Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ESG TRANSFORMATION OF BANKS AS A DRIVER FOR THE DEVELOPMENT OF ESG PRACTICES UNDER SANCTIONS PRESSURE

Tikhonov V.A. 1 Stepanova N.R. 1 Shalina D.S. 1
1 Ural federal university named after the First President of Russia B.N. Yeltsin
In our time, the pace and speed of change in the outside world is growing exponentially. The environment becomes non-linear, fragile, disturbing and incomprehensible. It is these synonyms that describe the development of the Russian economy over the past couple of years. In the aftermath of the Covid-19 pandemic, as well as the growing sanctions pressure, it is necessary to adapt and restructure development priorities and directions, as well as support industries with long-term prospects. In Russia, for several years now, a guideline for sustainable development and adherence to ESG principles and practices has been adopted. However, due to current events, this concept may be threatened and relegated to the background. The article considered the transformation of banks in accordance with the ESG strategy, which can become a catalyst and a tool for supporting the goals of the country’s overall sustainable development. In the course of applied practical research, the authors considered the general benefits of following ESG trends, conducted a regression analysis showing the relationship between the bank’s financial results and the presence of an ESG strategy, analyzed the external environment during the period of sanctions, identified problems and proposed support measures. The presented results from the need for proactive state support in the field of economics and finance, and also create new directions for research in this area.
sustainable development
esg
sanctions pressure
esg-banking
green bonds
transformation

Введение

В современном мире активно наблюдается трансформация и модификация всех сфер жизнедеятельности человека. В 2020 г. мир столкнулся с пандемией COVID-19. В настоящее время стейкхолдеры и общество заинтересованы, чтобы компания действовала не только эффективно, но и следовала принципам устойчивого развития. Тенденция к ведению ESG-бизнеса, набирающая популярность, стала как никогда актуальной. Основными составляющими являются три параметра – окружающая среда (Environmental), социальная сфера и зашита труда (Social), а также принципы корпоративного управления (Governance) [1].

Несомненно, что ESG-трансформация также затронула и банковскую сферу. Банки стали не просто участниками экономических преобразований, они стали ключевыми драйверами развития ESG-экономики. Сегодня зарождается понятие ESG-банкинг, определяемое как деятельность банков, которая направлена на реализацию мероприятий по заботе об окружающей среде, а также на создание благоприятной и экологичной атмосферы в корпоративной культуре компании. В список основных экологических мер входят переход на возобновляемые источники энергии, экономия электроэнергии, использование служебного транспорта с электро- или гибридными двигателями, а также различные эко-компенсационные проекты [2]. Также в рамках ESG-стратегии менеджмент банков уделяет внимание социальному и корпоративному управлению, в частности, мерам по обеспечению защиты здоровья работников, развитию человеческого капитала, гендерному равенству, многообразию, инклюзии и другое. Таким образом, банки трансформируют себя и свои продукты внедряя экологический, социальный и управленческий аспекты, особенно в части кредитования.

В связи с началом спецоперации на Украине, а также предшествующим коронакризисным годом, ESG-повестка стала сложным элементом исследования. Основной проблемой сегодня является дилемма: уйдет она (ESG-стратегия) на второй план как обременение или станет драйвером развития экономики внутри страны.

ESG уходит с первого плана в связи с адаптацией бизнеса под новые условия. Российский рынок покидают западные инвесторы, которые задавали тренды ESG-повестки. Отсюда возникают вопросы, требующие проведения исследования:

– А нужна ли вообще ESG-стратегия в новых условиях?

– Какие преимущества получает компания при следовании ESG-стратегии на примере лидеров (банков)?

– Какие угрозы развития ESG-банкинга существуют в настоящее время?

– Возможно ли и как преобразовать образующиеся угрозы в новые возможности?

Цели исследования. Провести анализ эффективности внедрения ESG-стратегии в банковском секторе, выделить преимущества, недостатки, и, обратив проблемы в возможности, предложить пути решения трансформации ESG-банкинга в условиях санкций 2022.

Задачи исследования:

1) изучить существующие примеры внедрения банками ESG-стратегии и выделить преимущества;

2) провести корреляционный анализ эффективности внедрения ESG-стратегии банками России в период пандемии;

3) провести SWOT-анализ и выделить основные проблемы и угрозы препятствующие трансформации;

4) разработать меры для поддержки ESG в период санкций, преобразовав угрозы в возможности.

