Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

METHODS OF STIMULATION OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN MODERN CONDITIONS

Mosijchuk E.A. 1 Naumenkov A.V. 1 Khromenkova G.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article discusses the role of youth entrepreneurship in the sustainable development of the country’s economy and methods of encouraging young people to enter entrepreneurial activities. The purpose of the study is to identify effective areas for supporting youth entrepreneurship in the Russian Federation. Active and enterprising young people have a significant impact on the development of the economy of their country, in this regard, their potential must be developed and used. Youth entrepreneurship by itself cannot, of course, solve all the problems of today’s economy, but it can help reduce youth unemployment because job creation is a natural result of business growth. According to various statistics, today’s younger generation is interested in starting their own business, but when creating their own business, there are many different difficulties. Therefore, it is necessary to assist young people in this matter from the standpoint of informational, organizational, financial, communication and other areas of support. In the Russian Federation, the authorities are trying to provide opportunities for self-realization of young people in business and support young entrepreneurs using various incentive mechanisms, such as improving business education, providing financial support, simplifying legal procedures, etc., realizing that a contribution to youth is a contribution to the future economy of the country.
entrepreneurship
youth
business
incentives
support measures

Введение

Молодежь – это один из самых амбициозных слоев общества, который активно генерирует свежие идеи, ставит грандиозные цели и проектирует способы их достижения. Каждый третий молодой человек говорит о собственном успешном бизнесе, мечтает стать сам себе руководителем, получать удовлетворение от принятия собственных решений и зарабатывать большие деньги.

Исходя из аналитических данных одного из крупнейших Интернет-магазинов Wildberries, можно говорить о значительном росте молодежного предпринимательства за прошедший год: «За 2021 год доля молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет выросла с 6 до 16%. Большинство же (50%) представителей онлайн-бизнеса находятся в возрасте 26-35 лет. Наименьшая (1%) доля предпринимателей – в возрасте от 55 лет и старше» [1].

Данная тенденция также отмечена и на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022). В докладе главы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой было сказано, что количество несовершеннолетних предпринимателей в Российской Федерации возрастает, и на 2021 год насчитывается около 20 тысяч предпринимателей, не достигших 18 лет [2].

Как показывает практика, молодые предприниматели могут реагировать на новые экономические возможности и тенденции намного быстрее. Например, молодежь, имеющая техническое образование, молодёжь способна ускорить цифровую экономику с помощью революционных стартапов. Но, к сожалению, большинство молодых людей не знают, как реализовать свои амбиции в этом направлении из-за относительно ограниченных знаний и недостаточного опыта, возможных рисков, недостаточной мотивации, небольшого имеющегося капитала и др. Поэтому стимулирование и развитие молодежного предпринимательства – это одна из приоритетных задач модернизации экономики государства в современных условиях.

Термин «молодежное предпринимательство» закреплен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р, в котором под молодежным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 % [3].

Феномен молодежного предпринимательства характеризует процесс, при котором творческие и инновационные идеи преобразуются в предприятия, инициируемые и управляемые молодыми людьми. Активное развитие собственного бизнеса – это лучшее, что амбициозные молодые люди могут сделать для своего личного и профессионального развития в частности, а также для государства в целом. Это открывает перед ними большие возможности для профессионального и карьерного роста и ставит перед ними цель – стать творцами собственного будущего.

Целью исследования является определение эффективных направлений поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

При проведении данного исследования в качестве информационной базы использовались материалы научных публикаций по вопросам развития молодежного предпринимательства и стимулирования экономической активности молодой части населения страны, данные статистических наблюдений, официальные электронные ресурсы. При исследовании также использовались методы комплексного системного анализа, общенаучные методы экономической теории, методы обработки и обобщения полученных данных, сравнения и графической визуализации данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Сейчас активно обсуждаются вопросы о том, как помочь молодежи открыть собственный бизнес, как государство может на это повлиять и посодействовать успешному развитию.

