Введение
В нынешней тяжелой экономической для России ситуации импортозамещение становится важнейшим аспектом, позволяющим формировать национальную экономическую безопасность. При этом еще в девяностые года прошлого столетия некоторые отрасли были полностью утеряны и их необходимо возрождать. Многие предприятия в сегодняшних условиях нацелены на разработку и реализацию инвестиционных проектов по выпуску импортозамещающей продукции.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с применением системного подхода, контент-анализа, логических приемов, методы анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Под инвестиционным проектом предлагается понимать проект, требующий вложения денежных средств для получения определенного результата за конкретный срок. Предложенное определение является лишь одним из множества предлагаемых учеными.
Важно отметить, что в мировом научном сообществе как нет принятой дефиниции «инвестиционный проект», так и существует многообразие классификации инвестиционных проектов.
Представим основные пункты, согласно которым группируют инвестиционные проекты:
1. По сфере реализации: социальные, экономические, культурные, экологические и иные многочисленные инвестиционные проекты;
2. В зависимости от состава и структуры: монопроекты, мультипроекты и мегапроекты;
3. По масштабу: малый, средний и крупный инвестиционный проект;
4. По длительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиционные проекты;
5. Согласно ожидаемому эффекту: приносят экономический, социальный или иной эффект;
6. Согласно степени влияния: независимые, альтернативные, дополняющие друг друга;
7. По уровню риска: низкорискованные, высокорискованные, проекты с умеренным риском;
8. По денежному потоку: ординарный и неординарный денежный поток [1].
Вне зависимости от инвестиционного проекта, у него существует ряд обязательных субъектов:
1. Инвесторы – лица любого вида, которые вкладывают денежные средства в инвестиционный проект.
2. Заказчик – лица любого вида, реализующие проект. Иногда им может быть и сам инвестор.
3. Подрядчик – лица любого вида, выполняющие различные работы, согласно плану проекта, в соответствии с договором подряда.
4. Инвестиционная инфраструктура – любые организации, реализующие обслуживание проекта (например, финансовые организации).
5. Потребители – лица любого вида, которые являются целевой аудиторией проекта.
Вне зависимости от классификации инвестиционного проекта, им необходимо управлять. Под управлением инвестиционным проектом предлагается понимать систему мер, которые направлены на эффективное достижение всех целей и задач проекта. Для получения высоко результативного управления проектом, необходимо реализовать ряд функций:
1. Анализ – процесс оценивания текущего состояния различных сфер, оказывающих действие на проект, например, внешнего и внутреннего воздействия;
2. Планирование – формирование методик, которые способны подействовать на все элементы проекта так, чтобы цели были достигнуты;
3. Организация – процесс реализации всех воздействий на практике;
4. Контроль – оценивание итогов всех мероприятий на определенную дату [2].
Важно также всегда соблюдать три ключевых принципа инвестиционных проектов:
1. Принцип жизненного цикла, согласно которому все мероприятия по проекту должны согласовываться с временем;
2. Принцип единой организационной структуры, гласящий, что у каждого проекта должен быть один менеджер, которому напрямую подчинены, либо все участники проекта, либо руководство отделов;
3. Принцип успешности – все проекты должны завершаться в срок, а также обеспечивать достижение всех поставленных целей и задач.
Так как инвестиционные проекты в сфере импортозамещения имеют свои особенности, необходимо предварительно изучить саму сферу импортозамещения. Под импортозамещением предлагается понимать экономическую политику, согласно которой промышленность и экономика в целом максимально пытаются уменьшить количество импортных товаров [3].
Исходя из этого, предлагается инвестиционный проект в сфере импортозамещения рассматривать как вид инвестиционного проекта, который направлен на создание нового производства в виде новой компании или внутри уже имеющейся фирмы, нацеленного на выпуск продукции, в большинстве своем ранее импортируемом в страну.
На данный момент такие проекты чрезвычайно важны для России, находящейся уже восемь лет под экономическими санкциями США и Европы. Антироссийские санкции зарубежными странами были введены в 2014 году, ситуация 2022 года лишь расширила их. Проводимая государством политика импортозамещения дала определенные ориентиры для бизнеса, и дало понимание, что экономическое развитие страны невозможно без создания собственных производств взамен уходящих зарубежных компаний и выпуск российских аналогов вместо ранее импортируемых видов продукции в страну, а сегодня запрещенных для реализации в России.
Согласно отраслевым планам импортозамещения до 2024 года в Российской Федерации должна существенно увеличиться доля отечественной продукции в общем объеме произведённого товара. Так, доля грузовых автомобилей должна увеличиться с 71 % (до внедрения плана по импортозамещения) до 85,3 %, доля двигателей внутреннего сгорания, соответственно, с 70 % до 90 % [4].
