Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE INSTRUMENTS OF REGIONAL COOPERATION DEVELOPMENT

Litvinov V.N. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
Today the regional cooperation and integration (RCI) between the entities of the Russian Federation is the most important mechanism for state economic development, since it allows the state to effectively distribute investment flows between regions, reduce gaps in incomes, use the resources of the state and each region most effectively, providing economic, financial and social well-being of the Russian Federation. Integration trends are strengthening as a consequence of economic instability, financial crises of 2020-2022, as well as macroeconomic shocks in the context of the geopolitical situation, which demonstrates the growing importance of the effective use of key methods and tools of interregional cooperation. Regional economic integration within one state is one of the ways for countries to achieve national interests, since it allows expanding and optimizing the domestic market. The advantages of interregional cooperation are the free flow of trade and investment in the regions, which makes it possible to achieve great results in socio-economic development of the regions. The frequency of interaction between regions and the depth of interregional cooperation depends on the functional boundaries of the regional communication and interconnection. The matrix of the perspectives of the development of economic cooperation between the regions allows to determine the necessary measures and tools for further intensifying regional interaction. Innovations growth and technological progress contribute to the new instruments of interregional cooperation development, as well as outdated methods revision, which makes it possible to build successful strategies for economic and financial cooperation between regions. There are several classifications of key tools for the development of economic cooperation: the main instruments are administrative, organizational, economic and financial, the integrated use of which, together with the consistent distribution of resources and capabilities of the regions, contributes to the development and economic growth of each region of the Russian Federation.
interregional cooperation
instruments of regional cooperation
regional economy
regional policy

Введение

Развитие межсубъектных отношений, усиление интеграционных процессов в рамках одного государства, региональное взаимодействие оказывают все большее влияние на экономическое развитие государства в целом. Региональное сотрудничество и интеграция (РСИ) обеспечивают не только ускорение экономического роста в каждом из регионов по отдельности, но и позволяют сократить разрывы в доходах и межсубъектное экономическое неравенство, способствуют росту занятости населения, укреплению институтов экономического и социального развития и, как следствие, экономическому благополучию всего государства [1]. Кроме того, региональное сотрудничество и интеграционные тенденции оказывают значительное влияние на положение государства в системе мировой экономики, поскольку позволяют эффективнее использовать ключевые ресурсы страны, что также позволяет поддержать общерегиональный рост на интегрированном рынке [1].

Актуальность исследования определяется углублением интеграционного движения и необходимостью последовательного развития регионального сотрудничества на фоне современных вызовов и макроэкономических шоков, которые могут негативно повлиять на экономическое благополучие государства. Кроме того, причины возрастающей важности развития межрегионального сотрудничества состоят в том, что глобализация смещает конкуренцию на региональный уровень, происходит децентрализация, необходимая для эффективного управления муниципалитетами, в результате чего регионы сами по себе становятся основной территориальной единицей [2]. Растет необходимость сотрудничества между муниципалитетами, возрастает значение городских регионов в глобальной конкуренции, где из всего государства какой-либо город или муниципалитет имеет особые условия, необходимые для экономических, социальных исследований или проектов [2].

Цель исследования состоит в определении наиболее современных и эффективных инструментов регионального взаимодействия. В связи с этим в данном исследовании выделяются следующие задачи:

• изучение текущей ситуации в области межрегионального сотрудничества, формулирование ключевых проблем и вызовов;

• анализ существующих инструментов и методов регионального взаимодействия;

• исследование причин негативного или положительного эффекта инструментов;

• формирование пула наиболее эффективных инструментов межрегионального социально-экономического сотрудничества и развития.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу составляют методы сравнительного анализа на основе структурно-содержательного изучения нормативно-правовой и теоретической базы, а также статистический анализ. Исследование опирается на многосторонние соглашения и договоры между субъектами Российской Федерации. Проводится систематизация текущего инструментария региональной экономической политики и сотрудничества, проводится анализ региональных бюджетов, позволяющие определить ключевые направления финансирования. Также изучаются стратегии развития субъектов РФ, включающие пункты о межрегиональном сотрудничестве.

