Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PRIORITIES FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF THE REGIONAL ECONOMIC STRUCTURE

Isyanbaev M.N. 1
1 Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan
The article is devoted to the need to create highly efficient territorial socio-economic systems in the regions. The transformational processes taking place in the Russian Federation cause a significant differentiation of regions in terms of the level of socio-economic development, an increase in inter-regional contradictions, and social and environmental tension. The relevance of the research topic is determined by the need to accelerate economic growth, improve the standard of living of the population and the environmental situation in all regions of the country on the basis of increasing the efficiency of the structure of the regional economy. The authors assign a key role to the creation of innovative territorial socio-economic systems in the implementation of the structural modernization of regional economies. The paper identifies priority areas and mechanisms for the formation of such systems, namely, the development of manufacturing industries based on the in-depth processing of raw materials, the use of advanced high-tech equipment and technologies, the creation of the required number of jobs and the improvement of the natural and ecological environment of the region. Recommendations are formulated to improve the efficiency of the structure of the economy of the Republic of Bashkortostan through the implementation of state policy aimed at structural restructuring of the regional economy in seven territorial socio-economic systems of the region. The tools of state regulation of the territorial development of the regions of the Russian Federation are proposed, including the use of territorially differentiated economic standards, subsidies, subventions, the creation of a “Fund for equalizing the social development of cities and regions of underdeveloped territorial systems of regions”.
territorial socio-economic systems
structural modernization of the regional economy
increasing the efficiency of the economic structure

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью преодоления диспропорций в структуре экономики регионов страны и их территориальных социально-экономических систем, достижения стабильного состояния экономики регионов на основе совершенствования механизмов управления их инновационным развитием.

Проблемам повышения эффективности социально-экономического развития регионов посвящены труды большого числа ученых – В.В. Алексеева, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга, Л.А. Иваченко, Н.И. Ивлевой, А.А. Климова, Г.М. Лаппо, В.Н. Лексина, Т.М. Лесковой, В.Я. Любовного, Я.Г. Машбица, А.Ю. Скопина, А.Н. Татаркина, Х.Я. Тахаева, М.Ф. Хисматова, Ш.И. Шарипова, А.Н. Швецова, С.Б. Шлихтера и др. В то же время разработка проблем повышения эффективности экономики регионов на основе ее структурной и технологической модернизации, совершенствования механизмов регулирования формирования и развития их территориальных социально-экономических систем отстает от потребностей практики.

Цель исследования – развитие теоретико-методологических подходов к исследованию проблем формирования и развития в регионах высокоэффективных территориальных социально-экономических систем как важнейшего фактора повышения эффективности структуры экономики региона, обоснование практических рекомендаций по их реализации.

Задачи исследования:

- определить сущность и функциональную роль территориальных социально-экономических систем в повышении эффективности структуры экономики региона;

- исследовать процессы технологической модернизации экономики территориальных социально-экономических систем региона;

- исследовать процессы структурной модернизации экономики территориальных социально-экономических систем региона;

- обосновать эффективные направления структурно-технологической модернизации экономики территориальных социально-экономических систем и повышения их роли в росте эффективности структуры экономики региона.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования были использованы методы системного, сравнительного и статистического анализа, методы экспертных оценок, прогнозирования и др. Информационную основу исследования составили статистические, аналитические, нормативно-правовые материалы, материалы аналитических агентств, законодательная база Российской Федерации и регионов в части социально-экономического развития, материалы научных конференций и периодической печати, научные статьи и монографии.

Результаты исследования и их обсуждение

Наши исследования показывают, что приоритетными направлениями и механизмами повышения роли территориальных социально-экономических систем в росте эффективности структуры экономики регионов являются:

- технологическая модернизация экономики территориальных социально-экономических систем региона на основе технического и технологического обновления отраслей; технические и технологические нововведения выступают как основной фактор повышения эффективности структуры экономики и социальной сферы региона [1-4];

- модернизация структуры экономики региона на основе создания в нем высокоэффективных территориальных социально-экономических систем. Это является важной предпосылкой повышения эффективности пространственной структуры экономики региона, выравнивания уровня социально-экономического развития территориальных систем региона;

- индустриализация экономики территориальных социально-экономических систем регионов. Достижение в территориальных системах регионов высокого уровня развития промышленного производства, создание высокотехнологичных и наукоемких отраслевых и межотраслевых промышленных комплексов, организация углубленной промышленной переработки природного, сельскохозяйственного и других видов сырья, преодоление сырьевой направленности развития промышленности выступают как факторы, способствующие росту выработки валового регионального продукта, обеспечению занятости, повышению уровня и качества жизни населения, привлечению и использованию внутренних и внешних инвестиций, повышению конкурентоспособности экономики региона на внутри- и межрегиональных рынках [5].

