Введение
Сотрудники МВД по РБ совместно c ОМВД России по Давлекановскому району задержали двух «закладчиков» на месте преступления. Они поймали 43-летнего уроженца Оренбургской области с поличным во время оборудования очередного тайника в Благовещенском районе. Однако на месте преступления он оказался не один. Правоохранители выяснили, что незаконной деятельностью злоумышленник занимался вместе с 39-летней бывшей женой. При личном досмотре задержанной полицейские обнаружили и изъяли у нее в сумочке 70 свертков с неизвестным веществом [6]. Так выглядит современная практика наркобизнеса. В любой организованной человеческими силами структуре в том или ином виде выстраиваются определенные отношения главенства и подчинения. Верхние ступени занимают, как правило наиболее влиятельные индивиды с точки зрения накопленного опыта, либо имеющие определенные связи или средства. Второе – среднее звено – состоит из относительно состоявшихся и опытных личностей, имеющих представление о том, с чем и кем они работают. Третий – низший уровень – занимают, как правило начинающие, либо молодые люди с небольшим опытом работы, чаще всего набранные по объявлению. Структура наркобизнеса устроена примерно по такой же относительно примитивной схеме, описанной выше.
Цель исследования – осмысление современного состояния правового регулирования и правоприменительной деятельности, а также в целом характеристика практики привлечения к ответственности представителей наркобизнеса. В рамках данной статьи рассмотрим структуру низших профессий наркобизнеса, выделим общие черты, а также дадим правовую оценку деятельности каждой из профессий в правовом и общественном поле.
Материалы и методы исследования
Настоящее исследование базируется на экспертных данных и результатах, полученных авторами в ходе практической деятельности в территориальных подразделениях МВД России.
Результаты исследования и их обсуждение
Для любой социальной страты или сферы деятельности характерны определенные признаки социально-демографического характера, позволяющие определить эту самую страту или сферу среди прочих [7, c. 18]. Основные черты криминологической характеристики работников низшей ступени наркоторговли следующие:
1) Возраст – от 16 до 30 лет – преимущественно молодое и экономически активное население;
2) Статус – в основном, безработные, либо перебивающиеся случайными заработками;
3) Употребление запрещенных веществ – чаще не склонны употреблять, т.к. осознают возможные санкции и ограничения со стороны нанимателя, которые последуют за воровство или неисполнение должным образом своих инструкций.
Начнем с самой известной на данный момент работы в сфере оборота наркотиков – наркокурьер (кладмен, закладчик). На данный момент большинство наркотрафика реализуется через закладки – дозы веществ, расфасованных по небольшим пакетам или прикрепленных к магнитам. Задачи курьера следующие – забрать посылку из определенного места, разделить содержимое посылки на несколько равных частей, разнести по определенным (или неопределенным) координатам в различных районах того или иного населенного пункта. Далее координаты места закладки фиксируются через фото или видео и отсылаются куратору. Само «принятие на работу» осуществляется через спам рассылку – чаще всего в мессенджерах «Вконтакте», «WhatsApp» (продукт компании Meta, признанной экстремисткой организацией в РФ) – которая переводит в приватный канал или чат мессенджера Telegram, отличающийся повышенной конфиденциальностью данных. Чаще всего «работодатель» в качестве подтверждения личности просит потенциального «работника» просит прислать скан-фото личного паспорта с лицом, либо прислать залог в виде некоторой суммы.
Срок нахождения под уголовным преследованием кладменов чаще всего варьируются от нескольких недель до года [1]. Существует практика предъявления обвинения по ст.ст. 228 и 228.1 УК РФ – от четырех до двадцати лет лишения свободы, в зависимости от количества найденных веществ, как при задержании, так и при обыске жилища. По экспертным оценкам, в среднем срок назначенного наказания составляет от четырех до девяти лет лишения свободы [3].
Второй по популярности и по значимости можно назвать деятельность дропа (дроппера). Дропом именуется лицо, через которое совершаются незаконное обналичивание средств, добытых криминальным путем, а также осуществляется создание от имени дропа подставных юридических лиц, через которые может вестись полу- или нелегальный бизнес. Подставные лица в таком случае также осложняют поиски реального преступника, поскольку деньги проходят через множество «инстанции», дабы в процессе расследовании дела запутать следователей. Координацией деятельности нескольких дропперов занимается дроповод. Основная проблема для такого лица в том, что при вскрытии преступной цепи, первым лицом, к которому возникнут вопросы у правоохранительных органов будет именно дроппер, поскольку он использует и передает третьим лицам свои личные и открытые данные, которые полиции не составит труда выяснить.
Ответственность для человека, согласившегося стать дропом может наступить по двум статьям нормам. Первая предусмотрена ст. 174. «Легализация (отмывание)…», где самым суровым является наказание за деяние, совершенное организованной группой в особо крупном размере – лишение свободы сроком до семи лет и штрафом до одного миллиона рублей. Вторая – 159.3. «Мошенничество с использованием электронных средств платежа» – если карта или электронный счет, с которого происходило отмывание денег, к тому же были ещё и украдены – лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей [5, с.121]. В реальности, имеют место и исходы где дропперы избегали ответственности – лишь давали показания в качестве свидетелей против своего куратора –дроповода.
Также, в иерархии наркосообщества существует собственный аналог коллекторской службы – так называемые спортики. Спортиками называют физически хорошо сложенных людей, работающих на наркомагазин и занимающиеся наказанием курьеров, которые пытаются украсть товар или деньги в процессе своей работы. О «методах» работы спортиков говорить не приходится – публикации с яркими заголовками в СМИ говорят сами за себя [4].
Нормы уголовного закона, по которым можно привлечь спортиков, практически аналогичны тем, по которым привлекаются коллекторы – это такие статьи как: 163. «Вымогательство», 167. «Умышленные уничтожение или повреждение имущества», 111. «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью».
В криминологическом плане представляет интерес слабо регулируемой в правовом поле деятельности среди низших ступеней наркобизнеса является работа граффитчика (трафаретчика) [2, c. 7]. Граффитчиком называют лицо, занимающееся нанесением (а, соответственно, и рекламой) контактных данных наркомагазинов в оффлайн-пространстве – т.е. на стенах домов, фасадов зданий, гаражей, асфальте и т.д. Как правило, надпись выглядит следующим образом: рисуется слово «Работа», за ним пишутся контакты либо адреса в мессенджере «Telegram», либо просто номер телефона контактного лица.
При самых худших обстоятельствах граффитчик может попасть под реагирование по ст. 243 УК РФ. «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)», где ему может грозить до трех лет лишения свободы. Практически такой исход маловероятен. Намного реальнее оказаться задержанным подобному лицу по ст. 214 УК РФ «Вандализм». В этом случае максимум, что может грозить нарушителю – до трех месяцев ареста либо исправительные работы сроком до одного года. Однако чаще всего ответственность наступает административная по ст.ст. 7.17. «Уничтожение или повреждение чужого имущества.» и 20.1. «Мелкое хулиганство» КоАП РФ. Проведенный нами экспертный опрос показал, что в следствие достаточно мягкого законодательства в области регулирования оффлайн-рекламы наркомагазинов, на эту работу чаще соглашаются несовершеннолетние.
Вывод
Подводя итог исследованию сделаем вывод о том, что соцально-демографический состав младшей ступени иерархии наркоторговли весьма разношерстен и эклектичен, но закономерности просматриваются четко. В настоящий момент правовое регулирование данной отрасли в целом достаточно полно отвечает современным реалиям. Однако отдельные виды деятельности, в частности реклама наркомагазинов нуждаются в уточнении и разработки более широких и строгих правовых норм, которые бы лучше отвечали потребностям государства в пресечении подобного рода деятельности среди молодежи.