Органы власти и бизнес неразрывно связаны, воздействия органов власти различных уровней имеют существенное влияние на успешное функционирование бизнеса. При реализации задачи устойчивого развития экономики в условиях санкций недружественных стран необходимо обеспечивать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. Чтобы усилить потенциал молодежных предприятий, крайне важно понимать сильные и слабые стороны молодежного предпринимательства. Требуется разрабатывать стратегии развития и поддержки с учетом потребностей молодых предпринимателей, поскольку они требуют других, специфических ресурсов и механизмов, чем другие категории предпринимателей. Молодежь должна быть официально признана заинтересованной стороной будущего своей страны и ее экономической политики. Так, например, в Российской Федерации поддержка инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики и закреплены в ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [4].

Очевидно, что современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки, определенных знаний и профессиональных компетенций, поэтому первым и одним из главных методов стимулирования молодежи в создании собственного бизнеса является улучшение практико-ориентированного образования в области предпринимательства и интеграция его в учебный процесс с раннего возраста [5]. Так, например, в Смоленском филиале Финансового университета ежегодно проходит обучение школьников 10-11 классов г.Смоленска и Смоленской области в рамках программы «Школа молодого предпринимателя». В ходе обучения школьники осваивают не только теоретические знания по базовым блокам предпринимательства от генерации бизнес-идеи, определения ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз реализации, направлений поиска ресурсов, расчета затрат, до основ управления персоналом и взаимодействия в команде. Эти знания школьники применяют на практике, составляя свой бизнес-проект, который затем представляют экспертам. В качестве экспертов приглашаются как ведущие преподаватели Смоленского филиала Финансового университета, так и действующие успешные предприниматели региона.

Открытие и дальнейшее ведение бизнеса требует не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые позволят молодым людям правильно распределить имеющийся капитал и развить собственную бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее стабильный доход. Обучение молодежи предпринимательству может помочь им приобрести не только предпринимательские навыки и знания, но и предпринимательские качества и индивидуальность [6].

Обучение предпринимательству также является потенциальным средством повышения предпринимательской культуры, понимания своей роли в современной экономике и в обществе. На рисунке 1 показаны три основных способа продвижения предпринимательской культуры.

Раннее знакомство с предпринимательской деятельностью может повысить предпринимательские способности молодежи и, в свою очередь, повлиять на выбор предпринимательской карьеры.

Международный опыт также подтверждает данные утверждения, так Aflatoun International – это пример международной организации, которая продвигает социальное и финансовое образование. За прошедшие годы Aflatoun сотрудничал с более чем 300 организациями и более чем 40 правительствами в более чем 100 странах. Данные исследований показали положительное влияние социального и финансового образования на успеваемость детей и молодежи в области образования и развитие у них финансовых привычек.

missing image file

Рис. 1. Способы продвижение предпринимательской культуры Источник: составлено автором по данным [5-7]

Помимо получения теоретических знаний, существуют тренажеры-симуляторы, конкурсы, соревнования по предпринимательству. Например, Global Management Challenge, крупнейшее в мире первенство по стратегическому менеджменту, Программа массового развития компетенций в области ведения бизнеса и предпринимательского мышления. В основе чемпионата лежит комплексный компьютерный бизнес-симулятор (игровая модель), дающий возможность менее чем за месяц получить опыт управления компанией, равный нескольким годам работы в условиях глобальной конкуренции. В России данное мероприятие также реализуется.

В России уже больше 15 лет пользуется широкой популярностью Международная школа бизнеса (Институт) на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, где молодые люди получают полноценное бизнес-образование, актуальные знания и компетенции в таких областях как маркетинг, управление финансами и персоналом в современных реалиях, дается понимание разнообразных бизнес-практик и др. [8].

Также на регулярной основе в Финансовом университете проходят разнообразные образовательные мероприятия, курсы, вебинары, круглые столы, по молодежному предпринимательству. Типичный пример – программа «Я в деле», проводимая Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, суть которой заключается в предоставлении молодым людям возможности овладеть предпринимательской грамотностью.

В апреле 2022 года в Финансовом университете прошла презентация Предпринимательского клуба, на базе которого развивается экосистема студенческого технологического предпринимательства и инноваций. В рамках мероприятия была организована финальная сессия нового масштабного проекта Финуниверситета – Всероссийской олимпиады «Я – предприниматель». Всероссийская олимпиада проводится при партнерском участии Министерства науки и высшего образования РФ, инновационного центра «Сколково», проекта «Малый бизнес Москвы» и государственной корпорации «Ростех». В олимпиаде приняли участие более 300 человек из разных вузов и регионов страны. Это является новым этапом развития университета как предпринимательского центра, целью которого является создание центра развития интересных технологических стартапов и точки притяжения креативных и талантливых студентов. Новая программа Финансового университета «Стартап как диплом» уделяет особое внимание подготовке выпускных квалификационных работ в практикоориентированнном формате и открывает широкие возможности для реализации идей и развития проектных навыков [9].