Материалы и методология исследования

В статье использовались данные с официального сайта Центрального банка Российской Федерации [1], рейтинговых агентств [3–4], а также данные из других исследований и источников. Период исследования варьируется с 2020 по 2022 гг., которые отражают сложившуюся экономическую ситуацию на фоне пандемии коронавируса и спецоперации и позволяют провести анализ в сравнении с периодом до кризиса. Для изучения данной темы использовались теоретические методы исследования – анализ, синтез, индукция, использование научных теорий, проверенных практикой, моделирование, а также эмпирические – систематизация найденной информации, сравнение, корреляционный анализ.

В ходе исследования была обоснована эффективность ESG-банкинга в условиях санкционного давления, как катализатора и инструмента развития ESG-практик в экономике России; выделены и систематизированы основные угрозы, препятствующие ESG-трансформации, а также разработаны меры поддержки ESG-банкинга как основного драйвера устойчивого развития страны.

Глава Центрального банка Российской Федерации говорит, что изменения стратегии глобальных инвесторов и климатические риски деятельности банков есть серьезный вызов для экономики, финансовой системы и регуляторов. Однако наиболее важным фактором устойчивого развития сегодня является способность моделировать и строить стресс-сценарии, оценивая риски будущего [5]. Это высказывание актуально и результативно, особенно после начала специальной военной операции. Так как сейчас все заинтересованные ESG-стейкхолдеры находятся в ситуации полной неопределенности, а дальнейшее развитие ESG-повестки стало проблемным полем для проведения исследований и их реализации. Эльвира Набиуллина также отмечает, что «финансовые институты должны быть проводниками финансирования «зеленой» трансформации, поддерживая «зеленые» проекты» [6].

М.А. Измайлова отмечает, что нарастающее санкционное давление не привело к существенному ухудшению макроэкономических показателей, ожидаемых западными странами, однако, они являются ключевым политическим риском для российского бизнеса. Однако несмотря на трудности в геополитических отношениях, топ-менеджмент компаний намерен и дальше держать курс устойчивого развития и публиковать результаты по данным аспектам деятельности. За последние 20 лет наблюдается положительный тренд публикации нефинансовой отчетности среди российских компаний. Но часть компаний находятся под угрозой сворачивания ESG-повестки, в особенности это касается компаний, тесно взаимодействовавших с зарубежными партнерами и действовавших на основе диктуемой ими ESG-политики [7].

О.В. Андреева и А.О. Сонина замечают, что правительство смягчает ряд экологических требований к бизнесу в связи с санкциями, чтобы снизить расходы предприятий и даже компании, готовые следовать ESG-стратегии, могут подвергнуться желанию пренебречь экологическим аспектом для сохранения бизнеса в связи с удорожанием реализации ESG-проектов. Так исследователи обнаруживают, что для мотивации реализовать ESG-политику потребитель сам должен формировать запрос на ESG, чтобы поддержать ее на актуальном уровне [8].

Кроме того, стоит учитывать тот факт, что для успешной реализации модели ESG, требуется развитие просвещения граждан в области социального ответственного инвестирования, чтобы потребитель был готов платить дополнительные затраты за развитие ESG-культуры и устойчивое развитие экономики [9].

Результаты исследования и их обсуждение

Первым этапом нашего исследования стал анализ банковской сферы по данным, представленным рейтинговым агентством «Эксперт РА» [10]. В частности, можно привести примеры, успешных российских кейсов по внедрению ESG-стратегии в банковские услуги еще в период до санкционного давления (см. табл. 1).

Таблица 1

Внедрение ESG-стратегии в банковские услуги. Составлено авторами на основе [4, 10]

Банк (направление)

ESG-стратегия

Признаки соответствия ESG

Сбер (кредит со специальными условиями)

Банк разработал ESG-ковенанты и выдал подобный кредит АФК «Система».

Ставка по нему зависит от утверждения экологической политики и внедрения принципов ответственного инвестирования

– Экономия ресурсов для компании, в случае ответственной политики;

– Снижение экологического ущерба;

– Развитие ответственного поведения кадров;

– Привлекательность для инвесторов

Россельхозбанк (ESG-консультирование)

Банк намерен снижать ESG-риски АПК-отрасли в России.

