Введение
Земля наряду с трудом и капиталом является основным ресурсом в агропромышленном производстве. В связи с чем, ее дефицит создает не только критическую ситуацию отсутствия расширенного воспроизводства в сельскохозяйственной отрасли, но и угрожает финансовой безопасности хозяйствующего субъекта. В то же время, именно земля становится одним из основных объектов капитальных вложений в большинстве инвестиционных проектов аграрной сферы экономики. Очевидно, что каждый инвестор в агропромышленном комплексе (далее АПК) заинтересован, с одной стороны, в максимально коротком сроке окупаемости проекта, а также стабильном и длительном получении прибыли на протяжении периода его реализации. С другой стороны, инвестор должен быть в достаточной степени уверен, что активы (в которые вложен капитал) будут в долгосрочной перспективе принадлежать держателю проекта. Разрешение данной ситуации является «точкой соприкосновения» интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей (инвестирующих в аграрное производство) и органов исполнительной власти субъектов Федерации, стремящихся привлечь потенциально возможное количество инвестиций в региональную экономику. В максимально благоприятной для субъектов АПК ситуации они готовы инвестировать и, как следствие:
– создавать новые рабочие места;
– обеспечивать устойчивое развитие сельских территорий;
– осуществлять налоговые и иные обязательные платежи, формирующие доходную часть бюджета государства.
Действенным инструментом привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стала государственная поддержка масштабных (приоритетных) инвестиционные проектов в форме предоставления земельного участка в долгосрочную аренду (до 49 лет) без проведения торгов для обеспечения реализации проекта [1, 2, 3]. Данная мера поддержки направлена на повышение эффективности землепользования в регионе. При этом осуществляется развитие производительных сил на соответствующей сельской территории, что обуславливает актуальность исследования, на основании которого подготовлена статья.
Целью исследования является анализ государственной поддержки масштабных (приоритетных) инвестиционных проектов в отраслях агропромышленного комплекса Омской области в части повышения эффективного землепользования в регионе.
Материал и методы исследования
Исследование подготовлено на основе следующих источников информации:
– законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, осуществляемую с государственной поддержкой в форме предоставления права на долгосрочную аренду земельных участков без проведения торгов [2, 3];
– официальных сайтов отраслевых органов исполнительной власти [1, 4];
– научных работ экономистов-аграрников, а также ученых, исследующих иные отрасли знаний по вопросам эффективного сельскохозяйственного землепользования [5, 6, 7];
– собственных исследований автора по теоретическим и практическим вопросам государственной поддержки эффективного землепользования в Омской области в форме поддержки масштабных инвестиционных проектов.
В процессе подготовки статьи использован метод статистического наблюдения с расчетом статистических показателей структуры. Предметом исследования являются экономические отношения между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами АПК в ходе реализации масштабных инвестиционных проектов. Объектом исследования научной статьи являются масштабные (приоритетные) инвестиционные проекты в аграрном секторе экономики на территории Омской области.
Результаты исследования и их обсуждение
Омская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (далее СФО) по площади сельскохозяйственных угодий по состоянию на 1 января 2021 года [4]. При этом работа по вовлечению в оборот неиспользованных земель сельскохозяйственного назначения в данном субъекте Федерации ведется менее активно относительно других регионов СФО (табл. 1).
Это обусловлено тем, что ресурс «свободных площадей», которые технически возможно и экономически целесообразно ввести в оборот в Омской области, не столь велик [9, 10]. Тем не менее, резерв увеличения площади сельскохозяйственных угодий, используемых в производстве, имеется. В частности, в 2020 году лишь 75,4 % сельскохозяйственных угодий региона были задействованы в аграрном производстве. Однако, далеко не во всех субъектах СФО аналогичная ситуация. Сельскохозяйственные товаропроизводители Алтайского края (лидера агропромышленного комплекса Сибирского федерального округа) используют 99,8 % сельскохозяйственных угодий, что свидетельствует о высоком уровне эффективности землепользования (табл. 2).
