Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND CONSULTING SUPPORT FOR THE SUBJECTS OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Epanchintsev V.Yu. 1
1 Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin
The research forms the scientific basis of information and consulting support for the subjects of the agro-industrial complex. At the same time, the author’s comparative characteristics of the categories “information and consulting support” and “agricultural consulting” are given according to a number of criteria: sources of financing for the implementation of activities, efficiency, level of responsibility, level of complexity of providing support, promotion mechanism, level of professional competencies and conditions for attracting personnel. The concept of the development of information and consulting support for the subjects of the agro-industrial complex is substantiated. It includes its purpose, functions, principles, methods and directions. The article clarifies the content of the functions and principles of this support, substantiates the provisions of the conceptual approach to the formation and development of information and consulting support for the subjects of the agro-industrial complex in order to overcome barriers to the development of an affordable, high-quality and operational consulting support system. These provisions include the adjustment of regulatory support for the development of agricultural consulting, further transformation of the activities of regional competence centers, as well as the expansion of the introduction of digital services, the systematic organization of training for consulting support of the digital agricultural economy. The implementation of the concept contributes to ensuring the stable maintenance of the level of national security in the field of food independence by adapting the tools of “smart agriculture” through consulting support in the conditions of external economic aggression.
information and consulting support
development concept
agricultural consulting
agroconsulting
governmental support

Введение

Консультационное сопровождение субъектов агропромышленного комплекса (далее АПК) в форме информационно-консультационной поддержки является видом деятельности по передаче информации, знаний и опыта в конкретной области сельскохозяйственного производства и социально-экономического развития сельских территорий с целью оказания помощи в принятии решений по внедрению инноваций с учетом действующих правовых норм. В результате постоянного повышения технико-технологического уровня организации производственного процесса в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, в течение нескольких десятилетий информационно-консультационная поддержка стала неотъемлемой частью региональной инфраструктуры АПК. В настоящее время спектр оказываемых сельскохозяйственным товаропроизводителям [1] на безвозмездной основе услуг аграрного консалтинга многообразен и охватывает широкий функционал хозяйственной деятельности современного предприятия агропродовольственного комплекса, в том числе технологию производства и переработки продукции; инженерно-технические решения; экономические и правовые вопросы, информатизацию бизнес-процессов; получение государственной поддержки и многие другие вопросы. По данным Федерального центра сельскохозяйственного консультирования в 2022 году система информационно-консультационной поддержки (далее ИКП) АПК функционирует в 83 регионах Российской Федерации (далее РФ) и осуществляется 115 организациями различных форм собственности разного уровня подчинения [2].

Актуальность исследования концептуальных основ такой формы поддержки (в том числе государственной) объясняется потребностью субъектов аграрного бизнеса оперативно получать информацию о современных достижениях в сельскохозяйственном производстве и изменениях в регулировании деятельности АПК со стороны государства. Одновременно существует необходимость со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти в качественном информировании сельскохозяйственных товаропроизводителей о нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-технических мерах поддержки. При этом традиционные формы консультирования и аграрного консалтинга на коммерческой основе не всегда являются доступными для субъектов агробизнеса, что в конечном итоге снижает экономическую эффективность сельскохозяйственного производства.

Цель исследования состоит в разработке концепции развития информационно-консультационной поддержки субъектов АПК в условиях оперативной необходимости обеспечения технологического суверенитета аграрной сферы.

Материал и методы исследования

Методологической основой научной статьи стали труды ведущих ученых-экономистов по вопросам развития отечественной системы аграрного консалтинга, в том числе в формате информационно-консультационной поддержки [3,4,5], законы и нормативно-правовые акты РФ [6,7,8], а также сведения полученные автором в результате собственных исследований.

В ходе подготовки работы в зависимости от решаемых задач применялись общенаучные методы: анализ и синтез; научные методы подготовки экономических решений: сравнение и системный анализ. Кроме того, в исследовании использована методика аграрного консалтинга в части метода представления и раскрытия вопросов сельскохозяйственного консультирования, а также метода выстраивания взаимоотношений с получателем информационно-консультационной поддержки. Статья имеет теоретический характер и раскрывает содержание понятийного аппарата ИКП агропромышленного комплекса.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями (хозяйствующими субъектами, а также владельцами личных подсобных хозяйств) и субъектами информационно-консультационной поддержки АПК по технологическим, финансово-экономическим, правовым и иным вопросам, требующим консалтингового сопровождения. Объектом исследования в работе являются концептуальные основы развития информационно-консультационной поддержки субъектов АПК.

