Введение
Платежная система является «кровеносной системой» национальной и мировой экономики, от бесперебойного функционирования которой зависит устойчивое развитие всех участников расчетных отношений, начиная с физических лиц, бизнеса и банков и, заканчивая государственными и наднациональными институтами. Современные расчетно-платежные отношения развиваются крайне стремительно под влиянием цифровой трансформации. Это проявляется в появлении таких инновационных продуктов, как криптовалюты, цифровые валюты центральных банков (Central Bank Digital Currency), стейблкоины и т.п. Но не только цифровизация влияет на развитие платежной индустрии. Реализация и обострение геополитических санкций является одним из ключевых драйверов развития расчетов и платежей. Политика искусственных ограничений и барьеров в финансовой, платежной и торговой сферах, реализуемой группой стран, обусловливает поиск новых точек роста и инновационных возможностей для стран – адресатов санкций.
Проблематика влияния санкционного давления на развитие системы расчетов и платежей чрезвычайно актуальна. Особый интерес к данной теме был вызван ужесточением антироссийских санкций, подчеркнувшим необходимость создания и внедрения независимой и надежной системы платежей внутри страны, основанной на принципах технологического суверенитета, а также интеграции бизнес-процессов и бизнес-моделей с платежными системами стран-партнеров для реализации бесперебойных международных расчетов. Следует подчеркнуть, что стремительное внедрение достижений индустрии финансовых технологий в платежную сферу позволяет повысить ее эффективность, в том числе с позиции управления рисками.
Целью данной работы является исследование влияния политики санкций на развитие платежной системы Российской Федерации и разработка предложений по реализации международных расчетов российскими контрагентами при осуществлении внешнеэкономических операций.
Гипотеза, проверяемая в рамках данной работы: возможности построения высокотехнологичной и независимой платежной системы России для осуществления надежных и бесперебойных расчетов в условиях санкций.
1. Сущность политики санкций
В современных условиях назрела необходимость в существенном пересмотре подходов к понимаю будущего функционирования платежной системы России. Геополитические санкции существенно трансформируют сложившийся порядок и механизм реализации внутристрановых и трансграничных расчетов и платежей, осуществляемых российскими государственными органами, бизнес-структурами (экспортерами и импортерами) и физическими лицами.
Политика санкций в современном мире является одним из ключевых инструментов воздействия на систему международных отношений и мирохозяйственных связей. Эффективность этого механизма известна достаточно давно.
В современном мире при реализации политики санкций наиболее распространенными являются экономические меры воздействия, представляющие собой преднамеренное полное или частичное прекращение (или угрозу прекращения) торговых и финансовых отношений между странами, инициируемое на государственном уровне [1]. Согласно экспертному мнению, экономические санкции обусловливают создание таких условий, при которых положение страны ухудшается, что вынуждает ее согласиться с требованиями «инициатора» санкций.
Широкое распространение также получили «точечные» санкции, предполагающие оказание воздействия на конкретных физических лиц или определенные компании. Преимущественно, это финансовые ограничения, которые являются более «гуманными» (так как затрагивают узкий круг лиц), но достаточно эффективными.
Необходимо отметить, что в современных условиях результативной является и так называемая «санкционная риторика». Это запугивание и словесные угрозы введения санкций в случае невыполнения определенных требований.
В настоящее время вопросы, связанные с введением санкций и их последствиями, приобретают все большую актуальность и значимость. Особый интерес представляет данная проблематика для Российской Федерации, находящейся под давлением санкционного режима с 2014 г.
Сегодня вопросам эффективности санкций посвящено значительное количество научных работ. Так, эксперты Института международной экономики Петерсона полагают, что санкционные меры экономического воздействия носят краткосрочный характер (не более двух лет) [2]. Далее экономика страны начинается восстанавливаться благодаря внутренним механизмам (государственным программам поддержки национальных отраслей, реализации инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных, введению политики импортозамещения и т.д.).
По мнению ученых на успешность введенных санкций оказывают воздействие различные факторы. Среди них можно выделить: степень развития и диверсификации хозяйственной системы государства; уровень международной изоляции; географическое положение (транспортная удаленность); затраты на введение санкций и согласованность между странами – «инициаторами». Следует подчеркнуть, что в современных условиях глобализации (отсутствие барьеров для движения международных финансов и международного бизнеса) успешность санкционных действий становится маловероятной.
