Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

STUDY OF CORPORATE GOVERNANCE PECULIARITIES IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

Smirnov R.V. 1 Bezdudnaya A.G. 1 Lopatnikova A.A. 1
1 St. Petersburg State University of Economics
The study presents the features of the organization of corporate governance systems in large Chinese companies, considers the features of the Chinese management system and corporate governance models, reveals aspects and trends in the development of this system in a constantly changing foreign policy environment. The features of building a corporate governance system and its organization in significant companies are studied, as well as the main types of its development are reflected. The authors characterize corporate governance – this is a system that covers relationships, as well as a system of accountability of managers to owners, it is concluded that Chinese corporate governance is entering a new phase, when its effective mechanisms and their application in practice become a necessary condition for the country to achieve sustainable prosperity based on an open market economy capable of competing globally.
management
corporate governance
corporate governance models
foreign investments

Введение

В Китае важным аспектом является организация управленческой деятельности крупных национальных и транснациональных компаний. Системы менеджмента Китая имеют свою специфику и позволяют компаниям развиваться в соответствии с принципами корпоративного управления, образуя корпорации. Бизнес Китая направлен на экосистемное сотрудничество, то есть основан на управленческих аспектах бизнес-экосистемы, основой которой является система корпоративных отношений и принципов.

Корпоративное управление ‒ это важное понятие в современном мире, на данный момент в российской литературе оно не имеет точного толкования [4; 10].

Однако корпоративное управление можно охарактеризовать следующим образом: это система, которая охватывает взаимоотношения, а также система отчётности управленцев перед владельцами.

Целью исследования является изучение особенностей организации и осуществления корпоративного управления в Китае.

Материал и методы исследования

Данная концепция возникла в Китае и там она определяется как система, которая регулирует все отношения между сторонами, которые имеют интересны к определенной организации, безусловно в данном случае акционеры выступают как самая важная часть этих отношений.

Несмотря на это, корпоративное управление в Китае решает проблемы в двух типах организаций [9]:

1. Государственных организаций в случае их перехода в корпоративную форму управления на основании закона КНР «О компаниях», то есть в данном случае имеет место быть изменение формы собственности и реорганизации деятельности компании с переходом ее на корпоративные принципы.

2. Компании с привлечением иностранных инвестиций, такая деятельность стала возможной с 1995 года в связи с изменениями в законе КНР «О компаниях». Китайская народная республика разрешила использовать форму CLS (Investment Companies Limited By Shares) для привлечения иностранных инвестиций в деятельность организаций.

В настоящее время Китай смог развить сектор листинговых компаний, акции которых публично торгуются на фондовых биржах.

Такое реформирование началось еще в 1984 году, когда лишь 11 государственных предприятий стали акционерами. Однако сейчас данная трансформация оказывает существенное влияние [5].

Для понимания особенностей корпоративного управления в Китае, важно разобраться с особенностями модели. К основным типам корпоративного управления относятся две модели:

1) Аутсайдерская модель, используемая в США и Великобритании.

2) Инсайдерская модель, используемая в Германии и Японии.

Китайская классическая модель корпоративного управления включает в себя комбинацию инсайдерской и аутсайдерских типов. Отметим, что Китай развивает собственные принципы корпоративного управления, но при этом в китайской модели корпоративного управления преобладают черты и свойства инсайдерской.

Формирование особенной системы корпоративного управления в Китае связано с особенностями национальной политики в области существенного участия государства в действующих корпорациях и корпоративных отношениях. Акции, принадлежащие государству, относятся к категории «не торгуемых», поэтому государство является полноправным участником корпоративных отношений.

Однако, нельзя говорить о том, что инсайдерская модель существует в Китае полностью, ведь до 1997 года там использовалась японская модель, но она была отвергнута из-за концепции рынка, который должен играть главную роль [6].

Помимо этого, многие исследователи говорят о том, что в Китае используются и американский вариант, при котором создается унитарный совет.

Однако сейчас, нельзя говорить о том какая модель присутствует в Китае. Это связано с тем, что Китай находится в периоды экономических реформ, поэтому окончательную модель корпоративного управления можно увидеть после них, так как это будет зависеть от того, как Китай сможет поступить с акциями, которые относятся к категории «не торгуемых».

Таким образом, если Китай продаст свои акции на рынок, то он примет рассредоточенную структуру, а значит будет принадлежать к модели аутсайдера.

