Введение
В настоящее время, когда все отрасли экономики стремительно развиваются, основой прогресса являются предприятия малого и среднего бизнеса. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удовлетворяются не только потребности населения на бытовом уровне, но и с точки зрения экономических процессов на уровне национальной экономики – сохраняются существующие рабочие места, создаются дополнительные рабочие места, формируется благоприятная конкурентная среда, а также происходит рост налоговых доходов государственного бюджета [1, 8], что позволит снизить уровень безработицы в регионах страны.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи и взаимозависимости между ростом количества самозанятых граждан и уменьшением количества безработных в разрезе исследования показателей федеральных округов Российской Федерации за период 2017-2021 гг., что позволило авторам разработать комплексную модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также паспорт Национального проекта Российской Федерации «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В качестве инструментов обоснования представляемых в исследовании результатов и выводов авторами применяются такие методы, как обобщение, статистический анализ данных, мониторинг целевых показателей и моделирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие малого предпринимательства всегда было одной из приоритетных задач государства. Для реализации этой задачи Правительством РФ был разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целью которого является поддержка бизнеса на всех этапах его развития, в том числе, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами [4, 6].
Главными положительными моментами рассматриваемого национального проекта необходимо выделить возможность перехода на льготное налогообложение (4% и/или 6% для самозанятых), получение льготного кредита (9,25% для субъектов малого и среднего предпринимательства), возможность получения гранта на фермерское хозяйство для фермеров.
Национальный проект состоит из нескольких инициатив, одной из которых является создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами. По мнению авторов, данная инициатива является одной из самых актуальных в наши дни, что обусловлено положительным влиянием на экономику, проявляющееся в сокращении теневой сектора, увеличении доходов государства за счет налогов, сокращение официально оформленных безработных людей [4].
Для большего понимания сути федерального проекта «Поддержка самозанятых» рассмотрим основные положения из паспорта указанного федерального проекта (таблица 1).
Таблица 1
Показатели национального федерального проекта, тыс. человек (план) [9]
Показатели |
Годы |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД, накопительным итогом |
300 |
1 200 |
1 600 |
1 800 |
2 000 |
2 100 |
Количество самозанятых граждан, применяющих НПД и получивших меры гос. поддержки, накопительным итогом |
0 |
30 |
70 |
119 |
189 |
240 |
Таблица 2
Финансовое обеспечение результатов, тыс. рублей [9]
Наименование результата |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Всего |
Эксплуатация централизованной ИТ-инфраструктуры по внедрению подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан |
286 318 |
107 460 |
107 460 |
107 460 |
119 400 |
728 098 |
Внедрена информационная система «УСН-онлайн» в целях обеспечения аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности представления налоговой декларации субъектами МСП |
124 974,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
124 974,2 |
Самозанятым гражданам обеспечено предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки МСП и федеральными институтами |
0 |
438 544,5 |
727 076 |
900 000 |
1 000 000 |
3 065 620,5 |
Сопровождение и эксплуатация прикладного программного обеспечения подсистемы, обеспечивающей налогообложение доходов самозанятых граждан |
0 |
45 000 |
45 000 |
45 000 |
50 000 |
185 000 |
Всего |
411 292,2 |
591 004,5 |
879 536 |
1 052 460 |
269 400 |
4 103 692,7 |
В таблице 1 представлены основные показатели реализации федерального проекта, предполагающие прирост в 31,25% и 242,86% соответственно за 3 года, в период с 2021 по 2024 гг. Стоит отметить, что плановые показатели по официально зарегистрировавшимся самозанятым, которые находятся на льготном налогообложении, были достигнуты в первый год реализации, а на 31 августа 2022 год фактические показатели превосходят плановые чуть более чем на 3,8 млн человек (5 608,198 тыс. человек против 1 800,000 тыс. человек), что свидетельствует о положительных результатах реализации федерального проекта по поддержке самозанятых.
К мерам государственной поддержки, предоставляемым данным федеральным проектом, относятся:
– предоставление микрозаймов по льготной ставке в размере до миллиона рублей сроком до трех лет;
– льготное финансирование с помощью альтернативных финансовых инструментов, к которым относятся краудинвестинговые и краудфандинговые платформы;
– дополнительный налоговый вычет (1 МРОТ) для несовершеннолетних предпринимателей;
– льготное условие регистрации на электронных торговых площадках;
– получение консультации в центрах «Мой бизнес» и прохождение образовательных программ [5].
Предоставление микрозаймов на льготных условиях должно быть обеспечено государственными микрофинансовыми организациями в период с 2021 по 2024 гг. в размере 2 000,00 млн рублей. Возможность получить дополнительный налоговый вычет у предпринимателей 16-18-ти лет появилась не с первого дня реализации проекта, а только с принятием федерального закона в 2020 году. Предполагается, что информационные услуги за 4 года, в период с 2021 по 2024 гг., будут предоставлены 140,0 тыс. человек. За пятилетний срок услугами и сервисами по продвижению товаров и услуг должны воспользоваться по меньшей мере 12 тыс. человек. Также ко всему вышеперечисленному, около 7 тыс. человек с 2020 года могут быть обеспечены обучающими мероприятиями АО «Корпорация «МСП».
