Введение
Социально-экономическое развитие сельских территорий занимает доминирующие положение в целях аграрной политики России. Проблематика его регулирования обострена на фоне повышения значимости продовольственной безопасности, деформации социальных условий, длительной урбанизированной миграции, значительных различий, касающихся благосостояния жителей. Сельские территории имеют огромное геополитическое значение для Российской Федерации (РФ), особенно в ее отдаленных и приграничных регионах [1, с. 3].
Вопросы развития сельских территорий нашли отражение в стратегических документах, которые по целям, направлениям, мероприятиям взаимоувязаны на федеральном и региональном уровнях.
В Мурманской области программы, регулирующие развитие сельских территорий и развитие агропромышленного комплекса – Стратегия социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 г., утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 года №768 – ПП/20, отраслевая государственная программа Рыбное и сельское хозяйство на период до 2025 г., утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 г. №787-ПП. В программных документах определены приоритетные направления в области социально-экономического развития сельских территорий, которые включают: создание комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях, развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села, улучшение жилищных условий сельского населения, повышение престижности сельскохозяйственного труда.
Отраслевая региональная программа «Рыбное и сельское хозяйство» включает подпрограммы: «Комплексное развитие сельских территорий», «Развитие Агропромышленного комплекса». Подпрограмма «Развитие Агропромышленного комплекса» направлена на решение задачи 1.9 Стратегии социально-экономического развития Мурманской области: обеспечение населения региона высококачественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства.
При выборе методики анализа и оценки социально-экономического развития сельских территорий Мурманской области были изучены исследования отечественных и зарубежных ученых: исследование DORA (Dynamics of Rural Area), Мухаметовой Н.Н., Фролова В.И., Никитиной Т.И., Петрикова А.В., Можаева Е.Е. [2-7]. В работах Зенковой Н.А, Шумаковой О.В., Исаевой О.О. рассматривается методология мониторинга развития сельских территорий [8-10].
Потребность в проведении мониторинга обусловлена государственной программой Комплексное развитие сельских территорий на период до 2025 г., утверждена постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696, которая содержит целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижимость поставленных задач по вопросам социально-экономического развития сельских территорий.
Мониторинг представляет собой специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Цель исследования заключается в выявлении проблем развития сельских территорий Мурманской области на основе мониторинга.
Материалы и методы исследования
Материалы и методы исследования официальную статистическую информацию, материалы периодической печати, законодательные и нормативно-правовые документы. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, экспертная оценка.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки социально-экономического состояния сельских территорий Мурманской области, были выделены 3 блока в информационно-аналитической подсистеме мониторинга, в каждом из которых сгруппированы показатели, отражающие демографические, социальные, экономические составляющие развития с включением экологического аспекта. Входящие в состав информационно-аналитических блоков показатели могут дополняться в зависимости от необходимости оценки тех или иных аспектов, отражающих ситуацию в регионе, а также наличия статистических данных.
1 Блок – Демографический – включает показатели, характеризующие состояние и качественный состав сельского населения и его воспроизводства (табл. 1).
Таблица 1
Демографические показатели развития сельских территорий Мурманской области
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. к 2017 г. (+, -) |
Численность населения (на конец года), тыс. чел. |
753,6 |
748,1 |
741,4 |
732,9 |
724,5 |
- 29,1 |
в т. ч сельское население, тыс. чел. |
57,2 |
57,8 |
58,1 |
58,0 |
57,7 |
+ 0,5 |
Сельское население в общей численности населения, % |
7,6 |
7,7 |
7,8 |
7,8 |
7,9 |
|
Естественный прирост, убыль (-) населения в целом по области, тыс.чел. |
-0,6 |
-1,1 |
-1,8 |
-3,4 |
-5,5 |
- 4,9 |
Естественный прирост, убыль (-) сельского населения, чел. |
96 |
59 |
93 |
-42 |
-7 |
|
Миграционный прирост, снижение (-) населения, в целом по области, тыс.чел. |
-3,5 |
-4,4 |
-4,9 |
-4,5 |
-2,9 |
+0,6 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет городское население сельское население |
71,5 73,4 |
71,6 73,8 |
71,6 74,4 |
69,6 73,0 |
68,2 70,0 |
- 3,3 - 3,4 |
Источник: составлено на основе данных Мурманскстат, Росстат [11,12].
