Анализ рынка пассажирских перевозок показал, что в настоящий момент многие транспортные предприятия столкнулись с проблемой нехватки собственных средств и устареванием подвижного состава, кроме того, ярко прослеживается тенденция сокращения финансирования предприятий отрасли, все это препятствует их развитию в долгосрочной перспективе. Выходом из сложившейся ситуации может стать повышение инвестиционной привлекательности предприятий, что приведет к дополнительным «вливаниям» денежных средств в их развитие. Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется еще и тем, что пассажирский транспорт несет важное социально-экономическое значение, удовлетворяет потребности населения в перевозках, обеспечивая одну из гарантий государства – свободу передвижения [1].
Исследованиями теоретических проблем инвестиционных процессов в экономике в целом и инвестиционной привлекательности в частности уделялось большое внимание. Анализ трудов российских ученых в определении инвестиционной привлекательности, позволил выявить несколько подходов к трактовке данного понятия (табл. 1).
Опираясь на подходы к определению данной категории, а также специфику транспортной отрасли, сформулируем понятие инвестиционной привлекательности транспортного предприятия, как совокупность характеристик потенциала транспортного предприятия, которая обеспечивает его развитие и перспективы доходности.
Инвестиционная привлекательность позволяет понять потенциальному инвестору насколько предприятие перспективно в качестве объекта инвестирования, поэтому инвестиционную привлекательность можно рассматривать через призму инвестиционного потенциала предприятия.
Инвестиционный потенциал транспортного предприятия включает в себя финансовую, производственную, ресурсную, инфраструктурную, кадровую и инновационную составляющие, которые составляют целостную систему и подвержены влиянию внутренней и внешней среды предприятия.
Поддержка транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, должна быть обеспечена государством, однако этого не достаточно. Предприятиям также необходимо самостоятельно создавать условия для привлечения инвесторов за счет снижения расходов, кредиторской задолженности, повышения эффективности деятельности и т. д.
Таблица 1
Подходы к определению категории «инвестиционная привлекательность»
№ |
Определение |
Автор |
1 |
Инвестиционная привлекательность – целесообразность вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта |
Здоровенко С.А. [2] |
2 |
Инвестиционная привлекательность – совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции |
Синько Ю.В. [3] |
4 |
Инвестиционная привлекательность – наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска |
Савина Е.Ю. [5] |
5 |
Инвестиционная привлекательность предприятия – самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется не только устойчивостью финансового состояния предприятия, но и находится в зависимости от конкурентоспособности продукции или оказываемых услуг, клиентоориентированности предприятия, уровня лояльности персонала и степени инновационной деятельности хозяйствующего субъекта |
Юхтанова Ю.А., Братенкова А.В. [6] |
6 |
Инвестиционная привлекательность – совокупность взаимосвязанных между собой характеристик экономического потенциала, доходности операций с активами и инвестиционного риска хозяйствующего субъекта, обладающего определенной способностью к устойчивому развитию в условиях конкурентной среды и отвечающего допущению о непрерывности деятельности |
Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. [7] |
3 |
Инвестиционная привлекательность – оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности |
Тарелкин А.А. [4] |
7 |
Инвестиционная привлекательность – это интегральная характеристика отдельных предприятий, отраслей, регионов, страны в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков |
Гуськова Н.Д., Краковская И.Н., Слушкина Ю.Ю., Маколов В.И. [8] |
8 |
Инвестиционный потенциал – совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей системы, обусловливающих потенциальный платёжеспособный спрос на инвестиции. Инвестиционная привлекательность включает в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск и характеризуется взаимодействием этих категорий» |
Валинурова Л.С., Казакова О.Б. [9] |
Таблица 2
Анализ финансового состояния за 2019-2021 годы
№ |
Показатели |
01.01.2019 |
01.01.2020 |
Откл. |
01.01.2021 |
Откл. |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности; норматив 1,2-1,5 |
0,47 |
0,96 |
0,49 |
1,18 |
0,22 |
2 |
Коэффициент быстрой ликвидности, норматив 0,75- 0,8 |
0,29 |
0,69 |
0,40 |
0,90 |
0,21 |
3 |
Коэффициент абсолютной ликвидности; норматив 0,2-0,25 |
0,05 |
0,12 |
0,07 |
0,22 |
0,10 |
4 |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
-385 764 |
-252 851 |
132 913 |
-125 197 |
127 654 |
5 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-2,11 |
-0,45 |
1,65 |
-0,18 |
0,27 |
6 |
Коэффициент обеспеченности запасов |
-5,55 |
-1,64 |
3,90 |
-0,76 |
0,88 |
Рассмотрим более подробно финансовую составляющую инвестиционного потенциала, которая представляет собой совокупность денежных ресурсов и высоколиквидных финансовых активов.