Следующим, не менее важным способом стимулирования предпринимательской деятельности молодёжи является финансовая мотивация. Большинство молодых людей часто сталкиваются с проблемой нехватки свободных денежных средств и отсутствием необходимого стартового капитала. Существуют различные механизмы финансирования, которые могут удовлетворить потребности молодых предпринимателей. Рассмотрим рисунок 2.

В Российской Федерации на данный момент осуществляется оказание поддержки молодежи при вхождении в бизнес через предоставление грантов в размере от 100 до 500 тыс. рублей (или до 1 млн рублей в том случае, если деятельность ведется в Арктической зоне). Оказание такой финансовой помощи проходит как на федеральном, так и на региональном и областном уровнях.

missing image file

Рис. 2. Механизмы финансирования Источник: составлено автором по данным [10-12]

Так, например, весной 2022 г. в Смоленской области прошел Областной конкурс молодежных проектов, Организатором которого являлось Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию. В результате данного мероприятия были отобраны 7 социально-значимых проектов, авторы которых получили гранты в размере 100 тыс. рублей.

Льготное кредитование, инвестиции, наставничество со стороны опытных предпринимателей также является актуальными методами стимулирования молодежного предпринимательства в России. Благодаря российской социальной сети ВКонтакте и центру «Мой Бизнес» был запущен проект по предоставлению дополнительного бюджета на продвижение своих товаров и услуг в социальной сети ВКонтакте. Также Правительство Российской Федерации для развития отечественных IT-компаний полностью освободило их от уплаты налога на прибыль в 2022–2024 годах, а основная масса работающих в них – это молодые люди [12].

Стоит отметить, что молодежное предпринимательство в городских районах очень отличается от предпринимательства в сельской местности. Одним из стимулов к созданию бизнеса за пределами городских центров может служить устранение различных препятствий и поддержка молодых предпринимателей, например, налаживание поставок продукции и производственно-сбытовых цепочек, проведение Интернета в сельской местности и др.

Улучшение нормативно-правовой базы для финансирования стартапов также будет отличной мотивацией для развития молодежного предпринимательства. Юридические процедуры, ориентированные на молодежь, должны быть доступными, эффективными и понятными. В настоящее время длительные процессы, связанные с созданием и развитием бизнеса, ограничивают возможности молодежи реализовать свои предпринимательские идеи. Поэтому финансовые учреждения, например, могли бы упростить свои административные процедуры и требования: например, предоставлять льготные кредиты на развитие молодежного предпринимательства по примеру льготной ипотеки для молодежи под 0,1% [13].

Информационная поддержка также является основой экосистемы предпринимательства. Более широкое распространение информации об изменениях в правилах ведения бизнеса могло бы помочь молодежи принимать более правильные и эффективные решения по различным вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью [14, 15]. Так, например, в городе Смоленске активно функционирует региональный центр «Мой бизнес», который оказывает консультационную, образовательную, финансовую и другие виды поддержки. Данная площадка оказывает помощь не только действующим предпринимателям, но и молодежи, которая только планирует открыть свой бизнес, для чего проводит обучение в рамках курса «Азбука предпринимательства», «Мама-предприниматель» и других.

Очевидно, что в Российской Федерации есть потребность в расширении предпринимаемых мер на федеральном и региональном уровнях по поддержке молодежного предпринимательства, чтобы оно стало максимально популярным и привносило более значимый вклад в экономику. Органы власти имеют возможности стимулировать и направлять усилия молодежи с поиска обычной работы по найму на создание и ведение личного бизнеса. В целом, политика, направленная на поощрение молодежного предпринимательства, должна позволить молодым людям успешно продвигаться по избранному бизнес-пути.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета по теме: «Разработка механизмов мотивации и стимулирования предпринимательской деятельности в современных условиях».