Введение
Молодежь – это один из самых амбициозных слоев общества, который активно генерирует свежие идеи, ставит грандиозные цели и проектирует способы их достижения. Каждый третий молодой человек говорит о собственном успешном бизнесе, мечтает стать сам себе руководителем, получать удовлетворение от принятия собственных решений и зарабатывать большие деньги.
Исходя из аналитических данных одного из крупнейших Интернет-магазинов Wildberries, можно говорить о значительном росте молодежного предпринимательства за прошедший год: «За 2021 год доля молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет выросла с 6 до 16%. Большинство же (50%) представителей онлайн-бизнеса находятся в возрасте 26-35 лет. Наименьшая (1%) доля предпринимателей – в возрасте от 55 лет и старше» [1].
Данная тенденция также отмечена и на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022). В докладе главы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой было сказано, что количество несовершеннолетних предпринимателей в Российской Федерации возрастает, и на 2021 год насчитывается около 20 тысяч предпринимателей, не достигших 18 лет [2].
Как показывает практика, молодые предприниматели могут реагировать на новые экономические возможности и тенденции намного быстрее. Например, молодежь, имеющая техническое образование, молодёжь способна ускорить цифровую экономику с помощью революционных стартапов. Но, к сожалению, большинство молодых людей не знают, как реализовать свои амбиции в этом направлении из-за относительно ограниченных знаний и недостаточного опыта, возможных рисков, недостаточной мотивации, небольшого имеющегося капитала и др. Поэтому стимулирование и развитие молодежного предпринимательства – это одна из приоритетных задач модернизации экономики государства в современных условиях.
Термин «молодежное предпринимательство» закреплен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р, в котором под молодежным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 % [3].
Феномен молодежного предпринимательства характеризует процесс, при котором творческие и инновационные идеи преобразуются в предприятия, инициируемые и управляемые молодыми людьми. Активное развитие собственного бизнеса – это лучшее, что амбициозные молодые люди могут сделать для своего личного и профессионального развития в частности, а также для государства в целом. Это открывает перед ними большие возможности для профессионального и карьерного роста и ставит перед ними цель – стать творцами собственного будущего.
Целью исследования является определение эффективных направлений поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
При проведении данного исследования в качестве информационной базы использовались материалы научных публикаций по вопросам развития молодежного предпринимательства и стимулирования экономической активности молодой части населения страны, данные статистических наблюдений, официальные электронные ресурсы. При исследовании также использовались методы комплексного системного анализа, общенаучные методы экономической теории, методы обработки и обобщения полученных данных, сравнения и графической визуализации данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Сейчас активно обсуждаются вопросы о том, как помочь молодежи открыть собственный бизнес, как государство может на это повлиять и посодействовать успешному развитию.
Органы власти и бизнес неразрывно связаны, воздействия органов власти различных уровней имеют существенное влияние на успешное функционирование бизнеса. При реализации задачи устойчивого развития экономики в условиях санкций недружественных стран необходимо обеспечивать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. Чтобы усилить потенциал молодежных предприятий, крайне важно понимать сильные и слабые стороны молодежного предпринимательства. Требуется разрабатывать стратегии развития и поддержки с учетом потребностей молодых предпринимателей, поскольку они требуют других, специфических ресурсов и механизмов, чем другие категории предпринимателей. Молодежь должна быть официально признана заинтересованной стороной будущего своей страны и ее экономической политики. Так, например, в Российской Федерации поддержка инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики и закреплены в ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [4].
Очевидно, что современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки, определенных знаний и профессиональных компетенций, поэтому первым и одним из главных методов стимулирования молодежи в создании собственного бизнеса является улучшение практико-ориентированного образования в области предпринимательства и интеграция его в учебный процесс с раннего возраста [5]. Так, например, в Смоленском филиале Финансового университета ежегодно проходит обучение школьников 10-11 классов г.Смоленска и Смоленской области в рамках программы «Школа молодого предпринимателя». В ходе обучения школьники осваивают не только теоретические знания по базовым блокам предпринимательства от генерации бизнес-идеи, определения ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз реализации, направлений поиска ресурсов, расчета затрат, до основ управления персоналом и взаимодействия в команде. Эти знания школьники применяют на практике, составляя свой бизнес-проект, который затем представляют экспертам. В качестве экспертов приглашаются как ведущие преподаватели Смоленского филиала Финансового университета, так и действующие успешные предприниматели региона.
Открытие и дальнейшее ведение бизнеса требует не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые позволят молодым людям правильно распределить имеющийся капитал и развить собственную бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее стабильный доход. Обучение молодежи предпринимательству может помочь им приобрести не только предпринимательские навыки и знания, но и предпринимательские качества и индивидуальность [6].
Обучение предпринимательству также является потенциальным средством повышения предпринимательской культуры, понимания своей роли в современной экономике и в обществе. На рисунке 1 показаны три основных способа продвижения предпринимательской культуры.
Раннее знакомство с предпринимательской деятельностью может повысить предпринимательские способности молодежи и, в свою очередь, повлиять на выбор предпринимательской карьеры.
Международный опыт также подтверждает данные утверждения, так Aflatoun International – это пример международной организации, которая продвигает социальное и финансовое образование. За прошедшие годы Aflatoun сотрудничал с более чем 300 организациями и более чем 40 правительствами в более чем 100 странах. Данные исследований показали положительное влияние социального и финансового образования на успеваемость детей и молодежи в области образования и развитие у них финансовых привычек.
