политики и степень ее адаптированности к конкретным экономическим реалиям, сократить разрыв между сформированным и реализованным финансовым потенциалом регионов, в условиях ограниченности государственных возможностей сконцентрировать усилия на поддержке тех субъектов, где вовлечение в экономические процессы частного капитала затруднено объективными причинами.

Использование инструментов регионального финансового механизма для субъектов АЗРФ

В рамках исследования автором были проведены исследования в области разработки рекомендаций по использованию различных инструментов повышения и реализации финансового потенциала для регионов АЗРФ.

На базе предыдущих проведенных исследований автором была проведена подробная оценка финансового потенциала регионов АЗРФ, которая позволила провести типологию данной группы субъектов. Результаты проведенной оценки финансового потенциала и его отдельных элементов регионов АЗРФ представлены в табл. 1.

Регионы в таблице расположены в порядке возрастания значения количественной оценки общего финансового потенциала.

Арктические регионы существенно отличаются по уровню бюджетно-налогового потенциала, потенциала домохозяйств и потенциала хозяйствующих субъектов. При этом практически для всех арктических регионов в целом характерен низкий уровень потенциала финансово-кредитной системы.

В результате проведенной оценки к регионам с высоким финансовым потенциалом был отнесен Ямало-Ненецкий автономный округ; к регионам со средним уровнем финансового потенциала – Красноярский край (данный регион из всех регионов АЗРФ наиболее близок к граничному значению высокого финансового потенциала), Мурманская область, Республика Коми, Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО (последние два региона близки к граничному значению низкого финансового потенциала); наконец, Республика Карелия и Архангельская область отнесены к регионам с низким финансовым потенциалом.

Таблица 1

Оценка финансового потенциала и его отдельных элементов регионов АЗРФ (по данным 2019–2020 годов)

Регионы

Элементы (блоки) финансового потенциала

Общий финансовый потенциал

бюджетно-налоговый

домашних хозяйств

хозяйствующих субъектов

кредитно-финансовый

Республика Карелия

н

н

с

н

н

Архангельская обл.

с

н

н

н

н

Чукотский АО

н

в

н

н

с

Республика Саха (Якутия)

н

н

в

н

с

Ненецкий АО

в

в

н

н

с

Республика Коми

в

с

с

н

с

Мурманская обл.

в

с

с

н

с

Красноярский край

в

н

в

н

с

Ямало-Ненецкий АО

в

в

в

с

в

Примечание. Составлено автором на базе расчетов, представленных в работе [2].

Обозначения, представленные в таблице:

в – высокий уровень (отклонение от среднероссийского значения более чем на 16,7 % в благоприятную сторону);

с – средний уровень (отклонение от среднероссийского значения не более чем на 16,7 %);

н – низкий уровень (отклонение от среднероссийского значения более чем на 16,7 % в неблагоприятную сторону).

Таблица 2

Рекомендации по повышению финансового обеспечения экономического развития регионов АЗРФ с учетом сформированного финансового потенциала территорий

№ п/п

Регион

Приоритетные инструменты формирования финансовых ресурсов

1

2

3

1

Республика Карелия

Трансферты из фед. бюджета и Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, применение программно-целевого метода развития, создание условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли реального сектора экономики (горнопромышленный комплекс и обрабатывающая промышленность (рыбоводство, железорудная промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность).

2

Архангельская область

Применение программно-целевого метода развития (целесообразно рассмотреть возможность разработки и реализации программы развития территории нескольких регионов со схожими характеристиками финансового потенциала (Архангельская область – Ненецкий автономный округ – Республика Коми – Республика Карелия))

3

Чукотский автономный округ

Трансферты из фед.бюджета и Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, создание инструментов трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы.

4

Республика Саха (Якутия)

Расширение бюджетных полномочий в области формирования собственных доходов бюджета, создание условий для привлечения инвестиций в добывающие отрасли реального сектора экономики (добыча алмазов, золота, серебра, угля, нефти, газа, сурьмы), формирование дополнительных льгот для активно инвестирующих предприятий в проекты на территории республики.

5

Ненецкий автономный округ

Применение программно-целевого метода развития, создание инструментов трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы.

6

Республика Коми

Применение программно-целевого метода развития, создание условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли реального сектора экономики (добывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство нефтепродуктов и текстильных изделий), формирование дополнительных льгот для активно инвестирующих предприятий в проекты на территории республики.

1

2

3

7

Мурманская область

Расширение бюджетных полномочий в области формирования собственных доходов бюджета, создание условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли реального сектора экономики (добывающая и обрабатывающпя промышленности (производство апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, никеля, железорудного концентрата, рыбная промышленность), формирование дополнительных льгот для активно инвестирующих предприятий в проекты на территории области, создание условий для реализации совместных проектов с зарубежными инвесторами (за счет приграничного положения)

8

Красноярский край

Расширение бюджетных полномочий в области формирования собственных доходов бюджета, повышение возможностей использования для целей экономического развития бюджетных кредитов (повышение лимита предоставления бюджетных кредитов регионам, имеющим высокие оценки бюджетно-налоговой составляющей финансового потенциала), реализация проектов государственно-частного партнерства с крупными промышленными предприятиями, формирование дополнительных льгот для активно инвестирующих предприятий в проекты на территории края.

