Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROSPECTS FOR THE USE OF DIGITAL CURRENCY IN RUSSIA IN VIEW OF FOREIGN EXPERIENCE

Peshkova G.Yu. 1 Samarina A.Yu. 1
1 Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
There are many reasons, both external and internal, that have led Russian economy to the state it has in 2022. The economic system has a number of structural problems in industry and services, including financial system. Cryptocurrencies based on blockchain technology are popular among the population but are not legal. Nevertheless, such digital assets can become a fine basis for Russia’s digital currency in spite of several differences between them. Digital ruble is able to overcome some of the negative consequences of anti-Russian sanctions and have a positive impact on Russian business potentially. The country has great prospects of digital currency usage, especially with the cooperation of several states and having learned the experience of other countries. China which is one of the most prospective allies of our country in many spheres such as politics and trade could be one of the Russia’s partners in cooperative work on digital currencies’ project.
sanctions
digital currency
cryptocurrency
financial system
cross-border payments

Введение

Экономика современной России сталкивается с проблемами различного масштаба последние четырнадцать лет, начиная с мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Следующими важными вехами этого периода стали 2014 год – начало действия западных санкций, 2020 год – пандемийный характер коронавирусного заражения планеты и февраль-март 2022 года – резкое ужесточение антироссийских санкций. Все эти факторы внешнего происхождения повлияли на состояние российской экономики наряду с воздействием типичных для нее черт, таких как сырьевая зависимость (снижающаяся, но все еще существующая), сопутствующая постепенному истощению запасов природных ресурсов. Иными словами, экономика РФ испытывает сложности на протяжении относительно длительного периода времени, и большинство проблем появилось еще до кризиса начала 2022 года.

Одна из уязвимых отраслей российской экономики – банковская система, тесно связанная с налоговой, денежно-кредитной системами, а также с промышленностью и социальной сферой. В некотором смысле платежи и расчеты являются основой экономики любого государства, а в масштабе мировой экономики они напрямую влияют на глобальный финансовый рынок. Банковская система России имеет ряд проблем, часть из которых особенно ярко проявилась под действием санкций 2022 года.

Прежде всего, обращает на себя внимание необходимость диверсификации банковской системы. Необходима демонополизация отрасли за счет усиления роли частных банков. В поддержке нуждаются банки второго и третьего эшелонов, значимость которых резко возросла с началом действия санкций против России: в такие банки переходят клиенты, не желающие нести санкционные риски вместе с крупнейшими банками (банками первого эшелона, получавших львиную долю прибыли банковского сектора). Фактически мелкие банки всегда были наиболее чувствительны к избыточному давлению регулятора. Если меры поддержки таких банков не будут предприняты, тенденция концентрации ресурсов внутри отрасли продолжится. Это, в свою очередь, – прямой путь к стагнации экономики, а происходящую деформацию лишь усилит негативное внешнее воздействие.

Кроме того, необходимо на государственном уровне предпринимать шаги, способствующие росту числа региональных банков и разумного упрощения требований к ним. Деятельность таких банков становится важным фактором развития предпринимательства, а бизнес – это, в конечном счете, не только производимая продукция (или оказываемые услуги), но и рабочие места, и уплачиваемые в бюджет налоги. Одним из инструментов государственной политики по совершенствованию банковской системы может быть стимулирующее регулирование деятельности региональных банков со стороны Центробанка (в частности, поощрение кредитования такими банками представителей малого и среднего бизнеса, градообразующих предприятий и т.д.).

Наконец, становится очевидным, что все важные решения, принимаемые Центробанком, должны быть публичны и понятны всем экономическим субъектам. При реализации любых мер экономической политики крайне важно учитывать, что экономика как система основывается на множестве игроков разного уровня, преследующих собственные цели. Соответственно, регулирующее воздействие призвано сбалансировать все эти интересы и обеспечить соблюдение правил игры всеми сторонами.

