Введение
Функционирование региональной экономики происходит на основе уже существующей сформированной базы в виде социальных, управленческих, трудовых, производственных, природных, финансовых ресурсов, а ее устойчивое развитие производится не только на использовании имеющихся потенциальных возможностей, которыми он располагает, но и на их приращении. Основной и наиболее важной частью потенциала региона является финансовый потенциал, от укрепления и приумножения которого напрямую зависит устойчивость социально-экономической системы. Поиск механизмов стимулирования развития финансового потенциала на региональном уровне является наиболее актуальным в настоящее время. Вопросы регионального развития и исследования в сфере проблематики региональных финансов значительны и нашли свое отражения в работах Лексина В.Н., Швецова А.Н., Солянниковой С.П., Таксир К.И., Сычева Н.Г. [1–3]. Финансовый потенциал государственного и регионального уровня раскрыт в исследованиях Климовой Н.И., Алтуфьевой Т.Ю., Иванова П.А. Шапошниковой Э.Т., Федоткиной О.П., Ермаковой Е.А. [4–7].
В настоящее время, в условиях нестабильности и неопределенности, поиск механизмов стимулирования и развития финансового потенциала на региональном уровне является наиболее актуальным, поскольку именно активизация и наращивание внутреннего финансового потенциала способны поставить региональное социально-экономическое развитие на курс устойчивости.
Цель исследования – выявление актуальных тенденций в формировании финансового потенциала домашних хозяйств арктического региона, как составной части финансового потенциала региона и определение основных направлений по его активизации.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования представлены в виде обобщения научных исследований отечественных ученых, информационно-аналитических материалов органов государственной власти, официальных статистических данных. В работе использованы общенаучные методы исследования: экономико-статистический анализ, экспертная оценка, и. т. д.
Результаты исследования и их обсуждение
Финансовый потенциал региона в узком смысле представляется в виде совокупности накопленных, привлекаемых и формирующихся в условиях хозяйственной деятельности финансовых ресурсов. В дальнейшем эти ресурсы идут в распоряжение субъектов экономических отношений, которые принимают участие в процессах производства, распределения, а также обмена и потребления экономических благ. В результате их использования происходит достижение стратегических целей социально-экономического развития региона. Таким образом, финансовый потенциал региона – это не только имеющиеся и используемые финансовые ресурсы, но неиспользованные средства, т. е. потенциальные доходы региона.
В широком смысле под финансовым потенциалом понимается способность финансовой системы региона обеспечивать рост и развитие в долгосрочной перспективе за счет совокупности финансовых ресурсов, а также условий, создаваемых государством, организациями и домашними хозяйствами региона для формирования, распределения и использования этих ресурсов с целью достижения определенных финансовых результатов, обеспечения расширенного воспроизводства и социального развития [8, c. 2].
В табл. 1 представлены основные принципы формирования финансового потенциала, как подсистемы региональной экономики, которые должны быть нацелены на экономический рост и развитие региона.
Таблица 1
Принципы формирования финансового потенциала региона
Принцип |
Содержание |
Системности |
определяет целостность и единство всех элементов финансово-хозяйственной сферы региона. |
Взаимосвязи |
подразумевает, что все элементы финансовой системы действуют в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, соблюдая интересы всех участников и распределяя ответственность между ними. |
Развития |
основывается на возможности элементов региональной финансовой системы последовательно изменяться, корректироваться, с учетом внешних и внутренних факторов. |
Концентрации |
обозначает сосредоточение финансовых ресурсов, что дает возможность аккумулировать усилия и ресурсы на определенных направлениях развития региональной экономики. |
Информационного обеспечения |
осуществляет обратную связь обо всех протекающих процессах в системе, что, свою очередь, дает возможность ее своевременного анализа и корректировки, учета тенденций и специфических особенностей, присущих финансовому развитию определенных регионов. |
Прозрачности |
обеспечивает открытость финансовой системы, что создает условия доступности необходимой информации. |
Развитие финансового потенциала региона обеспечивается интеграцией и взаимодействием финансовых потоков хозяйствующих субъектов, домохозяйств, бюджетно-налоговой и финансово-кредитной сфер. Использование финансового потенциала региона будет зависеть от эффективности управления, которое заключается в деятельности региональных органов власти по созданию, изысканию, привлечению и аккумулированию финансового потенциала, необходимого для обеспечения роста объемов производства и повышения уровня жизни населения данного региона [9].
Одним из элементов регионального финансового потенциала и перспективным источником привлечения финансовых и инвестиционных ресурсов является финансовый потенциал населения (домохозяйств), который представляется в виде «максимально возможного объема финансовых ресурсов населения, который потенциально можно аккумулировать и трансформировать в финансовые ресурсы при определенных условиях и посредством соответствующих инструментов и механизмов» [10]. Возможность использования финансового потенциала домашних хозяйств в качестве источника привлечения финансовых ресурсов региона связана с уровнем благосостояния населения. Так, рост доходов и высокий уровень жизни населения ведет к расширению потребления, увеличению возможности формирования сбережений и инвестирования, а также к более активному участию в бюджетно-налоговой сфере через уплату налогов.
Рассмотрим основные составляющие, участвующие в формировании финансового потенциала домашних хозяйств на примере Мурманской области – региона, всей своей территорией входящего в состав Арктической зоны РФ (табл. 2).