На 1 января 2021 г. в территориальный состав Мурманской области входят 36 муниципальных образований, в том числе 4 муниципальных района с 9 сельскими поселениями (с.п.): с.п. Междуречье, Ура-Губа, Пушной, Тулома, Териберка Кольского района; с.п. Зареченск, Алакуртти Кандалакшского района; с.п. Ловозеро Ловозерского района; с.п. Варзуга Терского района [13].
Для Мурманской области характерна высокая степень урбанизации (более 90% населения проживает в городах). Сельское население составляет 57,7 тыс. чел. (7,9% от общей численности населения, среднероссийский уровень данного показателя 25,2%), по сравнению с 2017 г. (57,2 тыс. чел.) численность сельского населения незначительно увеличилась (до 57,7 тыс. чел.), в целом по области численность населения снизилась на 29,1 тыс. чел.
На увеличение доли населения региона влияют такие показатели как естественный прирост населения, миграционные процессы, ожидаемая продолжительность жизни. Естественная убыль (-) населения в целом по области в 2021г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 4,9 тыс. чел., у сельского населения в 2017 г. наблюдался естественный прирост населения (96 чел.), в 2021 г. естественная убыль составила (-) 7 чел. За счет миграции снижение населения в целом по области в 2021г. составило 2,9 тыс. чел., по сравнению с 2017 г. данный показатель снизился на 0,6 тыс. чел. [11]. В целом, для населения сельских поселений региона характерна так называемая удлиненная стратегия миграционных установок, первоначальный толчок которых связан с миграцией в административный центр муниципального района, затем – в городские поселения (каждый второй житель сельского поселения переезжает в административный центр Мурманской области или промышленные города) и в другие регионы России [14, с. 8]. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения выше городского на 1,8 года, по сравнению с 2017 г. продолжительность жизни сельского населения снизилась на 3,4 года, городского на 3,3 года [12].
Для сельского расселения региона характерна мелкодисперсность, в разрезе муниципальных районов плотность населения неравномерна (чел/км²): Ловозерский район – 0,24, Терский – 0,28, Кольский – 1,5, Кандалакшский – 2,8, часть сельских территорий не освоена.
Удаленность сельских поселений от областного центра составляет от 130 км – с.п. Териберка (Кольский район) до 490 км – с.п. Варзуга (Терский район). Регулярного транспортного сообщения с административными районными центрами не имеют 4,6% населения проживающего в населенных пунктах Ловозерского и 7,4% населения Терского районов [14, с. 6]. В отдаленные поселения Терского и Ловозерского районов открыто авиасообщение, в летнее время морское сообщение. Из общего числа сельских населенных пунктов области 73,1 % имеют связь с сетью автодорог общего пользования по дорогам с твёрдым покрытием (по России – 66,1 %).
2 Блок – Социальный – характеризует состояние социальной сферы села и включает в себя индикаторы благосостояния сельского населения, а также показатели, характеризующие жилищные условия (табл. 2).
По статистическим данным среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве Мурманской области в 2020 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 50%, по отношению к заработной плате работников в целом по экономике области, ее уровень остается низким и соответствует 58% (достаточный уровень данного показателя не ниже 70%). Индекс потребительских цен в 2020 г. увеличился на 4,1% (по итогам 2021 г. увеличение составило 7,2 %), отмечается рост на 9,7 % потребительских расходов на душу населения в месяц.
Показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности по отношению к 2017 г. увеличился на 30%. Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств (2021 г) превышает среднероссийский уровень (67,3 %) и соответствует 90,8 % [11].
В 2020 г. среднероссийский уровень занятости на селе составляет 52,2 %. По данному индикатору в тройке лидеров среди регионов РФ находится Мурманская область (66,6%), Чукотский (77%) и Ямало-Ненецкий (64,3%) автономные округа. Высокая занятость населения в северных районах с экстремальными климатическими условиями обусловлена низкой плотностью и дисперсностью расселения, малочисленностью сельских населенных пунктов, небольшим количеством сельских жителей [15, с. 87].
Таблица 2
Социальные показатели развития сельских территорий Мурманской области
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020 г. % к 2017 г. |
|||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в целом по экономике, руб. |
55982 |
62274 |
67696 |
72661 |
129,8 |
|||
Среднемесячная номинальная заработная плата работников в сельском хозяйстве, руб. |
27714 |
32859 |
39600 |
41811 |
150,9 |
|||
Соотношение среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций с заработной платой работников организаций в целом по экономике, % |
50 |
53 |
58 |
58 |
||||
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц |
14230 |
14573 |
16800 |
17718 |
124,5 |
|||
Соотношение с величиной прожиточного минимума среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, % |
194,8 |
225,5 |
235,7 |
236,0 |
||||
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц), руб.: в городской местности в сельской местности |
37498,0 33836,3 |
39724,4 36171,1 |
41393,4 38547,2 |
48619,1 44129,0 |
129,7 130,4 |
|||
Соотношение располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности по отношению к городской местности, % |
90,2 |
91,1 |
93,1 |
90,8 |
||||
Индекс потребительских цен, % |
103,1 |
104,4 |
103,5 |
104,1 |
||||
Потребительские расходы в среднем (на душу населения в месяц), руб. |
28744 |
30699 |
32510 |
31518 |
109,7 |
|||
Показатели, характеризующие жилищные условия сельского населения (на конец года) |
||||||||
Ввод в действие жилых домов в сельской местности, тыс. м.2 |
8,3 |
9,3 |
13,7 |
10,4 |
125,3 |
|||
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя в сельской местности, кв. м |
22,5 |
22,3 |
22,2 |
22,2 |
98,7 |
|||
Доля площади жилого фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилого фонда в сельской местности, % |
91,8 |
99,9 |
92,4 |
91,9 |
Источник: составлено на основе данных Росстат [11,12], ЕМИСС.
Таблица 3
Основные показатели сельского хозяйства Мурманской области (в хозяйствах всех категорий)
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. % к 2017 г. |
Продукция сельского хозяйства, млн руб. |
1675,0 |
1822,7 |
1736,0 |
1702,3 |
1844,7 |
110,1 |
Индексы производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году |
103,5 |
102,6 |
94,4 |
106,5 |
104,1 |
|
Поголовье скота и птицы, на конец года, тыс. голов |
||||||
крупный рогатый скот, в том числе: коровы |
7,3 3,6 |
7,1 36 |
6,6 3,4 |
6,2 3,2 |
6,0 3,1 |
82,2 86,1 |
свиньи |
7,9 |
8,0 |
6,9 |
6,7 |
1,8 |
22,8 |
северные олени |
58,1 |
58,2 |
58,3 |
58,7 |
58,9 |
101,4 |
птица |
45,6 |
28,7 |
32,7 |
2,0 |
11,6 |
25,4 |
Производство основных видов продукции животноводства, тыс. тонн |
||||||
скот и птица на убой в (в убойном весе) |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,9 |
158,3 |
молоко |
17,5 |
19,2 |
17,5 |
17,3 |
16,9 |
96,6 |
яйца, млн шт |
4,0 |
9,1 |
4,0 |
3,5 |
0,5 |
12,5 |
Продуктивность в животноводстве: валовой надой молока на 1 корову, кг |
5025 |
5536 |
5230 |
5552 |
5829 |
116,0 |
Посевные площади сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий), тыс. га в т.ч кормовые культуры |
6,9 6,3 |
7,1 6,7 |
6,8 6,4 |
6,9 6,3 |
5,8 5,3 |
84,1 |
Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях (на конец года) на 100 га посевной площади, л.с. |
1317 |
1202 |
1163 |
1137 |
1319 |
100,2 |
Удельный вес площади с внесенными минеральными удобрениями во всей посевной площади, % |
36,6 |
46,9 |
22,4 |
7,2 |
11,0 |
|
Удельный вес площади с внесенными органическими удобрениями во всей посевной площади, % |
29,8 |
24,8 |
26,6 |
29,2 |
35,7 |
Источник: составлено на основе данных Мурманскстат, Росстат [11,12].