Рассмотрим более подробно такой аспект экономики России, как национальная валюта. Курс рубля всегда был довольно нестабилен, а в последние годы он оказался еще более волатилен из-за негативного влияния западных санкций, а также угрозы их расширения и распространения на государственный долг России. В совокупности с проблемами российской банковской системы, описанными выше, а также со сложной ситуацией в целом, в которой находится Россия в 2022 году, представляется целесообразным рассмотреть проект по созданию цифрового рубля, его сильные и слабые стороны, проанализировать опыт зарубежных стран в области разработки цифровой валюты, а также сформулировать потенциальное положительное влияние цифрового рубля на экономику России.

В рамках данной статьи авторы видят своей главной целью сформулировать перспективы развития цифрового рубля как одного из инструментов государственной экономической политики, а также как способа снизить негативный эффект от действующих антироссийских санкций.

Материалы и методы исследования

В статье приводятся данные аналитического доклада, материалы научных и публицистических статей, информация из Интернет-ресурсов многоотраслевой и непосредственно экономической тематики. При подготовке статьи были использованы такие методы исследования, как анализ информации, дедукция и прогнозирование.

Хронологическим началом цифрового рубля можно считать 2020 год, когда возможность такого проекта стала обсуждаться Центральным банком России. Был выпущен консультационный доклад, обсуждавшийся различными игроками финансового и платежного рынков. Основными причинами, объясняющими необходимость введения цифрового рубля, называют следующие:

• усовершенствование системы платежей путем упрощения механизмов и увеличения скорости обработки данных;

• повышение уровня безопасности производимых платежей;

• постепенное снижение доли наличных денег в обороте как возможности для распространения коррупции и применения различных схем ухода от налогов;

• стремление обеспечить равный доступ к цифровому рублю для всех экономических агентов, который позволит снизить стоимость различных услуг, например, денежных переводов, за счет обострения конкуренции финансовых организаций;

• важная роль цифрового рубля как стимула для создания последующих инноваций в сфере розничных платежей в частности и цифровой экономики в целом, то есть в конечном счете во многих сферах жизни;

• последовательное сокращение доли наличных денег в объеме денежной массы [1].

Согласно обозначенному в проекте, номинал цифрового рубля будет эквивалентен номиналу наличного или безналичного рубля, а система хранения и обслуживания российской цифровой валюты, так называемый виртуальный кошелек, будет функционировать независимо от наличия доступа к интернету. По замыслу Центробанка, конвертация наличных рублей в цифровые должна быть элементарной, как снятие денег с помощью банкомата, а вместо печатных станков как символа физического источника государственной валюты будут серверы.

1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации. Важно отметить, что в ходе работы над проектом данного закона были исключены пункты об административной и уголовной ответственности [2]. Оба эти факта (само принятие закона и отход от идеи делегализации операций с финансовыми активами) в совокупности с проектом цифрового рубля являются позитивным маркером осознания государством важности и перспектив развития криптовалюты как эффективного инструмента проведения экономической политики.

В 2022 году цифровой рубль был запущен в тестовом режиме. В апреле 2023 года Центробанк планирует ввести цифровой рубль в оборот не только на уровне банков, но и среди населения страны. Наконец, согласно дорожной карте проекта на 2024 год намечена реализация перспективы обмена цифрового рубля на иностранную валюту, а также открытие кошельков нерезидентами [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Отметим, что проект цифрового рубля – не уникальная идея по своей сути. В мировом масштабе отсутствует единое определение термина цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ), а также четкое описание ее правовых и экономических характеристик. Тем не менее, многие страны, как развитые, так и развивающиеся, уже разрабатывают проекты ЦВЦБ. Эти проекты различаются множеством деталей, и эти особенности обусловлены, во-первых, целями, поставленными центральным банком конкретной страны, а во-вторых, ее уровнем социально-экономического развития, национальными интересами, нюансами финансовой системы, существующей системой права, а также технологическим уровнем. В целом закономерности таковы, что развивающиеся страны зачастую считают своим приоритетом при разработке ЦВЦБ задачу обеспечения финансовой доступности, а развитые – повышение эффективности совершения трансграничных платежей [4].

