Введение
Бюджетный сектор экономики играет важную социальную роль и занимает большую нишу среди хозяйствующих субъектов. Планирование работы таких учреждений и оценка выполнения планов представляют собой важную задачу управления эффективностью формирования и использования бюджетных средств. Вместе с тем, вопросам организации микроэкономического финансового анализа в государственном секторе уделяется небольшое внимание в экономической литературе. Изучение современных работ по вопросам финансовых планов и анализа показывает, что в основном исследования посвящены общим вопросам планирования [1, 3, 5], отдельным объектам учета [2], качественному анализу [6]. Одной из основных особенностей структуры финансовой (бухгалтерской) отчетности в государственном секторе является разделение всех объектов по видам деятельности. Это дает возможность организовать планирование и анализ, а как следствие и управление, в разрезе таких видов деятельности. Этим обусловлена необходимость развития темы анализа с учетом специфики как плановых, так и отчетных типовых показателей учреждений.
Целью исследования является разработка последовательности финансового анализа выполнения планов по видам деятельности бюджетного учреждения. В бухгалтерской отчетности учреждения для всех форм предусмотрено раскрытие как общих сумм, так и величин статей по видам деятельности. Это позволяет провести полный анализ всех групп объектов по каждому из трех видов деятельности. Ниже представлены макеты рабочих аналитических таблиц и типовые расчеты на примере одной группы объектов учета – финансовых результатов – за один период (календарный год) на основе Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения.
Материалы и методы исследования
Финансовая отчетность и планы деятельности учреждения дают возможность организовать анализ плановых и фактических значений не только в целом по учреждению, но и в разрезе каждого вида деятельности учреждения:
- деятельность с целевыми средствами;
- деятельность по государственному заданию;
- приносящая доход деятельность.
Структурно-динамический анализ по видам деятельности учреждения основан на методике общего структурно-динамического анализа. Однако расчеты производятся отдельно по каждому виду деятельности, соответственно, составляется по три таблицы каждого вида активов, пассивов и т.д. Это позволяет сопоставить результаты между видами деятельности.
Материалом исследования послужили типовые требования к структуре отчетности учреждения, а также модельные цифры и иллюстративные расчеты.
Результаты исследования и их обсуждение
Ввиду большого объема данных анализ целесообразно оформлять в табличном виде. Для каждого вида деятельности формируется отдельная аналитическая таблица.
Макет документа анализа финансовых результатов деятельности с целевыми средствами представлен в таблице 1. Уровень каждого показателя в таблице 1 и далее определен к доходу по соответствующему виду деятельности.
Обычно учреждение имеет все виды доходов и расходов по деятельности с целевыми средствами. При этом эта деятельность может приносить как прибыль, так и убыток (убыток, как и для коммерческих организаций, является отрицательным явлением).
Согласно модельным показателям в таблице 1, учреждение имело все виды доходов и расходов по деятельности с целевыми средствами. При этом такая деятельность приносила прибыль, что является положительным явлением. Фактические значения превысили план, несмотря на то, что по отдельным группам операций соотношения были обратными
Макет документа анализа финансовых результатов деятельности по государственному заданию представлен в таблице 2. Обычно учреждение имеет все виды доходов и расходов деятельности по государственному заданию. При этом такая деятельность также может приносить как прибыль, так и убыток.
Согласно таблице 2, учреждение имело все виды доходов и расходов деятельности по государственному заданию. При этом такая деятельность приносила фактически убытки, что является отрицательным моментом, несмотря на то, что по некоторым группам операций был показан положительный результат.
Пример анализа финансовых результатов приносящей доход деятельности представлен в таблице 3. Согласно таблице 3 (ее модельным значениям), учреждение имело все виды доходов и расходов по приносящей доход деятельности. При этом по плану и фактически эта деятельность прибыльная.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов деятельности с целевыми средствами, округлено до тыс. руб.