Таблица 1
Площадь сельскохозяйственных угодий по субъектам Сибирского Федерального округа [8]
Субъект СФО |
Площадь сельскохозяйственных угодий вовлеченных в оборот, тыс. га |
Площадь сельскохозяйственных угодий СФО |
|
Площадь, тыс. га |
Удельный вес, % |
||
Республика Алтай |
0,20 |
1156,19 |
2,82 |
Республика Тыва |
9,30 |
2652,67 |
6,47 |
Республика Хакасия |
87,89 |
1660,48 |
4,05 |
Алтайский край |
13,90 |
10586,1 |
25,82 |
Красноярский край |
48,34 |
4919,95 |
12 |
Иркутская область |
21,98 |
2377,98 |
5,8 |
Кемеровская область |
20,62 |
2365,68 |
5,77 |
Новосибирская область |
89,37 |
7654,63 |
18,7 |
Омская область |
3,91 |
6375,44 |
15,55 |
Томская область |
5,30 |
1238,19 |
3,02 |
Итого |
300,81 |
40987,31 |
100 |
Таблица 2
Используемые земли сельскохозяйственного назначения в Сибирском Федеральном округе [8]
Субъект СФО |
Земли сельскохозяйственного назначения, тыс. га |
Сельскохозяйственные угодья, тыс. га |
Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых в 2020 г. в производстве, тыс. га |
Республика Алтай |
2648,485 |
1156,19 |
1104,512 |
Республика Тыва |
3363,96 |
2652,67 |
2570,1 |
Республика Хакасия |
1690,84 |
1660,48 |
528,91 |
Алтайский край |
11 534,022 |
10 586,1 |
10 567,592 |
Красноярский край |
39756,366 |
4919,95 |
3561,551 |
Иркутская область |
2874,86 |
2377,98 |
1712,842 |
Кемеровская область |
2649,221 |
2365,68 |
2068,8 |
Новосибирская область |
11 112,678 |
7654,63 |
5365,153 |
Омская область |
7270,228 |
6375,44 |
4806,797 |
Томская область |
1985,712 |
1238,19 |
362,992 |
Итого |
84 886,372 |
40 987,31 |
32 649,249 |
Необходимо отметить, что органы исполнительной власти предпринимают активные действия по повышению эффективности землепользования в субъекте Федерации, в том числе оказывая помощь хозяйствующим субъектам АПК [11]. Государственная поддержка инвестиционных проектов в сфере АПК в Омской области представлена достаточно большим перечнем вариантов инвестирования и включает следующие основные виды поддержки:
– грант на развитие семейных ферм;
– грант Агростартап (на поддержку начинающих фермеров);
– грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
Таблица 3
Сравнительная характеристика инвестиционных проектов в сфере АПК, получающих государственную поддержку в Омской области (составлено автором)
Критерии сравнения |
Инвестиционные проекты в сфере АПК, получающие государственную поддержку в Омской области |
|
Масштабные инвестиционные проекты в сфере АПК |
Инвестиционные проекты с иными формами поддержки в АПК |
|
Источник финансирования |
Собственные средства, заемные средства |
Средства государственной поддержки (гранты), заемные средства, собственные средства |
Земельные отношения |
Долгосрочная аренда (49 лет) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности |
Земельные участки должны быть в собственности, долгосрочной аренде, либо приобретаться в собственность в ходе реализации инвестиционного проекта |
Отрасли АПК |
Птицеводство яичного направления, молочное скотоводство, переработка сельскохозяйственной продукции, семеноводство |
Молочное и мясное скотоводство, овцеводство, козоводство, коневодство, пчеловодство, птицеводство, кролиководство, растениеводство, переработка сельскохозяйственной продукции |
Сумма инвестиций |
От 50 млн рублей |
От 3,4 до 33,4 млн руб. |
Организационно-правовая форма держателя инвестиционного проекта |
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели |
Крестьянские фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные потребительские кооперативы |
Основные финансово-экономические показатели проекта |
Платежи в бюджет, инвестиции в проект, собственные средства, заемные средства, дисконтированный срок окупаемости, простой срок окупаемости |
Общая стоимость проекта, объем выпуска производимой продукции, общая потребность во внешнем финансировании, оценка экономической эффективности проекта, бюджетная эффективность, рентабельность, окупаемость проекта |
Горизонт планирования |
10 лет и более |
5 лет и более |
– поддержку масштабных инвестиционных проектов (табл. 3).
