Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF THE ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION PROGRAM

Burovtsev V.V. 1 Dmitrenko A.V. 1 Dudkevich O.A. 1
1 Far Eastern State Transport University
The article is devoted to assessing the role of the advanced special economic zones in the implementation of the import substitution program in contemporary conditions. The article considers the essence of the advanced special economic zones, explores the main areas of government support for residents and investors of the ASEZ, indicates the main benefits and preferences for residents, analyzes the activities of the advanced special economic zones of the Far East and Eastern Siberia, provides information of the largest ASEZ in terms of the investments, jobs and the ASEZ specializations, analyzes the activities of the joint-stock company «Russian Far East and Arctic Development Corporation» as a unified institute for ASEZ and Free Port Vladivostok investor support, identifies the factors contributing to the accelerated development of the import substitution projects at the advanced special economic zones. The study used systemic, functional and institutional approaches.
advanced special economic zone
asez
investments
preferences regime
import substitution program

Введение

В соответствии с п. 5.8–5.10 Перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию № Пр-3086 от 27.12.2013 Правительству РФ совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших органов исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было поручено:

– в срок до 1 июля 2014 года «определить критерии отнесения отельных территорий субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири к территориям опережающего социально экономического развития, а также установить перечень таких территорий»;

– в срок до 1 ноября 2014 года обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих налоговые льготы и преференции для резидентов, а также «создание необходимой инфраструктуры на территориях опережающего социально-экономического развития» [1].

Дальний Восток России – уникальная территория, составляющая около 41 % суммарной площади РФ, экосистема, богатая природными ресурсами и крупнейшими месторождениями минерального сырья (нефти и газа, золота, алмазов, угля), «окно», точнее – транспортный коридор в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Тем не менее, несмотря на все преимущества развития бизнеса на Дальнем Востоке России, потенциал региона длительное время не был реализован, наметился ряд негативных тенденций:

– стагнация в сфере производства;

– сокращение темпов социально-экономического развития региона;

– сокращение количества рабочих мест;

– отток населения и др.

Создание территорий опережающего социально-экономического развития стало не только импульсом развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, импульсом укрепления социально-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, но и импульсом ускорения развития производственного потенциала страны в рамках программы импортозамещения.

Целью исследования является анализ основных направлений государственной поддержки резидентов и инвесторов территорий опережающего социально-экономического развития, анализ деятельности крупнейших территорий опережающего социально-экономического развития и их роли в реализации программы импортозамещения, выявление факторов, способствующих ускоренному развитию проектов по импортозамещению в рамках территорий опережающего социально-экономического развития.

Материал и методы исследования

Материалом для исследования послужили: нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность территорий опережающего социально-экономического развития; материалы Интернет-сайтов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Фонда Развития Промышленности; сведения, представленные в реестре территорий опережающего социально-экономического развития; современные публикации отечественных ученых.

Методологической основой исследования выступают системный, функциональный и институциональный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ, а также Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 254-ФЗ «Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [2, 3].

По решению Правительства Российской Федерации территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет на основании предложения уполномоченного федерального органа. Также по решению Правительства Российской Федерации срок существования ТОР может быть продлен.

Для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития устанавливаются следующие налоговые льготы и преференции [2]:

– величина налога на прибыль устанавливается на уровне от 0 % до 5 % в течение первых пяти лет функционирования предприятия (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – 0 %; в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации – на уровне от 0 % до 5 %). Далее в следующие пять лет функционирования предприятия величина налога на прибыль составляет 12 % (льгота по региональной части налога на прибыль устанавливается субъектом РФ и не может составлять менее 10 %);

– величина налога на имущество составляет 0 % в течение первых пяти лет функционирования предприятия; в следующие пять лет – на уровне, не превышающем 2,2 % (льгота устанавливается субъектом РФ);

– величина налога на землю устанавливается на уровне 0 % в течение первых пяти лет функционирования предприятия (льгота устанавливается муниципальным образованием);

– уровень тарифов страховых взносов составляет: на обязательное пенсионное страхование – в размере 6 %; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в размере 1,5 %; на обязательное медицинское страхование – в размере 0,1 % в течение 10 лет со дня получения плательщиком статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или Свободного порта Владивостока;

– разрешается привлечение иностранной рабочей силы без учета квот (доля устанавливается наблюдательным советом ТОР);

– сокращенные сроки проведения контрольных проверок;

– создание инфраструктуры проектов управляющей компанией за счет средств Федерального Бюджета РФ;

– предоставление земельного участка для реализации проекта;

– комплексное сопровождение инвесторов по принципу «одного окна»;

– возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ);

– право управляющей компании на защиту резидента в суде.

