Введение
Состояние рынка труда любого государства определяет уровень социального положения граждан. Одной из основных составляющих рынка труда выступает безработица, ее размер может отличаться в государстве по разным административно-территориальным образованиям. Спрос на рабочую силу может регулироваться как непосредственно изменением стоимости труда, так и объемами производства. Это обуславливает взаимосвязь рынка труда и экономики региона.
Региональный рынок труда является составной частью национального рынка труда, однако он сам по себе представляет достаточно сложную социально-экономическую систему. В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку грамотная выстроенная политика управления занятостью населения и выступает основополагающим фактором роста качества жизни граждан.
Целью исследования выступает анализ рынка труда Омской области для выявления основных проблем его функционирования и разработки предложений по снижению напряженности на рынке труда.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на основе материалов, полученных из материалов Главного управления государственной службы занятости населения Омской области и открытых данных, публикуемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ.
В рамках проведенного исследования автором использовались эмпирические и теоретические методы научного познания, такие как наблюдение, анализ, сравнение и синтез.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время в Омской области количество экономически активного населения, которое имеет возможность принимать участие в производственных экономических процессах, немного превышает один миллион человек. В 2019 году данный показатель был равен 1 051 583 человек, в 2020 году – 1 050 307 человек, в 2021 году – 1 047 580 человек, то есть, хоть и не в стремительном темпе, но цифры немного уменьшились. Это связано с естественным движением населения, миграцией, уровнем здравоохранения и многими другими факторами.
В целях содействия в поиске подходящего места работы любой гражданин может обратиться в государственную службу занятости. Количество граждан обратившихся в службу занятости в течение последних трех лет отражено в таблице 1.
Можно отметить наметившуюся тенденцию по увеличению количества поступивших заявлений, так в целом за три года количество заявлений увеличилось на 6175 или на 10,0%, при этом прирост по селу составил – 8,5%, по городу – 13,8% [6].
На протяжении всего периода численность граждан из села, обратившихся в службы занятости за данной государственной услугой составляет большую долю (70%) от общего количества людей, ищущих работу с помощью службы занятости. Это означает, что в Омской области наибольшие трудности с трудоустройством испытывает сельское население, нежели жители города.
Динамика численности безработных граждан на протяжении периода трех лет, состоящих на учёте в государственных службах занятости Омской области, свидетельствует о том, что по этому параметру ситуация на рынке труда Омской области была достаточно стабильной и оставалась без существенных изменений (таблица 2).
На протяжении отчетного периода ситуация с количеством безработных в Омской области кардинально не трансформировалась.
Безусловно, весьма значимыми для характеристики рынка труда какого-либо региона Российской Федерации, либо страны в целом, и отражающими его положительную или отрицательную динамику, являются такие показатели, как уровень зарегистрированной безработицы, коэффициент напряженности на рынке труда и средняя продолжительность безработицы, регистрируемые показатели рынка в Омской области на протяжении последних трех лет представлены в таблице 3.
Таблица 1
Количество заявлений от граждан по содействию в поиске работы, шт.
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Количество заявлений (всего) |
61 562 |
64 267 |
67 737 |
Количество заявлений по селу |
43 787 |
45 758 |
47 503 |
Количество заявлений по городу |
17 775 |
18 509 |
20 234 |
Таблица 2
Численность безработных на конец года, чел.
