Введение
На фоне растущего международного разделения труда, быстрых технологических изменений и демографического развития, необходимо предоставить компаниям возможность развиваться на основе знаний и инноваций для укрепления своей инновационной мощи. Следует отметить, что экономический прогресс и развитие новых технологий и инновационных услуг сегодня все чаще происходят в кластерах.
Центральная задача кластерной политики в Германии – это обеспечение инноваций и конкурентоспособности. В целях повышения региональной конкурентоспособности, экономическое развитие в Баден-Вюртемберге (BW) – все больше опирается на инструменты продвижения кластеров, с целью поддержки конкурентных и географических преимуществ.
Баден-Вюртемберг (BW) – один из ведущих экономических регионов не только Германии, но и Европы: здесь расположены всемирно известные корпорации (Daimler, Bosch и IBM Deutschland), и тысячи успешных малых и средних предприятий, известные своими инновациями и духом изобретательства, с высоким уровнем производительности и низкой безработицей. 5,1 % валового внутреннего продукта BW расходуется на исследования и разработки – эта цифра делает BW ведущим инноватором в сравнении с 97 регионами ЕС. Индекс инноваций за 2020 год показывает, что BW продолжает оставаться регионом с самым высоким инновационным потенциалом в Европейском Союзе (ЕС). С показателем индекса в 81 балл BW находится на вершине рейтинга инноваций. Основными факторами, определяющими лидирующие позиции BW, являются значительные инвестиции в исследования и разработки (НИОКР), высокая доля персонала, занимающегося НИОКР, высокая важность наукоемких отраслей промышленности и большая изобретательность.
Центральные области роста экономики земли BW выходят за рамки классических отраслей и секторов и обладают хорошим инновационным потенциалом. К ним относятся зеленые технологии, альтернативные двигатели и экологически чистый водород, оцифровка и искусственный интеллект, экономика здравоохранения и квантовые технологии.
Сегодня здесь уже существует тесная сеть исследовательских институтов и многочисленных кластеров, исследовательских и производственных предприятий.
Кластерная политика земли BW соотносится с деятельностью по кластерной политике федерального правительства Германии, которое хочет поддерживать эффективные кластеры науки и промышленности на международном уровне. BW использует все возможности, возникающие в результате кластерной политики для достижения успеха на рынке. В условиях обострения конкуренции на рынке – кластерная политика направлена на усиление конкурентоспособности за счет инновационной деятельности частных и государственных предприятий.
Актуальность темы данного исследования связана с развитием экономики кластеров, которые влияют на рост производительности и инновации, а также на увеличение создания новых предприятий. Ключ к успеху формирования кластера и, следовательно, к экономическому успеху участвующих компаний и партнеров, находится, прежде всего, в развитии синергетического потенциала. Центральным фактором, определяющим повышение или обеспечение конкурентоспособности, является инновационная сила кластера.
В последние годы кластерная политика прочно утвердилась как часть инновационной политики в BW. Центральным строительным блоком стало кластерное агентство BW, созданное на государственном уровне. Европейский фонд регионального развития (ERDF) в период финансирования в 2014–2020 годы активно поддерживал кластерные инициативы и общенациональные сети с предложениями услуг, связанными с профессионализацией, повышением качества и передачей технологий. Для региональной структурной поддержки, BW получит от EFRE около 279 миллионов евро в новый период финансирования 2021–2027 годов. Проекты, финансируемые из них, поддерживаются Министерством экономики, в областях связанных с предложениями исследований и разработок, передачи технологий и знаний, сетевой деятельности и создания бизнеса [11].
Целью кластерной политики в BW является создание благоприятной среды для инноваций путем целенаправленного развития и расширения региональных кластерных инициатив, а также межрегиональных, государственных инновационных сетей и инновационных платформ – с целью повышения конкурентоспособности экономики BW, и создание условия для повышения роста, и занятости. Связываясь с крупными компаниями в рамках кластера, МСП могут эффективно участвовать в инновациях и передаче технологий [10].
Цель исследования – представить и проанализировать наиболее значимые этапы развития и основные элементы, характеризующие кластерную политику Баден-Вюртемберга (BW).
