Введение
В условиях беспрецедентного давления со стороны недружественных стран на российскую экономику, нарушения ее функционирования, частичной и полной ликвидации большого числа логистических цепочек, замораживания финансовых средств нашего государства, находящихся на валютных счетах в зарубежных банках, разрушения мировой правовой системы бизнес, исполнительная и законодательная власти Российской Федерации оказались вынуждены в срочном порядке реструктуризировать отечественную экономику. Предпринимаемые меры позволили в краткосрочном периоде в значительной степени сгладить негативное влияние западных санкций, но долгосрочный эффект от них еще впереди. Существенная часть отечественных предприятий во многом зависела и зависит от импортных поставок (электроника, станки, оборудование, компьютерная техника, технологии и т. д.). Обеспечение технологической независимости стало серьезной трансформационной задачей, которую бизнесу и государству необходимо решать совместными усилиями.
Сложившаяся в России в 2022 году ситуация смогла несколько пошатнуть экономическое состояние и в то же время подтвердить востребованность наличия в стране особых (специальных) экономических зон (ОЭЗ), территорий опережающего развития (ТОР) и индустриальных парков (ИП).
Цель исследования
В рамках данной статьи авторы видят своей главной целью сформулировать перспективы развития ОЭЗ, ТОР и ИП, как одного из инструментов государственной экономической политики, а также, как способа снизить негативный эффект от действующих антироссийских санкций.
Материал и методы исследования
Обзор рынка показывает, что российские территории с преференциальным (льготным) режимом, такие как ОЭЗ, ТОР и ИП, привлекают предпринимателей, а тематика импортозамещения играет важную роль и стимулирует создание новых производств, которые удобно размещать именно в таких зонах. С 2005 года и до середины 2016 года количество их систематически увеличивалось, но не во всех случаях создание ОЭЗ, ТОР и ИП дало положительную динамику развития экономики регионов, скорее напротив, в ряде случаев их эффективность оказалась достаточно низкой. В итоге государством было принято решение об упорядочивании этого процесса, вектор развития был определен не на количество, а на качество.
Деятельность ОЭЗ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1]. Зоны предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производств в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:
– Минимальные административные барьеры;
– Налоговые льготы и таможенные преференции;
– Сниженные цены на аренду и выкуп земли;
– Помощь в реализации инвестиционных проектов на первой стадии развития, а также их дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
Количество ОЭЗ в Российской федерации в условиях действия экономических санкций начало расти. По заявлению заместителя министра экономического развития Дмитрия Сергеевича Вахрукова, треть ОЭЗ, которые на данный момент существуют на территории России, созданы за последние 2 года. В 2022 году в РФ зарегистрировано 45 ОЭЗ. При этом не стоит путать ТОР и ОЭЗ [5].
29 декабря 2014 года был принят ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который ввел в правовое поле новый вид льготных территорий – ТОСЭР. Территории опережающего (социально-экономического) развития формируют благоприятные условия для привлечения инвестиций, создают комфортные условия для обеспечения жизнедеятельности населения, что так же, как и в ОЭЗ, является эффективным инструментом для привлечения инвестиций [2]. В обоих случаях действует особый правовой режим для предпринимателей, существуют различные льготы для бизнеса, при этом набор этих льгот отличается. Основным отличием ТОР от ОЭЗ является наличие льгот по таможенным платежам, так как изначально ОЭЗ создавались для привлечения предприятий с иностранным капиталом с учетом возможности их обеспечения импортным оборудованием, комплектующими и технологиями. Кроме того, ОЭЗ – это выделенная на отдельной территории индустриальная зона с таможенным постом и КПП. Территории опережающего развития же могут располагаться на территории всего города, на любой площадке в пределах установленных властями границ. При этом в современных условиях появилось такое понятие, как трансграничные территории опережающего развития. Например, одну из них планируется расположить на границе России и Китая в городе Суйфыньхэ. Ее территория будет включать в себя 233 гектара с российской стороны и 188 га с китайской, где планируется беспошлинное перемещение товаров и свободное передвижение людей. Общее количество территорий опережающего развития на сегодняшний день следующее: 92 территории опережающего развития в моногородах, 22 дальневосточных территории и одна Арктическая.
Наличие сформированной законодательной базы для создания и развития ОЭЗ и ТОР, а также само их наличие на территории Российской Федерации позволило бизнесу частично нивелировать последствия санкционного давления. Вместе с тем, возможность разработки собственных технологий для выпуска необходимой стране продукции и оперативного запуска новых предприятий, размещенных на территории нашей страны с целью решения вопросов импортозамещения, подразумевает наличие инженерно подготовленных площадей и соответствующей инфраструктуры. Оптимально для этих целей подходят площадки индустриальных парков и технопарков парков, которых в России по состоянию на 1 января 2022 года около четырехсот (306 и 90 соответственно).
