Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY AND BUSINESS: REGIONAL ASPECT

Terentyeva T.V. 1 Varkulevich T.V. 1 Pashuk N.R. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
The rapid transformation of the economic system stimulated an imbalance in the development of the regions of the Russian Federation, which is expressed in differences in demographic, production, financial and social indicators. This dynamics determines the process of regional divergence that is characteristic of the country. One of the powerful levers for overcoming the socio-economic “gap” of territories is the optimization of partnerships between entrepreneurs who need highly qualified personnel and innovative technologies, and regional universities that need to attract additional financial resources for stable and high-quality functioning. The main purpose of this work is to identify the main effects of the development of partnerships between the university and business that affect the regional community. For a comprehensive consideration of the analyzed problem, the authors applied a stakeholder approach to the study of cooperation between universities and the business community. Within the framework of the study, the authors consider the main factors in the development of partnerships between universities and the business community, systematize the main internal and external stakeholders of cooperation between universities and entrepreneurs, identify the main results of interaction in the context of each stakeholder, and also determine the regional effects of developing partnerships between higher education and business structures. The adoption of measures aimed at achieving these effects, according to the author, helps to reduce the level of divergence of Russian regions.
regional development
regional divergence
university
educational services
business
cooperation factors

Введение

Экономика России представляет собой сложную многоуровневую систему, для которой характерна неравномерность распространения ресурсов, сложность логистических путей транспортировки, отсталость в развитии северных и дальневосточных территорий, что обуславливается внушительным территориальным масштабом страны. Несбалансированность и существенные различия в динамике социально-экономического развития регионов РФ являются проявлением явной дивергенции территорий [1], и во многом объясняются бюджетной стратегией финансирования и инвестирования тех или иных регионов, что стимулирует стабильный отток трудоспособного населения в центральную часть страны.

Внутренняя миграция населения является следствием неудовлетворения уровнем заработной платы, возможностью трудоустройства и средними ценами на недвижимость и продовольственные товары [2]. Данная проблема зависит от развития предпринимательства в регионе и, одновременно, влияет на показатель внутреннего регионального продукта, который тесно взаимосвязан с численностью трудоспособного населения. Особой значимостью в процессе оптимизации ситуации на рынке труда, и как следствие, качества жизни, обладают университеты, которые выступают точкой притяжения студентов и молодых ученых в регион [3].

Роль университета в региональном развитии является объектом многих исследований, данный научный вопрос находит отражение в работах Безтелесной Л.И., Васылива В.Б. [4], Берестова А.В., Гусевой А.И., Калашника В.М., Каминского В.И., Киреева С.В., Садчикова С.М. [5], Овчинниковой О.П., Овчинниковой Н.Э. [6], Мантаевой Э.И., Голденовой В.С., Слободчиковой И.В. [7], Иноземцевой А.А. [8], Вертиновой А.А. [9] и мн. др.

Значимость предпринимательских структур в социально-экономическом развитии территории исследована в трудах таких ученых-экономистов, как: Алиевой Э.Н., Липатовой Л.Н. [10], Градусова В.В., Градусовой В.Н. [11], Сергеевой Т.Л., Лазич Ю.В. [12], Мусаевой Б.М. [13], Коява Л.В., Разомасовой Е.А. [14], Никулиной О.В. [15], Петрухиной Н.В. [16] и др.

Проведенный анализ научный литературы свидетельствует о недостаточной изученности территориальных результатов развития взаимодействия предпринимательства с высшими учебными заведениям, в связи с чем основной целью данной работы является определение эффектов развития партнёрских отношений между университетом и бизнесом, влияющих на региональное сообщество.

Для достижения поставленной цели был решен комплекс задач:

1) выявлены факторы развития партнерства университета и бизнеса

2) систематизированы региональные стейкхолдеры партнерства университета и бизнеса

3) определено влияние партнерства университета и бизнеса на социально-экономическое развитие региона.

Материалы и методы исследования

Для выявления факторов, влияющих на развитие взаимоотношений между вузами и бизнесом, а также определения стейкхолдеров, были использованы методы анализа, синтеза и обобщения информации, также для систематизации выявленных факторов, этапов взаимодействия и стейкхолдеров партнерства был применен метод структурной визуализации. Посредством использования методов причинно-следственного и компаративного анализа научных исследований, а также обобщения основных результатов была достигнута цель исследования.

В основе полученных результатов лежит теория маркетинга взаимоотношений, адаптированная на взаимодействие университетов и бизнес-структур, концептуальные основы развития региональных инновационных систем, а также аналитические и научно-исследовательские материалы, отражающие основные аспекты реализации образовательных и научно-исследовательских услуг региональному сообществу.

Результаты исследования и их обсуждение

Многообразие факторов, влияющих на формирование взаимоотношений университетов и бизнеса, отражают сложность функционирования и построения данного взаимодействия (рис. 1).