Материал исследования
В статье проводится анализ кластерной политики BW, состоящей из нескольких этапов развития. Источники затрагивают периоды развития кластеров с середины 2000-хгодов и до настоящего времени.
Результаты исследования и их обсуждения
Кластерная политика BW, как неотъемлемая часть инновационной политики и политики МСП, направлена на укрепление инновационной мощи компаний в государстве и, таким образом, на повышение конкурентоспособности экономики BW, а также на позиционирование BW, как места для международного бизнеса.
Совместные действия в кластерной инициативе значительно укрепляют отношения между экономическими субъектами в регионе. Это приводит к реализации совместных мероприятий и проектов, прежде всего между компаниями и научно-исследовательскими институтами. Кроме того, могут быть установлены новые международные и межотраслевые связи, которые часто приводят к новым знаниям и новым идеям. Это укрепляет инновационную мощь и международную конкурентоспособность компаний, особенно малых и средних предприятий [11].
Проанализируем становление и развитие кластерной политики, меры и инструменты поддержки кластерных инициатив и общегосударственных сетей в BW.
Инструменты кластерной политики BW и меняющиеся требования:
1 этап. Понимание кластера, кластерный диалог.
– 2006 – формулируется понятие кластер и «Кластерный Диалог» (Cluster-Dialog);
– 2008–2013 гг. осуществляется первая программа финансирования кластерных инициатив ERDF;
– 2008 – создан Атлас региональных кластеров в BW (Der Regionale Clusteratlas BW);
2 этап. Идентификация кластера:
– 2010 – создается Кластерная база данных (Der Clusterdatenbank BW);
3 этап. Превосходство кластера:
– 2012 создание знака качества «Превосходство кластера BW» ((Baden-Württemberg cluster excellence).);
– 2013 создание Кластерного портала BW (Clusterportal BW).
– 2014 – создание Кластерного агентства BW (ClusterAgentur BW).
4 этап. Дальнейшее развитие кластеров.
– 2014–2020 гг. создание программы «Кластеры и инновационные платформы» (CLIP), под финансированием ERDF;
– 2017 г. запуск Кластерной программы ProRegioINNO;
– 2018 г. запуск Инновационного экспресс-призыва к созданию транснациональных кластеров в регионе Балтийского моря (Innovation Express Call BSR);
– 2021–2027 гг. новый период финансирования ERDF [11].
Программы и меры со временем меняют свою направленность. Если в начале, в первую очередь, было важно сделать термин «кластер» понятным и сделать прозрачным кластерный ландшафт BW с его кластерными инициативами и сетями, то сегодня основное внимание уделяется мерам, направленным на дальнейшее расширение существующего управления кластерами и сетями, профессионализацию и поддержку их в преодолении вызовов, связанных с глобализацией и демографическими изменениями. Это также включает в себя еще лучшую подготовку управления кластером к таким задачам, как интернационализация и внедрение межотраслевых инновационных процессов в интересах участников кластера.
Рассмотрим более подробно инструменты кластерной политики BW.
Кластерная политика BW основана на диалоге с региональными субъектами, а также на кластерных инициативах и общегосударственных сетях. Таким образом, она с самого начала использует ориентацию «снизу вверх». В контексте кластерного финансирования, принцип «снизу вверх» означает, что цели и меры службы поддержки не просто обеспечиваются с помощью политики или государственного сектора («сверху вниз»), а ориентированы на потребности и проблемы регионов и их компаний. Этот принцип применим как к кластерным инициативам, тематическая направленность и спектр услуг которых соответствуют конкретным местным условиям, так и к самой кластерной политике.
Соответственно, инструменты кластерной политики разрабатываются на основе диалога с участниками кластеров из регионов. Этот принцип также отражен в общей идее «кластерного диалога», поскольку мероприятия кластерной политики разделены на различные форматы для конкретных целевых аудиторий под эгидой «кластерного диалога».
Под эгидой «кластерного диалога» мероприятия кластерной политики разделены на различные форматы для конкретных целевых групп:
1. Кластерный диалог. В кластерном диалоге обсуждаются и отрабатываются текущие вопросы и меры кластерной политики в BW. Результаты кластерного диалога и его рабочих групп включены в задачи и меры государственной кластерной политики. В результате этого сотрудничества появились, например, Атлас кластеров и Портал кластеров BW (Clusterportal BW) с базой данных кластеров, а также новые подходы к финансированию.