Таблица 3 иллюстрирует, что хозяйствующим субъектам, включенным в реестр масштабных инвестиционных проектов, предоставляется земельный участок (земельные участки), находящийся в муниципальной собственности, на 49 лет без проведения торгов. Государственная поддержка по приоритетным проектам имеет основные принципиальные особенности:
– отсутствует софинансирование со стороны государства;
– в аренду предоставляется земельный участок (земельные участки), который находится в муниципальной собственности;
– данная форма поддержки не исключает получения грантов на развитие малого аграрного бизнеса;
– следует отметить, что в перечень масштабных инвестиционных проектов Омской области входят представители различных отраслей экономики, но в совокупности, предприятия АПК составляют 33,57 %, то есть третью часть (табл. 4).
По территориальному признаку лидером по масштабным инвестиционным проектам в АПК региона является Омский муниципальный район с объемом инвестиций 9,66 млн рублей (92,04 %). Инвестиции, осуществляемые в рамках масштабных проектов, в других муниципальных районах Омской области составляют менее 10 %. Как уже отмечалось выше, одной из основных целей данных проектов является повышение эффективности землепользования в регионе. В каждом инвестиционном проекте производится расчет площади земельного участка (земельных участков), необходимый для успешной реализации финансовой модели проекта. Основными показателями, являющимися основанием для определения площади каждого земельного участка являются [1, 2, 3]:
– инвестиции проекта;
– объем реализации сельскохозяйственной продукции (в натуральном и стоимостном выражении);
– сводный отчет об инвестициях в проект;
– прогноз движения денежных средств, прогнозный баланс;
Таблица 4
Масштабные инвестиционные проекты Омской области
Отрасль экономики |
Территориальное размещение проекта |
Общая стоимость проекта, тыс. рублей |
Удельный вес, % |
Птицеводство яичного направления |
Кормиловский муниципальный район |
69 200 |
0,22 |
Молочное скотоводство |
Омский и Любинский муниципальные районы |
154 300 |
0,49 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Омский муниципальный район |
524 980 |
1,69 |
Молочное скотоводство |
Азовский немецкий национальный район |
434 200 |
1,39 |
Молочное скотоводство |
Таврический район |
177 550 |
0,57 |
Логистические услуги |
Омский муниципальный район |
12 189 397 |
38,98 |
Пищевая промышленность |
Омский муниципальный район |
9 013 010 |
28,82 |
Машиностроение |
Омский муниципальный район |
2 502 000 |
8,00 |
Семеноводство |
Омский муниципальный район |
650 000 |
2,08 |
Похоронные услуги (крематорий) |
Омский муниципальный район |
176 100 |
0,56 |
Автомобильный сервис |
Омский муниципальный район |
948 050 |
3,03 |
Строительный комбинат |
Омский муниципальный район |
539 420 |
1,73 |
Ярмарочный комплекс |
Омский муниципальный район |
365 000 |
1,17 |
Гостиничные услуги |
Омский муниципальный район |
2 693 000 |
8,61 |
Общественное питание |
Омский муниципальный район |
105 000 |
0,34 |
Приборостроение |
Омский муниципальный район |
613 000 |
1,96 |
Многотопливная заправочная станция |
Омский муниципальный район |
119 370 |
0,38 |
Итого |
31 273 577 |
100 |
– расчет эффективности полных инвестиционных затрат, расчет оценки бизнеса;
– расчет бюджетной эффективности, включающий суммарные денежные потоки федерального, регионального и местного бюджетов, с учетом годовой ставки дисконтирования;
– в животноводческих проектах производится расчет потребности в кормах.
Также по каждому масштабному инвестиционному проекту, определяется продолжительность периода прединвестиционной, инвестиционной и операционной фазы. Для иллюстрации процесса улучшения производственной ситуации в результате реализации инвестиционного проекта, рассмотрим показатели крестьянского фермерского хозяйства «Горячий ключ», реализовавшего приоритетный инвестиционный проект, по расширению животноводческого комплекса молочного направления [1]:
– увеличение объема производства молока с 1596 тонн в 2016 году до 3500 тонн в 2020 году;
– увеличение объема производства мяса крупного рогатого скота с 99,8 тонн в 2016 году до 250 тонн в 2020 году;
– увеличение средних надоев молока от одной коровы с 4700 кг в 2016 году до 5000 кг в 2020 году.
Очевидно, что ресурс в форме стабильной аренды муниципальной земли позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям региона повысить уровень производственно-экономических показателей и, как следствие финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта. В перспективе перечень масштабных проектов в Омской области, может быть расширен за счет новых потенциальных инвесторов (табл. 5).