Год |
Численность зарегистрированных безработных граждан, всего |
Численность зарегистрированных безработных граждан, получающих социальные выплаты |
||||
По селу |
По городу |
По области |
По селу |
По городу |
По области |
|
2015 |
10 417 |
2 474 |
12 891 |
9 702 |
2 042 |
11 744 |
2016 |
10 307 |
2 685 |
12 992 |
9 381 |
2 217 |
11 598 |
2017 |
10 275 |
2 443 |
12 718 |
9 452 |
1 981 |
11 433 |
Таблица 3
Зарегистрированные показатели безработицы Омской области
Показатели рынка труда |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
1,23 |
1,24 |
1,21 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (кол-во незанятых граждан в расчете на одну вакансию) |
0,80 |
0,61 |
0,54 |
Средняя продолжительность безработицы (мес.) |
3,9 |
3,9 |
3,8 |
Таблица 4
Показатели безработицы в селе и городе
Показатель |
По селу |
По городу |
||||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
Уровень зарегистрированной безработицы,%. |
2,35 |
2,34 |
2,33 |
0,41 |
0,44 |
0,40 |
Коэффициент напряженности на рынке труда |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
0,3 |
0,6 |
0,5 |
В 2019 году уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,23%, в течение 2016 года показатель увеличился на 0,01% и стал равен 1,24%, однако в 2021 году был снижен на 0,03% и остался на самой низкой отметке за последние три года – 1,21%. В целом, показатель безработицы на протяжении трех лет оставался в допустимом значении, но органам государственной политики занятости населения было бы рациональнее предпринимать меры по его изменению до более низкой отметки. Коэффициент напряженности на протяжении отчетного периода не просто находился в пределах нормативного значения (0,80; 0,61; 0,54), но и имел динамику на понижение, снизившись на 0,26.
Средняя продолжительность безработицы на протяжении трёх лет оставалась приблизительно на одном уровне. Средняя продолжительность поиска нового места работы безработными, проживающими в Омской области продолжалась около 4 месяцев.
Таким образом, можно говорить о том, что ситуация на рынке труда Омской области оставалась стабильной в течение последнего трехлетнего периода. Все важные показатели регистрируемого рынка труда находились в допустимых рамках.
Тем не менее анализ рынка труда Омской области позволил выявить и ряд проблем:
1) Острая безработица постоянного и затяжного характера в сельской местности региона.
В ходе произведенной структуризации сельского хозяйства Российской Федерации подавляющее большинство проживающего населения на селе оказалось без рабочих мест. Снизить остроту вопроса трудоустройства сельского населения в настоящее время не получается. В некоторых районах Омской области на одну вакансию претендует более 200 безработных, а спрос на рабочую силу в сельской местности зачастую имеет временный характер.
Сравнение регистрируемых показателей рынка труда в разрезе села и города за последние три года отражены в таблице 4.
Данные таблицы информативно показывают различие в возможности трудоустройства в селе и городе Омской области. Уровень зарегистрированной безработицы по селу на протяжении трех последних лет в 5-6 раз превышали уровень городской безработицы, также сельский коэффициент напряженности на рынке труда в разы превышает городской показатель.
2) Отсутствие источников дохода у безработных граждан в период, когда они заняты поиском работы – ежегодно около 70%: незанятых граждан, обращающихся в центры занятости с целью содействия в поиске подходящей вакансии, признаются в качестве безработных и становятся получателями социальных выплат, в то время, как остальные 30% не получают данную материальную помощь;
3) Не совсем полное соответствие условий предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения требованиям государственных стандартов и административных регламентов [4, С. 16].
4) Недостаточные объемы финансирования дополнительных мероприятий политики занятости, к которым относятся курсы профессионального обучения уязвимых групп населения, содействие работодателям в обеспечении занятости отдельных категорий граждан, помощь безработным гражданам области в организации собственного дела, стажировка выпускников образовательных учреждений.
Ежегодно, на дополнительные мероприятия политики занятости идёт вдвое меньше бюджетных средств, чем на мероприятия активной политики занятости, несмотря на то, что такие мероприятия направлены на обеспечение занятости уязвимых категорий граждан и требуют более тщательного внимания (рис. 1).
5) Наличие достаточно сильной дифференциации территорий области по уровню зарегистрированной безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы в 2022 году по территориям области варьирует от 0,5 % в Омском районе до 4,3% в Одесском. Данную тенденцию можно объяснить различием экономического уровня развития муниципальных образований, а также климатическими и географическими условиями (рис. 2).
Рис. 1. Расходы бюджета Омской области на активную политику занятости и дополнительные мероприятия занятости, в тыс. руб.