В составе Дальневосточного Федерального округа одиннадцать субъектов:

– Амурская область;

– Еврейская автономная область;

– Забайкальский край;

– Камчатский край;

– Магаданская область;

– Приморский край;

– Республика Бурятия;

– Республика Саха (Якутия);

– Сахалинская область;

– Хабаровский край;

– Чукотский автономный округ.

На сегодняшний день решениями Правительства Российской Федерации созданы 23 территории опережающего социально-экономического развития: ТОР «Столица Арктики» на территории Мурманской области и 22 территории опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного Федерального:

– на территории Амурской области – ТОР «Свободный», «Белогорск», «Приамурская»;

– Еврейская автономная область – «Амуро-Хинганская»;

– Забайкальский край – ТОР «Забайкалье», «Краснокаменск»;

– Камчатский край – ТОР «Камчатка»;

– Приморский край – ТОР «Большой Камень», «Находка», «Надеждинская», «Михайловский»;

– Республика Бурятия – ТОР «Бурятия», «Селенгинкс»;

– Республика Саха (Якутия) – ТОР «Якутия», «Южная Якутия»;

– Сахалинская область – «Горный воздух», «Курилы», «Южная»;

– Хабаровский край – «Хабаровск», «Николаевск», «Комсомольск»;

– Чукотский автономный округ – ТОР «Чукотка» [4].

Количество резидентов ТОР на территории Дальневосточного Федерального округа превышает 600 предприятий и организаций, общий объем инвестиций – 4581,42 млрд рублей, общее число создаваемых рабочих мест – 106601. Информация о деятельности крупнейших с точки зрения объема инвестиций территорий опережающего социально-экономического развития ДВФО представлена в таблице [4, 5].

Примечательно, что специализацией резидентов крупнейших территорий опережающего социально-экономического развития выступает не только добыча и обработка минерального сырья, но и машиностроение, судостроение, промышленное производство, сельское хозяйство и пищевая промышленность, рыболовство и рыбообработка.

Сведения о крупнейших ТОР ДВФО

Наименование ТОР

Количество резидентов

Инвестиции, млрд руб.

Количество рабочих мест

Специализация ТОР

Свободный

11

1791

4761

газопереработка, промышленность

Находка

4

861,6

8159

химия и нефтехимия

Чукотка

61

607

5933

добыча полезных ископаемых

Большой Камень

25

398,68

17669

судостроение, логистика

Забайкалье

37

220

10309

добыча полезных ископаемых, деревопереработка, пищевая промышленность

Комсомольск

26

159,82

6328

машиностроение, металлообработка, деревопереработка, пищевая промышленность

Камчатка

121

123

12550

рыболовство, рыбообработка, логистика, туристический кластер, рекреация

Южная Якутия

19

113

10727

добыча полезных ископаемых, горнодобыча

Михайловский

18

87,35

4496

с/х

Надеждинская

87

65

8589

промышленность, логистика

В целях обеспечения конкурентоспособности действующих преференциальных режимов, организационной и координационной поддержки, реализации инвестиционных проектов резидентов ТОР создано АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ»), на которое возложены функции управляющей компании ТОР и Свободного порта Владивосток (СПВ) в ДФО.

Единственным акционером АО «КРДВ» выступает Российская Федерация. Правами акционера АО «КРДВ» от лица государства наделено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики осуществляет следующие функции:

– организационная, координационная поддержка и сопровождение действующих и потенциальных инвесторов ТОР;

– управление преференциальными режимами ведения предпринимательской деятельности;

– создание соответствующей инфраструктуры для инвесторов и резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;

– реализация механизмов государственно-частного партнерства для реализации приоритетных проектов («Дальневосточная и арктическая концессии»);

– оказание помощи резидентам и инвесторам в подборе высокопрофессиональных кадров;

– участие в реализации государственной политики и программ, направленных на повышение качества жизни жителей Дальнего Востока и Арктики (развитие образовательных программ, «Дальневосточный гектар», «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный квартал») [6].

