Введение
В настоящее время Россия, также, как и ранее ряд стран, находящихся под экономическими санкциями международных экономических союзов, организаций и примкнувшим к ним отдельных стран, вынуждена переходить в международной торговле на механизм параллельного импорта, чтобы удовлетворять потребности внутреннего рынка в зарубежных товарах.
Явление параллельного импорта является относительно новым в мировой торговле и под ним понимается ввоз в страну оригинальных товаров без согласия правообладателя, когда поставки продавцов идут параллельно с поставками правообладателя и/или официальных дистрибьюторов [17]. Это принципиально отличается от контрафакта, под которым в общем смысле подразумевается ввоз поддельного, фальсифицированного товара [20].
В современных условиях российского рынка процесс параллельного импорта является ответной мерой на:
− ценовую дискриминацию одного и того же товара в разных географических регионах и странах;
− существующие противоречения и экономико-правовые изъятия в законодательстве стран и их объединений [8];
− введение экономических санкций и эмбарго, ограничивающих прямую торговлю [22].
По оценке экспертов [12; 13] размер международных параллельных рынков, ежегодно составляет более 10 миллиардов долларов США и имеет тенденцию к увеличению, примерно на 20 % ежегодно. В настоящее время параллельный импорт затрагивает широкий спектр отраслей экономики и еще более широкий спектр товаров.
Вместе с тем, с 80-х годов ХХ века научная общественность и практики ведут полемику о содержании и легитимности «параллельного импорта» [3; 4], учитывая особенности правопреемственность при покупке и дальнейшем распоряжении товаром. А также, можно ли применительно к этому процессу использовать термин «контрафакт» и «серый импорт»; можно ли управлять «параллельным импортом».
Многие исследователи сходятся во мнении, что параллельный импорт может оказывать влияние на стабильность внутреннего рынка; международный имидж правообладателей товара; возможные инвестиции бренда и торговой марки; на основы международного торгового права и права в области защиты интеллектуальной собственности. и другие.
Термин «параллельный импорт» стал широко применяться в российском лексиконе сравнительно недавно, но ввиду трансформационных изменений в экономике РФ из-за экономических санкций данное явление требует детального научного исследования.
Целью исследования является анализ обоснованности и перспектив легализации и использования схемы параллельного импорта в РФ в условиях экономических санкций.
Задачей исследования выступает рассмотрение возможностей трансформации существующей системы ввоза импорта России в условиях глобальных вызовов и экономических санкций.
Гипотеза исследования заключается в том, что Россия является импортозависимым государством по отдельным категориям товаров и частичная легализация параллельного импорта в РФ благодаря применению экономико-правовых изъятий из регионального и национального принципа исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) будет способствовать удовлетворению потребностей внутреннего рынка в зарубежных товарах, которые попали под ограничения ввоза в страну из-за экономических ограничений и санкций стран-торговых партнеров и поставщиков.
Материалы и методы исследования
Проведение данного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовой базы, теорий и методологии, зарубежного и отечественного опыта, а также обобщении и систематизации данных периодических изданий в области исследования проблем параллельного импорта.
Методической основой данного исследования являлись синтез и обобщение собранных данных, методы системного анализа и экспертные оценки. Анализ собранного информационного материала основывался на системном подходе, обеспечивающем логичность, последовательность, объективность, доказательность, представительность и обоснованность представленных результатов и выводов проведенного авторами научного исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Параллельный, или серый, импорт был широко распространенной международной практикой, вызывающей озабоченность международных производителей, дистрибьюторов и розничных компаний с середины 80-х годов прошлого века, когда серый импорт стал проявляться на разных рынках, от национальных до международных. Учитывая, что термин, «серый» может означать «почти черный рынок», чаще стали применять термин «параллельный импорт» [6].
В научных публикациях и выступлениях ведутся споры о том, является ли параллельный импорт правовым ответом на использование дискриминационных методов ценообразования или обрушением рынка, которое возникает в результате использование хозяйствующими субъектами возможности присваивать общий ресурс или коллективное благо, не платя за это [10; 7].
В настоящее время известны наиболее распространенные дефиниции «параллельного импорта» (таблица 1).
Современное международное право регламентирует часть процессов параллельного импорта. Особая роль отводится Всемирной торговой организации. Согласно Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), что члены ВТО свободны выбирать режим исчерпания права собственности. Способность владельца интеллектуальной собственности ограничить перемещение ОИС зависит от режима исчерпания, которому придерживается страна назначения [2].
