Введение
Инфраструктура в системе здравоохранения государства связана с огромными затратами для общества. Медицина каждый день требует инвестиций: на разработку новых методов лечения, современных аппаратов, на строительство новых объектов. В большинстве странах система здравоохранения так или иначе регулируется и поддерживается государством, но бюджета очень часто не хватает на модернизацию системы. Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет государству отстраивать новые больницы и поликлиники в условиях дефицита бюджета, эффективно ими управлять и оказывать народу качественные медицинские услуги [7].
В связи со понижением денежных возможностей страны и наличия потенциала частного сектора по действенному внедрению новаторских медицинских и строительных технологий, решению общественно важных задач модернизации российской инфраструктуры здравоохранения с целью повышения качества и доступности медицинской помощи требует объединения возможностей и усилий государственного и частного секторов.
Выполнение проектов ГЧП, которые были направлены на усовершенствование инфраструктуры медицинского обеспечения Российской Федерации, в текущий момент сдерживается рядом препятствий, которые связаны с недостаточно развитой нормативно-законодательной базой, которая препятствует реализации некоторых эффективных моделей ГЧП в российских реалиях, а также с отсутствием единых стандартов документации и отсутствие всеохватывающей системы подготовки руководящих лиц, которые обладают профессиональными компетенциями в области управления проектами ГЧП в сфере здравоохранения, а также отсутствие отлаженного механизма проведения экспериментальных проектов в определённых регионах с их следующим тиражированием [2].
Целью настоящего исследования является анализ развития инфраструктуры здравоохранения на основе использования механизма государственно-частного партнерства.
Материалы и методы исследования
Проектом ГЧП называют проект, планируемый для реализации государством вместе с частным партнером на принципах ГЧП [6, 191].
Предполагается, что ГЧП позволяет хорошо раскрыть и преумножить потенциал каждого партнера и его способность делать то, что у него получается продуктивнее всего. Выбор нужной сферы для привлечения инвестиций через ГЧП зависит от уровня социально-экономического развития страны и реализуемой политики в стране.
Отрасль здравоохранения обычно всегда привлекает частных инвесторов из-за возможности внешней возмещения операционных издержек благодаря услугам обязательного медицинского страхования и, в ряде случаев, довольно маржинальных платных услуг.
Развитие ГЧП в здравоохранении может быть многообещающим прежде всего для инвестора и взаимовыгодным для страны в системе первичной медико-санитарной поддержки. Это связано с тем, что амбулаторная помощь в текущий момент пользуется наибольшим спросом у народа. Создание амбулаторно-поликлинического учреждения с участием бизнеса может позволить создать эффективную модель поликлиники.
В настоящее время, по данным площадки «РОСИНФРА», в Российской Федерации реализуются 155 проектов ГЧП в области охраны здоровья населения (включая санаторно-курортное лечение) на 154,9 млрд рублей, из них порядка 80% – инвестиции из частного сектора (117,9 млрд руб.). Большая часть проектов, которые реализуются в рамках концессий, представлено в отрасли высокотехнологичной и специализированной медицины (рис. 1) [1-3].
Рис. 1. Доля инвестиций в реализуемые проекты ГЧП в сфере здравоохранения
Результаты исследования и их обсуждение
ГЧП – это действенный инструмент для решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе содействующих увеличению качества обслуживания пациентов и доступности финансово затратных типов лечения, а также усовершенствование информационной системы и повышению квалификации медицинских работников. Правительство возлагает огромные надежды на ГЧП, считая его одним из механизмов развития экономики в стране.
Но развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации в сфере инфраструктуры здравоохранения препятствует ряд проблем.
Неразвитая правовая база. Данная проблема касается не только здравоохранение, но и все направления ГЧП в общем. Только с 1 января 2016 г. начал действовать закон о государственно-частном партнерстве, который был призван разрешить эту сферу и защитить права государственных и частных партнеров [5]. До выхода данного закона взаимодействие бизнеса и государства регулировалось правительствами регионов, что значительно тормозило процесс.
Пути решения:
1) Продлить работу по развитию и совершенствованию законной основы государственно-частного партнерства, в том числе, формирование правовой основы государственно-частного партнерства.
2) Предприниматели обязаны наиболее стремительно стимулировать предложения, которые имеют все шансы быть реализованы на условиях ГЧП в инфраструктуре здравоохранения как с позиции органов власти, так и с позиции частного сектора.
3) Инициирование подготовки профессионалов в сфере ГЧП здравоохранения, развитие позитивного социального взгляды по передаче функций владения и пользования государственным и муниципальным имуществом частному сектору, обеспечение доверия народа к данному типу финансовых взаимоотношений и обеспечение прозрачности хозяйственных операций.
4) Во время создания и адаптации концепций и программ общественно-финансового развития территорий, отдельных отраслей экономики принимать во внимание специфику инфраструктуры здравоохранения и реализации государственно-частного партнерства.
В области здравоохранения также чувствуется достаток грамотных и высококвалифицированных работников. С целью управления взаимоотношениями между инвестором и государственной организацией нужны хорошо подобранные специалисты – менеджеры, а в медицинских учреждениях управляющими зачастую являются медики без экономического образования, для которых управление бизнес-процессами становится серьезной задачей [7].
Пути решения:
1) Формирование институциональной среды в сфере ГЧП.
2) Повышения квалификации профессионалов управления взаимоотношениями между инвестором и государственной организацией в сфере здравоохранения.
Еще одной проблемой является недостаток контролирования за выполнением проектов ГЧП в сфере инфраструктуры здравоохранения. Как государственный, так и общественный надзор за выполнением определённых целей проектов ГЧП в инфраструктуре здравоохранения в настоящее время прочти не имеется (условия строительства и реконструкции объектов, инвестиционные и эксплуатационные затраты и др.). В случае если допустить, что ГЧП – это взаимоотношения равноправных субъектов, в таком случае концепция управления должна быть показана не только органами власти, но и представителями предпринимательского сектора.
Правительственный подход к решению определённых задач ГЧП, с одной стороны, и компетентность, и ответственность заинтересованных социальных коммерческих организаций, с другой, дадут возможность не только осуществлять контроль над выполнение условий ГЧП, но и обрабатывать получаемую информацию при реализации проектов ГЧП. Данное, в свою очередь, будет содействовать сбору, а также использованию опыта в дальнейших проектах ГЧП, а следовательно, повысится результативность и продуктивность принижения такого рода формы партнерства, как ГЧП.
Пути решения.
В рамках базового Федерального закона «О государственно-частном партнерстве» [5] предусмотреть положения о формировании координационных советов в целях осуществления контроля за выполнением требований ГЧП в сфере инфраструктуры здравоохранения. Следует гарантировать содействие представителей значимых министерств и ведомств, а также бизнес-сообщества в работе этих структур. Реализация этого предложения, во-первых, предотвратит коррупцию, а во-вторых, даст возможность справедливо дать оценку ходу проекта.
Еще одна проблема – недостаток мотивации инвесторов. Частные сектора боятся больших рисков и в случае крупных проектов, ровно как в нашем случае в сфере инфраструктуры здравоохранения, имеют все шансы появиться трудности. Инвесторам необходимы гарантии.
Рис. 2. Ожидания партнеров при реализации механизмов ГЧП
Правительство, со своей стороны, тоже рискует, привлекая публичные организации. В отсутствии строго контроля возникает опасность, что и инвестор, и ожидаемые инвестиции будут утеряны совсем.
И государство, и частный сектор заинтересованы в развитии партнерства. В то же время использование механизма в настоящее время носит избирательный характер и на практике стороны сталкиваются с многочисленными проблемами (рис. 2).
Правительство сталкиваются с проблемой, что проекты реализуются только лишь в регионах с экономической стабильностью и с гарантированным государством спросом, а другие многочисленные регионы нашей большой страны не учитываются. Данная селективность в конечном результате приводит к территориальной дифференциации доступности медицинской помощи. Проекты выполняются в узких сферах медицины, которые могут дать шанс принести максимальную прибыль (ВМП) а также вместе с тем оставить нетронутыми прочие области медицины. Такая направленность притормаживает рост ГЧП в других регионах, что очень отрицательно отражается на развитии инфраструктуры здравоохранения в стране.
Заключение
В рамках исследовательской работы были рассмотрены теоретические аспекты использования ГЧП в инфраструктуре здравоохранении.
В России развитие медицины будет объединено с привлечением частного капитала, так как государственное финансирование не дает возможность развивать систему здравоохранения и поддерживать ее эффективное функционирование. Частные капиталовложения в инфраструктуру медицины, безусловно, имеют все шансы нацеливаться и без поддержки правительства, но партнер в лице правительства позволяет частному сектору уменьшить затраты, т.к. доля вложений осуществляется со стороны правительства. Кроме этого, правительство помогает в решение вопросов с местными и региональными властями, берет на себя определенную долю рисков, поэтому инвестиции в медицину в формате ГЧП – заманчивая для бизнеса форма.
В наше время использование ГЧП носит нерегулярный характер и системно не решает трудности возникающие в сфере инфраструктуры здравоохранения. Одной из ключевых причин этого системного недостатка является отсутствие последовательной государственной политики в данной области. Правительство допускает потребность в использовании ГЧП, но при этом в Российской Федерации не разрабатывается проекты применения ГЧП в здравоохранении, отсутствуют какие-либо стратегические или тактические меры со стороны правительства, которые позиционировали бы ГЧП как системное решение проблем здравоохранения. Это приводит к осуществлению проектов в определенных регионах и в определенных сферах медицины.