Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

TYPOLOGIZATION OF THE SPACE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN ACCORDING TO THE DEGREE OF REALIZATION OF THE POTENTIAL OF INTERTERRITORIAL AND INTER-MUNICIPAL INTERACTION

Safiullin R.G. 1 Tagirova E.I. 1
1 Ufa Federal research center of the Russian Academy of Sciences
Solving the problems of interterritorial and inter-municipal interaction in the regions of the country has scientific and applied significance due to the need to ensure integration socio-ecological and economic territorial development. The severity of theoretical and applied problems of realizing the potential of inter-territorial and inter-municipal cooperation in the regions has worsened due to the socio-economic crisis in the country and the increasing negative impact of economic sanctions from developed countries. The current socio-economic situation in Russia pushes the regions to seek and form new directions of inter-territorial and inter-municipal cooperation, orienting their production to the needs of the domestic markets of neighboring territories. The following most contrasting types of regional systems of Russia are identified according to the degree of dependence of their transformation on the internal consumer factor: regional systems of dynamic prosperity, the largest mono-regional and diversified regional systems with a low degree of dependence of their transformation on the internal consumer factor, large export-oriented regional systems with international specialization, stagnating regional systems. The study presents the typology of municipalities of the Republic of Bashkortostan based on the assessment of the total general economic potential within the regional intermunicipal interaction and the grouping of border municipalities by the potential of interregional intermunicipal interaction with subjects of adjacent territories by the indicator of rank-neighborhood, by the total general economic potential within regional and intermunicipal interaction.
typologization
interterritorial and inter-municipal interaction
potential
sanctions
transformation of territories

Введение

Решение проблем межтерриториального и межмуниципального взаимодействия в регионах страны имеет научно-прикладное значение в связи с необходимостью обеспечения интеграционного социо-эколого-экономического территориального развития. Острота теоретико-прикладных проблем реализации потенциала межтерриториального и межмуниципального взаимодействия в регионах обострилась в связи с социально-экономическим кризисом в стране и усиливающимся негативным влиянием экономических санкций со стороны развитых стран. В научных исследованиях А.А. Максимова, М.С. Бурьян [1], А.С. Титовой, В.В. Сыроижко [2], И.Ю. Проскуриной, С.В. Шаевой [3], А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой, М.Р. Сафиуллина [4], Р.Г. Сафиуллина [5], М.Р. Сафиуллина [6, 7] оцениваются социально-экономические потенциалы муниципальных образований, возможности повышения реализации потенциала внутри регионального и межмуниципального взаимодействия в решении социо-эколого-экономических проблем развития муниципальных образований, городских агломераций с учетом демографического, социального, экономического, трудового, природно-ресурсного, экологического потенциалов.

Цель исследования заключается в разработке типологии пространства Республики Башкортостан по степени реализации потенциала межрегионального межмуниципального взаимодействия с субъектами сопредельных территорий для определения наиболее перспективных территорий для рынка сбыта товаров и услуг.

Материалы и методы исследования

Использованы официальные статистические данные в целом по России и на региональном уровне (объемы оборота организаций по видам экономической деятельности (ВЭД), объемы розничного и оптового товарооборота, доходы населения, численность населения). Использованы материалы научных публикаций по проблемам оценки потенциала муниципальных образований Республики Башкортостан [8, 9]. Выбор метода территориально-структурного анализа и типологического метода исследования определялся тем, что они соответствовали решению цели исследования, позволяющим провести типологию региональных систем России и муниципальных образований Республики Башкортостан по потенциалу реализации межтерриториального и межмуниципального взаимодействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Текущая социально-экономическая ситуация в России подталкивает регионы искать и формировать новые направления межтерриториального и межмуниципального взаимодействия, ориентируя свои производства на потребности внутренних рынков соседних территорий. Для определения территорий, на которые необходимо переориентировать рынок сбыта, нужно определить типы пространств по степени реализации его потенциала. При типологизации пространства Республики Башкортостан по потенциалу межтерриториального и межмуниципального взаимодействия выбраны следующие критерии: ранг соседства, демографический, аграрный, общеэкономический производственный потенциал.

Данная совокупность потенциалов территории позволяет определить интегральный потенциал территорий по реализации для дальнейшего межтерриториального и межмуниципального взаимодействия. Апробация данной методики выполнена на примере муниципальных образований (МО) Республики Башкортостан.

