Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE FUNCTIONING OF THE DISTRICT’S TRANSPORT SYSTEM

Sergeeva N.M. 1 Reprintseva E.V. 1 Chernyh A.Yu. 2 Kandyba A.A. 3
1 Kursk state medical university
2 Kursk academy of state and municipal service
3 Southwest state university
The coronavirus pandemic has led to a number of challenges and threats to the global economic system, affecting the macroeconomic situation in Russia, affecting the prospects for the development of transport infrastructure, which largely determines the trajectory and nature of the development of the real sector of the economy and related fields of activity. The introduced anti-covid measures led to a change in the structure of global and local markets, supply and demand, logistics chains around the world, which could not affect the dynamics of the development of the transport industry in a certain way. The purpose of this study is to assess this kind of impact of the coronavirus pandemic on the functioning of transport infrastructure on the example of the Central Federal District. The methodology of the study is based on the use of economic and statistical analysis of indicators of cargo transportation, cargo turnover, availability of trucks, passenger transportation for 2016-2020 using information, analytical and statistical materials of the Ministry of Transport and the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, the results of the work of scientists, researchers and experts. The Central Federal District is characterized by an advantageous geographical location, highly developed infrastructure, and the presence of a large number of logistics chains operating for the import and export of raw materials, materials, and finished products, which made it possible to mitigate the negative impact of coronavirus restrictions. The study revealed positive changes in the dynamics of cargo turnover, cargo transportation and the availability of trucks, despite the impact of the coronavirus pandemic. Serious damage was caused to the sphere of passenger transportation: from 2016 to 2019, the dynamics did not change significantly, but in 2020 there was a drop of 27-28% in the Russian Federation and the Central Federal District, which turned out to be caused by a drop in demand for such services.
transport infrastructure
transport system
coronavirus pandemic
central federal district road transport
rail transport
freight transport
cargo turnover
passenger turnover
development

Введение

На современном этапе развития российской экономики одним из драйверов развития выступает состояние транспортной инфраструктуры, что обусловлено, прежде всего, прямой связью между возникающими экономическими возможностями и мобильностью человеческого капитала, товаров, услуг и информации [1, с.79]. Транспортная инфраструктура также характеризуется мультипликативным эффектом своего развития: развитие транспорта и логистики влечет за собой положительные эффекты в других отраслях экономики, снижающие транзакционные, временные и иные виды издержек. Поэтому развитие транспортной системы и инфраструктуры должно и является одним из важнейших вопросов государственной политики, в том числе и по обеспечению национальной, экономической и продовольственной безопасности Российской Федерации. Для отраслей, имеющих перспективы расширения экспортного потенциала, именно логистика является важным направлением для обеспечения конкурентоспособности, например, экспорт продовольствия [2, с. 145].

Учитывая сохраняющиеся региональные и территориальные диспропорции в экономическом развитии, именно развитие транспортной инфраструктуры способно обеспечить освоение экономического пространства даже через задействование просто экстенсивного фактора. В оптимальной ситуации развитие транспортной инфраструктуры неизменно приносит инновационные факторы и возможности для модернизации всех отраслей производства [3, с.4].

Цель исследования – провести оценку уровня развития транспортной инфраструктуры Центрального федерального округа по субъектам в сравнении с динамикой по Российской Федерации, влияния внешних и внутренних факторов, определить его тенденции и направления развития.

Материал и методы исследования

В ходе проведенного исследования авторами были использованы материалы докладов и отчетов Министерства транспорта, Федеральной службы государственной статистики РФ, результаты исследований ученых и экспертов. В данной работе анализируется динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта, грузооборота, числа грузовых автомобилей, отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, пассажирооборота в Центральном федеральном округе и Российской Федерации за 2016–2020 годы. Авторами применены общенаучные методы исследования, экономико-статистический, горизонтальный анализ, обобщение и изучение практики. На основании полученных результатов исследования сделаны соответствующие выводы.

