Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF TRADE IN THE TYUMEN REGION

Lysenko I.V. 1
1 Tyumen Industrial University
The modern Russian economy is going through a difficult stage of global transformations. For the Russian consumer, they resulted in protracted reforms that led to a prolonged recession in production, high inflation rates, the discrepancy between the goods and services offered by the market to the structure of consumer demand, a reduction in the volume of consumption of not only non-food products, but also food products with an external appearance of saturation of the market with goods and services. Changes in society manifested themselves in a sharp differentiation of various groups of the population by income level caused by a significant depreciation of the main resource of production – labor. To some extent, the improvement of the current situation may be the development of the consumer market. A balanced and efficient market of consumer goods and services contributes to an increase in the income level of the population, forms a human-oriented economy, develops interest in work, encourages entrepreneurship, efficiency, and search. One of the most important tasks of its functioning is to create conditions for improving the quality of life of the population. As you know, the quality of life indicator is integral and includes such components as the standard of living, lifestyle and health level. This is where the concept of complex satisfaction of needs arises. Their diversity, specific characteristics determined by the personal factor, the tendency to individualize mass demand, the desire to reduce the time spent on obtaining benefits are the initial parameters for the formation of the consumer market in the regional economy system. The territorial diversity of Russia’s regions contributes to the formation of various conditions for the development of a market economy in the relevant subject of the country. In order to study the features and possibilities of developing the infrastructure of territories, there is a need for a comprehensive study of its components and features, both at the regional and municipal level. The article presents an overview of the key trends in the development of retail and wholesale trade in the Tyumen region.
tyumen region
retail trade
wholesale trade
inflation
turnover

Введение

Сложный экономический период, характерный для современной российской экономики, характеризуется кризисной ситуации во многих отраслях, в том числе жизнеобеспечивающей сфере – торговле. Удовлетворение потребностей населения в необходимых товарах является первоочередной задачей государства. Не менее актуальным является поддержание развития потребительского рынка и в регионах.

Актуальность темы данного исследования связана с динамично развивающимся потребительским рынком, что обусловлено теми факторами, что рыночная инфраструктура определяет направления совершенствования конкуренции, направлена на демонополизацию и рост экономики региона и страны в целом. Рыночная инфраструктура также обеспечивает единство экономического пространства и территориальной целостности страны. Практическая значимость темы связана с возможностью более глубокого осмысления особенностей и сущности потребительского рынка в регионе, так как именно он является основой для развития региональной экономики и национального богатства страны.

Цель: выявить ресурс роста регионального потребительского рынка на основе анализа динамики его ключевых показателей.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: общенаучные методы обработки статической информации, отражающей формирование основных трендов развития розничной и оптовой торговли в Тюменском регионе за период 2016-2021 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

Динамика ВРП Тюменской области показывает положительные результаты по основным показателям до 2019 г., тогда как в следующем году происходит снижение и в 2020 году ВРП составляет на 113,9 млрд руб. меньше, что на 13,3 % меньше показателей предыдущего периода. ВРП на душу населения в 2020 году снижается на 82,9 тыс. руб. и на 13,7 % соответственно. Согласно анализу ВРП и его основных показателей, можно сделать вывод об ухудшении экономики региона по ряду основных показателей.

Среди основных экономических показателей можно отметить торговлю, как одну из динамично развивающихся отраслей [1, c.319]. Проанализировать показатели торгового оборота за 2017-2020гг. можно путем анализа показателей ВРП за соответствующий период.

Доля торговых операций в ВРП районов Тюменской области увеличивается и составила прирост в 1,1% в 2020 году по сравнению с 2017 годом, при этом составив 15,6% от общего количества, при этом уступая сектору обрабатывающих производств.

Отрасль обрабатывающего производства, которое является лидером по показателям ВРП региона существенно сократила свои показатели, так за исследуемый период объемы сократились до 17,4%, а в целом на 13,9% [2].

Анализ динамики показателей оптовой и розничной торговли в регионе позволяет сделать вывод, что валовый товарооборот достаточно нестабилен, в 2020 году его показатели достигают 702,9 млрд руб., и это самые минимальные показатели в периоде. Прирост товарооборота к следующему периоду является отрицательным и составляет – 34%. Однако в 2021 году показатели валового товарооборота увеличиваются, прирост составляет 17,8% (124,9 млрд руб.), однако по сравнению с базисным периодом показатель ниже на 22,3 % (237,5 млрд руб.). В исследуемый период происходят структурные и функциональные изменения в экономике страны и региона в частности [3, с. 12], связанные с пандемией, санкциями и финансовым кризисом, что отражается на показателях товарооборота в исследуемый период, особенно это отражается на динамике показателей оптовой торговли, которая является основой валового товарооборота Тюменской области.

