Введение
Эффективность экономического развития государства зависит от многих факторов, одним из которых является состояние здоровья его населения. Именно от состояния здоровья населения зависит качество его социальной, трудовой функции, а в целом и реализация задач как личного, регионального (муниципального), так и государственного значения. Все это, в конечном счете, сказывается на качестве обеспечения национальной безопасности.
Справедливо отмечается отечественными учеными, что повышение качества жизни населения является одной из приоритетных задач для абсолютного большинства государств и их регионов [1].
В Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года задекларировано, что основной целью деятельности системы здравоохранения является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению [2].
Функционирование системы здравоохранения, с учетом преобладания бюджетных лечебных учреждений, осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета, местных бюджетов, и, в меньшей степени, за счет внебюджетных источников финансирования.
Инвестиции в систему здравоохранения дополнительно направлены на повышение уровня и качества оказываемых населению услуг в сфере медицины, что соответственно положительно сказывается на общем фоне состояния здоровья и благополучия населения.
Согласно государственной программы «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», развитие системы здравоохранения в Севастополе является приоритетным инвестиционным направлением [3].
Цель исследования: провести анализ инвестиционной активности в сфере здравоохранения города Севастополя за период с 2017 года по 2021 год, а также возможные перспективы ее развития.
Материалы и методы исследования
Вопросы инвестиций в сфере здравоохранения российской Федерации и инвестиционную привлекательность Севастополя изучают многие авторы: Е.М. Егоров, Н.А. Еськова, Э.Д. Ключникова, С.Н. Коннова, В.В. Кудревич, И.Н. Малашина, Е.И. Пискун, И.В. Ревун, Е.О. Черемных и другие специалисты. Е.О. Черемных, С.Н. Коннова и Е.М. Егоров изучали анализ инвестиционной привлекательности здравоохранения, которые обратили внимание на то, что обеспечение населения государства качественной медициной возможно путем повышения инвестиционной привлекательности здравоохранения, создание государственно-частных партнерств в этой области, что фактически является важнейшей государственной задачей [4]. Условия инвестирования в сфере здравоохранения изучали Н.А. Еськова и И.Н. Малашина [5]. Некоторые ученых исследовали инвестиционную активность регионов, в том числе сферы здравоохранения. Е.И. Пискун и И.В. Ревун изучали социально-экономическое развитие Севастополя с рассмотрением его социально-экономических показателей, а также сопоставлением с планируемыми показателями развития согласно Стратегии развития города [1]. В.В. Кудревич проводила анализ инвестиционной деятельности муниципальных образований г. Севастополя, сделав вывод по результатам анализа о недостаточном уровне инвестиций в экономику исследуемого округа, обратив внимание на высокий уровень его инвестиционной привлекательности [6]. Некоторые ученые изучают реформирование системы здравоохранения регионов и современные проблемы ее развития [7]. Активные исследования ведутся по изучению государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения [8].
Однако, необходимо отметить, что в работах отечественных авторов вопросы инвестиционной активности в сфере здравоохранения города Севастополя изучались недостаточно, самостоятельные исследования не проводились, что с учетом государственной программы города Севастополя обуславливает актуальность настоящей работы.
Исследование проводилось с использованием общенаучных методов обработки данных, в том числе диалектического метода, статистического метода, метода сравнения и группировки, метода построения графиков данных, а также классических методов анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Гармоничное развитие экономики, городского хозяйства и гуманитарной сферы города Севастополя, согласно руководящих документов развития города, возможно при условии улучшения делового климата, создания условий и формирования структуры привлечения инвестиций, обеспечения в первую очередь роста реального сектора экономики города [2].
Инвестиционная привлекательность рассматривается в качестве одного из форматов привлечения дополнительного финансирования в экономику города.
Основным нормативным документом Севастополя, регламентирующим вопросы инвестиционной деятельности города, является Программа города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», предусматривающая систему здравоохранения в городе Севастополе в качестве одного из приоритетных инвестиционных направлений [3].
Нормативное определение инвестиционной деятельности содержится в статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которой под ней понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [9]. Под инвестициями в данном законе понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Именно повышение уровня и качества оказываемых населению услуг в сфере медицины, повышение состояния здоровья и благополучия населения города будем рассматривать в качестве полезного эффекта.
Для обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя общий объем финансовых ресурсов за период 2017–2025 годов, направляемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, по оценке экспертов, составит 299,4 млрд рублей. При этом будет происходить планомерное наращивание в основном капитале в общем объеме доли внебюджетных инвестиций, в том числе в сфере здравоохранения [2].
Нельзя не согласиться с Е.О. Черемных в том, что позитивное влияние инвестиций в медицину очевидно. Автор считает, что рост инвестиций в здравоохранение существенно влияет на развитие этой отрасли, а именно:
- повышает качество и доступность оказываемых населению медицинских услуг;
- способствует использованию передовых технологий и методических разработок в сфере медицины, в том числе для диагностирования и лечения новых заболеваний;
- формирует цифровую модель здравоохранения [4].
Необходимость инвестиционных вливаний в сферу здравоохранения вызвана рядом причин, среди которых можно назвать:
1. несоответствие объемов средств, выделяемых бюджетами разных уровней объему предстоящих расходов на реконструкцию имеющихся учреждений и строительство новых;
2. недостаточное оснащение медицинских учреждений оборудованием, соответствующим современным стандартам лечения и диагностики, а также передовым достижениям науки и техники;
3. низкий уровень квалификации медицинского персонала, вызванный экономией расходов на дополнительном профессиональном обучении, в том числе периодическом повышении квалификации.