Результаты исследования и их обсуждение

Уровень развития транспортной инфраструктуры определяется через использование показателей, характеризующих характер и масштабы ее распространенности. ЦФО характеризуется высоким уровнем развития воздушного, водного транспорта, дорожного хозяйства, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Таблица 1

Динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016–2020 гг., млн т

Регион

Год

Изменение

2016

2017

2018

2019

2020

2020г. к 2019г., %

2020г. к 2016г., %

Российская Федерация

5396,8

5403,9

5 544,4

5 735,3

5 404,7

-5,76

0,15

Центральный федеральный округ

389

456,7

369,1

396,5

391,9

-1,16

0,75

Белгородская область

39,3

45,5

39,7

38,7

34,7

-10,34

-11,70

Брянская область

27,3

44,1

54,6

54,7

53,9

-1,46

97,44

Владимирская область

7,3

7,6

7,2

8,1

7,1

-12,35

-2,74

Воронежская область

25,9

24,6

25,3

28,1

30,6

8,90

18,15

Ивановская область

5,3

4,8

4,7

5,3

4,2

-20,75

-20,75

Калужская область

7,4

6,7

7,3

8,2

7,4

-9,76

0,00

Костромская область

5,0

5,5

5,7

6,4

6,5

1,56

30,00

Курская область

19,6

21,8

22,8

25,8

28,8

11,63

46,94

Липецкая область

19,1

19,9

19,3

18,8

18,8

0,00

-1,57

Московская область

97,1

133,4

39,6

43,4

45,4

4,61

-53,24

Орловская область

9,2

10,2

10,9

12,3

13,7

11,38

48,91

Рязанская область

7,9

7,7

7,5

7,8

7,5

-3,85

-5,06

Смоленская область

6,6

6,1

7,1

7,8

7,7

-1,28

16,67

Тамбовская область

25,6

32,2

29,6

31,4

18,5

-41,08

-27,73

Тверская область

29,3

25,6

24,5

27,0

26,9

-0,37

-8,19

Тульская область

11,4

11,6

12,3

13,7

12,5

-8,76

9,65

Ярославская область

11,6

16,1

15,9

18,6

16,1

-13,44

38,79

Москва

34,1

33,7

35,2

40,3

51,6

28,04

51,32

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

Для проведения оценки состояния транспортной инфраструктуры ЦФО целесообразно рассмотреть динамику объемов перевозок грузов организациями, отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, пассажирооборота, а также грузооборот автомобильного транспорта.

В таблице 1 представлена динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016–2020 годы.

В целом, за рассматриваемый период времени объем перевозок груза автомобильным транспортом организациями изменился незначительно: прирост по Российской Федерации составил символические 0,15%, но и по ЦФО показатель не намного выше – 0,75%. По субъектам значительный прирост в 2020 г. к 2016 г. наблюдается в Брянской, Воронежской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской, Ярославской областей, а также в Москве. Обратная ситуация в Белгородской, Липецкой, Рязанской и Тверской областях, при этом в Ивановской, Тамбовской и Московской областях показатель сократился более чем на 20%.

Стоит отметить, что негативное влияние на значения данного показателя оказала пандемия коронавирусной инфекции, которая в ряде областей или значительно замедлила рост, или привела к падению относительно предыдущего года. Введенные пандемийные ограничения привели к снижению экспорта из России в страны ЕС и Китай, возникшие очереди на пропускных пунктах увеличили также и сроки перевозок товаров, дополнительные санитарные проверки привели к росту задержек [4, с.64]. Для более дательного анализа функционирования транспортной инфраструктуры за соответствующий промежуток времени необходимо рассмотреть динамику объема грузооборота организаций (таблица 2).

Таблица 2

Динамика объемов грузооборота автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016–2020 гг., млн т-км