В качестве стратегических механизмов создания высокоэффективных территориальных социально-экономических систем регионов нами определены:

- обеспечение высоких темпов и уровня развития отраслей обрабатывающей промышленности, преодоление сырьевой направленности экономики на основе углубленной промышленной переработки ресурсов сырья и топлива;

- ориентация отраслей экономики на прогрессивные, наукоемкие технику и технологии;

- достижение эффективного использования сложившегося научно-технического, производственного, человеческого, природно-ресурсного и другого потенциала;

- создание необходимого количества и структуры рабочих мест, обеспечение занятости, повышения уровня и качества жизни населения;

- улучшение состояния природно-экологической среды на основе внедрения в производство экологически безопасных техники и технологий, сокращения производственных выбросов;

- для стимулирования структурно-технологической модернизации производства предприятиям могут быть предоставлены льготы в обложении налогами части средств, направляемых на обновление техники и технологических процессов, на совершенствование структуры производства, подготовку и переподготовку кадров и др.;

- усиление государственного регулирования экономического и социального развития регионов и их территориальных систем на основе использования территориально-дифференцированных экономических нормативов, совершенствования кредитной и налоговой политики, субсидий, субвенций и др.

Трансформационные процессы, происходящие в Российской Федерации, вызывают существенную дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития, нарастание межрегиональных противоречий и социальной напряженности, расширение ареалов нестабильности, возникновение депрессивных регионов. Последние представляют собой территории, характеризующиеся падением объемов производства , сокращением числа рабочих мест, ростом безработицы, снижением уровня и качества жизни населения, существенным отставанием от средних показателей страны по уровню и темпам социально-экономического развития.

Негативные экономические и социальные последствия, вызванные существенными различиями в уровне социально-экономического развития регионов, сильнее проявляется в территориальных социально-экономических системах регионов. Последние, в нашем понимании, являются составными частями хозяйственного комплекса регионов и как экономически целостные территориальные звенья экономики региона выполняют определенные народнохозяйственные функции в пространственном разделении труда.

Предпосылками формирования и развития высокоэффективных территориальных социально-экономических систем региона являются региональная специализация их экономики на отдельных отраслях и обеспечение комплексного (сбалансированного) развития хозяйства. Темпы и уровень развития отраслей специализации экономики должны оцениваться не только с точки зрения интересов территориальных социально-экономических систем региона, но и с учетом народнохозяйственной эффективности. По нашему определению, формирование и развитие высокоэффективных территориальных социально-экономических систем выступают как основной фактор повышения эффективности отраслевой и территориальной структуры экономики региона.

По уровню территориальной концентрации производства, особенностям отраслевой структуры и направлениям производственной специализации экономики во внутриреспубликанском и межрегиональном разделении труда хозяйственный комплекс Республики Башкортостан нами подразделен на семь территориальных социально-экономических систем – центральную, южную, западную, северо-западную, северную, северо-восточную, уральскую (сетка социально-экономических систем Республики Башкортостан, разработанная М.Н. Исянбаевым, в 1974 г. принята Советом Министров Башкирской АССР (Постановление №10 от 14.02.1974 г.) и используется для территориального планирования социально-экономического развития республики) [6].

Республика Башкортостан располагает огромным производственным, научно-техническим, человеческим, природно-ресурсным потенциалом для обеспечения высоких темпов и уровня развития производительных сил. Однако потенциал республики используется недостаточно, ее территориальные социально-экономические системы существенно различаются между собой по уровню экономического и социального развития. Так, высокоразвитой экономикой выделяются ее центральная, южная, западная и северо-западная социально-экономические системы. Они выделяются многоотраслевыми промышленными комплексами, специализирующимися на топливно-энергетической, химической и нефтехимической, машиностроительной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой отраслях. В данных территориальных социально-экономических системах Башкортостана производится около 94% промышленной, 78% сельско-хозяйственной продукции, осуществляется 89% объема подрядных работ, 92,6 – оборота розничной торговли, 92,4 – оборота общественного питания, оказывается населению 92,8% платных услуг республики.

В уральской, северной и северо-восточной социально-экономических системах Республики Башкортостан, занимающих 33% ее территории, производится лишь 6% промышленной, 22 – сельскохозяйственной продукции, осуществляется 11% объема подрядных работ, 7,4 – оборота розничной торговли, 7,6 – оборота общественного питания, оказывается населению 7,2% платных услуг республики. В этих территориальных социально-экономических системах Башкортостана промышленность характеризуется узкой отраслевой структурой, имеет сырьевое направление развитие, отрасли обрабатывающей промышленности развиты недостаточно.

В регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан, действующие экономические механизмы не обеспечивают эффективного использования регионального производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного и другого потенциала. При этом недостаточно полно учитываются региональные затраты на воспроизводство природного потенциала и дифференциальная рента, получаемая предприятиями в регионах с благоприятными природными условиями, с высоким уровнем развития отраслей обрабатывающей промышленности, производственной, социально, рыночной инфраструктуры. Отпускные цены на природные ресурсы в недостаточной степени отражают общественно необходимые затраты на их воспроизводство. Они устанавливаются обычно ниже уровня этих затрат. Разница между реальными затратами на воспроизводство природных ресурсов и отпускными ценами на них покрываются, главным образом, за счет бюджета регионов.

Стратегия социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу может стать теоретически обоснованной и практически реализуемой, если она проработана в территориальном аспекте и адекватно учитывает исключительное разнообразие природных, социально-экономических условий, геополитических и национально-культурных особенностей регионов [7,8].

Поддержание необходимых территориальных пропорций, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования межрегиональных рынков становятся приоритетными направлениями развития экономики страны и ее регионов.

В современных условиях для регионов Российской Федерации стратегически необходимым является усиление государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях развития регионов и их территориальных социально-экономических систем, сокращение ареалов депрессивности и бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Структура и направления развития экономики территориальных социально-экономических систем региона обуславливаются взаимодействием совокупности научно-технических, производственных, человеческих, природно-экологических, общественно-политических факторов. В повышении функциональной роли территориальных социально-экономических систем в обеспечении роста эффективности отраслевой и пространственной структуры экономики регионов в качестве важнейших факторов выступают:

- совершенствование региональной структурно-инвестиционной и финансово-кредитной политики; в качестве важного экономического механизма выступает разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ социально-экономического развития регионов и их территориальных систем;

- создание в территориальных системах регионов высокоэффективных социально-экономических структур, основанных на развитии отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс;

- перевод экономики регионов и их территориальных социально-экономических систем на инновационный путь развития. Это предполагает структурно-технологическую модернизацию экономики на основе внедрения в производство высокоэффективной, прогрессивной техники и технологий; осуществление эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований, обеспечение конкурентоспособности экономики регионов в межрегиональном и международном разделении труда [9-12];

- создание в территориальных социально-экономических системах региона производственных и социальных структур, которые способствовали бы более полному вовлечению в хозяйственный оборот и эффективному использованию регионального научно-технического, производственного, человеческого, природно-ресурсного потенциала;

- обеспечение ускоренного развития отраслей обрабатывающей промышленности, преодоление сырьевой и полупродуктовой ориентации экономики;

- достижение сбалансированного развития отраслей промышленности, составляющих основу экономики территориальных социально-экономических систем региона, и отраслей производственной, социальной, рыночной инфраструктуры;

- создание новых хозяйственных структур, объединяющих в единый технологический комплекс совокупность производств – от подготовки сырья до полной переработки и реализации конечной продукции (объединения предприятий, холдинговые компании и т.п.), а в перспективе – организация отраслевых и межотраслевых финансово-промышленных комплексов;

- создание качественно новых рабочих мест, повышение уровня занятости, снижение темпов оттока населения, рост уровня и качества жизни.

Государственное регулирование формирования и развития территориальных социально-экономических систем регионов может обеспечиваться в ходе структурной перестройки их хозяйства с использованием территориальных-дифференцированных экономических нормативов, кредитной и налоговой политики, субсидий, субвенций и т.д. Важным является осуществление протекционистской политики по отношению к слаборазвитым территориальным социально-экономическим системам регионов на основе предоставления им кредитов банков и займов различных компаний на льготных условиях с целью доведения их стартового социально-экономического развития до среднерегионального уровня.

Для обеспечения в слаборазвитых территориальных социально-экономических системах регионов гарантированных государством единых минимальных социальных стандартов целесообразно создать «Фонд выравнивания социального развития городов и районов слаборазвитых территориальных систем регионов». Этот фонд может состоять из двух частей: из средств (дотаций), предназначенных на финансирование текущих расходов бюджетов слаборазвитых городов и районов; из средств (субсидий), направляемых на социально-экономическое развитие данной категории городов и районов.

Средства, предназначенные на финансирование социально-экономического развития слаборазвитых городов и районов, должны иметь строго целевой характер и перечисляться по мере реализации программы социально-экономического развития этих городов и районов.

Заключение

В повышении эффективности структуры экономики регионов определяющее значение имеют формирование и развитие в регионах высокоэффективных территориальных социально-экономических систем. Это достигается на основе ускоренного развития в территориальных системах высокотехнологичных наукоемких отраслей промышленности, модернизации экономики путем внедрения в производство прогрессивной техники и технологий; осуществления эффективных структурных сдвигов и институциональных преобразований; достижения более полного и эффективного использования производственного, научно-технического, человеческого, природно-ресурсного потенциала; создания качественно новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения.