Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE HEALTHCARE SECTOR OF SEVASTOPOL

Chuikov А.S. 1 Chuikova L.V. 1
1 Sevastopol State University
Investments in the healthcare system are aimed at improving the level and quality of services provided to the population in the field of medicine, which, accordingly, has a positive effect on the general background of the state of health and well-being of the population. The development of the healthcare system of Sevastopol is a priority investment area according to the state program of Sevastopol «Development of investment activities in the city of Sevastopol», which, together with the lack of independent research on this subject in relation of Sevastopol, determines the relevance of the researching. The study was conducted using general scientific data processing methods, including the dialectical method, statistical method, comparison and grouping method, data plotting method, as well as classical methods of analysis and synthesis. The study revealed positive aspects of the investment activity of the healthcare sector in Sevastopol, and relatively low levels of investment in the healthcare sector of the city compared to the volume of investment per capita in Russia. The authors concluded that it is necessary to take additional measures to attract investment in the healthcare sector of Sevastopol, which will positively affect the development of the healthcare sector in Sevastopol in general.
investment activity
investments
investment capital
investment activity
healthcare sector of sevastopol

Введение

Эффективность экономического развития государства зависит от многих факторов, одним из которых является состояние здоровья его населения. Именно от состояния здоровья населения зависит качество его социальной, трудовой функции, а в целом и реализация задач как личного, регионального (муниципального), так и государственного значения. Все это, в конечном счете, сказывается на качестве обеспечения национальной безопасности.

Справедливо отмечается отечественными учеными, что повышение качества жизни населения является одной из приоритетных задач для абсолютного большинства государств и их регионов [1].

В Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года задекларировано, что основной целью деятельности системы здравоохранения является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению [2].

Функционирование системы здравоохранения, с учетом преобладания бюджетных лечебных учреждений, осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета, местных бюджетов, и, в меньшей степени, за счет внебюджетных источников финансирования.

Инвестиции в систему здравоохранения дополнительно направлены на повышение уровня и качества оказываемых населению услуг в сфере медицины, что соответственно положительно сказывается на общем фоне состояния здоровья и благополучия населения.

Согласно государственной программы «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», развитие системы здравоохранения в Севастополе является приоритетным инвестиционным направлением [3].

Цель исследования: провести анализ инвестиционной активности в сфере здравоохранения города Севастополя за период с 2017 года по 2021 год, а также возможные перспективы ее развития.

Материалы и методы исследования

Вопросы инвестиций в сфере здравоохранения российской Федерации и инвестиционную привлекательность Севастополя изучают многие авторы: Е.М. Егоров, Н.А. Еськова, Э.Д. Ключникова, С.Н. Коннова, В.В. Кудревич, И.Н. Малашина, Е.И. Пискун, И.В. Ревун, Е.О. Черемных и другие специалисты. Е.О. Черемных, С.Н. Коннова и Е.М. Егоров изучали анализ инвестиционной привлекательности здравоохранения, которые обратили внимание на то, что обеспечение населения государства качественной медициной возможно путем повышения инвестиционной привлекательности здравоохранения, создание государственно-частных партнерств в этой области, что фактически является важнейшей государственной задачей [4]. Условия инвестирования в сфере здравоохранения изучали Н.А. Еськова и И.Н. Малашина [5]. Некоторые ученых исследовали инвестиционную активность регионов, в том числе сферы здравоохранения. Е.И. Пискун и И.В. Ревун изучали социально-экономическое развитие Севастополя с рассмотрением его социально-экономических показателей, а также сопоставлением с планируемыми показателями развития согласно Стратегии развития города [1]. В.В. Кудревич проводила анализ инвестиционной деятельности муниципальных образований г. Севастополя, сделав вывод по результатам анализа о недостаточном уровне инвестиций в экономику исследуемого округа, обратив внимание на высокий уровень его инвестиционной привлекательности [6]. Некоторые ученые изучают реформирование системы здравоохранения регионов и современные проблемы ее развития [7]. Активные исследования ведутся по изучению государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения [8].

