Введение
Расширение трансграничной торговли между Россией и Китаем последних трех десятилетий, особенно усилившееся в период локдауна, обусловлено в основном распространением инструментов электронной коммерции в глобальном масштабе и, в частности, между двумя этими странами. Уровень применения предпринимателями инструментов электронной коммерции может хорошо отражать масштабы трансграничной торговли: с внедрением китайской инициативы «Один пояс – один путь» увеличился объем экспортно-импортных операций между различными странами, логистически объединенными транспортной инфраструктурой, что не может не способствовать торговой интеграции в странах Инициативы и, главным образом, в России и Китае. Распространение инструментов и технологий электронной коммерции сопровождается созданием цифровой инфраструктуры с ориентацией на распространение масштабных бизнес экосистем, впечатляющим инновационным потенциалом цифровых каналов в части удобства совершения торговых сделок, повышением уровня образованности участников потребительского рынка, а также других аспектов, которые могут повлиять на развитие трансграничной электронной торговли.
Уровень электронной коммерции в России и Китае по свидетельствам ряда отечественных и зарубежных ученых [2, 7, 9] также, несомненно, отражает уровень национальной цифровизации экономики в целом и отдельных ее отраслей, в связи с чем оценки влияния инструментов электронной коммерции на трансграничную торговлю представляют определенный научный и практический интерес для современных ученых. Научной целью статьи явилась систематизация и выявление зависимостей между применением спектра инструментов электронной коммерции и перспективами российско-китайских торговых отношений, а также трансграничной торговли стран Инициативы «Один пояс- один путь». Исследование текущей ситуации в трансграничной электронной торговле между Россией и Китаем, анализ диверсификации бизнес-экосистем для обоснования торгового потенциала трансграничной электронной торговли между Россией и Китаем стали основой для разработки теоретических положений модели трансграничной электронной коммерции с выявлением аспектов приращения экономического потенциала локальных страновых интеграций в противостоянии глобальным кризисным вызовам.
Материалы и методы исследования
Особенность теоретического обоснования применения инструментов электронной коммерции и их роль в развитии трансграничной торговли состоит в опережении практики теоретических и научных сентенций. Так, например, авторы опираются в своих теоретических изысканиях на работы Ц. Мина и С. Ма (2018) по проблематике особенностей использования условий электронной коммерции цифровыми бизнес-экосистемами [3, 10]. Вопросы электронной коммерции тесно связаны с условиями новой глобализации или противостояния однополярному миру большой семерки. В этом смысле появление страновых интеграций по принципу БРИКС или китайской Инициативы «Один пояс – один путь» затрагивают новые формы экономического взаимодействия государств – участников мега объединений, серьезно отличающиеся от обычной трансграничной торговли, что также является предметом обсуждения в работах Totonchi J, Manshady K., Gomez-Herrera E, Martens B, Turlea G. [7, 11].
Вопросы теоретического обоснования применения инструментов электронной коммерции в современной предпринимательской деятельности вследствие роста их популярности являются неотъемлемой частью научных дискуссий как теоретиков, так и практиков бизнеса. В последние годы Россия и Китай довольно активно выстраивают взаимные торговые отношения, где инструменты электронной коммерции стали новым преобладающим видом трансграничных транзакций, а также сформировали для обеих стран новый сектор потребительского рынка. Российский рынок электронной торговли привлек целый ряд китайских компаний и, в первую очередь, цифровых гигантов BAT – экосистемы Baidu, Alibaba и Tencent [4, 8]. Эти гигантские цифровые бизнес-экосистемы переносят части своих торговых каналов и площадок на российскую территорию из Китая: например, кампания «Double Eleven», которая весьма популярна в Китае, с помощью корпорации Alibaba вышла на российский рынок, где потребители покупают товары из Китая со скидкой Alibaba. Бизнес-экосистема Alibaba [5] в течение 2020 года зафрахтовала специальные рейсы для перевозки покупок российских потребителей, доставив в Россию более 17 миллионов посылок и сосредоточила свое физическое присутствие в России за счет собственной складской инфраструктуры, что значительно повышает эффективность доставки товаров. К 2020 году российские потребители разместили более 1 миллиарда заказов в Интернете, из которых около 80% были из Китая, при этом российские потребители предпочитают приобретать товары на зарубежных платформах с помощью инструментов электронной коммерции: количество таких покупок увеличивается до 300 миллионов.