TRIPs [2], предусмотрено три формы исчерпания прав интеллектуальной собственности, в том числе на такие интеллектуальные объекты, как торговая марка:
1. Национальный режим – исчерпание права происходит только в том случае, когда сам правообладатель или его официальный представитель (с его согласия) вводит ОИС в гражданский оборот на территории той страны, которая установила данный принцип.
2. Международный режим предполагает, что, когда объект интеллектуальной собственности (ОИС) введен в гражданский оборот правообладателем или с его согласия в любой стране, исключительное право правообладателя в стране, где действует указанный режим, считается исчерпанным, и правообладатель не вправе в этой стране контролировать дальнейшее распространение данного товара.
3. Региональный режим заключается в ситуации, когда исключительное право на ОИС считается исчерпанным с момента введения в гражданский оборот товара в одном из государств соответствующего региона, границы которого определяются международным соглашением (например, ЕАЭС).
Также исследователи данного экономического явления выделяют две разновидности параллельного импорта – активный и пассивный [5] (рисунок 1).
Таблица 1
Некоторые дефиниции термина «Параллельный импорт»
Duhan & Sheffet, 1988 [6] |
Параллельный импорт предполагает продажу товаров с товарными знаками через каналы распространения, которые не разрешены владельцами товарных знаков |
Maskus, 2001 [11] |
параллельный импорт означает торговую ситуацию, в которой используются подлинные продукты, произведенные в соответствии с патентом, авторским правом или защитой товарного знака, которые импортируются на другой рынок (рынок назначения) без соответствующего разрешения владельца интеллектуальной собственности на рынке назначения. |
Кайл, 2009 [9] |
Параллельная торговля относится к перепродаже товаров между странами без разрешения владельца прав интеллектуальной собственности, связанных с этими товарами |
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Разновидности параллельного импорта и их основное отличие Источник: составлено авторами по [5]
Рис. 2. Схема активного параллельного импорта Источник: составлено авторами по [5]
Рис. 3. Схема пассивного параллельного импорта Источник: составлено авторами по [5]
Отличия активного параллельного импорта от пассивного состоит в том, что при активном параллельном импорте импортер вступает в конкуренцию с правообладателем (официальным дистрибьютором) при ввозе товара (рисунок 1).
Как показано в схеме активного параллельного импорта на рисунке 2, товары, приобретенные фирмами для перепродажи в другой стране, обращаются параллельно с товарами официальных дистрибьюторов, таким образом вступают в конкурентные отношения.
При пассивном параллельном импорте конкуренции нет, так как товар покупается любым юридическим лицом в одной стране и импортируется в другую страну для последующей перепродажи (рисунок 3).
Таким образом, под параллельным импортом следует понимать процесс международного перемещения фирмой-посредником товара, законно маркированного товарным знаком страны-производителя на территорию другой страны – покупателя, без разрешения правообладателя этого товарного знака. То есть, параллельный импорт предполагает ввоз в страну товара импортного производства третьим лицом, без разрешения самого правообладателя или его уполномоченного импортера, лицензиата или дистрибьютера.
Результаты исследования и их обсуждение
В Российской Федерации с 2022 года разрешен параллельный импорт отдельных категорий товаров, которые перестали поставлять в страну из-за введенных в отношении России экономических санкций. Список запрещенных, но востребованных в данное время товаров, составляет Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг), а государственные органы надзора и контроля регулярно осуществляют мониторинг. В зависимости от результатов мониторинга ситуации с импортными поставками на внутренний рынок России государственные органы (по компетенциям) осуществляют необходимую корректировку. Например, с 2002 года в Российской Федерации параллельный импорт был запрещен, а ввоз и продажа на территории России товаров с зарегистрированным товарным знаком были возможны только с письменного разрешения правообладателя. Сейчас ситуация кардинально меняется. Легализация параллельного импорта означает, что импортерам больше не нужно согласие российского правообладателя на товарный знак, чтобы ввезти в Россию продукцию из утвержденного Мипромторгом перечня. На текущий момент импортер может купить у правообладателя за границей товары, защищенные товарным знаком, и ввезти их в Россию без согласования с российским обладателем товарного знака.
