Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

COMPARATIVE ASSESSMENT OF CHANGES IN LIVING STANDARDS IN THE COUNTRY AND CFD DURING THE PANDEMIC

Sergeeva N.M. 1 Skripkina E.V. 2 Pasechko V.V. 3 Perkova E.Yu. 1
1 Kursk state medical university
2 Kursk state agricultural academy
3 Kursk Institute of Cooperation (branch) of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
The socio-economic situation of the latter is characterized by negative trends, which are most clearly reflected in the level and quality of life of the country’s population. At the same time, it is also worth noting the territorial differentiation of the standard of living by districts and regions of the country, which only intensified during the economic crisis. And if regions with a higher level of socio-economic development managed to adapt to changing conditions and maintain an optimal balance between the level of wages and the cost of living, then in more depressed regions, the situation of the past years has worsened and the crisis phenomena have intensified. In the course of the work, a comparative assessment of the standard of living in the whole country and in the Central Federal District was carried out based on an analysis of the main socio-economic indicators in the period 2019-2021, the trends formed under the influence of the pandemic and their causes were identified. It has been established that in the last 3 years the domestic economy has been characterized by a continuing state of crisis, which has a negative impact on the socio-economic situation of the population. Speaking about the change in real incomes of the population, it is worth noting that the pre-pandemic year is characterized by growth dynamics at the level of 2-3%, and in 2020 there was a decrease within 1.5% amid rising inflation. In 2021, the dynamics to increase real incomes resumed at the level of 3.4% and 5.6% for the Russian Federation and the Central Federal District, respectively. In the consumer market over the past 3 years, prices have been growing more dynamically than the real incomes of the population, which suggests a decrease in the purchasing power of wages. So, in the Russian Federation, real incomes in 2021 increased by 3.4%, while consumer prices – by 8.4%. At the same time, the cost of the minimum conditional set of consumer goods and services in the country increased by almost 30% over 3 years.
central federal district
socio-economic situation
standard of living
real incomes
consumer price index

Введение

Неблагоприятные политические и эпидемиологические явления последних лет, связанные с антироссийской политикой и началом пандемии, привели к очередному экономическому кризису, оказавшему существенное влияние на российскую экономику. Ввод большого перечня антироссийских санкций ограничил существовавшие долгие годы внешние торгово-экономические связи, что привело не только к сокращению бюджетных доходов страны за счет ограничения экспорта, но и стали причиной продовольственного кризиса из-за снижения объемов импорта [1, 2]. В сложившихся условиях важным направлением стало наращивание внутреннего производственного потенциала с целью повышения уровня самообеспечения страны, однако сложившийся дефицит привел к росту цен на продовольственном рынке и тем самым – к ускорению темпов инфляции [3].

Очередным испытанием на прочность для российской экономики стало начало пандемии COVID-19, которая привела к приостановке производственно-экономических процессов на фоне вынужденной самоизоляции и росту безработицы. Кроме того, к числу основных негативных тенденций данного периода стоит отнести рост импульсивного поведения среди населения и массовую скупку продуктов первой необходимости и медикаментов, что лишь подстегнуло ускорение инфляции и рост цен в продовольственном секторе [4, 5]. Одновременно с этим ухудшение внутриэкономической ситуации способствовало сокращению покупательной способности национальной валюты и, тем самым, снижению реальных доходов населения, что в совокупности с динамичным ростом цен привело к снижению уровня жизни и росту бедности [6].

В конечном итоге социально-экономическая ситуация последних лет характеризуется негативными тенденциями, которые наиболее очевидно отражаются на уровне и качестве жизни населения страны. При этом стоит отметить также и территориальную дифференциацию уровня жизни по округам и регионам страны, которая в рамках экономического кризиса лишь только усилилась [7]. И если регионам с более высоким уровнем социально-экономического развития удалось адаптироваться к изменяющимся условиям и сохранить оптимальный баланс между уровнем оплаты труда и стоимостью жизни, то в более депрессивных регионах отмечается усугубление ситуации прошлых лет и усиление кризисных явлений [8].

При этом обеспечение равномерного социально-экономического развития территорий страны и повышение уровня жизни населения, при сокращении бедности и безработицы, сегодня остаются наиболее приоритетными стратегическими задачами. Однако решить данные задачи в предыдущие годы так и не удалось, а сегодня, в условиях ухудшения экономической ситуации их достижение стало еще более затруднительно [9].

Цель исследования – провести сравнительную оценку уровня жизни в целом по стране и в ЦФО на основе анализа основных социально-экономических показателей в период 2019-2021 гг., выявить сформировавшиеся под влиянием пандемии тенденции и их причины.

Материал и методы исследования

В ходе работы были использованы статистические данные сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2021 год об уровне жизни и уровне цен за период 2019-2021 гг. [10]. В рамках исследования проводится сопоставление общероссийских тенденций и ситуации в ЦФО в период до и после начала COVID-19. При этом в качестве базисного периода для исследования выбран 2019-й год, отражающий ситуацию накануне начала очередного экономического кризиса, вызванного пандемией. В работе были использованы обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Средняя заработная плата как по России, так и в ЦФО, в текущих ценах сохраняет устойчивую динамику к росту, однако среднее по стране значение на порядок ниже, чем в ЦФО. Если в 2019 году в России средний уровень оплаты труда составлял практически 48 тыс. руб., то в ЦФО – более 60 тыс. руб. В период пандемии тенденция к росту усилилась, в результате чего к 2021 году средняя заработная плата в РФ выросла до 56,5 тыс. руб., а в ЦФО – до 72,5 тыс. руб., что на 18% и 19% соответственно выше уровня базисного периода. При этом разрыв в уровне оплаты труда в целом по стране и в ЦФО отдельно в 2019 году был равен почти 27%, а в 2021 году превысил 28% (рисунок 1).

Кризисные явления в экономике, вызванные пандемией, привели к снижению курса национальной валюты и усилению инфляции, в первую очередь продовольственной. Поэтому важное значение имеет оценка изменения реальных доходов населения. Так, в 2019 году как в целом по стране, так и в ЦФО в частности, отмечалась общая тенденция к повышению реальных доходов, однако в ЦФО темпы более высокие (102,7%), чем в среднем в стране (101,7%). В свою очередь в 2020 году, сопряженном с началом пандемии, как в целом по стране, так и в ЦФО, произошло снижение реальных доходов населения на 1,4% и 1,3% соответственно. После периода спада, к 2021 году динамика к росту возобновилась, в результате чего реальные доходы населения в среднем по стране выросли на 3,4% по сравнению с уровнем 2020 года, а в ЦФО – на 5,6% соответственно. В целом, можно говорить о том, что ЦФО характеризуется более высоким уровнем оплаты труда и темпами роста реальных доходов населения, чем в среднем по стране, что связано с его высоким уровнем социально-экономического развития (рисунок 2).

Одновременно с ростом уровня оплаты труда, также отмечается и рост цен в экономике. Если в период до начала пандемии как в целом по РФ, так и в ЦФО, цены выросли на 2,6% относительно уровня года предыдущего, то уже в 2020 году отмечается рост темпов увеличения цен. При этом в целом по стране показатель вырос более существенно, чем в ЦФО – на 6,7% в сравнении с 6,2%. В 2021 году тенденция к усилению роста потребительских цен сохранилась и прирост в целом по стране составил 8,4%, а в ЦФО – 8,3%. В результате, можно сделать вывод о том, что вызванные пандемией кризисные явления в экономике стали одним из катализаторов более динамичного роста цен на потребительском рынке (рисунок 3).

missing image file

Рис. 1. Сравнительная оценка средней заработной платы в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., тыс. руб.

missing image file

Рис. 2. Сравнительная оценка реальных денежных доходов населения в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., в % к предыдущему году

missing image file

Рис. 3. Сравнительная оценка индексов потребительских цен в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., в % к предыдущему году

missing image file

Рис. 4. Сравнительная оценка стоимости условного минимального набора потребительских товаров и услуг в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., тыс. руб. в декабре года

Вместе с тем, стоимость условного минимального набора потребительских товаров и услуг также растет динамично в исследуемом периоде. При этом в ЦФО показатель несколько выше, чем в среднем по стране, что обусловлено более высокой стоимостью жизни в регионах ЦФО. В результате, в среднем по стране условный минимальный набор за 3 года вырос на 27% с 4,1 до 5,2 тыс. руб., а в ЦФО – на 29% с 4,2 до 5,4 тыс. руб. (рисунок 4).

Сравнение стоимости фиксированного набора позволило выявить аналогичные тенденции. В ЦФО стоимость фиксированного набора на порядок выше, чем в среднем по стране и выросла на 17% – с 18,5 до 21,6 тыс. руб., в то время как в РФ на 16% – с 16,1 до 18,7 тыс. руб. Стоит отметить, что рост стоимости фиксированного набора является устойчивым и планомерным, что связано с общим ростом цен в экономике на фоне инфляции (рисунок 5).

missing image file

Рис. 5. Сравнительная оценка стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., тыс. руб. в декабре года

missing image file

Рис. 6. Сравнительная оценка индексов цен на первичном и вторичном рынке жилья в РФ и ЦФО в 2019-2021 гг., в % к предыдущему году

Оценка изменения цен на рынке жилья также показала общую тенденцию к ускорению темпов роста в последние 2 года. Так, на первичном рынке жилья в целом по РФ индексы роста цен несколько выше, чем в ЦФО. При этом в 2019 году рост цен составил 8-8,5%, а уже в 2020-м ковидном вырос до 12%. Серьезный скачок в росте цен на первичное жилье произошел в 2021 году, когда в РФ индекс цен вырос до 126%, а в ЦФО – до 122,4%. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена снижением ключевой ставки ЦБ РФ в 2021 году до 4,5%, что способствовало оживлению рынка ипотечного кредитования на фоне снижения стоимости кредитных денег. Как следствие, повышенный спрос на первичное жилье, так как льготные ипотечные ставки распространяются именно на первичный сектор, привели к резкому росту цен. При этом вторичный рынок характеризуется менее динамичным ростом цен, что обусловлено отсутствием стимулирования и господдержки спроса на данный вид жилья. В 2019 году индекс роста цен в целом по стране был выше, чем в ЦФО, и составлял 3,8% в сравнении с 2,1% в ЦФО. В 2020 году произошло изменение ситуации: в ЦФО отмечается более динамичный рост цен на вторичном рынке жилья (15,4%), чем в целом по РФ – 9,5% (рисунок 6).

В 2021 году тенденции прошлого года усилились, в результате чего в ЦФО стоимость вторичного жилья на соответствующем рынке выросла на 19,6%, в то время как в целом по РФ – на 17,2%. В результате, можно говорить о том, что на первичном рынке жилья цены более динамично растут в целом по РФ, в то время как на вторичном рынке жилья – в ЦФО.

Заключение

В последние 3 года отечественная экономика характеризуется сохраняющимся кризисным состоянием, которое оказывает негативное влияние и на социально-экономическое положение населения. Несмотря на тот факт, что номинальный размер средней заработной платы сохраняет динамику к росту, в результате чего среднее по стране значение за 3 года выросло более чем на 18% и составило в 2021 году 56,5 тыс. руб., а в ЦФО на порядок выше – 72,5 тыс. руб. Говоря об изменении реальных доходов населения, стоит отметить что допандемический год характеризуется динамикой к росту на уровне 2-3%, а в 2020 году произошло снижение в пределах 1,5% на фоне усиления инфляции. В 2021 году возобновилась динамика к повышению реальных доходов на уровне 3,4% и 5,6% для РФ и ЦФО соответственно. В результате, можно говорить о том, что регионы ЦФО характеризуются более динамичным, в сравнении с общероссийскими тенденциями, повышением доходов населения в исследуемом периоде. Вместе с тем, важное значение имеет оценка не только фактических темпов роста реальных доходов населения, но и в сопоставлении с темпами роста цен на различных рынках. В результате было установлено, что на потребительском рынке в 3 последних года цены растут более динамично, чем реальные доходы населения, что позволяет говорить о снижении покупательской способности заработной платы. Так, в РФ реальные доходы в 2021 году выросли на 3,4%, в то время как потребительские цены – на 8,4%. При этом стоимость минимального условного набора потребительских товаров и услуг в стране выросла практически на 30% за 3 года. Аналогичная ситуация отмечается и на рынке жилья, где рост цен является устойчивой тенденцией, при этом в первичном секторе только за последний год рост цен по стране составил более чем 25%, а на вторичном – более чем 17%. Сопоставляя значения и динамику цен в целом по стране и в регионах ЦФО стоит отметить, что, несмотря на более высокий уровень оплаты труда и стоимости фиксированного набора в ЦФО, индексы потребительских цен здесь несколько ниже, чем в среднем по стране, а уровень цен на вторичном рынке жилья – выше. В конечном итоге можно сделать вывод о том, что за последние 3 года произошло ухудшение социально-экономического положения населения как в целом по стране, так и в регионах ЦФО в частности, что обусловлено усилением кризисных явлений, ставших причиной роста цен в экономике и снижения покупательской способности заработной платы. Сложившаяся обстановка свидетельствует о формировании напряженной социальной ситуации в стране, требующей реализации мер государственной социальной поддержки.