Динамика оптовой торговли в рамках валового товарооборота за исследуемый период показывает общее снижение показателей валового товарооборота, в частности за период 2019-2020 годы объем оптовой продажи сокращен на 49,4 % (277,9 млрд руб.). Удельный вес оптовой торговли в общей доле товарооборота сокращается на 17,1 %. В следующий период (2020-2021 гг.) происходит резкое увеличение доли оптовой торговли в общем объеме товарооборота и рост составил 4,5 %, в результате чего объем оптовых продаж увеличился на 107 млрд руб.

Относительно объема розничной торговли в рамках общего ВРП районов Тюменской области можно отметить ежегодный прирост показателей, однако внутри отмечается динамика и постоянные системные изменения составляющих показателя [4, c.116].

Для анализа факторов и явлений, который оказывают влияние на структурные изменения динамики внутреннего товарооборота, а также для оценки развития оптовой и розничной торговли Тюменского региона проанализированы индексы физического объема товарооборота данных форм реализации товаров.

В ходе анализа наблюдается, что при общем снижении товарооборота за указанный период на 40,8 % оптовые продажи в регионе уменьшились на более существенную величину, а именно 49,4% (385 млрд руб.). В период 2019-2020 гг. происходит увеличение показателей в натуральном выражении на 74%, а в денежном выражении на 27%. Можно сделать вывод о том, что прослеживается четкая взаимосвязь, что фактором, который существенно влияет на оптовую торговлю в регионе является ее физический объем, тогда как ценообразование не является влияющим фактором при реализации той или иной продукции.

Следовательно, если участники товарооборота будут способствовать увеличению именно физических показателей, то будет наблюдаться и увеличение показателей продаж [5, с.31], однако прослеживаться будет и тенденция, что цены на продукцию будут ниже при опте, чем при розничной торговле.

Из выявленных показателей и проведенного анализа можно сделать заключение, что в исследуемый период обороты розничной торговли в денежном эквиваленте составили прирост на 14% (40,4 млрд руб.), однако в натуральных показателях наблюдается тенденция снижения на 17 %. Следовательно, именно цена реализованного товара при розничной торговле является ведущим индикатором для формирования и развития розничного товарооборота в регионе. Итак, увеличение ценовых показателей, уменьшение фактических объемов товарооборота поспособствуют увеличению показателей объема продаж в целом в регионе и обратное, цена оптовых продаж значительно ниже розницы.

В крупных городах и населенных пунктах Тюменской области наблюдаются высокие показатели развития рынка потребительских товаров и услуг, особенно в региональном центре, где спросом пользуются практически все позиции и все отрасли торговли. Лидерами по данным показателям являются г. Тюмень и крупные населенные пункты юга региона. Также согласно анализа общероссийских статистических данных по товарообороту эти города и населенные пункты являются одними из лидеров и по стране в целом. Среди рейтинга уральских городов по товарообороту в 2021 году города юга Тюменской области показали следующие результаты:

- второе место по объему предоставленных бытовых услуг на душу населения;

- третье место по объему услуг оказанных общественного питания на душу населения;

- третье место по объему инвестиций в основной капитал на душу населения;

- четвертое место по обороту розничной торговли на душу населения».

Сама же Тюмень, традиционно, демонстрирует стабильные положительные тренды в динамике показателей качества жизни и находится в пятерке лидеров по устойчивому развитию в России [6, c.160].

С целью изучения показателей как экономической составляющей Тюменской области и г. Тюмень, так и потребительских предпочтений населений региона и его гостей проводится анализ уровня развития потребительского рынка субъекта Российской Федерации. Именно потребительские рынки и их индексы и показатели являются основой развития региона и факторами формирования экономики Тюменской области и соседних регионов [5, c.32]. Потребительский рынок Тюменского региона можно условно охарактеризовать как основу экономики и развития Тюменской области и г. Тюмени, как областного центра, который обеспечивает показатели благосостояния региона и населения.

Исходя из анализа объектов потребительского рынка Тюменской области можно заключить, что на начало 2021 года функционировало около 155 тыс. объектов.