Показатели |
План на отчетный год |
Факт за отчетный год |
||
сумма |
абсолютное отклонение от плана, (+) |
темп роста к плану, % |
||
Доходы, тыс.руб. |
6135 |
26590 |
20455 |
433,41 |
Расходы, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
6132 |
13690 |
7558 |
223,26 |
- уровень, % |
99,95 |
51,49 |
-48,47 |
51,51 |
Операционный результат до налогообложения, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
3462 |
12900 |
9438 |
372,62 |
- уровень, % |
56,43 |
48,51 |
-7,92 |
85,97 |
Налог на прибыль, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
0 |
0 |
- |
- |
- уровень, % |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
Чистый операционный результат, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
3462 |
12900 |
9438 |
372,62 |
- уровень, % |
56,43 |
48,51 |
-7,92 |
85,97 |
Операции с нефинансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
0 |
5881 |
5881 |
- |
- уровень, % |
0,00 |
22,12 |
22,12 |
- |
Операции с финансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
68567 |
7258 |
-61309 |
10,59 |
- уровень, % |
1117,64 |
27,30 |
-1090,34 |
2,44 |
Операции с обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
65105 |
240 |
-64865 |
0,37 |
- уровень, % |
1061,21 |
0,90 |
-1060,30 |
0,09 |
Операции с финансовыми активами и обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
3462 |
7019 |
3557 |
202,74 |
- уровень, % |
56,43 |
26,40 |
-30,03 |
46,78 |
Таблица 2
Анализ финансовых результатов деятельности по государственному заданию, округлено до тыс. руб.
Показатели |
План на отчетный год |
Факт за отчетный год |
||
сумма |
абсолютное отклонение от плана, (+) |
темп роста к плану, % |
||
Доходы, тыс.руб. |
95978 |
21703 |
-74275 |
22,61 |
Расходы, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
31944 |
26478 |
-5466 |
82,89 |
- уровень, % |
33,28 |
122,00 |
88,72 |
366,56 |
Операционный результат до налогообложения, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
64033 |
-4775 |
-68808 |
-7,46 |
- уровень, % |
66,72 |
-22,00 |
-88,72 |
-32,98 |
Налог на прибыль, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
0 |
0 |
- |
- |
- уровень, % |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
Чистый операционный результат, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
64033 |
-4775 |
-68808 |
-7,46 |
- уровень, % |
66,72 |
-22,00 |
-88,72 |
-32,98 |
Операции с нефинансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
-6462 |
-4115 |
2347 |
63,68 |
- уровень, % |
0,00 |
-18,96 |
-18,96 |
- |
Операции с финансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
71293 |
0 |
6462 |
0,00 |
- уровень, % |
-6,73 |
0,00 |
6,73 |
0,00 |
Операции с обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
797 |
660 |
-137 |
82,81 |
- уровень, % |
0,83 |
3,04 |
2,21 |
366,22 |
Операции с финансовыми активами и обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
70496 |
-660 |
-71156 |
-0,94 |
- уровень, % |
73,45 |
-3,04 |
-76,49 |
-4,14 |
Таблица 3
Анализ финансовых результатов приносящей доход деятельности учреждения, округлено до тыс. руб.