Определение потенциала муниципальных образований по степени реализации межтерриториального и межмуниципального взаимодействия проведена на трех уровнях: потенциалы МО на федеральном, межтерриториальном и внутри региональном уровнях. К крупнейшим региональным системам на федеральном уровне отнесены исходя из объемов производства валового регионального продукта более 1,0 трлн рублей (рис. 1).

pic_Safiullin_1.tif

Рис. 1. Типы региональных систем России по степени зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора

Реализация потенциала межтерриториального и межмуниципального взаимодействия региональных систем и муниципальных образований зависит от степени влияния внутреннего потребительского фактора на их развитие. Нами выделены типы региональных систем России по степени зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора:

1) региональные системы динамического процветания, характеризующиеся очень большими объемами общего оборота организаций по ВЭД (от 4,8 до 55 трлн рублей) и высокой степенью зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург;

2) крупнейшие моно региональные и диверсифицированные региональные системы с низкой степенью зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора, характеризующиеся международной и внутрироссийской функциональной специализацией, большими объемами общего оборота организаций по ВЭД (от 3,04 трлн до 4,4 трлн рублей), неустойчивой демографической ситуацией и т. д.: ХМАО и ЯНАО;

3) крупные экспортно-ориентированные региональные системы с международной специализацией, характеризующиеся низкой степенью зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора, средними объемами оборота организаций по ВЭД (от 1,5 трлн до 3,0 трлн рублей), нестабильной динамикой реальных доходов населения, сокращающейся численностью населения в условиях глобальной декарбонизации и экономических санкций: Красноярский край; Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан;

4) стагнирующие региональные системы, характеризующиеся очень низкой степенью зависимости их трансформации от внутреннего потребительского фактора, очень высокой дифференциацией доли розничного, оптового товарооборота, очень малыми объемами общего оборота организаций по ВЭД (до 100 млрд рублей), стабильным трендом падения реальных доходов населения и т. д.

Межрегиональный уровень оценки степени реализации потенциала межмуниципального взаимодействия муниципальных образований Республика Башкортостан по показателю ранг-соседства с субъектами сопредельных территорий (Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Татарстан и Удмуртская Республика) (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Группировка приграничных муниципальных образований Республики Башкортостан по степени реализации потенциала межрегионального межмуниципального взаимодействия с субъектами сопредельных территорий по показателю ранга-соседства

№ п/п

Группы муниципальных образований

Значение ранг-соседства с сопредельными территориями

Муниципальные образования РБ с потенциалом межрегионального межмуниципального взаимодействия

1

С высокой степенью реализации потенциала

Более 5

Белорецкий, Дуванский, Иглинский, Кугарчинский, Нуримановский,

2

Со средней степенью реализации потенциала взаимодействия

От 3 до 4

Абзелиловский, Архангельский, Аскинский, Баймакский, Бакалинский, Бижбулякский, Ермекеевский, Зианчуринский, Илишевский, Кигинский, Кумертауский, Меячетлинский, Миякинский, Нефтекамский, Салаватский, Стерлибашевский, Тактышлинский, Краснокамский, Туймазинский, Федоровский, Хайбулинский, Шаранский, Янаульский,

3

С низкой степенью реализации потенциала

Менее 3

Белокатайский, Учалинский, Куюргазинский

Оценка интегрального потенциала межмуниципального взаимодействия городских агломераций Республики Башкортостан, как главных драйверов социально-экономического развития на современном этапе. Эволюция системы расселения Республики Башкортостан происходит по отдельным точкам роста региона, которые притягивают человеческие ресурсы из периферийных территорий. Для социо-экономического пространства Республики Башкортостан характерно территориальная концентрация производств, населения, инвестиций в четырех городских агломерациях республики при высочайшей роли Уфимской агломерации [10]. Для городских агломераций республики характерен стабильный рост численности населения. Уфимская агломерация и близлежащие к ней муниципальные районы являются центром притяжения населения. Эти тенденции подтверждают и показатели миграционных потоков. За период 2010–2020 гг. в Уфимскую агломерацию приехали 83,3 тыс. человек, что суммарно равно численности Зилаирского, Ермекеевского, Федоровского, Бурзянского и Кигинского районов Республики Башкортостан вместе взятых. В том числе в районы, близлежащие к столице, приехали 43,7 тыс. человек, что составило 13,0 % от общей численности населения этих районов за 2019 год.