Таким образом, в рамках действующей системы государственной поддержки инвестиционных проектов в Дальневосточном регионе в настоящее время предоставляется масса возможностей для развития и поддержки предпринимательских инициатив. Очевидно, деятельность резидентов и инвесторов территорий опережающего социально-экономического развития сегодня – лишь начало большого пути, постепенный выход на проектные мощности, поступательное движение в направлении реализации программы импортозамещения, рассматриваемой в условиях жесткого санкционного давления в качестве одной из первоочередных задач для успешного развития экономики Российской Федерации.

Импортозамещение представляет собой тип экономической политики государства, направленной на сокращение импортируемых товаров или отказ, полный или частичный, от импортируемых товаров и замещение их товарами-аналогами, произведенными на внутреннем рынке.

Согласно отраслевым планам Минпромторга России проекты импортозамещения реализуются сегодня в таких стратегически важных отраслях, как: гражданское авиастроение; автомобильная промышленность; железнодорожное, нефтехимическое, сельскохозяйственное машиностроение; химическая промышленность; судостроительная промышленность; металлургия; производство строительных материалов; пищевая промышленность; медицинская промышленность и фармакология [8].

Заключение

Примечательно, что реализации проектов по импортозамещению в рамках территорий опережающего социально-экономического развития способствует ряд факторов:

– разработка и реализация программ стимулирования и продвижения российского экспорта из ДФО в страны Азиатско-Тихоокеанского региона определена одним из основных направлений деятельности АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» [4];

– преференциальный режим, действующий для резидентов и инвесторов территорий опережающего социально-экономического развития, возможность получения льготного целевого займа от Фонда развития промышленности для реализации проектов по импортозамещению в объеме от 5 миллионов рублей до 5 миллиардов рублей по ставкам от 1 до 3 % годовых, сроком до 10 лет, является стимулом роста предпринимательских инициатив и обеспечивает приток инвестиций в реальный сектор экономики Российской Федерации;

– изменение географии перевозок и переориентация грузопотока в восточном направлении вследствие наложенных санкций. Перефразировав известную поговорку, «все дороги ведут на Дальний Восток»: именно транспортная инфраструктура Дальнего Востока сегодня обеспечивает максимальный объем экспортно-импортных перевозок, являясь важной частью международного транспортного коридора в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Концентрация грузопотоков в азиатском направлении способствует увеличению дальности перевозок и, соответственно, увеличению затрат на перевозки. Очевидно, что перенос производств в преференциальные режимы территорий опережающего социально-экономического развития ДВФО будет способствовать оптимизации затрат собственников бизнеса, в том числе, и за счет сокращения транспортной составляющей в итоговой стоимости продукции [9];

– расширение функционала Сервиса импортозамещения 2.0 обеспечит поставки импортных комплектующих, не имеющих аналогов на внутреннем рынке, необходимых для бесперебойной работы предприятий реального сектора экономики. Закупки импортной продукции осуществляются с использованием национальной валюты через резидентов Российской Федерации;

– наращивание мощности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Дальнейшее развитие крупнейшего инвестиционного проекта холдинга «РЖД» – Восточного полигона, строительство транспортно-логистических центров на территории Дальневосточного федерального округа в рамках ведомственного проекта «Формирование сети транспортно-логистических центров» [7] означает приток дополнительных инвестиций и в целом создание благоприятного инвестиционного климата на территории региона, создание дополнительных рабочих мест [10, 11];

– программы, реализуемые АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», призванные улучшить качество жизни населения региона, в частности, программа безвозмездного предоставления гражданам РФ земельных участков на территории Дальнего Востока – «Гектар», программа «Дальневосточная ипотека», несомненно, выступают весомым аргументом в решении вопроса в пользу переезда жителей друг их регионов страны на Дальний Восток для участия в проектах резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;

– преференциальный режим для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития ДФО и свободного порта Владивосток является стимулом образования и развития совместного бизнеса, крупных компаний – вертикально-интегрированных холдингов и конгломератов, реализующих инвестиционные проекты в смежных отраслях и обеспечивающих тем самым достижение мультипликативного эффекта.