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлены практические инструменты межрегионального сотрудничества, которые формируются в рамках активного взаимодействия регионов для выполнения совместных социальных и экономических задач. В рамках соглашений (по большей части двусторонних, но в том числе многосторонних) межрегиональное сотрудничество предполагает реализацию ряда инвестиционных проектов в том числе в таких областях, как железнодорожное сообщение, туризм, развитие автомобильных дорог, межрегиональной авиации, производственной кооперации, включая сельское хозяйство, строительство и производство, обработку ресурсов. Кроме того, межрегиональное сотрудничество направлено на социальную сферу: создаются центры занятости населения, укрепляется социальная инфраструктура. Основными инструментами регионального экономического взаимодействия являются программы социально-экономического развития, инвестиционные программы, концепции межрегиональных связей, межрегиональные соглашения между субъектами РФ, а также концепции приграничного сотрудничества в России.

missing image file

Рис. 1. Частота взаимодействия регионов и глубина межрегионального сотрудничества в зависимости от функциональных границ

В контексте рассмотрения экономического взаимодействия субъектов были определены функциональные границы межрегионального сотрудничества, а также матрицы перспектив развития экономического взаимодействия, которые в свою очередь определяют ключевые меры и инструменты для проведения региональной политики. В исследовании были выделены и изучены две основные классификации инструментов развития регионального взаимодействия, а также принципы, по которым те или иные инструменты используются. Основными инструментами являются нормативно-правовые акты, соглашения, финансовые инструменты (включая налоги и субсидии, развитие инновационных центров), административные и организационно-правовые формы управления экономическими зонами и взаимодействием между ними. Ключевыми принципами являются комплексность принимаемых мер, а также соответствие ресурсным возможностям.

Функциональные границы межрегионального сотрудничества.

Региональная экономическая интеграция и взаимодействие субъектов сокращает разрыв в доходах между муниципалитетами путем конвергенции [3]. Региональная экономическая интеграция в рамках одного государства – это один из способов достижения странами национальных интересов, поскольку позволяет расширить и оптимизировать внутренний рынок. Преимуществами межрегионального сотрудничества являются свободный поток торговли и инвестиций в регионах, что позволяет достичь максимально высокого уровня социально-экономического развития регионов [4].

Сегодня важнейшим процессом, обеспечивающим существование межрегионального сотрудничества, является так называемая демаркация регионов, которая позволяет развитие функциональных взаимосвязей через административные границы [5]. Понимание функциональных границ и ключевых переменных межрегионального сотрудничества позволяет также определить важнейшие инструменты, необходимые для развития взаимодействия регионов. В частности, функционал субъектов РФ определяется узлами экономического взаимодействия через муниципалитеты, которые через сотрудничество развивают собственную экономическую инфраструктуру на уровне межрегиональных взаимоотношений. Границы функциональных областей, а также глубина межрегионального сотрудничества определяются также уровнем развития делового сотрудничества, научно-прикладного и трудового сотрудничества, рынком труда и т.д. [6]. Границы функциональных областей непосредственно связаны с частотой и интенсивностью экономического взаимодействия, а также удаленностью регионов от центра (рис. 1).

С точки зрения ключевых параметров, которые определяют межрегиональное развитие, можно выделить объемы ввоза и вывоза товаров, межрегиональный импорт-экспорт, использование ключевых ресурсов региона. Данные параметры позволяют выработать ключевые методы для развития межрегионального сотрудничества: формируются общие комплексные меры по стимулированию роста товарооборота и товаропотребления в регионе, может также проводиться реформа двусторонних или многосторонних отношений между регионами, что позволяет в свою очередь перейти к активизации долгосрочных торговых отношений и межрегиональных связей [7].