Однако, необходимо отметить, что в работах отечественных авторов вопросы инвестиционной активности в сфере здравоохранения города Севастополя изучались недостаточно, самостоятельные исследования не проводились, что с учетом государственной программы города Севастополя обуславливает актуальность настоящей работы.

Исследование проводилось с использованием общенаучных методов обработки данных, в том числе диалектического метода, статистического метода, метода сравнения и группировки, метода построения графиков данных, а также классических методов анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Гармоничное развитие экономики, городского хозяйства и гуманитарной сферы города Севастополя, согласно руководящих документов развития города, возможно при условии улучшения делового климата, создания условий и формирования структуры привлечения инвестиций, обеспечения в первую очередь роста реального сектора экономики города [2].

Инвестиционная привлекательность рассматривается в качестве одного из форматов привлечения дополнительного финансирования в экономику города.

Основным нормативным документом Севастополя, регламентирующим вопросы инвестиционной деятельности города, является Программа города Севастополя «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе», предусматривающая систему здравоохранения в городе Севастополе в качестве одного из приоритетных инвестиционных направлений [3].

Нормативное определение инвестиционной деятельности содержится в статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», согласно которой под ней понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [9]. Под инвестициями в данном законе понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Именно повышение уровня и качества оказываемых населению услуг в сфере медицины, повышение состояния здоровья и благополучия населения города будем рассматривать в качестве полезного эффекта.

Для обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя общий объем финансовых ресурсов за период 2017–2025 годов, направляемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, по оценке экспертов, составит 299,4 млрд рублей. При этом будет происходить планомерное наращивание в основном капитале в общем объеме доли внебюджетных инвестиций, в том числе в сфере здравоохранения [2].

Нельзя не согласиться с Е.О. Черемных в том, что позитивное влияние инвестиций в медицину очевидно. Автор считает, что рост инвестиций в здравоохранение существенно влияет на развитие этой отрасли, а именно:

- повышает качество и доступность оказываемых населению медицинских услуг;

- способствует использованию передовых технологий и методических разработок в сфере медицины, в том числе для диагностирования и лечения новых заболеваний;

- формирует цифровую модель здравоохранения [4].

Необходимость инвестиционных вливаний в сферу здравоохранения вызвана рядом причин, среди которых можно назвать:

1. несоответствие объемов средств, выделяемых бюджетами разных уровней объему предстоящих расходов на реконструкцию имеющихся учреждений и строительство новых;

2. недостаточное оснащение медицинских учреждений оборудованием, соответствующим современным стандартам лечения и диагностики, а также передовым достижениям науки и техники;

3. низкий уровень квалификации медицинского персонала, вызванный экономией расходов на дополнительном профессиональном обучении, в том числе периодическом повышении квалификации.

Как справедливо отмечают некоторые исследователи инвестиционной привлекательности здравоохранения, государственно-частное партнерство может положительно сказаться на качестве оказываемых медицинских услуг и в свою очередь в сфере здравоохранения, что способствует:

- привлечению дополнительных средств для отрасли;

- наиболее эффективному использованию технологических, наукоемких и интеллектуальных ресурсов отрасли;

- привлечению дополнительных ресурсов для реконструкции действующих медицинских учреждений;

- формированию цифровой медицины и ее интеграции в единую цифровую платформу государства, что является одним из основных факторов экономического роста государства [4].

В ходе исследования проведен анализ объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения и социальных услуг города Севастополя и всего по России за период с 2017 года по 2021 год. Результаты статистической выборки, согласно данным Федеральной службы государственной статистики России и Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и городу Севастополю, представлены в таблице 1 [10, 11].

Таблица 1

Объемы инвестиций в основной капитал в области здравоохранения, млн руб.*

Показатель

Период исследования, год

2017

2018

2019

2020

2021

Сумма инвестиций в основной капитал всего по России

16027300

17595000

19329000

20118400

22945400

Сумма инвестиций в основной капитал в области здравоохранения по России

198800

246900

370434

580100

499800

Сумма инвестиций в основной капитал всего по Севастополю

26036,2

33222,6

33201,3

21237,2

31307,8

Сумма инвестиций в основной капитал в области здравоохранения Севастополя

958,8

829,5

619,5

1131,8

1413,3

*без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

missing image file

Рис. 1. Доля инвестиций в основной капитал в области здравоохранения в общем объеме инвестиций

Сравним долю инвестиций в основной капитал в области здравоохранения Севастополя в общем объеме инвестиций по городу Севастополю с аналогичными сведениями по России за период с 2017 года по 2021 год. Результаты анализа представлены на рис. 1.