Согласно статистическим данным, представленным на федеральном портале службы государственной статистики представлена динамика товарооборота на потребительских рынках страны и региона по данным за 2020 год на рисунке 1.

missing image file

Рис. 1. Структура объектов потребительского рынка региона за 2020 г., % [2]

missing image file

Рис. 2. Структура потребительского рынка по товарообороту за 2021 г., тыс. руб. [4]

Исхода из приведенного анализа основных показателей товарооборота на потребительских рынках России и Тюменского региона, можно сделать заключение, что розничная торговля занимает основную долю, так на локальном уровне она составляет примерно 90% (см. рис. 2). На втором месте в структуре потребительского рынка региона находится общественное питание, как в целом и по стране, вес данного сегмента экономики составляет 4%, однако на региональном уровне доля общественного питания по сравнению с аналогичной долей в других регионах страны ниже на 3%. Следующую позицию занимает рынок бытовых услуг, чья доля в стране составляет порядка 2,8%, а в Тюменской области 1,7%.

Розничная торговля, как было сказано выше является основой потребительского рынка Тюменского региона. С 2016 года объемы розничной торговли можно охарактеризовать как стабильно растущие и высокие. Исключением являлся общемировой спад в 2020 году, связанный с пандемией, когда нестабильная экономическая ситуация и введение ряда ограничений отразились как на доходах населения, так и на структуре торговли в целом.

Анализ показателей динамики розничного товарооборота в 2016-2021 гг. показывает большую долю данного сегмента в экономике региона. Так, за 2021 год объем розничной торговли составляет 326 млрд руб., что к уровню предыдущего года 91%. При сопоставлении данных показателей с аналогичными показателями по УФО (Уральский федеральный округ) результат показывает, что в Тюменском регионе данный уровень на 2,8% выше. При сравнении с базисным периодом существенно увеличивается объём продажи непродовольственных товаров, а именно на 83 % (148,7 млрд руб.). Данный показатель на 63,5% выше, чем оборот продовольственных товаров (торговля напитками, табаком и другими продовольственными товарами), и составляет 59,9 млрд руб. За период, который исследуется в данной работе анализ за каждый период показывает, что объемы и прирост продажи непродовольственных товаров всегда опережает торговлю продовольственными.

Цепные индексы товарооборота показывают положительные результаты ежегодно, что говорит о том, что наблюдается рост обращения продукции в регионе. Другой показатель, такой как обращение продовольственных продуктов остается стабильным, значительного роста не наблюдается, темпы прироста стабильно медленные, особенно, при сравнении с показателями динамики непродовольственных товаров. За период с 2016 по 2018 годы товарооборот непродовольственных товаров шел значительно быстрее, чем продовольственных, с 2019 года наблюдается процесс товарооборота пищевых продуктов выравнивается и к 2021 году показатели выравниваются, разница между ними составляет 3,2 %. Анализ показателей оборачиваемости продовольственных и непродовольственных товаров также показывает замедленные темпы прироста непродовольственных товаров в тех регионах Тюменской области, которые не входят в состав Автономного округа. Так, за 2018-2021 гг. прирост сокращен на 20,9%, что связано также и с изменением индекса физического объема продаж на 21%.

Выявленные данные позволяют сделать вывод, что индекс физического объема продаж за последние три года уменьшился, так стоимость продукции сократилась на 13% в результате снижения общего объема производства на 21%.

Причинами сокращения и снижения индексов товарооборота можно сопоставить с изменениями в экономике страны в результате как пандемии, так и политических событий и введении санкций, в результате данных системных изменений в ряде крупнейших областей и благосостояния населения произошло снижение доходов населения, сокращение поставок импортной продукции, повышение цен [7, c.40].

Так, в 2021 году наблюдалось общее снижение темпов роста розничной торговли и розничного товарооборота.

На динамику потребительского спроса и снижение реальных доходов населения оказывают влияние инфляционные и девальвационные процессы в экономике.

При сравнении сегментирования потребительского рынка г. Тюмени и другого крупного города в регионе г. Тобольска можно выявить, что распределение одинаковое. Также, как и в г. Тюмени, основная доля потребительского рынка приходится на розничную торговлю и составляет порядка 90%. На втором месте также находится общественное питание, однако в г. Тюмень его доля выше на 4,5%, а в г. Тобольск большее предпочтение отдают бытовым услугам, что связано с плотностью населения, уровнем дохода и расположением городов. При сравнении аналогичных показателей в г. Ишим, то видим, что там одинаковое выбирают как общественное питание, так и бытовые услуги. Анализ показателей потребительского рынка в г. Ялуторовск говорит о низкой активности сферы общественного питания, она уступает доли бытового обслуживания на 1,5 %.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод о высокой чувствительности сферы розничной и оптовой торговли к факторам внешней и внутренней среды. С целью обеспечения эффективного роста данного сегмента в структуре региональной экономики необходимо учитывать несбалансированное влияние макроэкономической конъюнктуры на динамику показателей развития торговли.