Таким образом, сейчас можно говорить о том, что китайское корпоративное управление вступают в новую фазу, когда его эффективные механизмы и применение их на практике становятся необходимым условием для достижения страной устойчивого процветания на основе открытой рыночной экономики, способной конкурировать на глобальном уровне [11].

Как уже было отмечено ранее, корпоративное управление становится важной для различных групп: инвесторов, менеджеров, директоров компаний, а также правительственных и неправительственных организаций.

Таким образом, корпоративное управление в Китае должно быть сосредоточено на руководстве и контроле над стратегическими отраслями. В данном случае группа предприятий смогут быть лидерами в отрасли за счет их размера и поддержки государства. Они смогут укрепить экономику страны и её положение на международном рынке.

Уже отмечалось значимость реформы в Китае, которая выдвигает корпоративное управление на значимую позицию можно даже говорить о том, что корпоративное управление на первый план.

Помимо этого, корпоративное управление выступает эталоном для достижения превосходства масштабах компании, что повышает значимость и ценность бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы понимать как осуществляется корпоративное управление в Китае можно провести в пример (рисунок).

Китайская модель представляет из себя программу четверых направлений: промышленность, обороноспособность, сельское хозяйство, научно-техническое развитие.

Развитие Китая в сфере управления идет нелинейно, но важно отметить, что Китай нацелен на развитие плановой экономики совместно с социалистическими принципами и за основу взята некая социальная корпоративная модель управления, которая основана на авторитарных принципах и практически не учитывает демократические основы. В настоящее время формируются принципы корпоративной модели с учетом развития китайских особенностей экономического развития [2].

К положительным аспектам использования данной модели являются сбалансированная система управления и взаимосвязей между правительством страны и бизнес-структурами. Данная структура позволяет создать оптимальное сочетание между плановой и рыночной экономикой.

Инфраструктура экономики Китая многообразна, но в полной мере связана с плановыми особенностями экономического развития, что обеспечивает равные права при осуществлении процессов голосования.

Более того, в Китае сформирована необходимая нормативно-правовая база для осуществления эффективного корпоративного управления. В частности, «Закон о компаниях», который упоминался ранее. Данный закон позволяет регламентировать деятельность компаний и организацией в них корпоративного управления.

Однако, можно говорить о том, что для китайских компаний не хватает законов о банкротстве и поглощениях.

Помимо этого, в законодательстве Китая не хватает таких механизмов, которые устанавливали бы точные требования для кооперативного управления.

Если рассматривать нормативно-правовые акты, то права миноритариев зачастую являются ограниченными, что приводит к злоупотреблению своими правами акционеров с контролирующим пакетом акций.

pic_Smirnov_1.tif

Корпоративное управление в Китае

В 2001 году в Китае был создан специальный кодекс корпоративного управления, который и позволил выстроить основные принципы корпоративного управления. Данный кодекс применим ко всем компаниям, находящимся на территории Китайской народной республики, но при этом принципы и положения кодекса носят рекомендательный характер, но в тоже время кодекс является мерилом и позволяет оценивать структуру корпоративного управления в организации [1].

Например, должно быть учтена процедура кумулятивного голосования в случае, когда крупнейший акционер владеет более 30 % акций компании, но при этом рассматривая нормативно-правовую базу, нужно отметить ее несовершенство и возможности найти лазейки для развития неправомерности в системах корпоративного правления [3].

В Китае в 2004 году был принят дополнительный временный кодекс корпоративного управления, целью которого было обеспечить законные интересы акционеров и осуществить защиту финансовой независимости компании. Важной составляющей корпоративного управления является прозрачность. Прозрачность контролируется с помощью установленных национальных стандартов. При осуществлении аудита корпоративного управления, аудитор не является независимым лицом [8].

Заключение

Корпоративное управление в Китае недостаточно сформировалось, так как на данный момент существуют особенности развития экономики страны.

Однако, создание нормативной и законодательной базы позволили выйти на существенный уровень разработки данной проблематики.

Таким образом, можно говорить о том, что в ближайшее время Китай имеет все перспективы на создание собственной модели корпоративного управления.

Система корпоративного управления в каждой стране складывается по-разному с учетом: ее национальных особенностей, государственной политики, особенностей менеджмента и управления большими и средними предприятиями и компаниями, а также учитываются особенности привлечения иностранного капитала.