2. Встречи руководителей кластеров. Встреча руководителей кластеров проводится один раз в год, на которую приглашаются представители всех кластерных инициатив, перечисленных в базе данных кластеров, а также государственных органов и общегосударственных сетей. Это общегосударственное совещание руководителей кластеров служит для обмена информацией и опытом, относящимися к конкретному кластеру, а также для налаживания связей. Министерство использует встречи для передачи ключевых сообщений о кластерной политике и о результатах работы рабочих групп по кластерному диалогу.
3. Кластерный форум BW. Общегосударственный кластерный форум впервые был проведен в 2007 году, и с тех пор проводится каждые два года. Цель профессионального форума – сделать различные темы, связанные с кластерами, доступными для более широкой общественности, в частности для представителей экономики, политики и науки. Текущие темы, тенденции и события представлены и обсуждаются с участниками.
Даже сегодня BW является одним из немногих регионов Европы, который подготовил подробный отчет обо всех своих кластерах, кластерных инициативах и общегосударственных сетях и их структурных данных, обеспечивая тем самым прозрачность. Первый кластерный атлас BW был выпущен в 2008 году с целью дать общее представление о кластерном ландшафте BW. Он был разработан Институтом экономических исследований Юго-Западной Германии – ISW Consult для земли BW. Атлас региональных кластеров стал особенно актуальным в BW, потому что эта федеральная земля отличается разнообразием и плотностью экономической деятельности в своих подрайонах, на которые могут претендовать лишь несколько стран мира [10].
С созданием атласа кластеров были определены термины «кластер», «кластерная инициатива» и «государственная сеть». Это позволило добиться общего понимания и единообразного использования терминов.
С кластерным порталом BW в 2013 году, было создано современное интернет присутствие для кластерных инициатив, сетей на уровне федеральной земли. На сайте участники кластера, компании и широкая общественность могут получить исчерпывающую информацию по теме кластеров. Ядром кластерного портала BW является интернет-база данных кластеров, которая была введена в 2010 году и содержит подробные списки и подробные сведения обо всех кластерных инициативах и общегосударственных сетях в BW. База данных кластера предлагает профессиональную площадку для презентации кластерных инициатив и актуальную базу данных для потенциальных покупателей и заинтересованных лиц [13].
Чтобы обеспечить долгосрочное развитие кластерных инициатив в BW, недостаточно просто создать структуры управления кластерами. Вместо этого они должны постоянно совершенствоваться и повышаться на профессиональном уровне. Превосходное управление кластером становится все более и более важным для устойчивого и эффективного развития кластера. Чем более профессиональным может быть управление кластером и, чем больше оно поддерживает вовлеченных участников кластера, тем быстрее инновации могут быть эффективно внедрены с помощью кластерных инициатив.
Одним из ключевых шагов на пути к профессионализации управления кластерами в BW стало введение в июле 2012 года бывшим министерством финансов и экономики BW знака качества «Превосходство кластера BW» (Baden-Württemberg cluster excellence), который служит независимым и добровольным подтверждением отличного управления кластером в BW.
В 2014 году с помощью средств ERDF и государственных фондов было создано Кластерное агентство BW (ClusterAgentur BW), которое является поставщиком услуг для кластерных инициатив, общегосударственных сетей и кластерной политики в BW [13].
Деятельность Кластерного агентства BW сосредоточена, прежде всего, на следующих направлениях:
– повышение профессионализма в управлении кластером;
– перекрестная кластеризация. Эта новая форма сотрудничества между кластерными инициативами из разных секторов и отраслей может инициировать фундаментальные (изменяющие отрасль) инновации;
– интернационализация кластеров;
– инструменты регионального технологического и инновационного развития.
В дополнение к инструментам для развития кластеров и сетей Министерство экономики, труда и жилищного строительства BW также предлагает программы финансовой поддержки для управления кластерами, сетями и другими инновационными посредниками. В первые несколько лет основное внимание финансовой поддержки было сосредоточено на создании и расширении структур управления кластерами в рамках региональных кластерных инициатив и общегосударственных сетей. В течении периода финансирования 2007–2013 гг. ERDF на это было использовано около 7 миллионов евро из ERDF и государственных фондов. В последние годы внимание финансовой поддержки было сосредоточено на поддержке инновационных, образцовых проектов и мероприятий кластерных организаций и региональной сетевой деятельности [11].
Основой финансирования является административный регламент ERDF «Кластеры и инновационные платформы – CLIP 2014–2020» в связи с соответствующим призывом. Всего в этом периоде финансирования ERDF доступно 2 миллиона евро. Целью финансирования является активизация сотрудничества между компаниями, университетами, исследовательскими институтами и другими субъектами в кластерах и сетях в областях специализации земли BW. Сотрудничество внутри и между инициативами должно быть усилено, а новые игроки, в частности МСП должны быть активизированы и интегрированы в кластерные инициативы, что способствует развитию и распространению новых технологий и укреплению инновационного потенциала [11].
Во избежание невыгодного положения малого и среднего бизнеса, связанного с их размером, Министерство экономики, труда и жилищно-коммунального хозяйства продвигает целевые инвестиции в региональные инновационные инфраструктуры в рамках новой программы «ProRegioINNO». Эта программа призвана способствовать увеличению стратегического объединения существующих инновационных предложений в регионах с целью создания добавленной стоимости с точки зрения инновационной мощи для государства в целом. Новая программа структурной политики, состоит из четырех компонентов, направленных на укрепление региональной инновационной мощи:
– содействия региональному инновационному управлению;
– содействия развитию региональных инновационных структур в городских районах;
– региональных форумов предпринимателей;
– новых консультационных услуг Кластерного агентства BW для агентств развития.
Таким образом, кластерные инициативы могут протестировать и закрепить совместную реализацию проектов с другими субъектами инновационной деятельности в регионах. На реализацию проектов доступно до 200 000 евро; при ставке финансирования 50 %, это соответствует бюджету проекта в 400 000 евро [12].
В 2022 году Кластерное агентство BW было преобразовано в Региональное кластерное агентство (RegioCluster Baden-Württemberg). Из средств ERDF и дополнительных государственных средств на деятельность агентства в период с 2022 по 2025 годы будет выделено до 2,5 миллионов евро. Агентство RegioClusterAgency является стратегически важным проектом в рамках финансирования ERDF в BW в период финансирования 2021–2027 гг. С помощью мер финансирования, которые могут быть реализованы с помощью ERDF, государство вносит вклад в разумные экономические изменения, а также в более инновационную, климатически нейтральную Европу с низким уровнем выбросов углекислого газа [11].
Выводы
Кластерная политика является центральной частью инновационной политики Германии, направленной, в частности, на повышение инновационной конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. В последние годы кластерная политика прочно утвердилась как часть инновационной политики BW.
В заключении, необходимо отметить, что кластерная политика страны BW понимается как стимул для создания устойчивых и долгосрочных самостоятельных структур, и поддержки игроков кластеров с помощью предложений, ориентированных на потребности, в процессе развития и профессионализации. Для этого все меры кластерной политики систематически согласованы друг с другом. Кластерная стратегия BW характеризуется ориентацией на диалог, подходом снизу-вверх и активным вовлечением всех участников кластера.
Кластерная стратегия в BW имеет различные инструменты для эффективного продвижения кластеров. Правительство земли BW систематически поддерживает развитие региональных, национальных и международных кластеров, кластерных инициатив и общенациональных сетей.
Многочисленные кластерные инициативы до сих пор были отмечены на общенациональных и региональных конкурсах. 14 % кластерных инициатив, отмеченных золотым лейблом ЕС, поступают из BW. Это свидетельствует об успехе и эффективности кластерных политических мер, которые также являются одними из самых передовых и непрерывных в Европе [1].
В последние годы в BW сформировался многослойный, дифференцированный кластерный ландшафт. Участники кластерных инициатив и сетей отличаются высоким и эффективным взаимодействием. Используя различные меры и мероприятия, страна продвигает кластерные инициативы и их участников.