Рис. 1. Способы продвижение предпринимательской культуры Источник: составлено автором по данным [5-7]
Помимо получения теоретических знаний, существуют тренажеры-симуляторы, конкурсы, соревнования по предпринимательству. Например, Global Management Challenge, крупнейшее в мире первенство по стратегическому менеджменту, Программа массового развития компетенций в области ведения бизнеса и предпринимательского мышления. В основе чемпионата лежит комплексный компьютерный бизнес-симулятор (игровая модель), дающий возможность менее чем за месяц получить опыт управления компанией, равный нескольким годам работы в условиях глобальной конкуренции. В России данное мероприятие также реализуется.
В России уже больше 15 лет пользуется широкой популярностью Международная школа бизнеса (Институт) на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, где молодые люди получают полноценное бизнес-образование, актуальные знания и компетенции в таких областях как маркетинг, управление финансами и персоналом в современных реалиях, дается понимание разнообразных бизнес-практик и др. [8].
Также на регулярной основе в Финансовом университете проходят разнообразные образовательные мероприятия, курсы, вебинары, круглые столы, по молодежному предпринимательству. Типичный пример – программа «Я в деле», проводимая Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, суть которой заключается в предоставлении молодым людям возможности овладеть предпринимательской грамотностью.
В апреле 2022 года в Финансовом университете прошла презентация Предпринимательского клуба, на базе которого развивается экосистема студенческого технологического предпринимательства и инноваций. В рамках мероприятия была организована финальная сессия нового масштабного проекта Финуниверситета – Всероссийской олимпиады «Я – предприниматель». Всероссийская олимпиада проводится при партнерском участии Министерства науки и высшего образования РФ, инновационного центра «Сколково», проекта «Малый бизнес Москвы» и государственной корпорации «Ростех». В олимпиаде приняли участие более 300 человек из разных вузов и регионов страны. Это является новым этапом развития университета как предпринимательского центра, целью которого является создание центра развития интересных технологических стартапов и точки притяжения креативных и талантливых студентов. Новая программа Финансового университета «Стартап как диплом» уделяет особое внимание подготовке выпускных квалификационных работ в практикоориентированнном формате и открывает широкие возможности для реализации идей и развития проектных навыков [9].
Следующим, не менее важным способом стимулирования предпринимательской деятельности молодёжи является финансовая мотивация. Большинство молодых людей часто сталкиваются с проблемой нехватки свободных денежных средств и отсутствием необходимого стартового капитала. Существуют различные механизмы финансирования, которые могут удовлетворить потребности молодых предпринимателей. Рассмотрим рисунок 2.
В Российской Федерации на данный момент осуществляется оказание поддержки молодежи при вхождении в бизнес через предоставление грантов в размере от 100 до 500 тыс. рублей (или до 1 млн рублей в том случае, если деятельность ведется в Арктической зоне). Оказание такой финансовой помощи проходит как на федеральном, так и на региональном и областном уровнях.
Рис. 2. Механизмы финансирования Источник: составлено автором по данным [10-12]
Так, например, весной 2022 г. в Смоленской области прошел Областной конкурс молодежных проектов, Организатором которого являлось Главное управление Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию. В результате данного мероприятия были отобраны 7 социально-значимых проектов, авторы которых получили гранты в размере 100 тыс. рублей.
Льготное кредитование, инвестиции, наставничество со стороны опытных предпринимателей также является актуальными методами стимулирования молодежного предпринимательства в России. Благодаря российской социальной сети ВКонтакте и центру «Мой Бизнес» был запущен проект по предоставлению дополнительного бюджета на продвижение своих товаров и услуг в социальной сети ВКонтакте. Также Правительство Российской Федерации для развития отечественных IT-компаний полностью освободило их от уплаты налога на прибыль в 2022–2024 годах, а основная масса работающих в них – это молодые люди [12].
Стоит отметить, что молодежное предпринимательство в городских районах очень отличается от предпринимательства в сельской местности. Одним из стимулов к созданию бизнеса за пределами городских центров может служить устранение различных препятствий и поддержка молодых предпринимателей, например, налаживание поставок продукции и производственно-сбытовых цепочек, проведение Интернета в сельской местности и др.
Улучшение нормативно-правовой базы для финансирования стартапов также будет отличной мотивацией для развития молодежного предпринимательства. Юридические процедуры, ориентированные на молодежь, должны быть доступными, эффективными и понятными. В настоящее время длительные процессы, связанные с созданием и развитием бизнеса, ограничивают возможности молодежи реализовать свои предпринимательские идеи. Поэтому финансовые учреждения, например, могли бы упростить свои административные процедуры и требования: например, предоставлять льготные кредиты на развитие молодежного предпринимательства по примеру льготной ипотеки для молодежи под 0,1% [13].
Информационная поддержка также является основой экосистемы предпринимательства. Более широкое распространение информации об изменениях в правилах ведения бизнеса могло бы помочь молодежи принимать более правильные и эффективные решения по различным вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью [14, 15]. Так, например, в городе Смоленске активно функционирует региональный центр «Мой бизнес», который оказывает консультационную, образовательную, финансовую и другие виды поддержки. Данная площадка оказывает помощь не только действующим предпринимателям, но и молодежи, которая только планирует открыть свой бизнес, для чего проводит обучение в рамках курса «Азбука предпринимательства», «Мама-предприниматель» и других.
Очевидно, что в Российской Федерации есть потребность в расширении предпринимаемых мер на федеральном и региональном уровнях по поддержке молодежного предпринимательства, чтобы оно стало максимально популярным и привносило более значимый вклад в экономику. Органы власти имеют возможности стимулировать и направлять усилия молодежи с поиска обычной работы по найму на создание и ведение личного бизнеса. В целом, политика, направленная на поощрение молодежного предпринимательства, должна позволить молодым людям успешно продвигаться по избранному бизнес-пути.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета по теме: «Разработка механизмов мотивации и стимулирования предпринимательской деятельности в современных условиях».