Регион

Год

Изменение

2016

2017

2018

2019

2020

2020г. к 2019г., %

2020г. к 2016г., %

Российская Федерация

248251

254524

259 084

275 427

271 822

-1,31

9,49

Центральный федеральный округ

38429

55824

45 327

50 695

54 718

7,94

42,39

Белгородская область

3592

3628

3 955

4 229

3 884

-8,16

8,13

Брянская область

2250

3847

4 569

4 511

4 368

-3,17

94,13

Владимирская область

800

729

789

942

1 035

9,87

29,38

Воронежская область

2932

2246

2 923

4 249

3 711

-12,66

26,57

Ивановская область

830

686

815

866

721

-16,74

-13,13

Калужская область

856

691

808

1 000

989

-1,10

15,54

Костромская область

472

577

716

704

738

4,83

56,36

Курская область

1111

1213

1 270

1 291

1 498

16,03

34,83

Липецкая область

1216

1274

1 268

1 566

1 557

-0,57

28,04

Московская область

8298

22690

6 360

7 610

10 762

41,42

29,69

Орловская область

1631

1355

1 662

1 797

1 560

-13,19

-4,35

Рязанская область

638

717

726

824

931

12,99

45,92

Смоленская область

3782

4613

6 116

6 829

7 388

8,19

95,35

Тамбовская область

1883

2812

2 980

3 194

1 485

-53,51

-21,14

Тверская область

1585

1532

1 745

2 282

2 261

-0,92

42,65

Тульская область

1575

1763

1 833

1 822

1 720

-5,60

9,21

Ярославская область

901

1075

1 076

1 344

1 444

7,44

60,27

Москва

4078

4375

5 716

5 635

8 667

53,81

112,53

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

По Российской Федерации за 2016–2020 годы грузооборот организаций в годовом выражении увеличился на 9,49%, что является положительной тенденцией в развитии транспортной инфраструктуры и экономики в целом. На территории ЦФО имеется автодорог общего пользования 123 231,8 км, в том числе с твердым покрытием 119 313,1 км [6]. В том числе и по этому в округе демонстрируются темпы развития существенно опережающие средние по стране – рост за рассматриваемые 5 лет составил более 42%. При этом большинство регионов демонстрируют динамику роста больше, чем в среднем по Российской Федерации, а в ряде регионов ЦФО показатель увеличился практически в 2 раза – это в Брянской и Смоленской областях, а в Москве более чем в 2 раза. Также отмечается и негативное влияние пандемии коронавирусной инфекции: грузооборот организаций в целом по России снизился на 1,31%, против роста 6,31% годом ранее. В ЦФО отмечается замедление роста: в 2020 году рост составил 7,94%, в 2019 к 2018 году более 11,84%. Значительный рост в период пандемии коронавирусной инфекции отмечается в Московской области и Москве.

Для более детального анализа динамики объема грузоперевозок целесообразно рассмотреть количество грузовых автомобилей в организациях по всем видам экономической деятельности, что позволит выявить взаимосвязь между объемом грузоперевозок и числом грузовых автомобилей, используемых организациями за соответствующий промежуток времени. В таблице 3 представлена динамика числа грузовых автомобилей организаций в Центральном федеральном округе за 2016–2020 годы.

В целом, по Российской Федерации число грузовых автомобилей уменьшилось на 1,74%, тогда как по ЦФО увеличилось на 4,44%. Наибольший прирост отмечается в Московской, Смоленской области и Москве.

Таблица 3

Динамика числа грузовых автомобилей организаций в Центральном федеральном округе за 2016–2020 гг., штук

Регион

Год

Изменение

2016

2017

2018

2019

2020

2020г. к 2019г., %

2020г. к 2016г., %

Российская Федерация

635 827

604 126

592 697

589 477

624 733

5,98

-1,74

Центральный федеральный округ

153 233

152 609

149 035

151 503

160 031

5,63

4,44

Белгородская область

8 322

8 917

8 834

8 688

8 281

-4,68

-0,49

Брянская область

7 922

7 589

7 366

7 410

7 335

-1,01

-7,41

Владимирская область

7 911

8 273

7 423

7 131

6 973

-2,22

-11,86

Воронежская область

14 974

14 573

14 872

15 249

13 201

-13,43

-11,84

Ивановская область

3 005

2 442

2 212

2 183

2 136

-2,15

-28,92

Калужская область

5 089

4 954

4 038

4 096

4 782

16,75

-6,03

Костромская область

3 518

3 719

3 519

3 242

3 123

-3,67

-11,23

Курская область

6 410

5 283

5 150

5 252

5 059

-3,67

-21,08

Липецкая область

6 604

6 369

6 174

6 098

6 074

-0,39

-8,03

Московская область

21 983

25 239

26 320

28 328

31 289

10,45

42,33

Орловская область

5 241

3 624

3 502

3 464

3 844

10,97

-26,66

Рязанская область

5 888

6 085

6 148

6 318

6 194

-1,96

5,20

Смоленская область

6 956

7 719

8 310

8 451

8 531

0,95

22,64

Тамбовская область

7 369

6 456

6 404

6 481

6 360

-1,87

-13,69

Тверская область

6 136

6 142

6 084

5 888

6 046

2,68

-1,47

Тульская область

7 135

7 222

6 922

7 302

7 399

1,33

3,70

Ярославская область

5 245

5 401

5 215

4 955

4 983

0,57

-5,00

Москва

23 525

22 602

20 542

20 967

28 421

35,55

20,81

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

Высокий уровень обеспеченности грузовыми автомобилями организаций является одним из важнейших факторов, обеспечивающих рост грузооборота и товарооборота в отраслях экономики и межрегиональном обмене. Наряду с этим, исследователи выделяют также факторы, оказывающие влияние на величину грузооборота, как: объем производства по отраслям, наличие организаций и качество автопарка, качество и развитость дорожной сети, грузооборот других видов транспорта, объем товарооборота по отраслям, объем ВВП и ВНП, тарифы на грузоперевозки, инвестиции в предприятия транспорта [6, с.257].

Отдельного внимания заслуживает функционирование железнодорожного транспорта в аспекте оценки уровня развития транспортной инфраструктуры ЦФО, по территории которого проходят Московская, Юго-Восточная, Октябрьская, Горьковская, Северная, Куйбышевская железная дороги, а общая протяженность железнодорожных магистралей составляет около 17 000 километров [6]. Именно железнодорожный транспорт является базовым элементом транспортной системы округа, обеспечивая транспортное обслуживание перевозки народнохозяйственных грузов для сбалансированного функционирования как экономической системы в целом, так и отдельных отраслей и производственных направлений, в том числе и в аспекте обеспечения национальной безопасности [8, с.66]. В таблице 4 отражена динамика отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за 2016–2020 годы.

В Российской Федерации за год отправление грузов и пассажиров железнодорожным транспортом снизилось на 2,87%. В ЦФО также снижение, но меньшей динамики – 0,81%. В основе негативных последствий пандемии в данном контексте лежат такие факторы, как закрытие государственных границ, ограничения на перевозку товаров, людей, снижение покупательной способности населения и спроса, нарушение в функционировании логистических цепочек. Относительно невысокое падение анализируемых показателей обусловлено сложившимся общемировым трендом: во время пандемии коронавирусной инфекции большое количество предприятий стали выбирать железнодорожный вид перевозок, отказываясь от автомобильного транспорта [9, с.3,9].

Другого рода отражением функционирования транспортной инфраструктуры является динамика пассажирооборота. Во время пандемии коронавирусной инфекции спрос на транспортные услуги значительно упал, по данным Министерства транспорта Российской Федерации, в апреле падение в сфере пассажирских перевозок по всем видам транспорта составило 70–95% [10]. В таблице 5 отражена динамика пассажирооборота по Российской Федерации и субъектам Центрального федерального округа за 2016–2020 годы.

В 2016–2020 годы в Российской Федерации пассажирооборот снизился на 28,93%, во многом это произошло из-за пандемии – 27,86% составило сокращение относительно 2019 года. Аналогичные масштабы падения данного показателя отмечаются и в ЦФО: в 2020 году в сравнении с 2019 годом падение составило 28,08% в годовом выражении. Для более детального анализа целесообразным является рассмотрение пассажирооборота по отдельным видам транспорта общего пользования за 2018–2020 годы (рисунок).

Из представленных данных на рисунке следует, что во время пандемии коронавирусной инфекции значительно снизился объем по всем видам транспорта общего пользования, что оказалось обусловлено, прежде всего, введенным противоковидными ограничениями.

Таблица 4

Динамика отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за 2016–2020 гг., млн т

Регион

Год

Изменение

2016

2017

2018

2019

2020

2020г. к 2019г., %

2020г. к 2016г., %

Российская Федерация

1325,2

1384,3

1 410,9

1 398,6

1 358,5

-2,87

2,51

Центральный федеральный округ

200

201,7

206,0

198,4

196,8

-0,81

-1,60

Белгородская область

51

49,9

48,9

48,7

48,3

-0,82

-5,29

Брянская область

11,6

10,1

10,1

9,1

8,7

-4,40

-25,00

Владимирская область

1,4

1,5

1,5

1,6

1,6

0,00

14,29

Воронежская область

13,6

14,6

16,5

14,0

13,6

-2,86

0,00

Ивановская область

1

0,9

0,8

0,7

0,8

14,29

-20,00

Калужская область

2,2

2,9

3,2

2,9

2,4

-17,24

9,09

Костромская область

1,9

2,1

2,3

2,1

2,4

14,29

26,32

Курская область

19,7

20,2

21,8

24,1

24,6

2,07

24,87

Липецкая область

24,9

26,6

27,0

24,6

25,4

3,25

2,01

Московская область

10,9

11,3

12,3

13,1

13,3

1,53

22,02

Орловская область

1,2

1,4

1,7

1,3

1,5

15,38

25,00

Рязанская область

13,3

11,5

13,0

13,0

10,9

-16,15

-18,05

Смоленская область

14

16

13,3

10,4

10,0

-3,85

-28,57

Тамбовская область

3,2

2,4

2,8

1,9

2,9

52,63

-9,38

Тверская область

1,5

1,6

1,8

1,8

1,8

0,00

20,00

Тульская область

11,7

11,7

12,0

12,6

13,1

3,97

11,97

Ярославская область

12,6

12,9

13,2

12,8

12,1

-5,47

-3,97

Москва

4,3

4,1

3,7

3,7

3,6

-2,70

-16,28

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

Таблица 5

Динамика пассажирооборота по Российской Федерации и субъектам Центрального федерального округа за 2016–2020 гг., млн пасс-км

Регион

Год

Изменение

2016

2017

2018

2019

2020

2020г. к 2019г., %

2020г. к 2016г., %

Российская Федерация

124347

123359

122 536

122 493

88 370

-27,86

-28,93

Центральный федеральный округ

27826

27995

27 970

28 382

20 412

-28,08

-26,64

Белгородская область

1039

994

873

823

775

-5,83

-25,41

Брянская область

522

738

667

665

525

-21,05

0,57

Владимирская область

851

825

784

720

598

-16,94

-29,73

Воронежская область

2581

2401

2 579

2 406

1 806

-24,94

-30,03

Ивановская область

587

570

539

542

484

-10,70

-17,55

Калужская область

491

484

455

507

594

17,16

20,98

Костромская область

599

634

600

538

350

-34,94

-41,57

Курская область

829

781

748

726

488

-32,78

-41,13

Липецкая область

890

875

832

787

557

-29,22

-37,42

Московская область

7261

7720

8 001

7 875

5 997

-23,85

-17,41

Орловская область

523

485

447

441

390

-11,56

-25,43

Рязанская область

802

828

856

795

493

-37,99

-38,53

Смоленская область

756

687

521

529

305

-42,34

-59,66

Тамбовская область

1257

935

888

933

751

-19,51

-40,25

Тверская область

490

505

519

483

669

38,51

36,53

Тульская область

1080

1045

1 106

1 131

840

-25,73

-22,22

Ярославская область

1151

1617

1 398

1 287

836

-35,04

-27,37

Москва

6115

5870

6 156

7 194

3 953

-45,05

-35,36

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

missing image file

Динамика пассажирооборота по отдельным видам транспорта общего пользования за 2018–2020 годы, млрд пасс.-км Источник: составлено авторами по данным Министерства транспорта Российской Федерации [6]

В конечном экономическом итоге ковидные последствия не могли прямо не сказаться на финансовых показателях отраслевых организаций, оказывающих услуги по перевозке, транспортировке пассажиров и товаров. Косвенно негативные последствия затронули и смежные отрасли, например, по производству комплектующих для транспорта, топлива, а также кадров, занятых в данных сферах. Такого рода ситуация позволяет нам говорить об эффекте мультипликатора при оценке влияния пандемии коронавирусной инфекции на функционирование транспортной инфраструктуры и экономики в целом.

Заключение

Пандемия коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на функционирование транспортной инфраструктуры Российской Федерации и, в частности, ЦФО, который среди всех округов страны характеризуется наиболее высоким уровнем социально-экономического развития. Соответственно транспортная инфраструктура округа имеет в преимуществах выгодное географическое и экономическое положение из-за наличия большого числа логистических цепочек, функционирующих как на межрегиональный обмен по стране, так и для экспортно-импортных операций с западноевропейскими партнерами.

Введение локдауна и ряда ограничений на перемещение и транспортировку привели к незначительному сокращению перевозок грузов организациями по всей стране. При этом грузооборот организаций в ЦФО в 2020 году в сравнении с 2019 годом увеличился на 7,94%, что положительно отмечает факт высокой адаптивности к условиям отрасли. Также в округе отмечается значительный прирост числа грузовых автомобилей организаций, тогда как в целом по Российской Федерации показатель сократился.

Важнейшую роль в функционировании отраслей экономики играет железнодорожный транспорт, который является основополагающим элементом транспортировки крупнотоварной продукции базовой отраслью экономики. Динамика отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования изменилась незначительно в период пандемии. Значительно снизился объем пассажирооборота: с 2016 по 2019 годы динамика значительно не изменялась, однако в 2020 году по Российской Федерации и ЦФО наблюдается падение на 27-28% опять же в силу ограничений и последствий пандемии, вызвавшей падение спроса на услуги, которое во втором квартале 2020 года достигало отметки в 75-95%.

Таким образом, пандемия коронавирусной инфекции нанесла серьезный удар по сфере пассажирских перевозок, тогда как негативные изменения в сфере грузоперевозок оказались менее значительными. Несмотря на падение объемов перевозок грузов на 1,16%, объем грузооборота увеличился практически на 8%, что обусловлено значимостью функционирования внутренних и внешних логистических цепочек в аспекте обеспечения беспрерывного производства в реальном секторе экономики, поддержания необходимого уровня конкурентоспособности, экономической и национальной безопасности Российской Федерации в условиях мировой пандемии коронавирусной инфекции.