9

Ямало-Ненецкий автономный округ

Расширение бюджетных полномочий в области формирования собственных доходов бюджета, повышение возможностей использования для целей экономического развития бюджетных кредитов, реализация проектов государственно-частного партнерства с крупными промышленными предприятиями, создание условий для привлечения иностранных инвестиций и совместны предприятии для реализации крупнейших проектов в сфере добычи ресурсов, создание инструментов трансформации сбережений населения в инвестиции и инвестиционных институтов с привлечением банковского капитала

Примечание. Составлено автором.

На основании оценки общего финансового потенциала регионов АЗРФ, а также оценки отдельных его структурных элементов представляется возможным определить некоторые дифференцированные подходы к развитию региональных финансовых механизмов данных регионов (табл. 2).

В целом оценка финансового потенциала и его отдельных элементов должна стать основой проведения дифференцированной региональной финансовой политики, реализация которой будет способствовать обоснованному выбору инструментов для аккумуляции необходимых финансовых ресурсов для регионов, характеризующихся различной спецификой экономического развития и отраслевого хозяйства. Более полное использование внутренних региональных резервов при привлечении необходимых ресурсов в экономические процессы позволит не только повысить финансовую самостоятельность субъектов РФ и обеспечить активизацию инвестиционных процессов, но и оптимизировать расходы федерального бюджета на поддержку регионов за счет выбора наиболее приоритетных территориальных объектов и повышения обоснованности применения системы инструментов регионального финансового механизма.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Целью организации и построения регионального финансового механизма является создание условий для привлечения достаточной финансовый базы развития региона, максимальное вовлечение в экономические процессы сформированного финансового потенциала территории, активизация инвестиционных процессов и достижение общей финансовой самостоятельности региона на основе учета специфики развития каждого конкретного региона и особенностей сконцентрированных на его территории финансовых ресурсов. Залогом эффективного выбора и реализации инструментов формирования финансовой базы для конкретного региона является учет особенностей его развития, оценка общего финансового потенциала, а также его отдельных составляющих.

Проведенные исследования в области разработки рекомендаций по использования различных инструментов повышения и реализации финансового потенциала для регионов Арктической зоны РФ позволили сделать следующие выводы:

1. Для трех арктических регионов (Республика Карелия, Архангельская область и Чукотский автономный округ) на данный момент формирование достаточной финансовой базы возможно только при активном использовании средств вышестоящих бюджетов. При этом схожесть экономического развития и территориальная близость Республики Карелия, Архангельской области и еще двух регионов АЗРФ (Ненецкого автономного округа и Республики Коми) позволяет для данной группы регионов рекомендовать применение программно-целевого метода развития (на базе создания соответствующей федеральной целевой программы территориального развития).

2. Большая часть регионов АЗРФ (Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Саха и Коми, Красноярский край, Мурманская область) в настоящее время характеризуется значительным уровнем потенциала хозяйствующих субъектов. Однако, использование крупными промышленными предприятиями в качестве места регистрации столичных регионов, а также низкая инвестиционная активность не позволяют в полной мере задействовать финансовый потенциал крупного бизнеса для развития регионов базирования. Для таких регионов видится целесообразным дальнейшая работа в области реализации проектов государственно-частного партнерства с крупными промышленными предприятиями и создания условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли реального сектора экономики, в том числе за счет адаптации налоговых льгот и преференций под новые геополитические условия, когда основная часть финансовой помощи должна предоставляться компаниям, реализующим на территории российской Арктики инфраструктурные, транспортные и социальные проекты.

3. Для регионов, обладающих значительными возможностями по формированию собственной доходной бюджетной базы, которые определяются высоким уровнем собираемых налогов в расчете на тысячу населения, а также достаточным уровнем развития реального сектора экономики (Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха, Красноярский край, Мурманская область), следует предусмотреть расширение бюджетных полномочий в области формирования собственных доходов бюджета.

4. Для нескольких регионов АЗРФ (Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) характерен высокий уровень финансового потенциала домашних хозяйств, который в настоящее время не используется в полной мере в экономических процессах. Для данных регионов представляется целесообразным создание инструментов трансформации сбережений населения в инвестиции на базе формирования специальных региональных банковских продуктов, реализуемых в рамках совместных программ региональных органов власти и кредитных учреждений. Для Ямало-Ненецкого автономного округа, который характеризуется относительно высоким значением потенциала кредитно-финансовой сферы, следует рассмотреть возможность реализации выпуска специализированных инвестиционных облигаций, доступных, в том числе, для населения.

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 20-010-00776 «Совершенствование государственного финансового регулирования развития регионов Арктической зоны РФ как основа обеспечения экономической безопасности российской Арктики».