Банк предлагает ряд мер, среди которых – управление ESG-рисками, консультирование клиентов и партнеров по ESG-темам, финансирование «зеленых» проектов

– Снижение вредного воздействия на окружающую среду;

– Развитие и обучение ESG-поведению других компаний;

– Снижение всевозможных ESG-рисков

ВТБ (финансирование ESG-проектов)

Банк направил на проекты в области возобновляемых источников энергии около 50 млрд руб.

Например, банк профинансировал строительство солнечных станций в Астрахани и Забайкалье

– Внедрение «чистых» технологий;

– Повышение энергоэффективности;

– Снижение углеродного воздействия на экологию

Исходя из данных табл. 1 можно заметить существенные преимущества следованию ESG-стратегии, такие как снижение экологического ущерба, повышение энергоэффективности, развитие ответственного поведения кадров и т. д. Также мировое и российское сообщество ставит акценты на значительности ESG-банкинга в ESG-развитии страны. Например, 16 ноября 2022 г. в рамках Общероссийского форума стратегического развития «Города России 2030» прошла открытая дискуссия «ESG-трансформация и устойчивое развитие бизнеса в России сегодня: зачем это нужно и как с этим работать?». В качестве значимого стейкхолдера спикеры выделили банки как драйвера и центра развития ESG-продуктов и ESG-сервисов. В качестве выдающегося лидера был представлен Сбербанк (см. рис. 1).

pic_Tikhonov_1.tif

Рис. 1. ESG-продукты и ESG-сервисы Сбербанка. Составлено авторами на основе [11]

Следует также принять во внимание мнения многих авторитетных руководителей крупнейших банков страны. Старший вице-президент по ESG «Сбера» Татьяна Завьялова отмечает, что банк внес небольшие коррективы в свои планы по реализации ESG-стратегии, однако, все также планирует достичь «углеродной нейтральности» к 2030 году. Руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка Алексей Иевлев считает, что «куда бы ни сместились торгово-экономические интересы России, принципы ESG на любом новом рынке позволят российским компаниям быть более конкурентоспособными и успешными» [12].

Таким образом, внедрение ESG-повестки имеет большое количество преимуществ, что доказывается многими исследованиями по данной теме. И, несмотря на санкционное давление, банкам, как и другим компаниям, следует разрабатывать стратегии по внедрению данной политики в целях устойчивого развития экономики. Российская экономика может использовать ESG-банкинг как инструмент построения устойчивой, экологичной и диверсифицированной модели [13].

Следующим этапом, нами был проведен корреляционный анализ для выявления зависимости финансовых показателей банка и наличием ESG-стратегии. Выбранные финансовые показатели были взяты с сайта Банки.ру [3]. Их список представлен на рис. 2. На рис. 3 показана корреляция финансовых показателей и ESG-стратегии.

pic_Tikhonov_2.tif

Рис. 2. Распределение банков по чистой прибыли и наличием ESG-стратегии. Источник [3]

 

Чистая прибыль

Вклады физических лиц

Наличие ESG

Чистая прибыль

1

   

Вклады физических лиц

0,940801

1

 

Наличие ESG

0,296062

0,433454

1

Рис. 3. Корреляция финансовых показателей и ESG-стратегии

На матрице попарной корреляции можно проследить взаимосвязь между параметрами чистой прибыли (ЧП), вкладов физических лиц (ВФ) и наличием ESG-стратегии (ESG), где показатель 0–0,3 (слабая связь); 0,3–0,7 (средняя связь); 0,7–1 (сильная связь). Как можно заметить по рис. 2 наиболее значимым показателем для чистой прибыли банков является вклады физических лиц, а показатель ESG не оказывает непосредственного влияния. Тем не менее можно заметить наличие средней связи показателей ВФ и ESG (значение 0,433454). Т.е. наличие ESG-стратегии существенно и для потребителей, и инвесторов. Она вызывают доверие и положительное мнение у общества. Инвестор скорее всего отдаст предпочтение банку, следующему ESG повестке, в отличие от банка отказывающемуся от нее.

Однако, несмотря на всю актуальность и популярность данного направления, российский банковский сектор ощущает ряд значимых проблем, препятствующий развитию ESG-банкинга в России. В частности, проблемы можно разделить на базовые и проблемы, связанные с санкциями. Также существуют активные и позитивные изменения в продвижении ESG в России (см. табл. 2). Данная таблица представляет собой SWOT-анализ, где внедренные инструменты развития ESG – сильные стороны (S), базовые проблемы – слабые стороны (W), направления поддержки в период санкций – возможности (O), проблемы, связанные с санкциями – угрозы (T).