Таблица 5
Перспективные инвестиционные проекты в АПК Омской области [1]
Инвестиционный проект |
Сумма инвестиций, тыс. рублей |
Количество рабочих мест |
Направление деятельности |
Омский муниципальный район |
|||
Комплекс по переработке и подработке подсолнечника, рапса, сои |
500 000 |
65 |
Растительное масло |
Агропромышленный парк «Макошь» |
1 170 000 |
3 550 |
Логистические услуги |
Организация сквозного складирования сельскохозяйственной продукции |
750 000 |
360 |
Хранение сельскохозяйственной продукции |
Элеваторный комплексы для хранения и подработки зерновых и масличных культур |
450 000 |
75 |
Хранение сельскохозяйственной продукции |
Колбасный цех |
362 900 |
0 |
Колбасные изделия и полуфабрикаты |
Мельничный комплекс |
284 000 |
25 |
Мука |
Реконструкция элеватора |
300 000 |
Данные не рассчитаны |
Хранение зерна |
Строительство маслодобывающего предприятия |
800 000 |
80 |
Растительное масло |
Агрологистический центр |
2 000 000 |
Данные не рассчитаны |
Хранение зерна и масличных культур |
Мушиная ферма |
450 000 |
Данные не рассчитаны |
Органические удобрения, кормовые добавки |
Строительство линейного элеватора |
5 000 000 |
175 |
Хранение зерна |
Тарский муниципальный район |
|||
Расширение животноводческого комплекса |
177 600 |
20 |
Молоко и молочная продукция |
Азовский немецкий национальный район |
|||
Строительство молочной фермы |
110 000 |
21 |
Молочная продукция |
Комплекс по переработке зерна |
176 000 |
40 |
Мучные и макаронные изделия |
Марьяновский муниципальный район |
|||
Цех по производству комбикорма (включая зерновой терминал) |
200 000 |
40 |
Комбикорм для КРС |
Кормиловский муниципальный район |
|||
Строительство свинокомплекса |
2 000 000 |
не рассчитаны |
Свинина |
Х |
14 730 500 |
4 451 |
Х |
Приоритетной для аграрной сферы экономики Омской области является отрасль животноводства. Именно это направление агробизнеса обеспечено наиболее объемными мерами государственной финансовой и нефинансовой поддержки, в том числе посредством «мягких условий аренды» муниципальной земли сельскохозяйственными товаропроизводителями, реализующими масштабные инвестиционные проекты [2, 4]. Однако данные табл. 4 и 5 показывают, что максимальная финансовая емкость присуща проектам по переработке продукции, которые осуществляются на землях, не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее, общими для большинства приоритетных инвестиционных проектов в АПК исследуемого субъекта Федерации стали проблемы оказания государственной поддержки. Основными среди них являются неопределенность земельно-имущественных отношений; отсутствие унифицированных требований к приоритетным инвестиционным проектам в Омской области; недостаток собственных финансовых ресурсов; сложность составления инвестиционных проектов по требованиям региональных органов исполнительной власти, а также инвестиционные риски.
Выводы
Объем финансирования масштабных инвестиционных проектов в аграрной сфере экономики Омской области составляет в настоящее время более 31 миллиарда рублей. Крупнейшие проекты относятся к отрасли переработки сельскохозяйственной продукции. По площади земельных участков, задействованных в реализации аграрных проектов, лидируют животноводческие предприятия, поскольку данное направление АПК должно быть обеспечено собственной кормовой базой. Благодаря такой мере нефинансовой поддержки, как предоставление муниципальных земель в аренду без торгов на 49 лет, стимулируется привлечение инвестиций, повышается эффективность землепользования, реализуется потенциал развития регионального агропромышленного комплекса. Данная мера поддержки позволяет не только увеличить рентабельность продукции за счет снижения себестоимости, а также увеличить производительность труда за счет внедрения инновационных технологий. В условиях обеспечения агробизнеса необходимым земельным ресурсом увеличиваются инвестиции в региональную экономику, увеличивается потенциал рынка через политику импортозамещения, повышается финансовая устойчивость регионального АПК в целом.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-011-00088 «Архитектура земельных отношений и специфика землепользования в сибирских регионах: экономико-социологический подход».