Как справедливо отмечают некоторые исследователи инвестиционной привлекательности здравоохранения, государственно-частное партнерство может положительно сказаться на качестве оказываемых медицинских услуг и в свою очередь в сфере здравоохранения, что способствует:
- привлечению дополнительных средств для отрасли;
- наиболее эффективному использованию технологических, наукоемких и интеллектуальных ресурсов отрасли;
- привлечению дополнительных ресурсов для реконструкции действующих медицинских учреждений;
- формированию цифровой медицины и ее интеграции в единую цифровую платформу государства, что является одним из основных факторов экономического роста государства [4].
В ходе исследования проведен анализ объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения и социальных услуг города Севастополя и всего по России за период с 2017 года по 2021 год. Результаты статистической выборки, согласно данным Федеральной службы государственной статистики России и Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и городу Севастополю, представлены в таблице 1 [10, 11].
Таблица 1
Объемы инвестиций в основной капитал в области здравоохранения, млн руб.*
Показатель |
Период исследования, год |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Сумма инвестиций в основной капитал всего по России |
16027300 |
17595000 |
19329000 |
20118400 |
22945400 |
Сумма инвестиций в основной капитал в области здравоохранения по России |
198800 |
246900 |
370434 |
580100 |
499800 |
Сумма инвестиций в основной капитал всего по Севастополю |
26036,2 |
33222,6 |
33201,3 |
21237,2 |
31307,8 |
Сумма инвестиций в основной капитал в области здравоохранения Севастополя |
958,8 |
829,5 |
619,5 |
1131,8 |
1413,3 |
*без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.
Рис. 1. Доля инвестиций в основной капитал в области здравоохранения в общем объеме инвестиций
Сравним долю инвестиций в основной капитал в области здравоохранения Севастополя в общем объеме инвестиций по городу Севастополю с аналогичными сведениями по России за период с 2017 года по 2021 год. Результаты анализа представлены на рис. 1.
Данные на рисунке 1 демонстрируют преобладание доли инвестиций в основном капитале в области здравоохранения Севастополя в структуре общего объема инвестиций в Севастополь по сравнении с долей инвестиций в основной капитал в области здравоохранения по России в структуре общего объема инвестиций в государстве за период 2017-2021 гг. Это свидетельствует о том, что в городе Севастополе большая инвестиционная активность в области здравоохранения по сравнению с аналогичным показателем в среднем по России за период 2017-2021 гг. То есть, в Севастополе вложений в сфере здравоохранения на единицу общего объема инвестиций города больше, чем в среднем по России. В последние два года этот показатель по Севастополю практически в два раза превышает общероссийский уровень.
Дополнительно, с целью проведения сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на душу населения, в таблице 2 предоставлены данные о населении Российской Федерации и города Севастополя за исследуемый период 2017-2021 гг. [10, 11].
Таблица 2
Население Российской Федерации и Севастополя за период 2017-2021 гг., тыс. чел.
Показатель |
Период исследования, год |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Россия |
146800 |
146900 |
146800 |
146700 |
146200 |
Севастополь |
429 |
437 |
443 |
449 |
510 |
Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на 1 тыс. человек
Результаты сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на 1 тысячу человек по России и городу Севастополю представлены на рисунке 2.
Анализ данных, представленных на рисунке 2 позволяет сделать вывод о том, что объемы инвестиционных вложений в сфере здравоохранения Севастополя на душу населения начиная с 2019 года значительно ниже аналогичного показателя по России, практически в 1,5 раза.
Несмотря на то, что доля инвестиций в области здравоохранения Севастополя в общем объеме инвестиций по Севастополю выше аналогичного показателя по России, фактически на душу населения объем инвестиций в сфере здравоохранения Севастополя значительно ниже аналогичного показателя по России.
С учетом того, что вся инвестиционная деятельность в сфере здравоохранения осуществляется исключительно в интересах населения, а размер инвестиционных вложений в сфере здравоохранения в Севастополе на душу населения ниже аналогичного показателя по России в среднем в 1,5 раза, это свидетельствует о необходимости принятия определенных мер реагирования, в том числе по активизации инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения региона.
В связи с этим, считаем, что пересмотр программы реализации инвестиционной привлекательности Севастополя, принятие дополнительных мер по привлечению инвестиционных вложений в сферу здравоохранения Севастополя положительно скажется на объемах инвестиционных вложений и в целом на развитии сферы здравоохранения Севастополя.
Учитывая, что согласно Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику города Севастополя должна возрасти с 32 процентов в 2016 году до 80 процентов к 2024 году, считаем, что в этих прогнозах заложены реальные перспективные тенденции в инвестиционном климате и инвестиционной активности как города Севастополя в общем, так и его сфере здравоохранения [2].
Заключение
Таким образом, в ходе исследования выявлены как положительные аспекты инвестиционной активности в сфере здравоохранения Севастополя, так и относительно низкие показатели уровня инвестиционных вложений в сфере здравоохранения города по сравнению с показателем объема инвестиционных вложений на душу населения по России.
При этом, следуя руководящим документам развития Севастополя, учитывая прогнозные показатели в сфере инвестиционной деятельности региона, пересмотр программы реализации инвестиционной привлекательности Севастополя, принятие дополнительных мер по привлечению инвестиционных вложений в сферу здравоохранения Севастополя положительно скажется на эффективности инвестиционных программ и в целом развитии сферы здравоохранения Севастополя.