Санкции, введенные для дестабилизации отечественной экономики, вызывают к действию противосанкционные механизмы, которые способствуют поиску новых точек роста и развития России. Потенциальной угрозой от реализации санкций являются повышение неопределенности и технологические риски.
2. Платежная система России в условиях санкций
Важно рассмотреть основные направления развития российской платежной системы в санкционных условиях. На текущий момент основными структурными элементами национальной платежной системы являются:
• Платежная система Банка России (ПС БР);
• Платежная система Национального расчетного депозитария (НРД);
• Национальная система платежных карт (НСПК);
• Система передачи финансовых сообщений (СПФС);
• Система быстрых платежей (СБП).
Необходимо отметить, что с 2014 г. (периода, когда Россия впервые ощутила на себе действие геополитических санкций) национальная платежная система существенно трансформировалась в сторону обеспечения самостоятельности, независимости, защиты бесперебойного характера осуществления расчетов и платежей. Эти важные качества российской платежной системы позволили и в условиях 2022 года осуществлять надежные расчетные операции.
Безусловно стоит остановиться на значении платежной системы РФ, которое состоит в том, что она играет ключевую роль в развитии:
- государственных финансов посредством реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики;
- национальных финансовых рынков, с позиции обеспечения их ликвидностью для осуществления всего комплекса валютных, денежных, кредитных, страховых операций;
- корпоративного сегмента, с точки зрения возможности получать оборотные средства, урегулировать расчеты и платежи между контрагентами;
- малого и среднего бизнеса, путем осуществления бесперебойных расчетов и платежей;
- повышении качества и уровня жизни граждан.
Платежная система способствует развитию техники, технологий, инноваций в сфере безопасности, сохранности информации, минимизации рисков.
Ключевой проблемой развития российской платежной системы является реализация международных расчетов в условиях санкций.
Российская Федерация интегрирована в мировую экономику и является как системно значимым экспортером, так и важным импортером товаров, услуг, капитала. Возможность бесперебойно и беспрепятственно осуществлять международные расчеты является крайне важным аспектом как с позиции перспектив национальной, так и мировой экономики в целом.
Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс расчетно-платежных отношений следует рассматриваем с двух позиций:
1. расчеты и платежи внутристранового характера;
2. расчеты и платежи трансграничного характера или международные расчеты.
Говоря о внутристрановых платежных операциях, можно сделать вывод о том, что Банк России своевременно создал необходимую независимую и безопасную систему бесперебойных национальных расчетов в рублях (СПФС, НСПК, СБП).
Но острой проблемой регулятора на текущий момент являются трансграничные (международные) расчеты, которые представляют собой урегулирование денежных требований и обязательств, осуществляемых между участниками внешнеэкономической деятельности. Это расчеты, которые принято проводить в безналичной форме в мировых валютах через систему крупных банков, используя для этого информационную систему межбанковских телекоммуникаций – SWIFT.
В 2022 г. по решению Евросоюза была отключена система SWIFT от ряда российских банков.
На текущий момент большинство российских банки столкнулось с рисками увеличения сроков обработки денежных переводов в системе SWIFT и ростом числа отказов в проведении операций из-за усиления контроля в отношении российских пользователей со стороны иностранных банков (в некоторых случаях сроки увеличились до нескольких недель).
В отечественных банках выросла нагрузка на службы комплаенс, удлинилась цепочка посредников при реализации международных расчетов, а в зарубежных банках организуются выборочные проверки отправителей без указания причин. Если по переводу приходит отказ, то причина такого решения не сообщается. Деньги возвращаются назад за исключением комиссии. Также возвращенная сумма может оказаться меньше отправленной из-за разницы в тарифах банков.
По данным Банка России, в 2021 г. больше всего платежей за экспорт проводилось в долларах (54,5%) и евро (29,7%), доля рубля составляла 14,3%, иных валют – 1,5%. Расчеты за импорт тоже проводились преимущественно за доллары (35,8%) и евро (30,4%), при этом доля рубля составляла 27,9%, иных валют – 5,9% [4]. Правительство планирует увеличить долю внешнеторговых расчетов в рублях в два раза к 2025 г. – с 19,5% до 40%. Использование национальных валют нейтральных по отношению к России стран должно будет вырасти почти в 13 раз с 1,6 до 20%. Таким образом, предполагается, что 60% внешней торговли будет вестись в отличных от долларов и евро валютах.
