Введение
Классики политики и экономики однозначно сходятся в том, что «Политика есть самое концентрированное выражение экономики...» [1, c. 278]. «Политика не может не иметь первенства над экономикой». Таким учениям более ста лет, и по-прежнему политика находится впереди экономики. Политики легко разрушают устойчивые экономические связи. Бизнес теряет выгодные контракты, а инвесторы теряют миллиарды. Новое тысячелетие, новый мир. В таких условиях требуется переосмысление научных теорий, взглядов на развитие экономики, уточнение бизнес-моделей.
Моделирование угроз, основанное на традиционных моделях, начинает давать большие погрешности и ошибки. Политика со стороны «недружественных стран» привела бизнес в Российской Федерации к новым реалиям. Нормой сегодняшнего дня является запрет бизнесу «недружественных стран» сотрудничества, исполнения контрактов и оплаты по долгам на территории Российской Федерации. Блокирование финансовых институтов, отключение банковской системы от системы СВИФТ (SWIFT) выявили новые экономические риски. В качестве ответных мер правительством Российской Федерации был временно разрешен перечень товаров для «параллельного импорта».
Единого, научного термина «параллельный импорт» нет. С определенными условностями можно трактовать «параллельный импорт» как провоз через границу государства различных товаров без согласия правообладателей данного товара или товарного знака. При этом учитывая, что производители заинтересованы в рынках сбыта, чаще всего такие запреты вызваны экономическими санкциями. Хотя более логично такие санкции назвать политическими.
Санкции являются физическим запретом, который использует более экономически развитое государство или объединение государств, импортирующее свои товары и услуги другому государству. Освоенностью санкций в 2022 году стала блокировка денежных средств размещенных в банках «недружественных стран». Чаще всего целью санкций является принуждение к изменению политического курса или подписанию документов выгодных более развитым и сильным странам.
Разрешение на параллельный импорт стало ответом правительства Российской Федерации на односторонний запрет ввоза товаров. Кроме того, что нет единого понимания параллельного импорта, нет единого регулирования и понимания данного процесса. Понятийный аппарат, методология, законодательная часть, отношение к данному процессу разное по регионам и странам. Начиная с 2022 года для Российской Федерации основным документом, регламентирующим параллельный импорт стало постановление правительства № 506 от 29 марта 2022 года [2] и приказ Минпромторга России № 1532 от 19.04.2022 [3]. Данными распорядительными документами утвержден перечень товаров, которые можно ввозить в Российскую Федерацию без согласия правообладателей. В данный перечень внесены бумага, транспорт, электроника, одежда, обувь и многие другие товары. Использование товаров, ввезенных параллельным импортом, вносит эксплуатационные особенности и вызывает дополнительные риски для малого и среднего бизнеса. Поэтому данный вопрос требует научной проработки и создания адаптивной модели. Модель угроз необходима всем юридическим и физическим лицам, планирующим и использующим продукцию и услуги параллельного импорта.
В предлагаемой статье, проанализированы разные подходы к моделированию рисков экономической деятельности схожие с процессом внедрения параллельного импорта. Адаптивных моделей угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта нет из-за новизны данной проблемы. В статье, проанализированы подходы Агамагомедовой С.А. [4, с. 65–72], Агамагомедовой С.А., Пироговой Д.М. [5, с. 25–30], Гарматиной И.А., Маркитантова М.В. [6, с. 208–213], Дроботовой А.Г. [7, с. 366–474], Жуковой М.С. [8, с. 187–192], Карпухина М.А., [9, с. 382–384], Лихогуб А. [10, с. 326–328], Ломакиной А.А. [11, с. 122–128], Медведева И.А. [13, с. 102–111], Нургалиева М.С. [16, с. 175–177] и др. Предложена и подтверждена практическими примерами модель угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта, реализованная в MS Excel. Кроме этого, в данной статье определены элементы модели рисков, вызванных внедрением параллельного импорта.
Новизна обусловлена отсутствием адаптивной модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта.
Анализ научных источников Мамедова Р.В. [12, с. 215–219], Могилевского Г.А. [14, с. 229–231], Номоконовой Е.Н., 15, с. 30–36], Сонич А.А., [17, с. 98–104], Трушиной Д.А., [18, с. 91–94], Дроботовой А.Г. [7, с. 366–474], Пироговой Д.М. [5, с. 25–30] показал, что существующие правовые нормы и традиционные методы моделирования рисков не учли быстроизменяющейся политической обстановки. Решения в таких условиях, как и в условиях военного времени должны иметь адаптивный характер, применимый к быстроизменяющейся, сложившейся на момент анализа обстановке. Моделирование угроз от использования параллельного импорта должно учитывать новые обстоятельства, принятие решений в условиях неопределенности и постоянно изменяющуюся регуляторику.
Цель исследования
Поиск новых методов минимизации угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта и снижение воздействия от таких угроз до приемлемых уровней.