Индустриальный парк – это специально организованная для размещения новых производств территория, со своей управляющей компанией, обеспеченная необходимыми мощностями, инженерными сетями, специализированными объектами капитального строительства и имеющая соответствующий административно-правовой статус. ИП отличаются транспортной доступностью, географической близостью к рынкам сбыта, интеграцией нескольких видов транспорта (авто, ж\д, водный, авиа) в различных вариантах. На территории индустриального парка могут располагаться независимые предприятия различного направления одной отрасли или нескольких разных отраслей. Как правило, размещение предприятия в ИП упрощает для инвесторов процесс расширения производства или его диверсификации.
Главная особенность технопарков заключается в возможности концентрации в одном месте компаний и специалистов, способных создавать инновационные технологии и воплощать их в современных продуктах. Технопарки имеют в своем составе имущественный комплекс, управляющую компанию, научные институты, исследовательские лаборатории, инжиниринговые и деловые центры, выставочные площадки, промышленные предприятия и фирмы, преобразующие научный потенциал в конкурентоспособную рыночную продукцию [3].
Несмотря на то, что технопарки должны были стать одним из ключевых элементов диверсификации экономики России, их деятельность долгое время не приносила ожидаемого результата. Еще в 2011 году анализ практики создания и развития технопарков в России позволил сделать вывод о том, что этот процесс осуществлялся в значительной мере бессистемно и пробивал себе дорогу через множество экономических, финансовых, организационных и иных сложностей.
Существовали следующие проблемы организации и функционирования технопарков в РФ:
– недостаточная государственная и региональная поддержка;
– низкая привлекательность технопарков для инвесторов;
– недостаточная привлекательность технопарков для компаний-резидентов;
– отсутствие стимула для работы в технопарках квалифицированных специалистов.
Следует понимать, что стратегия запуска работы технопарков должна быть связана с созданием конкурентных преимуществ региональной экономики. Для этого технопарки должны иметь коммерческие, социальные и макроэкономические цели для воплощения их в жизнь [4].
По состоянию на начало 2020 года, по словам авторов научной работы «Технопарки России: проблемы развития и пути их решения» (Романович М.А., Оспищев П.И., Романович Л.Г., Кузнецова И.А.), в России эффективно и стабильно (на протяжении более 10 лет) осуществляли деятельность лишь порядка 2 % технопарков. Остальные 98 % продолжали находиться «на ранней стадии деятельности», а необходимой инфраструктурой, лабораториями, высокотехнологичным оборудованием, квалифицированными кадрами обладали единицы. Только 10 % компаний-резидентов из числа функционирующих технопарков получили комплекс необходимых услуг по бизнес-акселерации, помощи в привлечении инвестиций, менторской поддержке. Иными словами, ранее существовавшие проблемы сохранялись [6].
Анализ структуры российских технопарков в зависимости от специализации показывал, что доминировали многоотраслевые технопарки (31 %) и технопарки сферы информационных технологий (29 %). Минимальная активность технопарков была выявлена в сфере научных исследований и разработок (8 %) и сфере сельского хозяйства (1 %) в общей структуре технопарков. Указанная структура технопарков, к сожалению, с течением времени не стала более рациональной и адекватной потребностям общества.
Непривлекательность технопарков для инвесторов была связана с высокими рисками, обусловленными нежеланием инвесторов иметь дело с «длинными» инвестициями в производство. Они не стремились вкладывать свои средства потому, что зачастую не была ясна роль государственной поддержки технопарков.
Инструментом, стимулирующим развитие технопарков и существенно снижающим риски инвесторов, должна была стать мощная государственная поддержка этой сферы, обеспечивающая льготное налогообложение, таможенные преференции, государственные гарантии. Следует отметить, что в большинстве технопарков экономически развитых стран государство является наиболее значимым инвестором. Это дает возможность серьезного финансирования технопарков, которые, в свою очередь, являются основным элементом, позволяющим коммерциализировать инновационные идеи и поддерживать конкурентоспособность государства в различных отраслях.
Введение санкционных мер против России в последние годы и особенно – после февраля 2022 года, стимулировало государство и бизнес к объединению усилий с целью преодоления возникших трудностей функционирования отечественной экономики. Действия недружественных государств привели к тому, что инвестиции отечественных предпринимателей в западные компании стали высокорискованными либо убыточными. Интерес предпринимателей в большой степени переместился на отечественный рынок. К тому же, уход значительного числа западных компаний из России создал большое количество свободных ниш для создания аналогичных отечественных производств. Сложная геополитическая и экономическая ситуация, сложившаяся в России, положительно повлияла востребованности ОЭЗ, ТОР и ИП. Эксперты считают, что есть основания для осторожного оптимизма: отечественный бизнес занимает освободившиеся после ухода иностранных компаний ниши, а сами площадки в конце года могут выйти на самоокупаемость (Коммерсант № 207 от 09.11.22). По словам управляющего партнера компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисея Фурщика, в нынешней сложной ситуации ОЭЗ и ТОР стали еще более привлекательными для отечественных инвесторов, хотя и по очевидным причинам потеряли ряд иностранных [5].
Только за первое полугодие 2022 года в ОЭЗ появилось 77 новых резидентов. В 2022 году ожидается появление в ОЭЗ тысячного резидента. Общая эффективность ОЭЗ поднялась с 87 % в 2020 году до 95 % в 2021-ом. 225 млрд руб. направлено на создание инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджета. Объем платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджет в три раза, превысил объем полученных в 2021 году льгот (229 млрд руб. против 84 млрд руб.).