Доля площади жилого фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилого фонда в сельской местности Мурманской области по данным 2020 г. высокая и составляет свыше 90%, остается низким удельный вес жилого фонда оборудованного газом – 30,9%., ввод в действие жилых домов в сельской местности (10,4 тыс. м2) [12].
В регионе принято «Положение о порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим на сельских территориях Мурманской области», утверждено постановлением Правительства Мурманской области от 13.03.2020 №116-ПП. Положение определяет порядок и условия предоставления социальных выплат, в том числе путем участия в долевом строительстве. Данные мероприятия способствуют улучшению жилищных условий населения, привлечению специалистов для работы в сельскую местность.
3 Блок – Экономический – включает основные показатели сельского хозяйства, финансово-хозяйственной деятельности, поскольку от развития сельскохозяйственного производства, материально-технической оснащенности, состояния сельскохозяйственных земель в значительной степени определяются перспективы и прогноз развития сельских территорий (табл. 3).
В 2021 г. объем продукции сельского хозяйства составил 1,8 млрд. руб. (по отношению к уровню 2017 г – 110,1%), индекс сельскохозяйственного производства – 104,1%. По отношению к 2017 г. отмечается снижение поголовья крупного рогатого скота на 17,8 %, свиней на 77,2%, птицы на 74,6 %, поголовье северных оленей увеличилось на 1,4% (из общего поголовья оленей 94% приходится на сельскохозяйственные кооперативы «Тундра» и «Оленевод», около 6 % на личные хозяйства населения). Количество поголовья оленей Мурманской области составляет 3,5 % от общей их численности по России. В производстве продукции животноводства значительное сокращение произошло по яйцу на 87,5%, производство скота и птицы на убой увеличилось на 58,3%, валовой надой молока увеличился на 16 % [11].
Общая земельная площадь Мурманской области на 1 января 2021 г. составляет 14490, 2 тыс. га. Распределение земель по категориям показывает преобладание земель лесного фонда – 65,28 %, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 19,71% или 2856,4 тыс. га. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения (97,6%) занята сельскохозяйственными кооперативами для ведения северного оленеводства. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 25,5 тыс. га (0,2 % от общей площади земель). Посевные площади сельскохозяйственных культур составляют 5,8 тыс. га, в том числе под кормовыми культурами занято 5,3 тыс. га, по сравнению с 2017 г. площади уменьшилась на 1,1 тыс. га [12]. С целью рационального использования имеющихся земельных ресурсов и в перспективе ввода новых земель, стоит задача их восстановления, в связи с потребностью в кормовых угодьях, для обеспечения животноводства кормами собственного производства. По данным за 2020 г. из общей площади осушаемых сельскохозяйственных угодий 15,1 тыс. га в хорошем состоянии находятся 8,4 тыс. га, 8,1 тыс. га требуют улучшения земель и технического уровня мелиоративных систем [16].
Сельскохозяйственное производство в Мурманской области находится в сложных природных условиях, почвы обладают высокой холодностью, кислотностью, они бедны гумусом и питательными веществами. Для повышения урожайности в растениеводстве остается недостаточным удельный вес площади с внесенными минеральными и органическими удобрениями, который составляет 11% по минеральным удобрениям, органическим 35,7%. Энергообеспеченность на 100 га посевной площади сельскохозяйственных организаций региона составляет 1319 л.с и соответствует высокому уровню (в целом по РФ данный показатель – 154 л.с.) [12]. В лидерах по энергообеспеченности наряду с Мурманской областью находятся области с небольшими площадями посева и сбора зерновых.
По данным статистической информации (ЕМИСС) основные финансовые результаты сельскохозяйственных организаций Мурманской области за 2017-2020 гг. отражают: повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 9,7 % (2017 г. уровень рентабельности 1,7 %), увеличение прибыли по всей деятельности до 172 млн. руб. (2017 г. прибыль составила 21 млн. руб.), уменьшение убыточных организаций до 33,3 % (2017г. – 50%), увеличение господдержки из бюджетов всех уровне в 2020 г. по отношению к 2017г. на 26,8 %. По предварительным данным в 2021 г. на господдержку выделено 710,4 млн. руб., что более чем в 2 раза превышает выделенные средства в 2017 г. Государственная поддержка – неотъемлемый механизм обеспечения эффективного функционирования сельского хозяйства Мурманской области и обусловлена отраслевыми особенностями и его низкой эффективностью по сравнению с другими отраслями региона.
