Введение
Малое и среднее предпринимательство одна из важных структурных составляющих современной рыночной экономики, которое является основой существования среднего класса, формирующего костяк современного общества. В российской экономике на протяжении его современной рыночной истории малое и среднее предпринимательство не демонстрирует ощутимой положительной динамики, а в последние годы (безусловно, не очень благоприятные для экономики в целом) динамика МСП устойчиво отрицательна. В России на протяжении всей его рыночной истории формируются и реализуются на всех уровнях государственного управления программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства, но не смотря на это процесс развития последних явно пробуксовывает. Перевод акцентов поддержки МСП на региональный и муниципальный уровень с целью в большей степени обеспечить учет высокой степени дифференциации регионов и их потребности конкретного региона в выборе направлений поддержки малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования – провести сравнительный анализ региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе по видам программ, их целям и показателям, критериям, индикаторам, используемым для их результативности.
Материалы и методы исследования
В статье использованы труды российских авторов, работающих над проблемами оценки состояния и развития малого и среднего предпринимательства и применения программно-целевого метода в поддержке последнего, методы анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Программно-целевой метод со стороны государства к МСП предполагает выбор четко поставленных целей и конкретизирующих их задач с использованием предварительно разработанных научных концепций, прогнозов и сценариев органами государственной исполнительной (Министерство экономического развития России) и законодательной власти (Государственная Дума, выборные органы в регионах), а также определение конкретных мероприятий по их достижению [1].
Анализ практики применения программно-целевого метода в Российской Федерации за последние 10 лет показывает, что в настоящее время наблюдается тенденция переноса акцентов в решении вопросов поддержки СМСП на региональный и муниципальный уровень.
Действующие программы в регионах Сибирского Федерального округа приведены в таблице 1
Единых требований к целевым программам уровня субъекта РФ федеральным законодательством в настоящее время не установлено. Программы поддержки СМСП бывают федеральными и региональные.
Общая направленность программ – создание благоприятных условий для развития предпринимательства посредством предоставления субъектам предпринимательства финансовой и нефинансовой поддержки. Реализация региональных программ развития предпринимательства осуществляется за счет выделенных из федерального бюджета средств. На мероприятия региональных программ между регионами на конкурсной основе и на условиях софинансирования распределяются субсидии за счет средств федерального бюджета [2].
Таблица 1
Действующие программы поддержки в СФО
Наименование программ |
Регионы СФО |
Долгосрочные целевые программы |
Омская область, Новосибирская область, Забайкальский край, Алтайский край, Республика Хакассия |
Государственные и региональные программы |
Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Омская область, Новосибирская область, Томская область |
в т.ч. посвященные только развитию СМСП |
Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Красноярский край |
Одновременно действуют и госпрограмма, и долгосрочная целевая программа |
Алтайский край, Омская область, Новосибирская область, Забайкальский край, Республика Хакасия |
Элементы региональных программ поддержки МСП
Таблица 2
Программы региональной поддержки МСП в СФО
Регион |
Название программы |
Алтайский край |
Государственная программа Алтайского края «Поддержки развития малого и среднего предпринимательств в Ал тайском крае» на 2014 – 2020 годы |
Республика Алтай |
Государственная программа Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» (с изменениями на 25 мая 2020 года) |
Красноярский край |
Государственная программа Красноярского края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства» |
Забайкальский край |
Государственная программа Забайкальского края «Экономическое развитие» (с изменениями на 24 июля 2020 года) |
Республика Тыва |
Государственная программа Республики Тыва «Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 – 2024 годы». |
Республика Бурятия |
Государственной программы Республики Бурятия «Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли» (с изменениями на 20 августа 2020 года) |
Республика Хакасия |
Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» |
Новосибирская область |
Государственная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2017 – 2022гг. в Новосибирской области» |
Кемеровская область |
Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области – Кузбасса» на 2014 – 2024 годы. |
Иркутская область |
Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2019-2024 годы. |
Томская область |
Государственная программа «Развитие предпринимательства в Томской области» (с изменениями на 24 июля 2020 года) |
Омская область |
Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» (2020-2024 годы) |
Примечание: составлено авторами по [5].