29 марта 2022 года принято постановление правительства РФ № 506 [18], которое выводит ряд товаров, прежде всего импортируемых, из-под действия статей 1359 и 1487 Гражданского кодекса РФ [23], то есть легализует параллельный импорт. Минпромторг по поручению правительства определяет конкретные категории товаров, ввозить которые смогут любые импортеры (независимо от решения правообладателя). Данный перечень товаров включает перечень кодов товарной номенклатуры ВЭД, которые разрешены к параллельному импорту. В ряде случаев к коду добавлены средства индивидуализации (конкретные товарные знаки). Применять данный перечень следует по трем вариантам:
1) если указан только код ТН ВЭД без конкретных брендов – разрешен параллельный импорт всех без исключения товаров, соответствующих этому коду;
2) если указан код ТН ВЭД и перечислены бренды – разрешен параллельный импорт только этих брендов;
3) если указан код ТН ВЭД с пометкой «за исключением» и списком брендов – разрешен параллельный импорт всех товаров в этой категории, кроме конкретных брендов.
Разрешено импортировать товары утвержденные в перечне Минпромторга [19].
При параллельном импорте схема ввоза следующая – импортеры закупают продукцию уже не у официального производителя (правообладателя), а дистрибьюторов-посредников из других стран, которые приобретают товар у самого бренда/правообладателя. Кроме того, схема параллельного импорта может осуществляться и через страну, в которой был произведен товар, и через другие страны. В случае РФ – это дружественные государства, которые не вводили против России санкции.
На сегодняшний день официальная статистика (имеется ввиду то, что не публиковалось в открытом доступе в официальных статистических сборниках на регулярной основе) не велась в Российской Федерации. Поэтому можно только косвенно оценить таможенную статистику Федеральной таможенной службы, Центробанка, ведомств в разрезе отдельных стран и товаров или получить комментарии/оценки/данные от министерств и экспертов. Обращаем внимание на то, что с февраля 2022 г. данные по статистике внешней торговли Российской Федерации стали закрытыми для публичного просмотра. Возможно это обусловлено, скрыть данные, необходимые для оценки транформации внешней торговли России (в т.ч. через параллельные каналы).
Косвенно также можно оценивать через «зеркальную» статистику внешней торговли стран-партнеров РФ (дружественных стран) – насколько увеличился их экспорт за период с введения разрешения на параллельный импорт. Но это тоже довольно приблизительные оценки. Вместе с тем, по данным Центробанка, в 2021 году импорт в Россию составлял 380 млрд. долларов, из которых почти 90% это импорт из стран дальнего зарубежья [14].
Согласно расчетам, основанным на данных Центрального банка, оценка параллельного импорта за полный 2021 год составляет 4,2% от общего объема импорта России [15], поэтому Правительство спрогнозировало объемы параллельного импорта на 2022 год в сумме от 16 до 20 млрд. долларов. Обоснованность данного прогноза, на базовом уровне, очевидна: величина фактической доли параллельного импорта в сумме общего импорта умножается на величину предполагаемого уровня инфляции. Типичный подход планирования от достигнутого. Также можно перемножить полученную величину на ожидаемый рост импорта в предстоящий период времени. Однако, данные расчеты могут иметь существенную погрешность, если не учесть, как параллельный импорт влияет на конкуренцию между импортерами, обеспечивающую более гибкое ценообразование. Это стало возможным в результате:
1) формирования законодательно-нормативной базы, разрешающей применение и развитие параллельного импорта, тем самым обеспечивающей в условиях экономических санкций ввоз товаров любым поставщикам, а не только через официальных представителей правообладателя;
2) расширения конкуренции, приводящей на начальном этапе более гибкое ценообразование.
Ранее по законодательству РФ ввиду действия территориального исчерпания прав на объекты интеллектуальной с параллельный импорт был запрещен, все «брендовые» импортные поставки возможны были только с разрешения правообладателя через его официального представителя в РФ. Сейчас данного разрешения на ряд брендов не требуется, т.е. ввозить может любой импортер.
Однако в случае с РФ прогнозировать снижение цен на «параллельные» товары вряд ли возможно, поскольку усложняется логистика доставки таких грузов, а соответственно, растет стоимость. Задача параллельного импорта в России – это скорее задача насыщения рынка, предотвращение дефицита данных категорий товаров.
Также параллельный импорт оказывает влияние на малый бизнес, прежде всего, в сфере импортных поставок. Ранее по законодательству РФ ввиду действия территориального исчерпания прав, параллельный импорт был запрещен, ввоз товаров, маркированных объектами интеллектуальной собственности был возможен с разрешения правообладателя (производителя) через его официального представителя в РФ, который поставлял товары на внутренний рынок страны. Сейчас данного разрешения на ряд брендов не требуется, т.е. ввозить может любой импортер, в том числе из представителей МСП.