Увеличению доли расчетов в национальных валютах будет способствовать развитие инфраструктуры, независимой от западных финансовых центров. Речь идет о развитии в дружественных странах Системы передачи финансовых сообщений Банка России, сети взаимных корреспондентских счетов между российскими и иностранными банками в национальных валютах, формировании механизмов двустороннего и многостороннего клиринга расчетов. Кроме того, в числе мер: расширение географии приема карт платежной системы «Мир» в странах, популярных у россиян для туристических поездок и сезонного проживания. Также Россия будет расширять перечень торгуемых валютных пар на Московской межбанковской валютной бирже и увеличивать их ликвидность, формировать систему национальных биржевых индикаторов на российские товарно-сырьевые ресурсы, а также расширять признание в дружественных странах страховых полисов российских компаний [4].
Со странами ЕАЭС уже сейчас доля расчетов в национальных валютах составляет более 75%. В ЕАЭС входит Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Страны согласовали планы по дальнейшему расширению использования национальных валют во взаимной торговле. Для этого планируется развивать независимые платежные инфраструктуры государств – членов ЕАЭС, которые обеспечат взаимный прием национальных платежных карт, расчеты между операторами через созданную систему корреспондентских счетов в национальных валютах и использование банками альтернативных системе SWIFT каналов для обмена финансовой информацией (в том числе СПФС Банка России). Также в ЕАЭС планируют развивать торговлю в национальных валютах за счет организации торгов валютными парами и товарно-сырьевыми активами на биржах.
Планируется, что экспортеры будут продавать экспортную выручку таким же образом, как они это делают сейчас. С 28 февраля 2022 г. экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки во всех внешнеторговых договорах в течение трех рабочих дней со дня ее поступления. В июне 2022 г. это требование отменили. Теперь компании должны продавать валюту в размере, который определит правительственная комиссия по иностранным инвестициям, а сроки продажи устанавливает Банк России.
Стратегически важным является анализ расчетов в рамках ЕАЭС и дружественными странами. По данным ФТС за 2021 г. торговый оборот России со странами-членами ЕАЭС в рублях составляет: Белоруссия – 82%; Казахстан – 63%; Киргизия – 58%. Оборот Белоруссии с другими странами ЕАЭС почти на 30% – рублевый. Около трети торговли России с Азербайджаном осуществляется в рублях, показатель продолжат расти. Ведутся переговоры о проведении взаимных расчетов в рублях между Россией и Узбекистаном.
Крайне важным является анализ расчетных отношений с партнерами из Дальнего зарубежья.
С 4 мая 2022 г. установлен порядок проведения операций с покупателями российского газа из ЕС [3]. После поступления валюты на специальный счет «К» в Газпромбанке покупатель газа освобождается от дальнейших действий по его оплате. Банк самостоятельно перечисляет валюту на корсчета Небанковской кредитной организации – центрального контрагента «Национальный клиринговый центр» (учредитель – ПАО ММВБ-РТС) «для последующего зачисления на счета, обеспечивающие осуществление расчетов по сделкам купли-продажи иностранной валюты» на ММВБ. Иностранный покупатель освобождается о действия по расчетам за газ, за него в автоматическом режиме это делают российские финансовые организации.
В связи со стратегической значимостью реализации международных расчетов и осуществления валютного регулирования 9 мая 2022 г. Президент России В.В. Путин поручил создать рабочую группу по выработке новых механизмов в валютном регулировании и международных расчетах [3]. В ее состав вошли представители Банка России, Федеральной налоговой службы, Финансовой разведки и правительства.
Задачи данной рабочей группы следующие:
- создание плана создания инфраструктуры международных расчётов с торговыми партнёрами из недружественных (только в рублях) и дружественных государств (в рублях или валютах этих стран).
- выработка мер валютного регулирования для обеспечения баланса спроса и предложения при совершении операций на валютном рынке.
- снижение рисков из-за приостановления операций с иностранными активами России, а также обеспечение соответствия структуры платежного баланса стабильному экономическому развитию.
В целях решения проблемы реализации международных расчетов в условиях санкций необходимо не только построить независимую платежную систему на принципах технологического суверенитета, но и развивать международное сотрудничество в сфере создания надежной инфраструктуры для бесперебойного совершения расчетных операций в рамках внешнеэкономической деятельности.