На реализацию федерального проекта выделено 4 103 692,7 тыс. рублей из федерального бюджета, включающего в себя, в том числе и консолидированные бюджеты субъектов РФ (таблица 2).
Таблица 3
Количество индивидуальных предпринимателей за 2019-2022 гг., чел.
Наименование показателя |
январь 2021 г. |
январь 2022 г. |
август 2022 г. |
темп прироста 2022 г. к 2021 г., % |
Кол-во ИП-микропредприятий |
3 285 859 |
3 525 482 |
3 564 179 |
8,47 |
Кол-во ИП-самозанятых |
144 846 |
225 361 |
296 645 |
104,8 |
Таблица 4
Совокупный показатель уровня безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15 лет и старше, за 2017–2021 гг., %
Наименование территории |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Российская Федерация, в т.ч.: |
6,6 |
6,2 |
6,5 |
7,8 |
6,4 |
Центральный федеральный округ |
4,0 |
3,6 |
4,1 |
5,2 |
4,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
5,8 |
5,5 |
5,3 |
7,0 |
5,3 |
Южный федеральный округ |
7,4 |
6,9 |
7,1 |
8,0 |
6,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
12,9 |
12,9 |
14,4 |
18,1 |
16,0 |
Приволжский федеральный округ |
6,0 |
5,7 |
6,1 |
7,0 |
5,3 |
Уральский федеральный округ |
6,7 |
6,0 |
6,0 |
7,3 |
5,4 |
Сибирский федеральный округ |
9,2 |
8,6 |
8,6 |
10,2 |
8,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
8,9 |
8,3 |
9,3 |
9,4 |
7,8 |
Примечание: составлено авторами по данным Росстата.
Самозанятость способствует сокращению количества безработных, является одним из альтернативных способов борьбы с безработицей [2, 7]. Именно расширение этого направления сейчас продиктовано временем и новой реальностью.
Одной из поставленных задач является рост субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрим статистические данные по динамике роста/снижения индивидуальных предпринимателей и проведем параллель между показателями количества индивидуальных предпринимателей и роста количества индивидуальных предпринимателей-самозанятых (таблица 3).
Несмотря на то, что наблюдается рост индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в качестве микропредприятий, количество индивидуальных предпринимателей, применяющих налог на профессиональный доход, за 2,5 года выросло более, чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что большинство граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, отдают предпочтение самозанятости, несмотря на то, что для применения данного статуса более жесткие рамки – отсутствие вторых лиц, полностью самостоятельная деятельность, ограничение по величине максимального дохода в год до 2,4 млн рублей.
В настоящее время уровень безработицы в Российской Федерации имеет нестабильную тенденцию [10]. Ниже представлены данные со статистикой уровня безработицы, согласно данных Росстата (таблица 4).
Обращая внимание на представленные данные, стоит отметить, что на общую статистику большое влияние оказывают показатели Северо-Кавказского федерального округа, так как в данном регионе фигурирует наибольший показатель уровня безработицы. По мнению экспертно-аналитического центра «Юг», такая динамика может сопровождаться высокой долей теневой экономики и неразвитой промышленностью. Показатели за 2020 и 2021 гг. можно связать с наиболее актуальной на то время проблемой – пандемией, то есть общий рост на 1,3% в абсолютном показателе связан с экономическим кризисом, возникшим из-за карантина. Относительно других годов большой процент населения, трудящихся на предприятиях малого и среднего бизнеса, потеряли работу, и как следствие возникла циклическая безработица.
Комплексная модель развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (составлено авторами)
В 2021 году снижение уровня безработицы можно связать с началом восстановления экономических процессов – появление новых рабочих мест, возникновение новых проектов с рабочими местами и т.д. [3].
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, авторы считают необходимым систематизировать совокупность мер государственной поддержки самозанятых и их влияние на национальную экономику посредством формирования комплексной модели развития финансовых и информационных мер государственной поддержки самозанятых (рисунок 1).
Необходимо отметить, что при реализации одной из положительных сторон для самозанятого населения осуществляется также положительное влияние для государства, и наоборот. Также при переходе индивидуальных предпринимателей на уплату налога на профессиональный доход возникает такой негативный момент для государства и субъектов РФ в целом, как сокращение налоговых доходов из-за разницы в налоговых ставках, хотя в абсолютных показателях доходы субъектов РФ должны балансировать за счет их увеличения от вновь зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и самозанятых.
Предпринимательство – это средний класс, который должен быть крепким и устойчивым в любой стране. Благодаря предпринимательству решаются многие экономические проблемы в регионах, например, обеспечение рабочих мест, развитие конкурентоспособности региона, что в дальнейшем может сказаться на экономическом потенциале конкретного субъекта РФ при реализации крупных федеральных проектов и/или проведения крупных инвестиционных мероприятий.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 г.