В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект должен рассчитывать риски, связанные с предпринимательской деятельностью и находить резервы для увеличения финансового результата [10].
Для развития предприятия требуются дополнительные вложения финансовых средств. Существующая система обновления основных средств, сложившаяся в настоящий момент на многих транспортных предприятиях, не позволяет решать стратегические задачи технологической модернизации, чтобы обеспечивать должное качество предоставляемых услуг и конкурентоспособность предприятий.
Финансовое положение транспортного предприятия оценивается через степень платежеспособности предприятия, то есть способности выполнять обязательства перед поставщиками, кредиторами и другими контрагентами. Кроме того, рассматривается, насколько предприятие прибыльно и рентабельно, какова степень зависимости предприятия от заемных средств. Именно финансовое состояние определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал.
Результаты анализа финансового состояния транспортного предприятия представлены в таблице 2.
Анализ коэффициентов ликвидности показал, что в 2020 году значения их увеличились, тем не менее, они находятся в пределах нормативных значений. Рост связан с увеличением оборотных активов (на 24,8 %), в том числе дебиторской задолженности (на 20,6 %) и денежных средств (на 81,9 %). Данная динамика характеризует финансовое положение предприятия как устойчивое.
На протяжении анализируемого периода предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств. Однако, на конец 2020 года недостаток сократился на 127 654 тыс. руб., достигнув значения -125 197,0 тыс. руб. Сокращение недостатка связано c одной стороны с ростом капитала и резервов, в том числе за счет увеличения уставного капитала (за 2020 год его размер увеличился на 100 тыс. руб. за счет субсидии из бюджета муниципального образования). С другой стороны, увеличение показателя обусловлено тем, что темп роста оборотных активов (124,8 %) превышает темп роста краткосрочных обязательств (102,1 %).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности. Как видно из таблицы, в течение анализируемого периода коэффициент растет (на 0,27), тем не менее, сохраняется отрицательное значение ввиду нехватки собственных оборотных средств.
Коэффициент обеспеченности запасов определяет, в какой степени материальные запасы предприятия покрыты его собственными оборотными средствами. Общепринятое оптимальное значение 60-80 %. В течение анализируемого периода коэффициент имеет отрицательные значения в связи с дефицитом собственных оборотных средств.
Далее определим эффективность использования источников финансирования с помощью анализа коэффициентов (таблица 3).
Таблица 3
Оценка эффективности использования источников финансирования деятельности транспортного предприятия за 2019-2021 годы
Показатели |
На 31.12.2019 |
На 31.12.2020 |
На 31.12.2021 |
Изменение +/- |
Изменение +/- |
2020/2019 |
2021/2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Коэффициент поступления капитала |
-0,27 |
0,23 |
-0,3 |
0,50 |
-0,53 |
Коэффициент поступления собственного капитала |
-0,19 |
-0,11 |
-0,18 |
0,08 |
-0,08 |
Коэффициент поступления заемного капитала |
-0,61 |
0,22 |
-0,63 |
0,82 |
-0,85 |
Оборачиваемость собственного капитала |
3,55 |
4,12 |
4,40 |
0,56 |
0,28 |
Период оборачиваемости собственного капитала |
101,28 |
87,43 |
81,86 |
-13,84 |
-5,58 |
Оборачиваемость инвестиционного капитала |
2,80 |
3,38 |
3,47 |
0,57 |
0,09 |
Период оборота инвестиционного капитала |
128,41 |
106,56 |
103,73 |
-21,84 |
-2,83 |
Таблица 4
Анализ соотношения кредиторской и дебиторской задолженности
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
Изменение 2020/2019 |
Изменение 2021/2020 |
||
+/- |
% |
+/- |
% |
||||
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
330834 |
399108 |
223465 |
68274 |
120,6 |
-175643 |
55,9 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
408954 |
419367 |
430354 |
10413 |
102,5 |
10987 |
102,6 |
Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской |
0,81 |
0,95 |
0,52 |
0,14 |
Х |
-0,43 |
Х |
Данные таблицы 3 позволяют сделать следующие выводы.
Коэффициент поступления всего капитала говорит о снижении его поступления, так как он принимает отрицательные значения, капитал не поступает, а убывает. Аналогичная ситуация наблюдается и по собственному (снижение на 18 %), а также заемному капиталу (снижение на 63 %).
Можно сделать вывод о снижении инвестиционной активности предприятия.
Оборачиваемость собственного капитала составляла в 2019 году 4,12 оборотов, период одного оборота был 87 дней, в 2020 году собственный капитал за год обернулся 4,4 раза и период сократился до 82 дней, происходит небольшое ускорение оборачиваемости собственного капитала, что говорит о незначительном повышении эффективности его использования.
Оборачиваемость инвестиционного капитала чуть ниже оборачиваемости собственного капитала, так как организация использует долгосрочные источники финансирования.
Одним из внутренних источников финансирования является кредиторская задолженность. Из практики следует, что кредиторскую задолженность рассматривают чаще всего в сравнении с дебиторской, при этом наиболее приемлемым соотношением является 1.
Рассмотрим сложившуюся на предприятии ситуацию с соотношением кредиторской и дебиторской задолженностей (таблица 4).
Отметим, что в 2020 году соотношение дебиторской и кредиторской задолженности составляло 0,95, то есть близко к идеальному. В 2021 году соотношение снизилось до 0,52, что означает, что размер кредиторской задолженности превышает размер дебиторской задолженности практически вдвое, что не очень плохо для предприятия, так как фактически оно кредитует свою деятельность за счет отсрочки платежей кредиторов, однако, ситуация может принимать достаточно опасный оборот, если поставщики потребуют погасить задолженность, а для предприятия это будет затруднительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятию необходимо оптимизировать размер кредиторской задолженности примерно до 0,7-0,8 в сравнении с дебиторской, чтобы положение было более устойчивым и риски неплатежей менее высокими.
Оптимизации размера кредиторской задолженности можно добиться стимулированием своевременности расчетов по счетам путем ведения платежного календаря, позволяющего спланировать приток и отток денежных средств предприятия, чтобы обеспечить необходимый уровень денежных средств на счетах и осуществлять своевременную оплату счетов, особенно тех, просрочка по которым влечет за собой штрафы и санкции.
В качестве примера рассмотрим платежный календарь за апрель месяц 2022 года (таблица 5).
Таким образом, платежный календарь позволяет распределить расходы за месяц, увидеть, в какой период нагрузка выше и переместить платежи таким образом, чтобы предприятие не испытывало нехватку финансовых средств для обеспечения платежей в нужный срок.
Рассмотрим снижение кредиторской задолженности за счет внедрения платежного календаря. Предполагается, что стимулирование своевременной оплаты счетов позволит сократить кредиторскую задолженность на 25 % и снизить размер получаемых штрафных санкций.
Таблица 5
Платежный календарь транспортного предприятия за апрель 2022 года
Параметры |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Итого за месяц |
Доходы |
62500 |
62500 |
62500 |
62500 |
250000 |
Расходы, в т.ч. |
45000 |
47500 |
33500 |
55700 |
191700 |
перевод платежей с зарплаты |
0 |
7500 |
1500 |
0 |
9000 |
перевод налоговых платежей |
0 |
0 |
0 |
6700 |
6700 |
платежи поставщикам |
35000 |
30000 |
22000 |
10000 |
97000 |
выплата заработной платы |
10000 |
0 |
0 |
29000 |
39000 |
прочее |
10000 |
10000 |
10000 |
10000 |
40000 |
Итого за неделю |
162500 |
157500 |
129500 |
173900 |
х |
Таблица 6
Изменение кредиторской задолженности предприятия после внедрения платежного календаря
Вид кредиторской задолженности |
2021 |
Структура, % |
Прогнозный период |
Структура, % |
+/- |
% |
Кредиторская задолженность всего, тыс. руб., в т. ч. |
430354 |
100 |
325661 |
100 |
-104693 |
75,67 |
перед поставщиками и подрядчиками |
170649 |
39,65 |
116149 |
35,67 |
-54500 |
68,06 |
перед персоналом |
94934 |
22,06 |
94934 |
29,15 |
0 |
100,00 |
перед государственными внебюджетными фондами |
53461 |
12,42 |
42769 |
13,13 |
-10692 |
80,00 |
по налогам и сборам |
45926 |
10,67 |
12963 |
3,98 |
-32963 |
28,23 |
Прочие кредиторы |
65384 |
15,19 |
58846 |
18,07 |
-6538 |
90,00 |
Так, за счет контроля в первую очередь необходимо ликвидировать задолженность по налогам и сборам, так как данная задолженность влечет за собой штрафы. При этом существует текущая кредиторская задолженность, по которой нет необходимости принимать мер, речь в данном случае идет о текущей задолженности по заработной плате.
Однако кредиторская задолженность в части расчетов с поставщиками нуждается в повышении контроля, чтобы обеспечить соблюдение условий договоров и недопущения штрафов и санкций. Примем снижение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками равным 40 %. В таблице 6 представим изменение кредиторской задолженности после внедрения платежного календаря.
Таким образом, за счет внедрения платежного календаря кредиторская задолженность снизится на 104693 тыс. руб. или на 24,33 %, что позволит транспортной компании повысить инвестиционную привлекательность в части финансовой составляющей.