Результаты исследования и их обсуждение

В современной экономической ситуации сельскохозяйственные товаропроизводители, как правило, испытывают дефицит в высококвалифицированных кадрах. Особенно остро данная проблема проявляется в хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса, поскольку крупные сельскохозяйственные организации имеют финансовую возможность для принятия в штат профессионалов с конкурентоспособной на рынке труда заработной платой [9]. Стремительный переход к внедрению цифровых решений во всех сферах АПК влечет за собой постоянное повышение требований к уровню профессиональных компетенций специалистов, обусловленное усложнением технологической, финансовой и управленческой составляющих хозяйственного цикла в агробизнесе [10]. При этом отсутствие собственного кадрового ресурса не освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от ежедневной необходимости выполнения производственных задач, требующих наличия знаний, умений и навыков в заданной сфере профессиональной деятельности. Выход из такой ситуации возможен за счет привлечения сторонних консультантов в формате аутсорсинга с соответствующей договорной оплатой. Однако финансовые возможности потенциальных потребителей консалтинговых услуг в аграрной сфере нередко снижают доступность консультационного сопровождения до нулевой отметки.

Действенным способом разрешения данного противоречия является развитие системы информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, функционирующей на территории всех регионов Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители получают ИКП. Однако, по мнению автора, она имеет точечный несистематизированный характер по ряду основных причин, раскрытых ниже.

1. В большинстве случаев субъектами информационно-консультационной поддержки в АПК являются региональные центры компетенций (далее центры), но их деятельность имеет существенные ограничения [11]:

– бюджетное финансирование компенсирует целевые затраты на осуществление поддержки на ограниченный период времени (в пределах 2024 года);

– перечень оказываемых центрами компетенций услуг ограничен Министерством сельского хозяйства РФ, вследствие чего значительно уже реальных потребностей (особенно в части технологических вопросов) в консалтинговом сопровождении получателей ИКП;

– основная деятельность большинства центров имеет сезонный характер, связанный с периодами конкурсных кампаний по предоставлению государственной поддержки в форме грантов субъектам малого аграрного бизнеса в течение года.

2. Отсутствие единых легитимных требований (стандартов) к оказанию услуг по сельскохозяйственному консультированию, по аналогии со стандартами оценки или стандартами аудиторской деятельности [12].

3. Отсутствие на федеральном уровне единого постоянного центра информационно-консультационной поддержки агропромышленного комплекса, имеющего действенную обратную связь с сетью региональных центров и координирующего их деятельность. Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, являющийся структурным подразделением Российской академии кадрового обеспечения АПК, в настоящее время не осуществляет функцию координационного центра ИКП для субъектов РФ [2,13].

4. Низкий уровень развития системы обучения и переобучения консультантов по отраслям АПК (животноводство, растениеводство, переработка продукции). На уровне магистратуры ведется подготовка по консалтинговому профилю, однако компетенции, полученные с дипломом бакалавра или магистра, как правило, слабо адаптированы к непосредственно консультационной деятельности по требованиям реального сектора экономики.

5. Отсутствие стабильного источника финансирования системы ИКП, направленной на осуществление поддержки, выходящей за рамки сопровождения со стороны центров компетенций. При этом речь идет не только и не столько о бюджетном финансировании. Определение объема и источника финансовых средств является отдельным вопросом научных интересов автора, публикации по результатам исследований планируются в 2022-2023 годах.

6. Низкий уровень прозрачности эффективности консалтинговой деятельности большинства действующих федеральных и региональных структур информационно-консультационной поддержки АПК:

– низкая информативность сайтов центров компетенций в части показателей, количественно характеризующих объем и структуру оказанной ИКП;

– устаревшая и неактуальная (с запозданием от 1 года до 5 лет) информация о деятельности структур информационно-консультационной поддержки АПК, представленная на сайтах.

Итогом влияния данных проблем на многолетнее бездействие в части создания единой комплексной системы ИКП в аграрной сфере экономики является отсутствие в данный момент времени централизованной информационно-консультационной службы (в том числе с функцией поддержки) на федеральном уровне с сетью региональных подразделений. Впрочем ситуация не столь безнадежна, перспективы формирования и развития системы данной поддержки в ближайшие два – три года есть. С этой целью должна быть подготовлена дорожная карта развития информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса. Данная задача в настоящее время выполняется коллективом ученых с участием автора в рамках выполнения научного исследования по повышению эффективности ИКП сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует определиться с содержанием понятия «информационно-консультационная поддержка субъектов АПК», поскольку учеными-экономистами достаточно подробно исследованы научные и практические основы аграрного консалтинга, сельскохозяйственного консультирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК. При этом вопросы консалтинговой поддержки (не сопровождения на коммерческой основе) сельского хозяйства в 2015-2022 годах практически не рассматривались, за исключением ряда работ автора статьи [14].