По данным таблицы среднедушевые денежные доходы в 2020 г. составили 45 996 руб. в месяц, что соответствует среднероссийскому уровню. Мурманская область занимает 11 место по уровню этого показателя среди регионов РФ. В сравнении с другими регионами, территориально полностью входящими в состав Арктической зоны РФ, уровень этого показателя почти в 2 раза ниже. Так, в Ямало-Ненецком АО среднедушевые денежные доходы в 2020 г. составили 89 928 руб. (1 место по РФ), Чукотском АО 89 541 руб. (2 место), Ненецком АО 84 147 руб. (3 место) [11].
Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума в Мурманской области за рассматриваемый период колеблется в диапазоне от 2,6 до 2,8. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в регионе составляет 10,2 % (76,5 тыс. человек) в 2020 г. Уровень бедности по сравнению с 2019 г. незначительно снизился и находится ниже среднероссийского уровня, который составил 12,1 %.
Таблица 2
Показатели, участвующие в формировании финансового потенциала домашних хозяйств Мурманской области (2016–2020 гг.)
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц. |
37 359 |
39 273 |
41 564 |
44 237 |
46 621 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц |
13 660 |
14 230 |
14 573 |
16 800 |
17 718 |
Всего прирост сбережений населения (в процентах к итогу) |
11,8 |
12,1 |
10,9 |
11,1 |
15,5 |
Всего прирост сбережений населения, млн руб. |
40 249, 8 |
43 059,6 |
40 931,0 |
44 069,4 |
62 886,7 |
Доля обязательных платежей и разнообразных взносов в структуре использования доходов населения, % |
14,7 |
14,7 |
15,2 |
15,3 |
15,7 |
Составлено автором по данным Росстат [11]
Доля сбережений в структуре денежных расходов населения Мурманской области относительно невысока и составляет 15,5 % в 2020 г., однако, наблюдается положительная динамика этого показателя относительно предыдущих лет. По сравнению с предыдущим годом доля сбережений выросла на 4,4 % и составила 62886,7 млн руб., против 44069,4 в 2019 г. [11].
В 2021 г. Мурманская область заняла 9 место среди регионов РФ по размеру банковских вкладов населения или 261,1 тыс. руб. на душу населения. По сравнению с предыдущим годом прирост вкладов составил 7,9 %. Отношение среднедушевых вкладов к номинальным среднемесячным доходам составило 5,6. Среди других регионов АЗРФ в десятку регионов-лидеров входят Ямало-Ненецкий (364,0 тыс. руб.), Чукотский (289,8 тыс. руб.), Ненецкий (318,4 тыс. руб.) автономные округа. Лидером в данном рейтинге среди регионов РФ является Москва (967,7 тыс. руб.) [12]. Эксперты признают, что ситуация с накоплениями физических лиц характеризуется крайней степенью неоднородности в региональном разрезе. Средний размер депозитов в разных субъектах Федерации отличается многократно, неравномерна также и динамика вкладов.
По данным 2020 г. Мурманская область находится на 29 месте среди регионов РФ по рублевым вкладам населения на счетах Сбербанка России или 103 908 млн руб. Отмечается, что нестабильность российского рубля приводит к повышению интереса к покупке иностранной валюты, что, в свою очередь, является одной из инвестиционных составляющих финансового потенциала домохозяйств [13]. В 2020 г. прирост валютных депозитов в Мурманской области составил 9,8 % по отношению к предыдущему году.
Наблюдается повышение доли обязательных платежей и разнообразных взносов в структуре использования доходов населения на 10 % к 2020 г. по сравнению с 2016 г. (15,7 %), что соответствует общероссийскому уровню. Это, с одной стороны, приводит к сокращению доходов и снижению покупательной способности населения, а также возможности сбережений в связи с оттоком части доходов на уплату налогов, платежей по кредитам и пр. С другой стороны, это говорит о вовлечении населения в пассивное участие в формировании финансового потенциала регионов через кредитную и налоговую сферы [10, с. 66].
Заключение
Проведенный анализ некоторых показателей, отражающих тенденции в формировании финансового потенциала населения Мурманской области, позволил сделать следующие выводы:
– Неблагоприятные климатические условия, высокий уровень цен, потребность в дополнительных бытовых издержках ведут к удорожанию проживания в условиях арктического региона. При этом, относительно невысокий уровень доходов населения Мурманской области не позволяет в полной мере компенсировать эти издержки и значительно сдерживает процесс формирования сбережений. При невысоком уровне жизни основным направлением в использовании прироста денежных доходов для большинства домохозяйств является увеличение текущего потребления, а не сбережение и инвестирование.
– Ситуация, складывающаяся в настоящее время в стране на фоне санкций, неопределенность из-за специальной военной операции и частичной мобилизации влияет на модель потребления и сбережения людей. По мнению экспертов, в условиях нестабильности население будет сохранять сберегательную модель поведения частично в виде остатков на счетах, а также в неорганизованной (наличной) форме.
Для активизации привлечения финансов населения и их трансформации в финансовый потенциал региона необходимы инструменты и механизмы, нацеленные на формирование финансовой грамотности населения и доверия к финансово-кредитным учреждениям, проведение просветительской работы в части эффективного управления личными финансами, а также популяризация и консультирование по вопросам инвестирования личных средств населения, повышение уровня прозрачности деятельности инвестиционных компаний (фондов), развитие системы страхования вложений.
Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ 20-010-00776 «Совершенствование государственного финансового регулирования развития регионов Арктической зоны РФ как основа обеспечения экономической безопасности российской Арктики».