Для восстановления сельского хозяйства в регионе на ближайшую перспективу необходимо направить усилия на сохранение имеющихся сельскохозяйственных предприятий, повышение их доходности. Необходимо увеличить количество предприятий с полным циклом производства и переработки сырья с возможностью повышения самостоятельного доступа к конечному потребителю на внутреннем и внешнем рынках.
Экологические аспекты развития сельских территорий. Мурманская область относится к промышленным регионам, где основными источниками загрязнения окружающей среды являются промышленные предприятия. Компании меняют технологии, снижают выбросы, несмотря на это они остаются значительными и наносят большой вред и экологический ущерб окружающей среде и, как следствие, негативно влияют на здоровье населения.
Проблемы загрязнения окружающей среды от хозяйственной деятельности на сельских территориях решаются медленно, наиболее острыми остаются: эрозия почв (отказ от парования и севооборота ускоряет процесс уничтожения плодородных земель); химическое загрязнение земли, водоемов (применение пестицидов, ядохимикатов); загрязнение водоемов и почв отходами жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (навоз, покрывающий поля или складируемый около ферм, меняет структуру почвы, происходит сжигание корней растений, при дождях органика размывается, попадает в грунтовые воды); несвоевременная утилизация мусора превращает окрестности поселений в свалки.
В целях реализации национального проекта «Экология» и входящих в его состав федеральных проектов, в Мурманской области разработаны и реализуются шесть региональных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Сохранение лесов», «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
В рамках проекта «Чистая страна» проводится рекультивация помётохранилища бывшей птицефабрики ОАО «Птицефабрика «Снежная». Природоохранные мероприятия проекта предусматривают очистку, обеззараживание более 200 тонн куриного помета IV класса опасности. В ходе рекультивации запланирован экологический мониторинг состояния и изменения параметров окружающей среды на объекте. По проекту «Чистая вода» проводится реконструкция и строительство водозаборных сооружений в сельских поселениях области (с.п. Тулома, с.п. Териберка). В рамках волонтёрской деятельности ликвидируются несанкционированные свалки, примером является с.п. Териберка, где создается входная зона в природный парк на берегу Северного Ледовитого океана [17].
С 2021 г. осуществляется реализация государственной программы «Природные ресурсы и экология», утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 11.08.2020 № 570 ПП. В рамках основного мероприятия программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности» предоставлены субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба (рекультивация объектов), в том числе в п. Варзуга Терского района.
Мероприятия, прописанные в национальном проекте «Экология», государственной программе «Природные ресурсы и экология» позволяют создать реальные предпосылки для улучшения ситуации в части снижения отрицательного воздействия человека на окружающую нас природу, создания благоприятной экологической среды.
Заключение
Анализируя современное состояние сельских территорий необходимо отметить длительный кризис, который привел к упадку сельскохозяйственного производства, отсутствию мотивации к труду, миграции, разрушению социальной инфраструктуры. Результатом остаточного принципа финансирования сельской социальной сферы, проводимого курса на ликвидацию «неперспективных» деревень стало сокращение объектов социально-бытовой сферы, снижение территориальной доступности для сельского населения образовательных, медицинских, торгово-бытовых услуг.
Комплексное развитие сельских территорий арктического региона, к которому относится Мурманская область, предусматривает социально-экономическое развитие, при котором обеспечивается эффективное развитие сельской экономики, для региона это развитие животноводческих отраслей (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, оленеводство), с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственных организаций всех форм собственности (фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, хозяйства населения); развитие альтернативных видов деятельности (сельский туризм, промыслы и ремесла, заготовка и переработка природного сырья); сохранение и привлечение квалифицированных трудовых ресурсов; поддержание комфортных условий проживания (развитие жилищной, транспортной, социальной инфраструктуры); разработка муниципальных программ по природосбережению, проведение природоохранных экологических мероприятий на сельских территориях.
Статья выполнена в рамках государственного задания Федерального исследовательского центра Кольского научного центра Российской академии наук по теме FMEZ-2022-0035 _ИЭП.