По данным Министерства экономического развития, средний уровень софинансирования из федерального бюджета составляет 70 %. Фактический уровень софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов РФ, который ежегодно рассчитывается Министерством финансов [3]. Большая часть регионов получают софинансирование из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль средств регионального бюджета. Данные средства направляются на финансовую поддержку в форме субсидий субъектам предпринимательства и поддержку в форме создания и развития инфраструктуры поддержки предпринимательства. В среднем по программам около 60 % средств относятся к субсидиям предпринимателям, а 40 % – инфраструктуре поддержки [4].
Из федерального бюджета финансируются только приоритетные направления государственной поддержки предпринимательства, перечень которых утверждает Минэкономразвития на основании собираемых ежегодно предложений от регионов.
Начиная с 2010 года перечень приоритетных направлений пополнился мероприятиями по содействию развитию инновационного предпринимательства и производственных компаний.
Элементами региональных программ являются подпрограммы, проекты и мероприятия (рисунок).
Рассмотрим региональные программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на примере Сибирского федерального округа. Название программ по регионам СФО приведены в таблице 2.
Таблица 3
Систематизация целей региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе
Цели |
Формулировка целей региональных программ |
Регион СФО |
Создание благоприятных условий для развития МСП на территории региона |
Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития МСП |
Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Томская область |
Обеспечение условий интенсивного роста МСП |
||
Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса |
||
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона, ведения предпринимательской деятельности и повышения инновационной активности бизнеса |
||
Обеспечение развития СМСП |
||
Развитие МСП как основного фактора обеспечения занятости и повышения реального уровня благосостояния населения |
||
Содействие развитию экономического потенциала республики через создание благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
||
Высокий уровень развития предпринимательства |
||
Создание благоприятных условий для устойчивого развития СМСП |
||
Социально-экономическое развитие субъекта РФ |
Создание условий для устойчивого роста экономики |
Забайкальский край, Омская область, Республика Хакасия, Республика Алтай |
Развитие конкурентных рынков на территории |
||
Содействие развитию экономического потенциала |
||
Создание условий для экономического развития региона |
||
Обеспечение занятости субъекта РФ |
Использование потенциала СМСП для создания дополнительных рабочих мест |
Республика Тыва, Республика Бурятия |
Развитие СМСП как основного фактора обеспечения занятости |
||
Эффективное государственное управление |
Повышение эффективности государственной поддержки приоритетных направлений развития экономики |
Иркутская область, Кемеровская область |
Обеспечение роста эффективности государственного управления в сфере развития малого и среднего предпринимательства |
||
Конкурентоспособность СМСП |
Содействие инвестиционному развитию, повышению конкурентоспособности СМСП на внутреннем, межрегиональном и международном рынках |
Республика Тыва, Иркутская область, Республика Бурятия, |
Повышение темпов и обеспечение устойчивого развития МСП и роста их конкурентоспособности |
||
Создание условий для повышения конкурентоспособности МСП |
||
Удовлетворение местных потребностей населения |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли, общественного питания, бытовых услугах |
Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Тыва |
Развитие МСП как основного фактора повышения реального уровня благосостояния населения |
||
Создание условий, обеспечивающих развитие местного производства товаров и услуг |
Примечание: составлено авторами по [5].