По словам заместителя министра экономического развития Дмитрия Вахрукова, в целом можно говорить о том, что механизм ОЭЗ оказался эффективным: «Государство на 90 % вернуло свои затраты на этот механизм. С учетом той динамики, которую показывают все площадки, ожидаем полную окупаемость механизма ОЭЗ уже в этом году». Статс-секретарь и заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев добавляет, что различные льготы, преференции, административные привилегии в ОЭЗ позволяют повысить операционную устойчивость бизнеса и сократить сроки его окупаемости, что позволяет совершенствовать механизм ОЭЗ, чтобы сделать его еще более комфортным и привлекательным для инвесторов [5]. Так, например, одним из главных преимуществ для инвесторов является экономия до 30 % от первоначальных инвестиций, что отражено в таблице.
Управляющие компании индустриальных парков, однако, оценивают происходящее на рынке более сдержанно, чем их коллеги по ОЭЗ. Количество резидентов в ИП на конец 2021 года составило 4025 компаний. Прирост за год составил 557 резидентов. Создано 35 тысяч новых рабочих мест. ИП расположены в 67 регионах России. Лидерами по количеству индустриальных парков являются ЦФО (148) и ПФО (83), СЗФО находится на четвертом месте – 28 парков [8]. По состоянию на апрель 2022 года резиденты индустриальных парков инвестировали в производство 1,5 триллиона рублей. В 2021 году доля заполненных территорий составила 65 %, что является рекордным показателем за все годы. Динамику инвестиций в производство формируют крупные проекты как иностранных, так и российских резидентов, однако до недавнего времени ведущую роль в формировании общего инвестиционного ландшафта играли иностранные производители. В 2021 году продолжилась тенденция к снижению доли иностранного капитала в индустриальных парках России. Так, в 2019 году она составляла 57 %, в 2020 году – 55 %, а в 2021 году – 53 %.
Льготные условия и возможности для инвесторов ОЭЗ
Россия |
ОЭЗ |
||
Льготы |
Срок действия |
||
Налог на прибыль, % |
20 |
2–13,5 |
На период действия ОЭЗ |
Налог на имущество, % |
2,2 |
0 |
До 10 лет |
Налог на землю, % |
1,5 |
0 |
До 5 лет |
Транспортный налог (руб./л.с.) |
0,01–7,61 |
0 |
До 10 лет |
Налог на добавленную стоимость, % |
20 |
0 – на работы (услуги), выполненные (оказанные) резидентами портовой ОЭЗ |
На период действия ОЭЗ |
Стоимость приобретения земли |
100 % рыночной стоимости земли |
1–30 % кадастровой стоимости земли |
На период действия ОЭЗ |
Директор по развитию индустриального парка «Марьино» в Санкт-Петербурге Александр Паршуков, заявляет, что 2021 год стал для площадки рекордным за всю историю парка. В 2022 году наступила некоторая стагнация, но по показателям продаж год обещает быть успешным [5].
Руководитель направления продаж и коммерческой недвижимости АО «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев сообщает, что «ввиду высокой неопределенности перспектив развития экономики существенно снизилось количество новых обращений. Тем не менее, проекты строительства, начатые в 2020–2021 годах в индустриальном парке Greenstate, продолжаются. В стадии активного строительства находятся четыре проекта. Также идет развитие инженерной инфраструктуры. 90 % земельных участков парка уже переданы инвесторам» [5].
Результаты исследования и их обсуждение
В связи со значительными изменениями экономических отношений России со странами Западной Европы, США и некоторыми их партнерами стоит ожидать дальнейших изменений в списке стран-иностранных инвесторов в реальный сектор экономики РФ. Тем не менее, спрос на готовые площади остается высоким, и можно прогнозировать приближение к точке дефицита площадей индустриальных парков в перспективе двух лет.
В начале третьего десятилетия XXI века человеческая цивилизация переживает начало нового исторического этапа, и Россия, безусловно, является важной частью происходящих процессов. В перспективе нашей стране требуется новая индустриализация, нацеленная на ускоренное импортозамещение в связи со сложной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановкой. Все российские предприятия, уже столкнулись с беспрецедентной нехваткой комплектующих и компонентов. Поиск новых локальных поставщиков – приоритет для большинства индустрий. Отдельные компоненты и технологические операции выпадают из глобальных цепочек промышленной кооперации и должны быть немедленно замещены либо поставками из новых юрисдикций, либо локальными ресурсами. Важнейшая роль в организации этих поставок и локализации на территории России новых современных инновационных и высокотехнологичных предприятий отводится индустриальным паркам.
Заключение
Согласованные и своевременные действия законодательной и исполнительной ветвей власти совместно с бизнесом в области создания, развития и поддержки ОЭЗ, ТОР, ИП и ТП являются востребованными и даже необходимыми в непростой ситуации, обусловленной беспрецедентной волной западных санкций и другими факторами. Совокупный синергетический эффект вышеперечисленных мер позволит значительно снизить воздействие санкций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – вывести Россию на новый уровень устойчивости и безопасности существования.