3. Сценарии развития платежной системы России в условиях ужесточения санкций
Сегодня экспертное и научное сообщество предлагает различные сценарии реализации международных расчетов в условиях геополитических санкций. Рассмотрим ключевые альтернативные проекты развития системы международных расчетов в санкционных условиях.
К ним следует отнести:
- переход на расчеты в национальных валютах;
- создание единой расчетной единицы;
- использование криптовалют;
- построение единой платежной инфраструктуры;
- разработка проекта регионального стейблкоина.
Рассмотрим каждый проект более подробно.
Переход на расчеты в национальных валютах. Соглашение о расчетах в национальных валютах подписано с: Индией, странами ЕАЭС, Узбекистаном, Азербайджаном, Турцией, Ираном, Китаем.
Увеличение доли расчетов в национальных валютах до 60% за три года достижимо, если торговля со странами СНГ перейдет полностью на рубли (20%), а с другими странами на 50% будем взаимно торговать в собственных валютах. Например, экспорт в Китай будет осуществляться в юанях, а импорт из Китая – в рублях. Существует тенденция к увеличению в экспорте и импорте доли стран, не вводивших санкции, – с компаниями из этих юрисдикций стоит договариваться о платежах не в мировых валютах.
В структуре валютных расчетов России, вероятно, будет преобладать китайский юань. Активное расширение российско-китайской торговли в 2022 г. сопровождается увеличением выплат в национальных валютах при опережающем росте контрактов в юанях. Эта валюта сейчас наиболее востребована в России: на Мосбирже юань составляет уже более трети валютного оборота, а дневные биржевые обороты почти сравнялись с оборотами доллара. И хотя китайский юань с начала текущего года рекордно снизился – к доллару примерно на 8%, к рублю почти на четверть, – вряд ли его курсовая динамика может иметь риски для российской экономики.
Реализация проекта создания и использования единой расчетной единицы может иметь как централизованный характер, так и децентрализованный (на основе технологии распределенного реестра). Построение централизованной системы может столкнуться с серьезными препятствиями, поскольку в условиях санкционного давления реализация любых проектов по созданию альтернативных каналов расчетов с Россией будет подвергаться ограничениям и блокировке.
Создание децентрализованной системы может обусловить большую независимость и устойчивость к отключению или блокировке отдельных узлов.
Бизнес-сообщество предлагает разработать законодательную базу для обращения криптовалют на территории России, разрешить национальным компаниям покупать, продавать и обменивать их, а также использовать в качестве средства платежа при расчетах с зарубежными контрагентами. В настоящее время обращение криптовалют в России до конца не урегулировано. Минфин и Центральный банк России в текущих условиях пересмотрели свой подход к криптовалютам и пришли к выводу о необходимости использования криптовалюты при трансграничных расчетах.
Банк России активно продвигает использование цифрового рубля при осуществлении трансграничных расчетов [4]. Платформу для цифрового рубля создал ЦБ РФ в декабре 2021 г. – он будет и ее оператором. Через платформу регулятор будет осуществлять эмиссию цифрового рубля, открывать кошельки клиентам (у каждого их будет два – для онлайн- и офлайн-расчетов) и банкам. Граждане и компании останутся клиентами банков, а последние станут посредниками: они будут открывать кошельки по запросу клиентов и проводить платежи через платформу ЦБ. Цифровой рубль будет доступен из мобильного приложения любого банка. Для офлайн-расчетов регулятор запустит второй цифровой кошелек – на мобильном устройстве.
В первом пилотном проекте приняли участие 12 банков, а клиентское тестирование цифрового рубля запланировано на апрель 2023 г. На этот шаг регулятора подтолкнули западные санкции. Также ожидается запуск пилота использования цифровых рублей в смарт-контрактах – автоматизированного протокола, который позволяет проводить сделки и контролирует их исполнение. Их преимуществом для крупного бизнеса станет упрощение сопровождения сложных структурированных сделок, в том числе тех, где происходит контроль за распределением средств.
Построение единой платежной инфраструктуры. В России создана группа по разработке новых механизмов валютного регулирования, которая призвана сформировать план создания инфраструктуры международных расчётов с торговыми партнёрами из недружественных (только в рублях) и дружественных государств (в рублях или валютах этих стран).
