Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SOME CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF «DIGITAL TRANSFORMATION» AT THE PRESENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Bisultanova A.A. 1
1 Chechen State University
In the article, the author considers the basics of digital transformation of the economy. The author concludes that despite the existence of many studies on the topic of digitalization of the economy, scientists have not yet come to a single definition of what the digital economy is. Digitization of the economy is a necessity caused by the development of science and technology in the modern world. The role and place of the country in the geopolitical space depends on the success of its implementation in the future. The author emphasizes the need for global cooperation, due to the fact that digital inequality continues to increase from year to year. Countries that are more technologically advanced will be able to play leading roles in the geopolitical space in the future, therefore, it makes no sense to deny the need for structural adjustment of the economy. Among one of the obstacles to the effective implementation of the principles of digitalization of the economy, the author called in addition to the need to introduce the latest technologies, which, in turn, require financial injections, sometimes considerable; there is also a certain degree of society’s unwillingness to accept the impending changes. Therefore, it is also necessary to carry out information events that will make it possible to accept the digital transformation more meaningfully.
digital economy
digital transformation
economic development

Понятие «оцифровка» и «цифровая трансформация» имеют четкие различия. «Оцифровка» – это перевод данных в машиночитаемый материал, тогда как цифровая трансформация – это процесс использования оцифрованных данных с целью улучшения производительности труда, в первую очередь, что в дальнейшем приводит к созданию новых бизнес-моделей, подстраиванию бизнес-среды под новые бизнес-модели, трансформацию рынка под новые бизнес-модели [1, 2]. Здесь необходимо уточнить то, что цифровая трансформация возможна только при повышении скорости разработки и внедрения новых технологий, соответственно требует вливания дополнительных инвестиций, порой немалых. Для того, чтобы оценить уровень достижения целей цифровой трансформации используется группировка показателей. Одним из них можно назвать уровень цифровой зрелости отраслей экономики. На современном этапе развития экономики нет единого набора показателей, который может охарактеризовать уровень цифровой зрелости. Различными учеными-экономистами разрабатываются и апробируются несколько подходов к измерению уровня цифровой зрелости.

Цель, которую преследуют исследователи – проанализировать прогнозируемые уровни с уже достигнутыми в области распространения цифровых технологий.В частности, ОЭСР проводит оценку цифровой зрелости организаций предпринимательского сектора на основе трех параметров [3]:

● возможности ИКТ (обучение цифровым навыкам сотрудников, наличие специалистов по ИКТ, внедрение цифровых технологий);

● расширенные функции ИКТ (информационная безопасность, адаптация ПО для управления бизнесом, собственные разработки);

● веб-зрелость (наличие веб-сайта с возможностями проведения электронной торговли, размещения онлайн-рекламы).

Методы

В данной работе применялись следующие методы: системный подход, аргументация, анализ, описательный и логический методы.

Результаты

В Российской Федерации оценка осуществляется тоже в трех направлениях:

1) количество ИТ-специалистов, обслуживающих различные отрасли экономики;

2) расходы организаций на внедрение достижений НТП в области цифровых решений;

3) соответствующие отраслевые индексы, которые позволяют оценить наиболее ключевые элементы достижения успехов в цифровой трансформации.

Внедрение соответствующих индексов позволит не только оценить достигнутые показатели, но также и проводить сравнительные характеристики между различными отраслями не только внутри страны, но и за ее пределами, сравнивать достигнутые в отечественной практике результаты с зарубежными. Стоит также с сожалением констатировать тот факт, что некоторые секторы российской экономики находятся только на начальном этапе внедрения цифровых технологий. В РФ на период с 2017–2030 гг. реализуется программа цифровой экономики, которая преследует цель – повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение ее национальной безопасности [4].

Эффективность применения подхода и метода к оценке уровня цифровизации экономики стран, определяется степенью организации выборки панельных данных, сопоставлением результатов с данными в открытом доступе, выбором корректной спецификации модели.

Согласно плану, в сфере создания цифровых технологий должны работать более 500 малых и средних предприятий, высшие учебные заведения должны будут готовить по этим направлениям не менее 120 тысяч IT-специалистов в год, а также реализовывать не менее 30 научных проектов с инвестициями более 100 миллионов рублей к тому времени [5]. Также планируется создать фонд цифровой экономики, который будет финансировать программу с общим инвестиционным потенциалом более 100 млрд рублей.

Прежде чем подробно проанализировать эти страны, следует посмотреть расчеты размера цифровой экономики в России по сравнению с другими странами (таблица).

Вклад цифровой экономики в ВВП РФ по сравнению с другими странами

 

США

Китай

Германия

Швеция

Россия

Цифровые расходы домохозяйств

5,3

4,8

3,7

2,2

2,6

Инвестиции компаний в цифровизацию

5

1,8

3,9

2

2,2

Государственные расходы на цифровизацию

1,3

0,4

1

0,5

0,5

экспорт ИКТ

1,4

5,8

2,5

2,9

0,5

импорт ИКТ

-2,1

-2,7

-2,9

-2,1

-1,8

Итого:

Уровень цифровой экономики

10,9

10

8,2

5,5

3,9

Источник: ChunchBase Unicorn Leaderboards, Thomas Reuters

Особенностью российской модели цифровой экономики является акцент на импортозамещение в рамках закупок госорганами телекоммуникационного оборудования и т. п. Здесь стоит отметить то, что правительством предусмотрены льготы по отдельным видам оборудования при условии, что вклад российской интеллектуальной собственности превышает затраты, понесенные за пределами РФ. Правительство продолжает финансировать цифровизацию государственного управления, в части внедрения цифровых платформ при предоставлении цифровых услуг. Для эффективной реализации государственной политики в этой части предусмотрена подготовка кадров на всех уровнях образования, начиная со школы.

В период с 2019–2021 гг. государством было выделено около 88 млрд руб. на реализацию федерального проекта «Цифровые технологии», причем координацию призваны обеспечить дорожные карты развития ЦТ [6, 7]. При разработке дорожных карт следует учитывать также и спрос потребителей, учесть имеющийся задел отечественных разработчиков ЦТ, проанализировать необходимость внедрения импортных разработок или же отечественных разработок на основе импортных ЦТ, обеспечить взаимосвязь различных ЦТ между собой и т. д.

Причем самым сложным следует назвать задачу повышения уровня доверия к ЦТ со стороны как граждан, так и представителей бизнес-сообщества.

Нельзя не отметить и наращивание государственных вложений в исследования и разработки в сфере перспективных цифровых технологий, которые характерны для многих развитых и развивающихся стран. Растет и объем венчурного капитала, который развитые и многие развивающиеся страны инвестируют в цифровые технологии, что, несомненно, свидетельствует об их повышенном интересе к ним, который подогревается ожиданиями получения высокого коммерческого результата. Явными лидерами здесь являются США и Китай, которые по объемам венчурных инвестиций в цифровые технологии явно превосходят все остальные страны. Учитывая растущее влияние цифровых технологий на экономическое развитие, многие страны активизируют свою деятельность в направлении разработки соответствующих стратегий и программ для ускорения процессов и инструментов их реализации. Такие программы охватывают развитие как непосредственно сектора ИКТ, так и сквозных цифровых технологий и внедрение их во все сферы жизни. Кроме того, многие государства акцентируют внимание на подготовке кадров в области новых технологий, инфраструктуры, нормативной базы для их скорейшей разработки и внедрения. По данным ОЭСР, 32 из 36 стран – членов организации имеют национальные цифровые стратегии.

Учитывая, что страны находятся на разных стадиях готовности к цифровизации экономики, целевые ориентиры и задачи разрабатываемых стратегий и программ существенно отличаются друг от друга. Одни страны с их помощью решают задачи преодоления цифрового разрыва и делают акцент на инфраструктурных проблемах развития ИКТ и расширения сетей, другие – углубления цифровизации всех секторов экономики, поиска путей наиболее справедливого распределения выгод от этого процесса. Причем динамизм цифровых трансформаций в экономике и обществе требует постоянной корректировки действующих стратегий и программ в этой сфере, а зачастую и поиска нестандартных решений.

Следует отметить, что глобальный характер перехода к цифровой экономике обусловливает необходимость расширения диалога в международном формате, формирования консенсуса и разработки соответствующей международной политики. Признанный лидер в области формирования цифровой экономики – США – напрямую связывает успех и процветание своей страны, ее экономический рост и конкурентоспособность с освоением цифровых технологий. Начав активную работу по освоению информационно-коммуникационных технологий еще в конце прошлого века, США и до сегодняшнего дня на государственном уровне принимают немало решений в поддержку как развития непосредственно сектора ИКТ, так и разработки и повсеместного внедрения цифровых технологий. Так, например, в 2015 г. в стране была принята государственная программа «Digital Economy Agenda» (Программа цифровой экономики), направленная на продвижение свободного и открытого Интернета технологий нового поколения, обеспечение безопасности сети, расширение доступа к Интернету со стороны как домохозяйств, так и частных компаний.

Заключение

Завершая исследование отметим также необходимость осуществления глобального сотрудничества между странами в части распространения процессов цифровизации [8, 9]. Поскольку глобальное сотрудничество – есть основное безоговорочное требование для успешного решения проблем, связанных со всемирной паутиной. Поскольку именно интернет является драйвером развития цифровых технологий. Глобальное сотрудничество также является безоговорочным требованием для решения проблем, связанных с цифровым неравенством стран, сведения к минимуму те глобальные риски, которые угрожают всемирному мировому геополитическому пространству. В данной связи необходимо отметить то, что одному звену, на микроуровне, или на макроуровне, не представляется возможным справиться с угрозами и рисками цифровизации, так как все звенья взаимосвязаны и взаимозависимы в той или иной степени.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что: «Цифровая трансформация – объективно необходимое, системное изменение экономических отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг, существующих в цифровой форме».

Цифровая трансформация определяет максимальное удовлетворение потребностей индивидов за счет использования информационных технологий и цифровой инфраструктуры. Особенностью цифровой экономики является повышение эффективности взаимодействия всех участников в процессе создания, распространения и обмена товарами и услугами. Основой этой трансформации должна стать цифровая среда, отвечающая потребностям производителей и потребителей в их взаимодействии. Целью этих изменений является устойчивое развитие всех отраслей экономики и повышение конкурентоспособности компаний, а также улучшение качества жизни.