В зависимости от темпов роста импорта и экспорта между регионами (в парной корреляции) и темпа роста потребления товаров в двух рассматриваемых регионах, формируется матрица перспектив взаимодействия регионов и торгово-экономического сотрудничества [8]. Аналогичные меры и шаги для углубления межрегионального сотрудничества (рис. 2) могут быть применены в отношении других параметров, в том числе социальной политики.

Подобные матрицы перспектив развития регионов позволяют определить перспективы увеличения объемов товарооборота, рост инноваций, поток инвестиций в регион и другие направления экономического сотрудничества субъектов РФ [9]. Исходя из мер, предпринимаемых в каждом квадранте, формируется пул необходимых инструментов для углубления и интенсификации межрегионального сотрудничества.

Современные инструменты межрегионального взаимодействия и сотрудничества.

Инструменты стимулирования межрегионального и межсубъектного сотрудничества постоянно меняются, так как формируются под совокупным влиянием всех факторов регионального развития. Однако основные инструменты, направленные на укрепление экономического развития между регионами можно разделить на три основных направления: а) административные, б) организационно-экономические и в) финансовые [10]. Формы реализации инструментов различаются в зависимости от государственной политики в отношении того или иного региона.

Административные инструменты подразумевают наличие нормативных актов и соглашений об установлении специальных экономических отношений или режимов между регионами или на определенных территориях [11].

missing image file

Рис. 2. Матрица перспектив развития экономического сотрудничества регионов [8]

В рамках реализации административных инструментов определяются ключевые регионы для приоритетного финансирования: в приоритете находятся регионы, которые не соответствуют парадигме «центр-регионы» в контексте выравнивания экономической стабильности регионов. Законодательство в отношении особых экономических зон принимается на федеральном уровне (в частности, экономические зоны регулирует Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (последняя редакция) 22 июля 2005 года [12]. Кроме того, межрегиональное сотрудничество и особые экономические зоны могут регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Таким образом, нормативно-правовые акты являются одним из ключевых инструментов для межрегионального развития. В России основы политики в области регионального развития отражены в Указе Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [13]. В этом Указе определены принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. № 1166-р определены основные направления реализации государственной политики регионального развития РФ, а также ответственные исполнители, сроки выполнения и виды документов по каждой из приоритетных задач [14].

Стратегии развития регионов, которые определяют социально-экономическое развитие между субъектами, также являются инструментами взаимодействия. Например, распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 г. № 2074 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» – один из примеров того, каким образом была сформулирована стратегия развития региона, включающая также взаимодействие с другими регионами [15].

В рамках нормативно-правовых актов, соглашений и стратегий развития регионы выделяют приоритетные направления сотрудничества. Например, в стратегии Республики Саха (Якутия) выделяют следующие ключевые направления. Якутия рассматривает в качестве приоритетов: «...содействие в участии потенциальных инвесторов в реализации крупных стратегических инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия); сотрудничество по совместным межрегиональным проектам, в том числе по приоритетным инвестиционным проектам, осуществляемым в зоне единого экономического пространства; содействие в развитии двусторонних и многосторонних договорных отношений между хозяйствующими субъектами регионов по торгово-экономическим вопросам...» [16].

Организационно-экономические инструменты включают создание особых экономических зон. Данные зоны могут быть производственно-промышленного формата, туристическо-рекреационного, технического и инновационного, а также портовых зон. Инструменты организационно-экономического контекста позволяют проводить системный анализ социально-экономического развития в регионе, в результате которого определяются необходимые программы комплексного социально-экономического развития «депрессивных регионов», разрабатываются методы создания кластеров и технопарков, определяются правила взаимоотношений с инвесторами [17].

Финансовые инструменты предполагают гибкую налоговую систему, уникальную для каждого региона таможенно-тарифную политику, ценовую политику, особый правовой статус для компаний и государственных организаций, субсидирование регионов, разрабатываются долгосрочные программы финансовой поддержки проектов. Финансирование регионов происходит на федеральном уровне, также формируется система льгот для жителей региона, системные трансферты, а также конкурсное распределение инвестиционных средств. Таким образом, финансовые инструменты используют ключевые финансовые ресурсы государства [18].