Таблица 4
Показатели, критерии, индикаторы, используемые для оценки программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского Федерального округа и их результативности
Группы показателей |
Формулировка показателей |
Регион СФО |
Показатели, характеризующие количество СМСП в регионе |
Количество СМСП (варианты: только МСПр; МПр, включая МкПр; СМСП, включая ИП или ИП и КФХ) на 1 000 чел. (варианты: 10 000 чел., 100 000 чел.), ед. |
Республика Алтай, Забайкальский край, Кемеровская область, Иркутская область, Республика Тыва, Республика Хакасия |
Количество вновь зарегистрированных СМСП, тыс. ед. |
Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Хакасия |
|
Показатели, характеризующие вклад МСП в увеличение занятости населения |
Количество новых рабочих мест, созданных СМСП (варианты: всего; без ИП; включая вновь зарегистрированных ИП; в муниципальных районах области; созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест), ед. |
Республика Алтай, Республика Тыва, Забайкальский край, Новосибирская область, Республика Бурятия |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % |
Алтайский край, Забайкальский край, Омская область, Республика Алтай, Республика Бурятия |
|
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) МСП от совокупного количества экономически активного населения, % |
Новосибирская область |
|
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых у СМСП, чел., тыс. чел. |
Республика Алтай, Кемеровская область |
|
Доля занятых в МСП (варианты, в том числе ИП) в общей численности занятых в экономике региона, % |
Алтайский край, Томская область |
|
Количество сохраненных рабочих мест в секторе МСП за период реализации программы: |
Красноярский край |
|
прирост числа рабочих мест, тыс. ед. |
Забайкальский край |
|
рост количества занятых на МСПр, % |
Новосибирская область |
|
Показатели, характеризующие инвестиционную активность СМСП |
Прирост объема инвестиций в основной капитал, привлеченных МСПр (варианты: МПр (без МкПр)), % |
Алтайский край, Забайкальский край, Республика Тыва, Красноярский край, Республика Хакасия |
Объем инвестиций в основной капитал (варианты: за счет всех источников финансирования; дополнительный объем; объем внебюджетных инвестиций), млрд р., млн р. |
Алтайский край, Забайкальский край, Республика Тыва, Красноярский край |
|
Объем привлеченных средств на 1 р. средств областного бюджета, тыс. р. |
Кемеровская область |
|
Увеличение объема инвестиций к ВРП, % |
Республика Хакасия |
|
Показатели, характеризующие социально-экономические результаты деятельности СМСП |
Доля продукции, произведенной предприятиями МСП, в общем объеме ВРП, % |
Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская область, Республика Алтай, Томская область, Республика Хакасия |
Прирост доли продукции, произведенной предприятиями МСП, в общем объеме ВРП, % |
Омская область, Республика Алтай, Томская область |
|
Среднегодовые темпы роста объема ВРП, % |
Забайкальский край |
|
Индекс физического объема ВРП в сопоставимых ценах (2020 г. к уровню 2013 г.), раз |
Забайкальский край |
|
Объем отгруженных товаров собственного производства СМСП, млн р., млрд р. |
Республика Алтай, Республика Бурятия |
|
Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (оказанных услуг) собственными силами к базовому году, раз |
Новосибирская область |
|
Оборот субъектов МСП, млрд р., млн р. |
Алтайский край, Республика Хакасия |
|
Рост оборота МСПр (варианты: МПр, в том числе МкП и ИП в сопоставимых ценах; к базовому году; за отчетный период), раз, % |
Новосибирская область, Забайкальский край, Омская область |
|
Оборот продукции (работ, услуг), производимый МПр (варианты: в том числе МкПр и ИП), млн р. |
Иркутская область, Кемеровская область |
|
Оборот продукции (услуг), производимой МПр, в том числе МкП и ИП в расчете на 1 чел., тыс. р. |
Республика Бурятия |
|
Прирост оборота МСПр (с учетом МкПр), занимающихся обрабатывающим производством, млрд р. |
Красноярский край |
|
Уровень среднемесячной начисленной заработной платы одного работника на МСП за отчетный период, % |
Алтайский край |
|
Рост объема бытовых услуг на душу населения, тыс. р. |
Забайкальский край, Новосибирская область |
|
Увеличение оборота розничной торговли на душу населения, р., тыс. р. |
Республика Тыва, Забайкальский край |
|
Увеличение оборота оптовой торговли, млн р. |
Республика Тыва |
|
Показатели, характеризующие налоговые поступления от деятельности СМСП, в т.ч. по регионам |
Объем налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет от субъектов МСП за отчетный период |
Алтайский край, Республика Тыва, Республика Хакасия |
Рост объема поступления налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет (тыс. рублей) |