Показатели |
План на отчетный год |
Факт за отчетный год |
||
сумма |
абсолютное отклонение от плана, (+) |
темп роста к плану, % |
||
Доходы, тыс.руб. |
44437 |
254934 |
210497 |
573,70 |
Расходы, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
101740 |
121093 |
19353 |
119,02 |
- уровень, % |
228,95 |
47,50 |
-181,45 |
20,75 |
Операционный результат до налогообложения, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
57304 |
133841 |
76537 |
233,56 |
- уровень, % |
128,96 |
52,50 |
-76,46 |
40,71 |
Налог на прибыль, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
493 |
0 |
-493 |
0,00 |
- уровень, % |
1,11 |
0 |
-1,11 |
0,00 |
Чистый операционный результат, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
57796 |
133841 |
76045 |
231,57 |
- уровень, % |
130,06 |
52,50 |
-77,56 |
40,37 |
Операции с нефинансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
-3213 |
1617 |
4830 |
-50,33 |
- уровень, % |
0,00 |
0,63 |
0,63 |
- |
Операции с финансовыми активами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
21327 |
287330 |
290543 |
-8942,73 |
- уровень, % |
-7,23 |
112,71 |
119,94 |
-1558,79 |
Операции с обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
75910 |
155106 |
79196 |
204,33 |
- уровень, % |
170,83 |
60,84 |
-109,98 |
35,62 |
Операции с финансовыми активами и обязательствами, |
||||
- сумма, тыс.руб. |
-54584 |
132224 |
186808 |
-242,24 |
- уровень, % |
-122,83 |
51,87 |
174,70 |
-42,22 |
Таблица 4
Сравнительный анализ статьи финансовой отчетности по видам деятельности (выписка по статье «Расходы»)
Наименование видов деятельности |
План на отчетный год, тыс. руб. |
Факт за отчетный год |
||
сумма, тыс. руб. |
абсолютное отклонение от плана, (+) |
темп роста к плану, % |
||
Общая сумма расходов |
139816 |
161261 |
21445 |
115,34 |
Деятельность с целевыми средствами: |
||||
- сумма, тыс.руб. |
6132 |
13690 |
7558 |
223,26 |
- уровень, % |
99,95 |
51,49 |
-48,47 |
51,51 |
- доля в общей сумме расходов, % |
4,39 |
8,49 |
4,10 |
193,57 |
Деятельность по государственному заданию: |
||||
- сумма, тыс.руб. |
31944 |
26478 |
-5466 |
82,89 |
- уровень, % |
33,28 |
122,00 |
88,72 |
366,56 |
- доля в общей сумме расходов, % |
22,85 |
16,42 |
-6,43 |
71,87 |
Приносящая доход деятельность: |
||||
- сумма, тыс.руб. |
101740 |
121093 |
19353 |
119,02 |
- уровень, % |
228,95 |
47,50 |
-181,45 |
20,75 |
- доля в общей сумме расходов, % |
72,76 |
75,09 |
2,33 |
103,20 |
Динамика доходов и расходов всех трех видов деятельности отражает сравнительные тенденции работы учреждения.
После проведения первичных расчетов в разрезе каждого вида деятельности затем, по логике структурно-динамического финансового анализа, проводятся сопоставления отдельных статей (видов доходов, расходов и т.д.) по видам деятельности. Такой анализ позволяет определить тенденции изменения одного показателя по группам операций учреждения. Модель сравнительного анализа статьи финансовой отчетности по видам деятельности представлена в таблице 4. Числовые данные переносятся из таблиц анализа по каждому виду деятельности (таблицы 1, 2 и 3).
При проведении анализа по видам деятельности для повышения наглядности информации может применяться графическое представление в виде гистограмм. В таблицах росту наглядности способствует выделение граничных значений (сумм и уровней отдельно), например, максимальное значение показателя с денежным измерителем в столбце выделяется жирным шрифтом, среднее – курсивом, минимальное – обычным шрифтом.
Особое внимание уделяется изучению структуры показателей, выраженной через доли показателя по виду деятельности (в таблице 4 это «Расходы») в общей сумме показателя по всем видам деятельности. Так, в модельном примере наибольшую долю расходов (более 70%) сформировала приносящая доход деятельность, затем следует деятельность по государственному заданию и на последнем месте (менее 10%) находится деятельность с целевыми средствами. В анализе расходов также производится сравнение с доходами, чтобы получить представление о финансовом результате.
При использовании компьютерных программ в виде таблиц или баз данных выборка и построение графиков производится быстро и имеет много вариантов оформления.
Заключение
Для проведения сравнений за несколько периодов используется дефлирование показателей, то есть приведение текущих сумм к уровню цен базового года. Для дефлирования отчетный показатель делится на индекс цен в долях единицы. Индекс цен выбирается из массива статистических данных в зависимости от региона и видов деятельности учреждения.
Проведя начальный, общий, финансовый анализ, затем необходимо изучить качественные причины отклонений от планов и движения сумм между периодами по видам деятельности. Для этого необходимо собирать информацию из многочисленных как внутренних, так и внешних по отношению к учреждению источников.
Внедрение инструментария анализа по видам деятельности учреждений позволит использовать потенциал информации, содержащейся в их планах и финансовых отчетах. Рекомендуемая методика анализа может использоваться для оценки качества планирования и управления как отдельного учреждения, так и ряда учреждений.