По данным китайской таможни Россия занимает первое место среди стран СНГ в рамках Инициативы «Один пояс – один путь» по объему трансграничной торговли с Китаем и эти масштабы продолжают стремительно расширяться. По состоянию на 1 января 2022 года в России насчитывается 110 миллионов интернет-пользователей, из которых более 30 миллионов совершают преимущественно онлайн-покупки и 90% таких товаров, отправляющихся в Россию из-за рубежа логистически поступают из Китая. В 2021 году Россия заняла пятое место после Вьетнама, Индии, Малайзии и Таиланда в трансграничном экспорте инструментами электронной коммерции Китая среди стран Инициативы «Один пояс – один путь», увеличив объемы ввоза товаров в годовом исчислении на 31,44% (таблица 1).
Уровень развития инструментов электронной коммерции в России и Китае отражает развитие цифрового потребительского рынка в обеих странах, что, естественно, влияет на взаимное развитие трансграничной торговли. Анализ целого ряда авторских исследований в этой области (Калужский, 2013; Донковцева, 2017; Лола, 2020; Totonchi, 2012; Ma, 2018) [1, 2, 6, 10, 11] позволил нам говорить о влиянии уровня развития инструментов электронной коммерции на трансграничную торговлю с трех направлений: стандарты поддержки окружающей среды в контексте мировой концепции устойчивого развития, интеграция цифровых платформенных приложений для товарных операций и ужесточение конкуренции экономических агентов в цифровой среде.
Стандарты поддержки окружающей среды и трансграничная торговля. Современные преобразования в мире и стране осуществляются в качественно новых условиях устойчивого развития, цифровизации, растущей активности и включенности населения в процессы формирования и принятие решений на основе качественных изменений в организации бизнесов, кластеризации, развития бизнес-экосистемных форматов и перехода к платформенным практикам скоординированных взаимодействий и цифровизации бизнес-процессов.
Эти векторы современного развития, определяемые в концепции устойчивого развития как согласованные и гармоничные изменения в использовании природных ресурсов, инвестиций, инфраструктуры, научно-технического процесса и развития человека характерны для всех отраслей экономики и социальной сферы страны. Они становятся естественным продолжением многих технологических новаций, которые находят свое массовое внедрение, поиска новых возможностей быстрого роста и маржинальности традиционными бизнесами, перехода к экосистемным, платформенным их форматам, расширения географии спроса (стремления потребителей к качественной продукции и услугам вне зависимости от места их производства).
Таблица 1
Трансграничный экспорт инструментами электронной коммерции Китая в страны Инициативы «Один пояс – один путь», 2020 и 2021 гг.
Страны |
Экспорт, 2021, (млн $) |
Экспорт, 2020, (млн $) |
Темп изменения, (%) |
|
1 |
Вьетнам |
1379.06 |
1138.16 |
21.17 |
2 |
Индия |
975.11 |
667.20 |
46.15 |
3 |
Малайзия |
783.61 |
563.01 |
39.18 |
4 |
Таиланд |
693.59 |
505.14 |
37.31 |
5 |
Россия |
663.84 |
505.04 |
31.44 |
6 |
Индонезия |
606.54 |
409.81 |
48.01 |
7 |
Филиппины |
573.09 |
418.82 |
36.84 |
8 |
Сингапур |
552.03 |
576.26 |
-4.21 |
9 |
Саудовская Аравия |
463.30 |
323.10 |
35.03 |
10 |
Польша |
365.79 |
267.31 |
36.84 |
11 |
ОАЭ |
303.22 |
280.95 |
7.93 |
12 |
Турция |
291.83 |
203.46 |
43.43 |
13 |
Пакистан |
242.32 |
153.58 |
57.78 |
14 |
Бангладеш |
240.95 |
150.76 |
59.82 |
15 |
Египет |
182.65 |
136.28 |
34.03 |
16 |
Израиль |
152.89 |
112.54 |
35.94 |
17 |
Казахстан |
139.70 |
117.03 |
19.37 |
18 |
Камбоджа |
115.66 |
80.54 |
43.60 |
Источник https://view.inews.qq.com/a/20220121A08UOM00?startextras=0_fdc10fcc5d0b7&from= ampzkqw
Согласно теории транзакционных издержек, соблюдение экологических стандартов влияет на трансграничную торговлю за счет снижения затрат на поиск информации о продукте, издержки обращения, инвестиции в товарные запасы и другие затраты. Соблюдение экологической повестки одинаково важно для трансграничной торговли России и Китая. В процессе применения трансграничных цифровых транзакций между Россией и Китаем их эффективность будет находиться в прямо пропорциональной зависимости параметров концепции устойчивого развития. Идеальная цифровая среда позволить потребителям напрямую общаться с продавцами и удовлетворять свои собственные потребности минуя стадии посредников и необходимость физического присутствия инфраструктуры ритейлера, а значит позволит соблюсти экологическую рациональность. Благоприятная бизнес-среда и работа деловых партнеров в русле концепции устойчивого развития будет способствовать «развитию без разрушений» [3] и особым форматам создания потребительской ценности, следовательно, чем выше уровень экологической поддержки в обеих странах, тем лучше основа для всего процесса трансграничной торговли, что способствует расширению масштабов и качеству русско-китайских торговых отношений.