Возможные варианты функционирования единой платежной инфраструктуры:
• расширение присутствия СПФС в дружественных странах;
• использование уже созданной инфраструктуры, например, китайской системы CIPS;
• работа над совместными инновационными проектами.
Создание диверсифицированной валютной структуры международных расчетов, к которой стремится Россия, ограничит угрозы для национальной экономики. Важна и организация трансмиссионного механизма, сопровождающего этот процесс. Если с ростом чистого экспорта будет возрастать предложение национальной валюты, то обесценение рубля и ускорение инфляции на отечественном рынке неизбежны.
Интересным представляется проект разработки регионального стейблкоина. Речь идет о создании и внедрении инновационного механизма реализации региональных расчетов на основе цифровых решений таких, как использование стейблкоина. Данный инструмент является достижением индустрии финансовых технологий, призванным ускорить реализацию платежных отношений, обеспечить экономический рост [5].
Стейблкоин – это цифровой актив, который предусматривает особые стабилизационные механизмы, позволяющие снизить волатильность данного платежного инструмента. Такими механизмами могут выступать:
1. «привязка» стейблкоинов к базовому активу (например, к национальной фиатной валюте, к товарам, к другим видам цифровых активов);
2. алгоритмическая стабилизация через применение специальных протоколов, которые при изменении спроса/предложения обеспечивают поддержание их стоимости.
В целях детального анализа вариантов развития российской платежной системы в условиях геополитических санкций представим SWOT-анализ.
Проанализируем с позиции сильных, слабых сторон, а также возможностей и угроз легализацию внешнеторговых расчетов с использованием криптовалют (табл. 1).
Представим сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы разрешения для небанковских кредитных организаций открывать счета в иностранных банках для реализации международных расчетов российскими компаниями (табл. 2).
Таблица 1
SWOT-анализ легализации внешнеторговых расчетов с использованием криптовалют
Преимущества |
Недостатки |
• более низкие издержки проведения трансграничных расчетов по сравнению с традиционной моделью платежей через разветвленную систему корреспондентских счетов; • быстрая скорость обработки и хранение информации о сделках в блокчейне; • поддержка экспорториентированных отраслей, попавших под антироссийские санкции; • соответствие целям курса на дедолларизацию экономики. |
• отсутствие скоординированного глобального подхода к регулированию криптовалют, а, следовательно, риск регулятивного арбитража; • фрагментация рынка криптовалют (от открытого запрета (Алжир, Боливия, Египет, Индия, Индонезия, Китай и др.) на их использование в качестве средства платежа до официального статуса национальной валюты (Эль Сальвадор с сентября 2021 года) • основные торговые партнёры России из числа дружественных стран запрещают криптовалюты • наличие противоречий между соответствующими ведомствами внутри России по вопросам регулирования криптовалют (главным образом, между ЦБ и Минфином); • дополнительные издержки, связанные с хеджированием ценовой волатильности. |
Возможности |
Угрозы |
• развитие новых сегментов финансового рынка, в том числе рынка криптодеривативов; • стимулы для выхода на рынок финтех-стартапов в сфере Р2Р и цифровых платежей, что позволит в будущем осуществить импортозамещение технологий; • выход криптобирж и криптообменников из «серой» зоны, перспективы формирования риск-ориентированной системы мониторинга и регулирования их деятельности. |
• ужесточение санкций и требований в области ПОД/ФТ и комплаенс-контроля; • возможные призывы или требования полной заморозки (вплоть до изъятия) средств российских юридических лиц с криптокошельков; • дальнейшая дезинтермедиация традиционных финансовых посредников; • снижение финансовой устойчивости крупных экспортоориентированных компаний в случае реализации ценовых или операционных рисков, в том числе киберрисков, что может обусловить трансмиссию рисков нефинансовых компаний на финансовую систему через снижение кредитоспособности основных корпоративных заёмщиков. |
Источник: составлено автором.