В настоящее время поставки через третьи страны стали более доступными. Данная ситуация объясняется действием, на уровне РФ, – национального принципа исчерпания прав на товарные знаки, а на уровне ЕАЭС – регионального принципа. Параллельные схемы были возможные и ранее, но ввиду наличия экономико-правовых изъятий на уровне ЕАЭС [8].
На перспективу, Минпромторг намерен распространять параллельный импорт только на определенные товарные группы до возобновления стабильных поставок по официальным каналам. Список Минпромторга в связи с этим может меняться (в зависимости от того, как будет дело обстоять с правообладателями).
В идеале механизм параллельного импорта призван увеличить конкуренцию среди импортеров из-за увеличения каналов поставки, тем самым влияя на снижение цен из-за роста предложения. Однако, параллельный импорт дает национальной экономике и бизнесу не только возможности, но и несет определенные риски. Это объясняется ростом издержек компаний-импортеров из-за усложнения цепочек поставок и формирования новых каналов импорта, что характерно для всех стран применяющих параллельный импорт, в том числе, и в Российской Федерации. По разным экспертным оценкам, цены с учетом «наценки за риск» могут увеличатся на 15-30%.
На ряд товаров, по оценкам Total Research [16], де-факто после полноценного запуска поставок через параллельный импорт могут подешеветь чуть ли не все товары, которые последние несколько месяцев либо завозились в минимальном количестве, либо не завозились вообще. К примеру, запчасти для автомобилей, причем не только для легковых, но и коммерческих авто.
И наоборот, на некоторые виды товаров, например, цены на продукцию Apple, цены намного выше, чем в других странах. Это объясняется механизмом ценообразования, например на сотовый телефон модели iPhone SE (память 128 Гб). По данным Appstudio [21], в РФ цена 44990 руб., самая низка в США – 33003 руб. (449 USD), самая высокая в Бразилии – 58306 руб. (4199 BRL), в ЕС в Испании – 41635 руб. (539 EUR) – цены без налога. Стоимость объясняется ценовыми рынками (нишевые сегменты), валютной привязкой, налоговой нагрузкой (НДС, налог с продаж), накладные расходы и т.п.
Есть и негативные моменты параллельного импорта, например, отсутствие четкого распределения обязанности гарантийного обслуживания между продавцом, или дистрибьютором, или правообладателем.
При прямых поставках – обязательства перед покупателями по гарантийным случаям устанавливает производитель для конкретного странового рынка (допустим, для России). В случае, если компания «ушла» из России и напрямую продукцию не поставляет, а товар ввозится по каналу параллельного импорта, то на этот товар гарантия производителя и сервисное обслуживание не распространяются. Однако в это ситуации никто не запрещает возлагать эти функции на кого-нибудь другого, опираясь на нормы законодательства о защите прав потребителей. Другими словами, к примеру, в РФ по параллельному импорту ввозится бытовая техника и реализуется через систему розничной торговли (торговую сеть магазинов электроники). В свою очередь торговая сеть, которая дает гарантию на бытовую технику, должна будет заключить договор с сервисными центрами (которые ранее работали с производителями) о том, что они будут принимать «параллельную» технику на ремонт по гарантии.
Заключение
Таким образом, в современных экономических реалиях России параллельная торговля затрагивает темы в таких смежных областях, как торговое право и право интеллектуальной собственности, механизмы и каналы международной торговли, конкурентное право, гражданское и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и т.п. В этой связи сформировалось три основных шага для качественного перехода и осуществления параллельного импорта: 1) формирование законодательно-нормативной основы для осуществления параллельного импорта с учетом экономико-правовых изъятий; 2) выбор партнеров – посредников для осуществления параллельного импорта из «дружественных» стран и каналов поступления параллельного импорта; 3) оценка рисков и результатов параллельного импорта.
На сегодняшний день параллельный импорт дает российской экономике и бизнесу возможности, так и несет определенные риски. К положительным аспектами параллельно импорта можно отнести увеличение свободы конкуренции между импортерами и более гибкое ценообразование; сохранение ассортимента важных товаров для российских потребителей и бизнеса; возможность гибких логистических схем поставки товаров (например, через третьи страны), которые ранее было сложно осуществить; толчок для развития малого бизнеса в сфере импортных поставок и др.
Если говорить о возможных рисках параллельного импорта, то к ним модно отнести риск увеличения контрафактной продукции (а именно, подделок); трудности с сервисным сопровождением и обслуживанием отдельных категорий товаров; усиливающееся ценовое давление на добросовестных импортеров; необходимость в качественном совершенствовании логистики доставки грузов для обеспечения потребностей экономики в «параллельных» товарах и др.