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «параллельный импорт» (parallel import) получил широкое распространение после добавления в документы всемирной торговой организации (World Trade Organization, WTO). В этих документах трактовка получила следующий характер «…A parallel import is a non-counterfeit product imported from another country without the permission of the intellectual property owner. Parallel imports are often referred to as grey product and are implicated in issues of international trade, and intellectual property» [23]. Как видно из данной трактовки параллельный импорт это не контрафактный товар. Это обычный товар или услуга произведенные правообладателем, но ввезенные в страну параллельно официальным дилерам. С позиции всемирной торговой организации (ВТО) такой импорт способствует снижению цены для конечного пользователя и полностью соответствует рыночной экономике на основании того, что товар, произведенный любым правообладателем, может продаваться в любой точке мира, без всяких предусловий. С позиции ВТО, как раз таможенные барьеры, условия и ценовая политика «официальных дилеров» являются нарушениями. Более 160 стран подписав соглашение по ВТО фактически разрешили параллельный импорт в своих странах. Сформулируем данное условие для модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта. Пусть ЭС1, ЭС2, …, ЭСn – экономическое состояние хозяйствующих субъектов малого среднего бизнеса, на которые воздействуют угрозы от использования параллельного импорта, тогда учитывая новые условия можно оценить возможный ущерб в каждом состоянии. Такое состояние может быть определено при выполнении следующего условия:
при (1)
где ЭСi – экономическое состояния хозяйствующего субъекта; ЭС0 – граничное экономическое состояния хозяйствующего субъекта, способное минимизировать угрозы использования параллельного импорта; n – количество возможных экономических состояний хозяйствующего субъекта.
Все риски от использования параллельного импорта регулятор перенес на руководство хозяйствующих субъектов. В соответствии с распорядительными документами решение на использование параллельного импорта остается за менеджментом организации. Именно руководитель исходя из экономической выгоды должен принимать решение об переходе на параллельный импорт или отказе от этого. На рис. 1 показано, что для принятия решения на использование параллельного импорта не влияют правовые последствия, если товар соответствует списку, определенному руководящими документами. В то же время, даже если товар или услуга соответствуют разрешенному списку, то руководителю остается право использовать или нет ресурсы параллельного импорта.
Модель угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта должна предусматривать не только внутригосударственные, но и международные правовые последствия. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию продажи индивидуальными предпринимателями одежды торговой сети Зара (Zara) в маркетплейсах. Риски от таких действий:
– отказ от дальнейшего сотрудничества со стороны торговых сетей;
– продажа и покупка контрафакта;
– увеличение цены для конечного пользователя;
– отсутствие возможности возврата и обслуживания товара.
Для малого и среднего бизнеса риски отказа от дальнейшего сотрудничества со стороны торговых сетей не существенные, так как бренды мирового уровня всегда рассматривали таких партнеров как розничную торговлю. Риск продажи и покупки контрафакта напротив является достаточно существенным. Система сертификатов не может обеспечить защиты от подделок. Поэтому в этом вопросе требуется отдельная научная проработка.
Модель угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта не может быть основывала на общих классификаторах угроз так как в настоящий момент их не существует.
При моделировании угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта, не следует забывать про различные этапы планирования. Как видно из рис. 2 планирование использования параллельного импорта может осуществляться на несколько лет вперед.
Рис. 2. Модель управления рисками [Рисунок выполнен автором]
Все основные и вспомогательные процессы должны использовать регламенты нормативно-правового обеспечения и внутренний документации. Современные требования к системам принятия решений требуют автоматизации рутинной деятельности, например сбора информации с использованием больших данных.
Для автоматизации модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта можно использовать MS Excel или множества других программ позволяющих производить расчеты. На рис. 3 показан интерфейс модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта созданной в MS Excel.
Рис. 3. Реализация модели угроз в MS Excel
Источник: составлено автором по исследуемым материалам [4-24].
Автоматизация процессов моделирования позволяет выявлять и создавать превентивные меры противодействия угрозам [18–20] связанным с параллельным импортом. Формирование модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта является сложным и трудно формализуемым процессом, в ней следует предусматривать множественные порой противоречивые факторы. Такая модель, должна быть адаптивной. При этом адаптивность модели должны строиться на требованиях международных и Российских стандартов и являться корреляцией к уровню защищенности и вероятности реализации угрозы [6].
Дополнительными данными модели угроз малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта могут быть:
● описание подсистемы противодействия угрозам;
● структурно-функциональные характеристики элементов противодействия угрозам;
● описание угроз малому и среднему бизнесу;
● возможные уязвимости малому и среднему бизнесу;
● способы реализации угроз;
● последствия от угроз.
Подсистема противодействия угрозам входит в состав системы управления хозяйствующего субъекта, которая включает в себя совокупность всех служб и подсистем, а также коммуникации, обеспечивающие бизнес. В условиях трансформации цифровой экономики все системы управления, включая и подсистемы противодействия угрозам требуют автоматизации процессов. Сложность автоматизации процесса противостояния угроза малому и среднему бизнесу от использования параллельного импорта заключается в необходимости автоматического сбора исходных данных для принятия решений. Сложность анализа такой информации обусловлена сложностью поиска и обработки. Учитывая скорость изменения обстановки традиционные методы могут выдавать большие ошибки и погрешности.
Заключение
Моделирование угроз для обеспечения достаточного уровня защищенности необходимо проводить во всех хозяйствующих субъектах, использующих в своей хозяйственной деятельности параллельный импорт. Такая деятельность, являясь полностью соответствующей требованиям к международным экономическим системам должна учитывать риски связанных с гарантийным обслуживанием и односторонними отказами от выполнения обязательств со стороны производителей товаров и услуг.