Таблица 2
SWOT-анализ разрешения для небанковских кредитных организаций открывать счета в иностранных банках для реализации международных расчетов российскими компаниями
Преимущества |
Недостатки |
• децентрализация финансовых услуг и содействие конкуренции на российском финансовом рынке; • сохранение доступа к валютной ликвидности на фоне антироссийских санкций в отношении российских коммерческих банков; • поддержка национальных экспортеров и импортеров |
• отсутствие скоординированного глобального подхода к регулированию деятельности небанковских кредитных организаций, что провоцирует риск регулятивного арбитража (в частности, исследуются в рамках основных направлений работы Совета Финансовой Стабильности); • необходимость пересмотра текущей системы регулирования, которая запрещает небанковским кредитным организациям открывать счета в иностранных банках. |
Возможности |
Угрозы |
• формирование риск-ориентированной системы регулирования NBFI, в том числе: o введение специфических требований к достаточности капитала; o система оценки процедур предупреждения и снижения риска внезапного оттока средств клиентов (‘run risk’); o инструменты макропруденциальной политики для ограничения системных рисков (например, буферы капитала); • создание предпосылок отхода от преимущественного банковского финансирования и расширение возможностей для бизнеса по привлечению капитала и управлению ликвидностью. |
• ужесточение санкций и их распространение на небанковские кредитные организации, что может обусловить ухудшение финансового положения их клиентов; • дальнейшая дезинтермедиация коммерческих банков и снижение их роли, отток клиентов, который может привести к возникновению проблем с фондированием банковской деятельности – источнику системных рисков банковского сектора; • отсутствие наработанной практики пруденциального регулирования небанковских кредитных организаций грозит снижением общего качества системы регулирования в России. |
Источник: составлено автором.
Таблица 3
SWOT-анализ расширения трансграничных систем передачи финансовых сообщений для реализации международных расчетов и платежей
Преимущества |
Недостатки |
• смягчение негативных последствий отключения ряда крупных российских банков от SWIFT; • контроль и обеспечение функционирования СПФС со стороны Банка России как мегарегулятора финансового рынка; • с СПФС работают не только финансовые институты, но и национальные платежные системы (в Китае и Иране подключились платежные системы этих стран: CIPS и SEPAM соответственно) |
• ограниченный интерес к российской финансовой инфраструктуре со стороны зарубежных контрагентов; • отсутствие достаточно серьезных каналов взаимодействия с зарубежными организациями, по причине чего пользователям доступны не все сервисы; • уступает SWIFT с точки зрения технологичности и функционалу |
Возможности |
Угрозы |
• развитие общей финансовой инфраструктуры на пространстве ЕАЭС, что усилит тенденции к формированию единого финансового рынка и укрепит интеграцию на евразийском пространстве; • расширение функционирования СПФС на трансграничные платежи в перспективе повысит привлекательность использования рубля во внешнеторговых операциях |
• недостаточный учёт возможных операционных шоков (в том числе технологических и киберрисков) в рамках текущей системы управления рисками; • снижение эффективности и увеличение стоимости трансграничных расчетов; • ограниченный опыт применения СПФС в международных расчетах грозит возникновением системных рисков, например, в случае резкого увеличение количества передаваемых сообщений. |
Источник: составлено автором.
Представим SWOT-анализ расширения трансграничных систем передачи финансовых сообщений для реализации международных расчетов и платежей (табл. 3).
Таким образом, на современном этапе государство в лице Министерства финансов РФ и Банка России, совместно с бизнес-сообществом, изучаются альтернативные способы проведения трансграничных расчетов. Описанные выше варианты, с одной стороны, имеют потенциал к поддержке экспортно-импортных операций, стимулированию конкуренции на рынке финансовых услуг и даже продвижению отечественных решений в области финтеха. Однако, с другой стороны, отсутствие таких вариантов до настоящего времени отражало недостаточный учёт сопряженных с их реализацией рисков в системе регулирования как на глобальном, так и на национальном уровне. Очевидно, что использование криптовалют и деятельность небанковских финансовых институтов – вопросы, которые в силу своей актуальности потребуют скорейшего разрешения в будущем и выработки чёткой позиции со стороны регуляторов. В этом плане антироссийские санкции могут сыграть роль катализатора инноваций в финансовом регулировании.
Итак, драйвером стремительного развития платежной индустрии Российской Федерации являются геополитические санкции, обусловившие трансформацию как внешнего, так и внутреннего периметров реализации расчетных отношений. Ключевым фактором развития эффективной национальной системы платежей является обеспечение ее технологического суверенитета, поиск надежных партнеров и инструментов урегулирования денежных требований и обязательств, в том числе альтернативного характера.