Распространение цифровых платформенных приложений и трансграничная электронная коммерция. Согласно теории транзакционных издержек, проникновение платформенных приложений для совершения торговых сделок и покупок может повлиять на трансграничную электронную торговлю с точки зрения снижения информационных издержек, затрат административных и расходов по ведению переговоров, прочих управленческих расходов. Распространенность цифровых платформенных приложений для совершения покупок прямо свидетельствует об уровне применения инструментов электронной коммерции в стране или регионе. Популяризация смартфонов, скоростной интернет и сопутствующий сервиса среди населения в России и Китае обеспечивает потребителям хорошую основу для совершения транзакций, а с последующим диверсифицированным развитием Интернета повлечет за собой предоставление потребителям больше каналов поиска информации и лучших возможностей в выборе продуктов, продуктов интегрированных в сервис. Потребитель с высокой долей удобства совершения сделки может сравнивать цены, кастомизировать продукты в процессе договорных операций с продавцами. Предприниматели, в свою очередь, применения спектр инструментов электронной коммерции способны существенно снижать затраты на управление и содействовать тем самым развитию трансграничной электронной торговли.
Ужесточение конкуренции между экономическими агентами является стратегическим параметром для развития трансграничной торговли, позволяющим снизить маркетинговые, технические и производственные издержки при трансграничных операциях. Создание бизнес экосистем и платформенных взаимодействий стало ответом предпринимателей на серьезную конкуренцию: формирование экосистемы экосистем является следствием изменения форматов конкуренции и преодоления высоких входных барьеров на рынки. Даже при условии большой емкости рынка уровень конкурентной борьбы не позволяет мелким предпринимателям продержаться сколь-нибудь длинный временной промежуток на рынке и подталкивает к использованию соконкуренции – интеграциям с аналогичными или большими по размеру компаниями под единой площадкой, единым брендом для сокращения административных и маркетинговых репутационных барьеров. Потенциал инструментов электронной коммерции при ужесточении конкуренции в основном выражается в двух аспектах: технологических нетривиальных инновациях и достижении задач социальной ответственности бизнесов. На рисунке авторы попытались систематизировать инструменты влияния электронной коммерции в модель уровня развития трансграничной торговли.
Таким образом можно сделать вывод, что уровень применения инструментов электронной коммерции в стране отражает ее экономический потенциал для развития трансграничной торговли.
Результаты исследования и их обсуждение
Влияние уровня развития электронной коммерции на трансграничную российско-китайскую торговлю было бы неполным без выявления особенностей страновых интеграций Инициативы «Один пояс-один путь». Наличие общих или примыкающих к маршруту Великого Шелкового пути территорий, уникальное географическое положение и специализация экономики таких государств является их бесспорным конкурентным преимуществом и драйвером развития трансграничных торговых отношений. Для оценок перспектив интеграций важным показателем выступает обобщенный индекс электронной коммерции 26 стран, включая Китай и Россию, составленный на основе китайских статистических данных об объемах двусторонней торговли между Китаем и Россией, а также Китаем и странами Инициативы «Один пояс – один путь».
Модель влияния уровня развития электронной коммерции на трансграничную торговлю Составлено автором по [1, 4, 5, 8, 9].
Таблица 2
Среднее значение индекса развития трансграничной электронной коммерции стран Инициативы «Один пояс-один путь» с 2010 по 2021 гг.