Ежегодно вкладываемые Правительством страны бюджетные денежные средства в реализацию планов импортозамещения увеличиваются. Так, в 2021 году на эти цели были направлены около 330 миллиардов рублей.
С момента запуска политики импортозамещения, было реализовано около 1500 инвестиционных проектов по импортозамещению. В качестве примеров приведем следующие проекты:
1. Сформировано производство обуви для врачей. Предприятие имеет полный цикл, то есть используются лишь отечественные компоненты для создания этого необходимого специального товара.
2. Конструкционные пластмассы, ранее закупавшиеся заграницей, полностью замещены российскими аналогами.
3. Функционирует предприятие по изготовлению сверхвысокочастотных переключателей, необходимых в космической отрасли.
4. Самолетный двигатель ПД-14 ранее требовал иностранные комплектующие, теперь Пермский машиностроительный завод способен заменить все иностранные компоненты.
Для продовольственной безопасности страны необходимым является создание достаточного количества российских производств в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Важно отметить, что планы по импортозамещению реализуются сложно. До сих пор существуют сферы, в которых за восемь лет реализации политики импортозамещения не достигнуты позитивные результаты. Особо остро данная проблема фиксируется в цифровой сфере. Так, здесь импорт продукции достигает около 90%. При этом отечественное программное обеспечение постепенно появляется, заменяя популярные иностранные аналоги, но в сфере создания компьютеров и иных частей этого прогресса нет [5].
На наш исследовательский взгляд, наиболее перспективными отраслями для инвестиционных проектов в сфере импортозамещения являются следующие:
1. Сфера тяжелого машиностроения;
2. Вся электронная промышленность. В первую очередь непосредственное создание компьютеров и их частей, во вторую очередь – развитие российского программного обеспечения.
3. Станкостроение и самолетостроение;
4. Создание медицинского оборудования и производство лекарств.
5. Легкая промышленность.
Перспективными они являются потому, что здесь доля импорта до сих пор колеблется от 60 % до 90%.
Отметим, что для предпринимателей-инвесторов импортозамещение должно быть особенно интересно. Причина заключается в наличии существенной государственной поддержки. Так, в 2022 году было предложено льготное кредитование для российских бизнесменов, некоторым дали налоговые каникулы, плановые проверки для малого и среднего бизнеса отменили, развивающаяся система быстрых платежей стала выгодна – комиссии были отменены, эквайринг получил лимит и так далее.
Все эти меры действительно помогли некоторым предпринимателям, кризис 2022 года был воспринят менее существенно, по сравнению с возможным исходом. Однако, всех реализованных мер недостаточно, государственная поддержка должна быть значительнее. Бизнесу, безусловно, интересно участие в программе импортозамещения – расходы снижаются, активность контрагентов растет и так далее. При этом и правительство страны заинтересовано в открытии импортозамещающих производств, что усиливает позиции страны на мировой арене и в качестве политического игрока, и сильного экономического субъекта. Современная политика в Европе наглядно демонстрирует, что зависимым государствам приходится идти на уступки, если же этого не происходит, наступает кризис в определенной сфере. По этой причине высокая технологическая независимость важна для страны. Отметим, что с экономической точки зрения это тоже выгодно государству, так как с развитием новых производств будут увеличиваться налоговые поступления, создаваться высокотехнологические рабочие места, активизируются заказы бизнеса научному сообществу на разработку передовых технологий.
Проблемы в создании собственных технологий, отсутствие необходимых кадров, потеря базы станкостроения и ряд других вопросов требуют тщательного расчета эффективности инвестиционных проектов в сфере импортозамещения. История последних восьми лет наглядно продемонстрировала, что часть проектов по импортозамещению реализуются с большим трудом, так как необходимы сначала инвестиции в фундаментальные исследования, образовательные процессы, технические составляющие и так далее.
На данный момент для оценки инвестиционных проектов в сфере импортозамещения обычно используют, либо статистические, либо динамические методы. Статистические (простые или традиционные) методы базируются на типовой методике выявления экономической результативности капитальных вложений, которая была создана еще в эпоху СССР. Несмотря на столь внушительный возраст, они и сейчас актуальны благодаря своей простоте и наглядности, особенно при предварительном анализе инвестиционного проекта [6].
Первым методом является определение срока окупаемости инвестиций. Это временной отрезок, за который вложенные денежные средства будут возмещены прибылью по проекту.
Следующий метод – выявление коэффициента эффективности инвестиций. При планово-административной экономике высчитанный коэффициент сравнивался с заранее определенным по каждой отрасли нормативом. В нынешних рыночных условиях поступают иначе – сравнение происходит с процентной ставкой, которую получит инвестор по долгосрочному кредиту.
Методы определения коэффициента эффективности инвестиций различна, наиболее распространены следующие:
1. Среднюю прибыль за год нужно разделить на усредненную величину инвестиций, рассчитанную в процентах;
2. Среднюю прибыль за год нужно разделить на усредненную величину инвестиций, которая будет учитывать остаточную или ликвидационную стоимость.
Так как статистические методы просты, они имеют несколько важных недостатков. Так, например, важнейшим является отсутствие учета фактора времени. Речь идет о том, что количество вложенных денежных средств берется в нынешних деньгах, а прибыль – в будущей стоимости. В результате, итоги таких расчетов существенно искажаются, что ведет к завышенным срокам окупаемости, а также заниженным коэффициентам эффективности.
Для ликвидации этого важного недостатка, были созданы динамические методы. Их ключевое отличие – сложность и многофакторность, по сравнению со статистической группой. В первую очередь сложность заключается в определении ставки дисконтирования, которая позволяет учесть фактор времени, являвшийся самым значительным недостатком первой изученной группы методов. Ставка дисконтирования позволяет пересчитать все будущие значения издержек и прибыли в текущую стоимость. Наиболее часто дисконт определяется с помощью инфляции, рисков и иных аспектов.
Первым методом в динамической группе является определение чистого дисконтированного дохода. Показатель отображает итоговую чистую прибыль от реализации инвестиционного проекта, поэтому его наиболее часто инвесторы требуют продемонстрировать. Если чистый дисконтированный показатель положителен, то инвестиционный проект будет рассматриваться, если нет, то в большинстве случаев он сразу отбрасывается. Если инвестиционные проекты альтернативны, то выбирается наиболее прибыльный из них.
Второй метод – выявление индекса рентабельности инвестиций. Он демонстрирует отношение суммы текущего денежного потока к чистой текущей стоимости денежного оттока с учетом первоначальных инвестиций. В случае получения индекса рентабельности инвестиций больше единицы, инвестиционный проект считается прибыльным, если значение меньше, то он нерентабелен, а потому его не нужно рассматривать.
Третий метод – определение внутренней нормы рентабельности, еще называют внутренней нормой прибыли. Показатель отображает ставку дисконтирования, которая создаст нулевой чистый дисконтированный доход. С помощью значения инвесторы получают максимальный уровень издержек изучаемого инвестиционного проекта. Это особенно важно, если проект нуждается в кредитовании, тогда внутренняя норма рентабельности продемонстрирует максимально возможную кредитную ставку.
Так как предыдущий показатель достаточно распространен, была создана модифицированная внутренняя норма рентабельности. Ее формирование было необходимо по причине наличия у предыдущего метода существенного недостатка – сложности при учете многократных оттоков денежных средств. Такое может произойти, например, при длительном строительстве.
Последним методом является вычисление дисконтированного срока окупаемости инвестиций. Это аналог срока окупаемости инвестиций, который был лишен важнейшего недостатка – в данном случае временной фактор учитывается. По этой причине между этими схожими значениями будет разница, иногда она настолько значительна, что, согласно одному критерию проект рентабелен, а согласно другому – нет.
Выводы
Рассмотренные методы не учитывают в полной мере риски предпринимателей, которые вынуждены выбирать между вариантом открытия собственного производства необходимых комплектующих, которые ранее поступали из-за рубежа, или заключения договоров с компаниями дружественных стран. Главным риском в сегодняшней ситуации является то, что договор по поставке комплектующих, материалов с действующей компанией дружественной страны экономически может быть сейчас более выгоден, чем открытие собственного производства, но политическая ситуация крайне нестабильна и нет уверенности в долгосрочности заключенных договоров.
Также в стране действует более 14 видов территорий с особыми экономико-правовыми режимами ведения предпринимательской деятельности. Резидентам территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, технопарков и т.п. предоставляются существенные налоговых льготы и административные преференции. И нередко в качестве резидентов открываются производства хлебобулочных изделий, по рыболовству, складские помещения и т.п. [7], которые в сегодняшней ситуации не являются стратегически важными по сравнению с инвестиционными проектами в сфере импортозамещения. Предлагается доработать законодательство, чтобы, прежде всего, бюджетные преференции выделялись на поддержку производств по выпуску импортозамещающей продукции.
В нынешней экономической ситуации необходимо дорабатывать планы по импортозамещения, как в части мотивации предпринимателей по открытию новых производств в сфере импортозамещения, так и части методологии оценки инвестиционных проектов.