Таблица 2

SWOT-анализ вопросов и мер поддержки ESG-практик в России. Составлено авторами на основе [4, 14, 15]

Внедренные инструменты развития ESG (S)

Базовые проблемы (W)

– Растет интерес к ESG рейтингам [14];

– Вопросы по разработке законов по охране и окружающей среде остаются в приоритете государственной политики [14];

– Аналитический центр при правительстве РФ разработал первый в России Навигатор ESG, в нем есть ретроспективный обзор этапов развития концепции устойчивого развития, ее институтов, ключевых провайдеров, принципы ответственного инвестирования и зеленого финансирования, эффективные образовательные ресурсы, существующие ESG-рейтинги, ссылки на российское законодательство в сфере устойчивого развития [14]

– Интерес к ESG проявляют в основном только банки лидеры [14];

– Зеленые облигации имеют чуть меньшую доходность для инвестора, а для эмитента создают ряд дополнительных условий для реализации [15];

– Большинство банков и компаний не рассматривают внедрение ESG-практик из-за отсутствия ожиданий финансовых преимуществ [4];

– Отсутствует регулирование и прямые требования ESG-практик со стороны государства [4]

Направления поддержки в период санкций (O)

Проблемы, связанные с санкциями (T)

– Переориентация развития ESG внутрь страны, а также развитие ESG совместно с поддерживающими партнерами [14];

– Смещение акцентов в сторону социально-ориентированных инициатив [14];

– Льготная поддержка со стороны государства для ESG финансовых инструментов [4, 14, 15];

– Разработать платформу обмена ESG-практиками и знаниями [4, 14, 15]

– ESG уходит с первого плана, в связи с адаптацией бизнеса под новые условия [4];

– Российский рынок покидают западные инвесторы, которые задавали тренды ESG-повестки [14, 15];

– Для некоторых российских компаний ESG становиться обременением

Как видно из табл. 2 существует достаточное количество базовых проблем ESG-банкинга, не смотря на активную работу в период до санкционных угроз, а также проблем возникших в период санкций 2022. При инициативной поддержке государства компании смогут использовать накопленный опыт, сместить акценты в работе, разработать новые методы взаимоподдержки и сотрудничества и активно продвинуть ESG-ответственность. Исходя из данных, полученных в ходе анализа, были предложены пути решения проблем (см. табл. 2), представленные алгоритмом блок-схемы на рис. 4.

Предложенные на схеме пути решения (выделенные серым цветом) находят свое отражение в интеграции усилий общества, банков и государства, что позволит добиться высокой отдачи эффективности преодоления существующих проблем.

pic_Tikhonov_4.tif

Рис. 4. Проблемы и пути решения трансформации ESG-банкинга

Заключение

Научным результатом исследования являются предложенные пути решения проблемы снижения ESG-трендов из-за санкционного давление. Они включают в себя обмен ESG-практиками, проведение воркшопов от бизнес-лидеров ESG-инициатив, создание системы поощрений следования ESG и создание обязательств реализации ESG-проектов. Данные пути отличаются комплексным ESG-взаимодействием государства, банков и стейкхолдеров. На практике это позволит поддержать банковскую отрасль и экономику как с точки зрения конкурентоспособности ESG-трансформации, так и устойчивого развития страны в целом. Несмотря на дестабилизированную внешнеэкономическую обстановку и введение санкций в 2022 г., многие компании не отказываются от внедрения ESG стратегии. Изменилось только направление с Европы на страны Ближнего Востока. Компании, использующие ESG инструменты, обладают большей конкурентоспособностью и привлекательностью для инвесторов в перспективе на будущее. Дилемма нашего исследования подтвердилась в пользу пути, что банковские услуги обязаны трансформироваться, несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию. Политика государственной поддержки особенно важна для поддержки ESG-повестки. Это, в частности, введение различных льгот, субсидирование ставок по кредитам, снижение давления на капитал и т. д. Банки же выступят основным связующим звеном и выступят катализатором поддержки и развития ESG на российском рынке в области контроля заемщиков, раскрытия нефинансовой отчетности, а также более выгодном кредитовании для ESG-заемщиков.