Глобальной предпосылкой, побуждающей налаживание прямых взаимосвязей высших учебных заведений с предпринимательским сообществом, минуя органы государственной власти, выступает трансформация образовательных услуг. Данная тенденция прежде всего выражается в расширении функциональной значимости университетов: изменения классической модели образовательного учреждения в предпринимательскую структуру. Данный факт послужил основой для появления такого объекта современных исследований, как «предпринимательский университет», под которым понимается отдельный экономический субъект, оказывающий значительное влияние на развитие территорий посредством предоставления рабочих мест, приобретения товаров и услуг региональных представителей, коммерциализации знаний, обучения и воспитания молодежи, а также за счет взаимодействия с другими региональными структурами [17].

missing image file

Рис. 1. Факторы развития партнерства университета и бизнеса

missing image file

Рис. 2. Региональные стейкхолдеры партнерства университета и бизнеса

Результаты взаимодействия университета и бизнеса для региональных стейхолдеров

Стейкхолдер

Результаты партнерства университета и бизнеса

Внутренние

Университет

• Привлечение дополнительных финансовых средств

• Рост уровня конкурентоспособности и имиджа

Студенты

• Повышение квалификации и компетентности

• Возможность трудоустройства

ППС

• Повышение уровня дохода преподавателей

• Приобретение практикориентированных компетенций

• Совершенствование образовательных программ

НР

• Повышение уровня дохода научных работников

• Выигрыш грантов, финансирование исследований, привлечение заказов на научные разработки

АУП

• Повышение уровня дохода

• Выполнение планируемых показателей

Бизнес

• Внедрение инноваций на предприятия

• Подбор высококвалифицированных кадров

• Рост репутации и имиджа предприятия

Руководящий персонал

• Трудоустройство квалифицированных кадров в соответствие с собственными запросами

Сотрудники

• Передача текущих операционных задач университету

Внешние

Родители

• Экономия денежных средств при инвестировании в будущее ребенка

Органы власти

• Решение государственных задач

• Развитие ГЧП

• Экономия и привлечение дополнительных денежных средств

Образовательные

учреждения

• Достижение определенности в профориентации выпускников

НИИ

• Увеличение заказов на НИОКР

• Привлечение грантового финансирования

Некоммерческие организации и объединения

• Привлечение грантов для социальных проектов

• Рост доли молодежи в деятельности организаций

Население

• Улучшение качества потребляемых товаров, продукции и услуг

Экономические предобразования, научно-технический прогресс, инновационное развития территорий стимулировали необходимость формирования тесного взаимодействия когда-то «классических» университетов с бизнес-сектором. Региональная специфика, отражаемая в стратегических документах, оказывает существенные условия развития партнерства: приоритеты органов власти в развитии территорий, отраслевая направленность, система преференций, наличие свободных экономических зон – данные факторы способствуют ускорению процесса перехода взаимоотношений вузов с бизнесом от стадии «знакомства» в «долгосрочное сотрудничество».

Помимо органов власти при организации сотрудничества бизнеса и университетов задействованы и другие стейкхолдеры, представленные на рисунке 2.

Региональное взаимодействие стейкхолдеров партнерства университета и бизнеса является сложным и многоаспектным процессом, все субъекты имеют прямые и косвенные связи, а также могут одновременно выполнять несколько ролей. В роли инвестора могут выступать как родители студентов, так и бизнес-партнеры университета, являющиеся заказчиками научных исследований, а также финансирующие целевое обучение талантливых абитуриентов. Помимо этого, инвестором являются органы власти, выделяющие финансирование для выдачи грантов и стипендий. Также все перечисленные стейкхолдеры могут выступать в роли заказчиков образовательных и научно-исследовательских услуг университета.

Сотрудничество вузов и бизнес-структур может осуществляться в многочисленных формах: от совершенствования предпринимателями образовательных программ до заказа практических или исследовательских проектов университетскому сообществу с привлечением научно-исследовательских институтов, органов власти и некоммерческих предприятий.

Для наиболее детального исследования системы взаимодействующих стейкхолдеров были выявлены основные результаты организации и развития сотрудничества вузов с предпринимательским сектором в разрезе каждой группы заинтересованных лиц (таблица).

Наиболее значимым для региональных стейкхолдеров является финансовый результат партнерства бизнеса и университетов: работники университета получают дополнительный доход за счет возможности выполнения услуг по заказу бизнеса, повышается вероятность выиграть дополнительное финансирование при совместном участии в региональных и федеральных конкурсах проектов. Вовлечение студентов во взаимодействие с предпринимателями способствует их оперативному трудоустройству уже во время обучения в вузе, что также позволит их родителям сэкономить часть финансов, направляемых в процесс обеспечения ребенка.

Особое значение в результатах взаимодействия бизнеса и университет играет развитие инноваций, способных не только повысить производительность и эффективность деятельности предпринимательского сектора, но и привлечь дополнительных инвесторов в отдельные сегменты бизнеса и образовательную сферу.

Достижение данных результатов для региональных стейкхолдеров способствует аккумулированию синергетического эффекта на весь регион, который появляется в следующих направлениях:

− росте доходов населения и, как следствие, увеличении объема регионального и местных бюджетов за счет роста НДФЛ;

− развитии инноваций за счет коммерциализации разработок;

− повышении инвестиционной привлекательности региона;

− росте туристического потока в регион;

− улучшении качества жизни;

− закреплении человеческого капитала региона.

Заключение

В ходе проведения исследования было установлено, что развитие партнерских отношений университета и бизнеса обусловливается влиянием совокупности факторов, к которым относятся: экономические преобразования, научно-технический прогресс, процессы глобализации и культурной революции, коммерциализация системы образования, а также цифровизация экономики.

Система организации взаимоотношений между университетами и бизнес-сообществом несомненно затрагивает и других региональных субъектов, которые за счет косвенного влияния формируют условия и находятся в зависимости от тесноты связей между системой высшего образования и предпринимательским сектором.

Социально-экономическое развитие региона во многом определяется эффективностью отношений вузов и бизнеса, вовлеченностью в совместные проекты остальных региональных стейкхолдеров и согласованностью их интересов. При функционировании идеалистичной модели партнерства бизнеса и университетов региона обеспечивается рост качества жизни населения, удержание и рост человеческого капитала территорий, повышается инвестиционная привлекательность и показатель внутреннего регионального продукта.