Данные на рисунке 1 демонстрируют преобладание доли инвестиций в основном капитале в области здравоохранения Севастополя в структуре общего объема инвестиций в Севастополь по сравнении с долей инвестиций в основной капитал в области здравоохранения по России в структуре общего объема инвестиций в государстве за период 2017-2021 гг. Это свидетельствует о том, что в городе Севастополе большая инвестиционная активность в области здравоохранения по сравнению с аналогичным показателем в среднем по России за период 2017-2021 гг. То есть, в Севастополе вложений в сфере здравоохранения на единицу общего объема инвестиций города больше, чем в среднем по России. В последние два года этот показатель по Севастополю практически в два раза превышает общероссийский уровень.

Дополнительно, с целью проведения сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на душу населения, в таблице 2 предоставлены данные о населении Российской Федерации и города Севастополя за исследуемый период 2017-2021 гг. [10, 11].

Таблица 2

Население Российской Федерации и Севастополя за период 2017-2021 гг., тыс. чел.

Показатель

Период исследования, год

2017

2018

2019

2020

2021

Россия

146800

146900

146800

146700

146200

Севастополь

429

437

443

449

510

missing image file

Рис. 2. Объем инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на 1 тыс. человек

Результаты сравнительного анализа объемов инвестиций в основной капитал в области здравоохранения на 1 тысячу человек по России и городу Севастополю представлены на рисунке 2.

Анализ данных, представленных на рисунке 2 позволяет сделать вывод о том, что объемы инвестиционных вложений в сфере здравоохранения Севастополя на душу населения начиная с 2019 года значительно ниже аналогичного показателя по России, практически в 1,5 раза.

Несмотря на то, что доля инвестиций в области здравоохранения Севастополя в общем объеме инвестиций по Севастополю выше аналогичного показателя по России, фактически на душу населения объем инвестиций в сфере здравоохранения Севастополя значительно ниже аналогичного показателя по России.

С учетом того, что вся инвестиционная деятельность в сфере здравоохранения осуществляется исключительно в интересах населения, а размер инвестиционных вложений в сфере здравоохранения в Севастополе на душу населения ниже аналогичного показателя по России в среднем в 1,5 раза, это свидетельствует о необходимости принятия определенных мер реагирования, в том числе по активизации инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения региона.

В связи с этим, считаем, что пересмотр программы реализации инвестиционной привлекательности Севастополя, принятие дополнительных мер по привлечению инвестиционных вложений в сферу здравоохранения Севастополя положительно скажется на объемах инвестиционных вложений и в целом на развитии сферы здравоохранения Севастополя.

Учитывая, что согласно Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику города Севастополя должна возрасти с 32 процентов в 2016 году до 80 процентов к 2024 году, считаем, что в этих прогнозах заложены реальные перспективные тенденции в инвестиционном климате и инвестиционной активности как города Севастополя в общем, так и его сфере здравоохранения [2].

Заключение

Таким образом, в ходе исследования выявлены как положительные аспекты инвестиционной активности в сфере здравоохранения Севастополя, так и относительно низкие показатели уровня инвестиционных вложений в сфере здравоохранения города по сравнению с показателем объема инвестиционных вложений на душу населения по России.

При этом, следуя руководящим документам развития Севастополя, учитывая прогнозные показатели в сфере инвестиционной деятельности региона, пересмотр программы реализации инвестиционной привлекательности Севастополя, принятие дополнительных мер по привлечению инвестиционных вложений в сферу здравоохранения Севастополя положительно скажется на эффективности инвестиционных программ и в целом развитии сферы здравоохранения Севастополя.