Среди стран, проекты которых по созданию национальной цифровой валюты находятся на той или иной стадии, Багамские острова (ЦВЦБ уже существует), страны Карибского бассейна (Гренада, Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины), чьи центральные банки выпустили цифровые валюты в 2021 году. В разное время о намерении выпустить собственную цифровую валюту заявляли Канада, Нидерланды, Норвегия, Франция, Эквадор, Казахстан, Индонезия, Япония, Южная Корея и Китай, причем последний уже частично ввел в оборот цифровой юань [5].

Эта статистика – лишь один из многих аргументов в пользу того, что экономическое развитие России подразумевает работу над созданием и распространением национальной цифровой валюты. Положительным моментов в современной экономической политике РФ является то, что за несколько лет отношение Центрального банка к криптовалютам сменилось с однозначно негативного («любая криптовалюта вне закона») на умеренно позитивное («в условиях санкционного давления инструменты крипторынка могут стать хорошим решением проблемы международных платежей»). В Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ Центробанк России разграничил криптовалюты (фактически запрещенные для использования юридическими лицами) и цифровые финансовые активы (ЦФА), регулируемые Банком России и способные совершить прорыв в сфере финансовых операций за счет использования технологии блокчейн [6]. Уникальность такой официальной позиции относительно криптоинструментов делает цифровой рубль прогрессивным даже на уровне идеи и дает ему шанс стать не просто «третьей формой денег», а одним из драйверов экономического развития страны. Очевидно, что необходимо изучать технологическую базу существующих криптовалют и внедрять наработки в регулируемые инструменты [7].

Важно отметить при этом, что данный вектор развития финансовой системы не означает перехода от централизованных финансов к полностью децентрализованным. Эту мысль, в частности, высказал директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков на круглом столе ICC Russia «Криптовалюты для внешнеэкономической деятельности». Также он заявил, что набор существующих финансовых инструментов для ведения расчётов устарел [8] – тезис, получивший свое подтверждение вследствие влияния западных санкций. Бизнес-среда России продемонстрировала всплеск интереса к криптовалютам при совершении финансовых операций с иностранными контрагентами, и некоторые трансграничные расчеты уже проводятся таким образом. Основной причиной этого является увеличение сроков расчетов в иностранных валютах или даже полная невозможность таких транзакций из-за внешних ограничений и нестабильности курсов валют. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, криптовалюты применяются при совершении сделок с недружественными странами и, преимущественно, при поставках российских экспортных товаров и импорте комплектующих материалов для производства. Объем таких расчетов вырос в несколько раз, так как они не только расширяют круг контрагентов российских предпринимателей, но и в отношении партнеров из некоторых стран позволяют избежать санкционных ограничений [9].

Понятие цифровой валюты, однако, не тождественно понятию криптовалюты. Ключевое различие заключается в централизации и децентрализации, а из этого фактора проистекают все остальные. Итак, сетевые транзакции с участием цифровой валюты контролируются определенной группой людей (в случае ЦВЦБ – Центральным банком), которая принимает решения об отмене или заморозке операции по просьбе ее участника или запросу государства, а правила использования криптовалюты устанавливаются большинством членов криптосообщества. Владение цифровой валютой предполагает идентификацию ее владельца в системе, в то время как криптовалюта обеспечивает анонимность, однако любой пользователь может просмотреть список транзакций любого другого хозяина криптокошелька. Цифровые валюты и их применение регламентированы в большей степени, нежели криптовалюты, статус которых в большинстве стран пока не определен однозначно. Заметим, однако, что отличия в правовой базе использования двух инструментов вполне могут нивелироваться с течением времени [10].