В то же время из семи муниципальных районов Северо-Востока Республики Башкортостан за 2010–2020 гг. выехали 18,3 тыс. человек, что составляет почти 10,5 % от численности населения территории (табл. 2).

pic_Safiullin_2.tif

Рис. 2. Группировка приграничных муниципальных образований Республики Башкортостан по степени реализации потенциала межрегионального межмуниципального взаимодействия с субъектами сопредельных территорий по показателю ранга-соседства

Таблица 2

Территориальные различия в динамике миграционного движения населения по разным видам региональных систем Республики Башкортостан за 2010–2020 гг. (человек)

 

2010

2012

2016

2018

2020

Суммарный миграционный прирост

Доля миграционного прироста от численности населения в 2020 году, %

Уфимская

6140

5565

4073

5650

8036

83263

5,65

Нефтекамская

91

–567

–570

–293

773

–3586

–1,59

Октябрьский-Туймазинская

427

394

–102

177

–1082

1820

0,74

Зауралье (восемь МО)

–532

–3321

–2092

–1969

–3403

–25947

–8,09

Северо-Восток (семь МО)

–1494

–2211

–1180

–1802

–1475

–18251

–10,46

Периферийные территории:

–3038

–5672

–3731

–5370

–4405

–48169

–8,79

По степени реализации производственного потенциала межтерриториального и межмуниципального взаимодействия по суммарному общеэкономическому показателю, включающему объемы отгруженных товаров собственного производства и производство сельскохозяйственной продукции, функциональной структурной специализации нами выполнена типология муниципальных образований Республики Башкортостан на региональном уровне (табл. 3, рис. 3).

Таблица 3

Типология муниципальных образований Республики Башкортостан по степени реализации суммарного общеэкономического потенциала внутри регионального межмуниципального взаимодействия (млрд. рублей, 2018 год)

№ п/п

Типы муниципальных образований

Муниципальные образования РБ

1

МО с высоким суммарным общеэкономическим потенциалом: от 7,9 до 45,4 млрд рублей

А) производственной специализации

От 7,9 до 45,4

Белебеевский, Белорецкий, Благовещенский, Давлекановский, Дюртюлинский, Ишимбайский, Мелеузовский, Татышлинский, Туймазинский, Уфимский, Учалинский, Хайбуллинский, Чишминский

Б) аграрной специализации

От 7,9 до 13,7

Благоварский, Стерлитамакский, Чекмагушевский

2

МО со средним суммарным общеэкономическим потенциалом: от 3,3 до 6,9

А) производственной специализации

От 5,1 до 6,9

Бирский, Дуванский, Краснокамский, Янаульский

Б) аграрной специализации

От 3,3 до 6,7

Абзелиловский, Альшеевский, Аургазинский, Баймакский, Буздякский, Бураевский, Гафурийский, Зианчуринский, Иглинский, Илишевский, Кармаскалинский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Миякинский

3

МО с низким суммарным общеэкономическим потенциалом: менее 3,0

А) производственной специализации

Менее 3,0

Нуримановский, Салаватский

Б) аграрной специализации

Менее 2,7

Архангельский, Аскинский, Бакалинский, Балтачевский, Белокатайский, Бижбулякский, Бурзянский, Ермекеевский, Зилаирский, Калтасинский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Мишкинский, Стерлибашевский, Федоровский, Шаранский

pic_Safiullin_3.tif

Рис. 3. Типология муниципальных образований Республики Башкортостан по степени реализации суммарного общеэкономического потенциала внутри регионального межмуниципального взаимодействия

Выводы

В качестве рекомендаций межтерриториального взаимодействия Республики Башкортостан можно предложить ориентацию сбыта товаров и услуг на региональные системы динамического процветания (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург) и крупные экспортно-ориентированные региональные системы с международной специализацией (Красноярский край; Республика Татарстан, Свердловская область, Краснодарский край). Ориентация на крупнейшие моно региональные и диверсифицированные региональные системы страны с позиции реализации потенциала межтерриториального взаимодействия не будет иметь высокого социально-экономического эффекта ввиду того, что на данных территориях очень низкая роль внутреннего потребительского фактора в трансформации региональных систем, низкая доля объемов розничного и оптового товарооборота, соответственно это будет определять низкий потребительский спрос на товары и услуги из республики.

Наиболее высокую степень реализации потенциала по показателю ранг-соседства с сопредельными территориями имеют Белорецкий, Дуванский, Иглинский, Кугарчинский, Нуримановский МО Республики Башкортостан.

Полученные результаты типологии региональных систем страны и муниципальных образований Республики Башкортостан по степени реализации суммарного общеэкономического потенциала внутри регионального межмуниципального взаимодействия применимы при разработке среднесрочных и долгосрочных целевых программ социально-экономического развития.

Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.