Рис. 2. Уровень зарегистрированной безработицы в районах Омской области
Таблица 5
Данные для расчета коэффициента эластичности
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Расходы на государственную политику занятости, руб. |
894 647 572 |
939 352 286 |
1 018 043 173 |
Зарегистрированная численность безработных на конец года, чел. |
12 891 |
12 992 |
12 718 |
6) Недостаточные объемы финансирования мероприятий политики занятости, направленной на снижение уровня напряженности на рынке труда, к которым относятся:
- предоставление субсидий для юридических лиц (кроме государственных учреждений) и индивидуальных предпринимателей на временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, занимающихся поиском работы;
- выделение субсидий юридическим лицам на проведение мероприятий по профессиональному обучению и организацию стажировок работников, потенциально подверженных риску увольнений и осуществляющих поиск работы;
- выделение грантов на стимулирование мероприятий по молодежной занятости в рамках реализации социальных проектов;
- выделение субсидий на осуществление мероприятий в области занятости инвалидов.
В настоящее время, проблемы на рынке труда усугубляются наличием негативных демографических процессов (снижение рождаемости, увеличение смертности), которые приводят к дальнейшим структурным изменениям в области трудовых ресурсов [1, С. 318]. Демографическая ситуация в целом по стране, а особенно в регионах, за последние десятилетия отрицательно отразилась на половозрастном составе населения, увеличилась доля стареющего населения пенсионного и предпенсионного возраста, снижаются допустимые нормы и коэффициенты рынка труда [5, С. 329].
7) Недостаточно эффективное расходование бюджетных средств на государственную политику занятости.
Для оценки эффективности расходования средств на проведение государственной политики занятости был рассчитан коэффициент эластичности, путем деления изменения величины бюджетных средств, выделяемые на государственную политику занятости на изменение численности безработных [3, С. 77].
Данные для расчета коэффициента приведены в таблице 5.
В 2020 году данный коэффициент составил 6,4, в 2021 году – -3,9. При оптимальных условиях данный коэффициент должен стремиться к единице. Таким образом, видна очевидная неэффективность расходования государственных финансовых средств.
В целях устранения или минимизации проблем занятости населения государству необходимо прогнозировать тенденции развития национального и регионального рынка труда, формировать экономические «точки роста», способствовать социальной адаптации граждан к условиям рынка труда, обеспечивать достаточное финансирование мероприятий, проводимых в рамках реализации политики занятости населения [2, С. 188].
В целях повышения уровня трудоустройства безработных граждан с помощью служб занятости в Омской области целесообразно предложить следующие меры:
• развитие системы информирования безработных о имеющихся вакансиях в разрезе отраслей и профессий, для этого необходимо формирование открытых источников данных;
• развитие системы льготирования организаций, привлекающих к трудоустройству молодежь, инвалидов и иные категории, определенные органами власти субъектов РФ;
• совершенствование системы налогообложения и государственной поддержки субъектам малого бизнеса, предоставляющим дополнительные рабочие места;
• организацию проведения общественных работ, в основном для незащищенных групп наемных работников;
• регулирование вложений в человеческий капитал с учетом требований экономики;
• увеличение финансирования мероприятий содействия занятости слабозащищенным слоям населения до уровня финансирования активной политики занятости.
Заключение
Проведённый анализ рынка труда Омской области показал, что он находится в достаточно стабильном состоянии, уровень зарегистрированной безработицы оставался на отметке 1,21% на протяжении трёх последних лет и являлся одним из лучших показателей среди регионов Сибирского федерального округа.
Тем не менее, в проведении государственной политики содействия занятости и существующем финансовом механизме её реализации в Омской области прослеживается ряд проблем, таких, как очень высокие показатели безработицы в сельской местности; недостаточно эффективное расходование бюджетных средств на проводимую политику занятости; существование сильной дифференциации в районах области по уровню зарегистрированной безработицы; недостаточные размеры финансирования ряда наиболее важных мероприятий политики занятости; слишком большие затраты на содержание аппарата государственной политики занятости; недостаточный уровень квалификации и образованности большой части населения области, дефицит кадров по отдельным отраслям и т.д.
Для устранения данных недостатков государственной политики занятости необходимо внедрить в практику ряд мер, нацеленных на стабилизацию её отдельных слабых сторон, которые, в свою очередь, поднимут значимые коэффициенты регионального рынка труда, а значит, социально-экономические показатели всего региона и уровень жизни проживающих в нем граждан.