Республика Хакасия |
|
Объем налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет края |
Алтайский край |
|
Увеличение объема поступления налогов и сборов от предпринимательской деятельности |
Республика Тыва |
|
Показатели, характеризующие работу по государственной поддержке МСП одолжение таблицы |
Количество СМСП, получивших государственную поддержку |
Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская область, Красноярский край, |
Доля СМСП, получивших господдержку в общем количестве СМСП (варианты: через инфраструктуру поддержки СМСП; информационную поддержку; в результате полученных сведений из СМИ, в общем объеме обратившихся), % |
Республика Алтай, Красноярский край |
|
Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку |
Новосибирская область |
|
дальнейшее развитие системы государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства |
Забайкальский край |
|
Количество СМСП – организации, образующей инфраструктуру поддержки СМСП, на базе которой действует региональное представительство российского Европейского информационного корреспондентского центра (ЕИКЦ), ед. |
Кемеровская область |
|
Показатели, характеризующие инновационную деятельность СМСП, в том числе: |
Количество предприятий, входящих в состав территориальных инновационных кластеров. |
Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Тыва, Республика Хакасия |
количество организаций, входящих в состав территориальных инновационных кластеров; объем инвестиций в основной капитал, привлеченных малыми и средними предприятиями |
Алтайский край |
|
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
Забайкальский край |
|
Прирост объема инновационных товаров, работ, услуг СМСП, получивших поддержку |
Красноярский край |
|
Количество СМСП, реализующих инновационные проекты и проекты по модернизации производства, ед. |
Новосибирская область |
|
Увеличение числа поданных заявок на изобретения, полезные модели и технологии к предыдущему году |
Республика Тыва |
|
Повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации |
Республика Хакасия |
|
Показатели социальной направленности |
Уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг |
Забайкальский край |
Рост доли респондентов, считающих предпринимательство деятельностью, заслуживающей уважения, % |
Томская область |
Примечание: составлено авторами по [5].
В настоящее время регионы могут подать заявку на любые востребованные в регионе направления из утвержденного Минэкономразвитием списка.
У регионов есть возможность заявить и не включенные в список приоритетные для них направления, но в таком случае финансировать их реализацию будут из собственных бюджетов.
Региональные целевые программы вводятся нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Основные цели региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе представлены в таблице 3. К сожалению, в проанализированных программах сформулированные цели практически не учитывают ни специфики, ни текущего состояния экономики территории, носят общий характер, в результате ключевая составляющая программно-целевого метода целеполагание в данных программах практически не реализована.
Для объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий в целевых программах определяются целевые индикаторы и показатели, указанные в таблице 4.
Анализ информации, представленной в таблице 4, позволяет увидеть, что показатели и индикаторы достижения главной цели, характеризующие результативность программы в целом и отдельных ее составляющих в большей части регионов являются показателями абсолютными, что крайне не корректно при определении результата.
По задачам и мероприятиям программы не содержат показателей результативности (за исключением программы Томской области, содержащей индикаторы по задачам), по мероприятиям есть только значения объемов финансирования, детализированные по этапам (годам) реализации программы. Две программы содержат качественные индикаторы и показатели (Томская область, Забайкальский край).
Заключение
Проведенный нами анализ позволяет выделить ряд проблем в применении программно-целевого метода в организации на региональном уровне поддержки малого и среднего предпринимательства в Сибирском федеральном округе: слабый учет специфики сложившейся структуры экономики региона, как следствие расплывчатые цели программ; множественные и в большинстве программ абсолютные показатели и индикаторы достижения целей, с использованием которых невозможно оценить результативность (эффективность) программы; результативность мероприятий оценивается по выполнению плана финансирования. В результате в программах не закладывается возможность эффективного текущего управления.