Перечисленные выше инструменты используются в зависимости от того или иного типа развития регионов: экзогенного или эндогенного. Экзогенный тип развития межрегионального сотрудничества предполагает финансовую помощь, субсидирование отстающих регионов, в то время как эндогенный тип развития предполагает стимулирование развития внутренних конкурентных преимуществ региона.

Современное региональное сотрудничество субъектов продолжает расширяться и стремительно развиваться на фоне развития инноваций, технологического прогресса, а также макроэкономических вызовов, которые подталкивают субъекты РФ к еще более активному взаимодействию. В этом контексте была сформирована более совершенная и современная классификация ключевых инструментов межсубъектного сотрудничества. Инструменты рассматриваются как комплекс мер, направленных на углубление взаимодействия субъектов, которые комбинируются и дополняются исходя из особенностей и возможностей региона. Исходя из этой классификации, выделяются следующие инструменты: а) институционные, б) правовые, в) финансовые, г) материальные, д) организационные, е) мотивационные, ж) аналитические и информационные [19]. Институционные инструменты экономического развития регионов – это создание бизнес-инкубаторов, научных парков и кластеров, а также специальных органов власти для их регулирования. Правовые инструменты – это указы и постановления, которые позволяют определить на основании чего происходит межрегиональное сотрудничество. Финансовые – разнообразные инвестиции, налоговые льготы, гранты, а также создание совместных специализированных учреждений (венчурных или страховых фондов, фондов развития и т.д.). Материальные инструменты – это социальная, производственная, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура, телекоммуникации, которые позволяют субъектам РФ взаимодействовать между собой [20]. Организационно-информационные инструменты – это выставки, ярмарки, межрегиональные форумы, информация в СМИ, региональный маркетинг, технологические и диалоговые платформы, без которых региональное сотрудничество между субъектами не могло бы развиваться так же быстро, как это происходит сегодня. Важно также создавать мотивационные инструменты для всех участников межрегионального экономического сотрудничества – как для служащих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, так и для предприятий, и для населения сотрудничающих регионов [21].

Для отслеживания результатов межрегионального сотрудничества, достигнутого прогресса был также создан комплекс аналитических инструментов, к которым относятся опросы, бенчмаркинг, статистические наблюдения, исследование кейсов, системный и сценарный анализ, факторный и функциональный анализ [19].

При разработке региональной политики и политики экономического взаимодействия регионов важно учитывать взаимосвязь всех этих инструментов. Необходимо взвешивать ресурсные возможности регионов, в том числе органов власти, которые играют существенную роль в развитии субъектов. Для того, чтобы обеспечить региональное экономическое сотрудничество необходимо также учитывать следующие принципы в отношении используемых инструментов: комплексность, ресурсную обеспеченность, инновационность и стратегическую ориентированность, а также принцип совместной ответственности [19, 22].

Заключение

Межрегиональное взаимодействие субъектов РФ является необходимым и критически важным фактором экономического роста всего государства. В зависимости от удаленности от центра, а также от ряда параметров, включая товарооборот и инновационную активность, различается интенсивность взаимодействия регионов, однако основной целью является выравнивание межрегионального сотрудничества, независимо от того, насколько «депрессивный» с экономической точки зрения тот или иной регион. Исходя из этого можно построить матрицу взаимодействия регионов и перспектив сотрудничества, которая является основой для определения ключевых инструментов экономического развития и развития взаимодействия. Существует несколько классификаций инструментов развития экономического сотрудничества. Основными инструментами являются административные, организационно-экономические и финансовые инструменты, однако лишь комплексное их использование и грамотное распределение в зависимости от ресурсов и возможностей регионов, способствует эффективному развитию и экономическому росту.