Значение индекса за последние 11 лет |
Значение индекса за последние 5 лет |
||||
Страны |
Среднее |
Рейтинг |
Страны |
Среднее |
Рейтинг |
Сингапур |
0.7951 |
1 |
Сингапур |
0.8927 |
1 |
Новая Зеландия |
0.6628 |
2 |
Китай |
0.5442 |
2 |
Южная Корея |
0.4669 |
3 |
Новая Зеландия |
0.4418 |
3 |
Израиль |
0.4320 |
4 |
Южная Корея |
0.4199 |
4 |
Китай |
0.4222 |
5 |
Россия |
0.4000 |
5 |
Россия |
0.3530 |
6 |
Израиль |
0.3525 |
6 |
Польша |
0.3116 |
7 |
Польша |
0.3087 |
7 |
Малайзия |
0.2664 |
8 |
ОАЭ |
0.2646 |
8 |
ОАЭ |
0.2643 |
9 |
Малайзия |
0.2597 |
9 |
Турция |
0.2279 |
10 |
Турция |
0.2304 |
10 |
Украина |
0.2163 |
11 |
Иран |
0.2242 |
11 |
Саудовская Аравия |
0.2153 |
12 |
Украина |
0.2241 |
12 |
Иран |
0.2049 |
13 |
Саудовская Аравия |
0.2166 |
13 |
Казахстан |
0.2048 |
14 |
Казахстан |
0.1944 |
14 |
Катар |
0.1856 |
15 |
Таиланд |
0.1792 |
15 |
Таиланд |
0.1752 |
16 |
Катар |
0.1568 |
16 |
Филиппины |
0.1558 |
17 |
Филиппины |
0.1427 |
17 |
Египет |
0.1100 |
18 |
Египет |
0.1098 |
18 |
Индонезия |
0.1082 |
19 |
Индонезия |
0.1021 |
19 |
Лаос |
0.0859 |
20 |
Лаос |
0.1022 |
20 |
Индия |
0.0739 |
21 |
Индия |
0.0748 |
21 |
Непал |
0.0654 |
22 |
Таджикистан |
0.0633 |
22 |
Таджикистан |
0.0652 |
23 |
Непал |
0.0625 |
23 |
Бангладеш |
0.0523 |
24 |
Бангладеш |
0.0545 |
24 |
Пакистан |
0.0511 |
25 |
Пакистан |
0.0436 |
25 |
В течение десятилетия Китай поднялся с пятого места и средним значением показателя 0,4222 пункта на второе место (0,5442 ед.), а Россия заняла 5-е место, что в численном выражении составило 0,4 ед. В целом, уровень развития трансграничной торговли России и Китае относительно высок и находится на одном из высоких значений среди стран маршрута Инициативы «Один пояс-один путь», но по сравнению с Сингапуром, Новой Зеландией, Южной Кореей скромнее, что объясняется еще и лучшими конкурентными преимуществами в географическом и логистическом расположении Сингапура в центре всей Юго-Восточной Азии, традиционным позиционированием государства как «крепости морского пути». Развитие электронной коммерции Сингапур начал еще в 1970 году, что также добавило этому государству конкурентных преимуществ. Помимо этого по показателю защищенности интернет-серверов Сингапур намного опережает другие страны и, благодаря превосходному состоянию экономики, хорошей инфраструктуре и внешнеторговой политики, трансграничная торговля Сингапура преимущественно средствами электронной коммерции находится на высоком уровне развития. Рынок электронной коммерции Южной Кореи также относительно полон, а его интернет-инфраструктура стабильна, что также способствует значительным лидирующим государства в рейтинге индексов.
Положение российско-китайской трансграничной торговли претерпевает серьезные улучшения, в основном за счет китайской стороны, чему способствует несколько причин. Развитие электронной коммерции в России еще пять лет назад было на стабильно среднем уровне и не могло отвечать запросам внешнеторговой политики между анализируемыми странами. Недостаточная распространенность сети интернет в регионах России и особенно Сибири и Дальнего Востока, доступность цифровых технологий для среднего и малоимущего классов населения вкупе с преобладанием использования инструментов электронных покупок среди бизнеса, но не для большинства конечных потребителей, сформировали уровень взаимных торговых отношений двух стран. В последние пять лет в России уровень применения инструментов электронной коммерции конечными потребителями существенно улучшился, а платежные средства постепенно сменились с оплаты кошельками и картами на онлайн-платежи, пандемийные физические ограничения на перемещения граждан для совершения покупок и распространение сервисов доставки основными мировыми и федеральными брендами укладываются в логику взаимосвязи инструментов электронной торговли и соблюдения экологических стандартов, распространенности цифровых сервисов и ужесточения конкуренции в сфере товарного обращения. Несмотря на то, что российский рынок электронной коммерции находится на подъеме, ему еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем он достигнет своей самой зрелой позиции.
Заключение
В настоящей статье отобраны данные, относящиеся к трансграничной торговле между Россией и Китаем, проведен анализ состояния развития трансграничной российско-китайской торговли и торговли стран Инициативы «Один пояс-один путь». Исследование авторов показывает, что трансграничная торговля между Россией и Китаем постепенно развивается, масштабы торговли между двумя сторонами в последние пять лет существенно расширились, Россия и Китай демонстрируют диверсифицированные стратегии в развитии трансграничной торговли. Цифровая среда, условия инфраструктуры покупок, режим логистики и уровень развития платежных систем также совершенствуются и усложняются, однако российско-китайские торговые отношения испытывают определенные трудности: неразвитая система логистики, высокая стоимость и нехватка кадров, а в 2022 году к этим проблемам добавился весь пул секторальных ограничений со стороны ряда развитых стран. Основываясь на соответствующей теоретической базе и анализе текущего развития трансграничной торговли в России и Китае, в данной статье систематизированы основные факторы, влияющие на трансграничную торговлю. Они включают в себя три аспекта: экологическую поддержку, распространенность цифровых приложений и ужесточение конкуренции экономических агентов.