Вернемся к цифровым валютам и, в частности, ЦВЦБ. Применительно к ведению бизнеса цифровой рубль может стать более удобным для осуществления трансграничных платежей, чем даже безналичный. Важными факторами продолжения работы в этом направлении являются следующие. Во-первых, на данный момент в России есть потребность в национальной цифровой валюте как со стороны бизнеса, что было доказано выше, так и со стороны населения, активно осваивающему криптовалюты, что свидетельствует о запросе общества на новые финансовые технологии. Во-вторых, у государства есть возможности, ресурсы для реализации проекта по созданию ЦВЦБ, как и у населения: страна входит в топ-3 по объёмам добываемой криптовалюты. В-третьих, разработка цифрового рубля актуальна ввиду санкций, которые вряд ли будут сняты в ближайшие несколько лет, а экономические процессы не могут быть приостановлены. В-четвертых, анализируемый проект способен помочь государству сделать российский крипторынок прозрачным вместо того, чтобы позволить ему стать частью теневой экономики. Проект Центробанка России по выпуску цифрового рубля признан перспективным. Так, в мировом рейтинге аналитической компании Coincub Россия по итогам II квартала 2022 года поднялась с 20 на 17–е место [11], а Atlantic Council (американский аналитический центр при Организации Североатлантического договора) включил ее в список потенциальных пионеров ЦВЦБ [12].

Успешность российского проекта цифрового рубля не может не опираться на позитивные примеры других стран. Рассмотрим Китай, одного из мировых лидеров по использованию цифровых активов, где развитие блокчейн-технологий приобрело национальный масштаб. Государственная блокчейн-платформа КНР Blockchain-based Service Network является единой инфраструктурой для всех блокчейн-разработчиков. Кроме того, цифровой юань считается наиболее прогрессивной цифровой валютой [6]. Китай теоретически способен стать локомотивом в союзе с Россией или еще несколькими государствами, совместно разрабатывая цифровую валюту для безопасных трансграничных расчетов. Такая цифровая валюта, будучи комплексным продуктом, может стать эффективным решением проблемы глобальной долларизации, а в более отдаленной перспективе – и базой для альтернативной финансовой системы, устойчивой к навязываемым США и Европой торговым войнам. В рамках этого прогноза реалистичным также выглядит последующее присоединение к данной финансовой системе стран БРИКС и ЕАЭС [7].

Обратимся к другим примерам. Коалиция, состоящая из Южной Африки, Сингапура, Малайзии и Австралии разрабатывает и уже тестирует проект трансграничных платежей Dunbar, нацеленный на повышение скорости совершения международных финансовых операций и исключение из цепочки переводов посредников в виде банков-корреспондентов. Франция, помимо разработки цифрового евро, принимает участие в тестировании цифровых валют для трансграничных переводов с Сингапуром и Тунисом. Наконец, наиболее ценным является случай Ирана, с которым Россию объединяет несомненное внешнее давление, как экономическое, так и политическое. В 2018 году против Ирана были введены достаточно жесткие санкции, что подтолкнуло страну к активному поиску новых финансовых инструментов и моделей. Ключевым событием на этом пути стало отключение иранских банков от системы SWIFT. Центральный банк обратил внимание на цифровые активы как альтернативную возможность совершения зарубежных операций. Прежде всего, был легализован майнинг криптовалют, однако это привело к энергетическому кризису, и от этого решения пришлось отказаться (криптовалюты не были запрещены, однако стали жестко регулироваться). Следующим шагом стала разработка ЦВЦБ – цифрового риала. В январе 2022 года Центральный банк и Министерство торговли Ирана анонсировали торговую систему для использования цифровых активов, а в августе прошел пилотный запуск цифровой валюты в одном из регионов страны. Скорее всего, именно цифровой реал послужил основой для организации трансграничных расчетов [13].

Заключение

Таким образом, концепция и проект цифрового рубля – национальной цифровой валюты России – являются перспективными как с точки зрения внутренней экономической политики, так и в масштабе международных экономических отношений. В частности, предусмотрена функциональная совместимость с валютными системами других стран. Такая интеграция платформ национальных цифровых валют имеет значительный потенциал совершенствования трансграничных расчетов.