Под информационно-консультационной поддержкой субъектов АПК предлагается понимать безвозмездную (полностью или частично) комплексную деятельность по консультационному сопровождению сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказываемую субъектами поддержки предпринимательства по технологическим, финансовым, правовым и иным вопросам на основе инновационных достижений профильных научных, образовательных и иных учреждений и организаций с целью повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует определиться с получателями (объектами) и субъектами поддержки (структурами, оказывающими ИКП), актуальный состав которых проиллюстрирован на рисунке 1.

Как уже отмечалось выше, источниками финансирования могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства. Например, федеральная программа обучения «Школа фермера» АО «Россельхозбанк» является обучающим проектом, который реализуется с сентября 2020 года по образовательному направлению информационно-консультационной поддержки агропромышленного комплекса и финансируется банком [15].

missing image file

Рис.1. Объекты и субъекты информационно-консультационной поддержки АПК (составлено автором)

Таблица 1

Сравнительная характеристика информационно-консультационной поддержки (субъектов АПК региона) и сельскохозяйственного консультирования

Критерий сравнения

ИКП субъектов АПК

Сельскохозяйственное консультирование

(аграрный консалтинг)

Источники финансирования консалтинговой деятельности

Финансирование (бюджетное или коммерческими банками) в рамках мер поддержки малого и среднего бизнеса

Доходы от реализации консалтинговых услуг

Оперативность консультационного сопровождения

В зависимости от периода, за который необходимо оказать ИКП

В зависимости от даты исполнения договора, согласованного с заказчиком

Уровень ответственности

Ответственность в рамках поставленных задач по оказанию поддержки

Ответственность за качество и своевременность исполнения обязательств по договору

Уровень сложности оказания сопровождения, перечень услуг

В рамках задач ИКП, поставленных отраслевыми органами исполнительной власти; ограниченный перечень услуг

В рамках профессиональных компетенций консультантов; неограниченный перечень услуг, востребованный на рынке аграрного консалтинга

Оплата услуг консультантов

Безвозмездное (полностью или частично) получение ИКП

Оплата услуг по рыночной стоимости на основании договора

Механизм продвижения

Централизованное оповещение, в том числе через органы государственной власти

Реклама и иные маркетинговые инструменты продвижения информационно-консультационных услуг

Уровень профессиональных компетенций

Высокий уровень компетенций в разных сферах АПК

Условия привлечения персонала для консультационного сопровождения субъектов аграрного бизнеса

Заключение трудовых договоров с консультантами

Заключение трудовых договоров с консультантами; разовое привлечение экспертов, как правило, под конкретный заказ

Примечание: составлено автором.

Направления оказания ИКП являются направлениями аграрного консалтинга, которые имеют свои схожие и отличительные черты. Их принципиальным сходством является содержание оказываемых услуг:

– проведение консультаций по технологическим, экономическим, правовым и иным вопросам;

– подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов;

– маркетинговые услуги;

– проведение обучающих семинаров и вебинаров;

– помощь в получении внешних источников финансирования и другие услуги.

В то же время между ИКП и сельскохозяйственным консультированием (как видом аграрного консалтинга) имеются принципиальные отличия. Автором в таблице 1 в сравнении представлена характеристика категорий «информационно-консультационная поддержка» и «сельскохозяйственное консультирование».

В таблице 1 приведены характеристики информационно-консультационной поддержки в АПК по состоянию на июль 2022 года. Самой «проигрышной» составляющей является ограниченность перечня консалтинговых услуг. В то же время, система данной поддержки за счет повышения доступности помощи должна стать не только ресурсом, но и драйвером взаимовыгодных экономических отношений между субъектами аграрного бизнеса, направленных на повышение технологической эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время задачи по развитию консалтинговой поддержки агропродовольственного комплекса (в том числе посредством обеспечения трансфера инноваций) решаются посредством реализации основных функций:

– производственной: для «бесшовной» адаптации и внедрения инструментов «умного сельского хозяйства» в производственные бизнес-процессы, позволяющей эффективно применять достижения научно-технологического характера за счет получения качественной консультационной помощи сельскохозяйственными товаропроизводителями по экономическим, технологическим, экологическим, инженерным, правовым и иным вопросам;

– инновационно-инвестиционной: обеспечение трансфера технологий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности на макро- и мезоуровне, посредством подготовки и сопровождения проектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе с привлечением в качестве источника финансирования средств государственной поддержки;

– организационно-управленческой: в части деятельности, направленной на совершенствование форм управления и ведения аграрного бизнеса, в том числе с применением цифровых технологий;

– обучающей: развитие компетенций посредством организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации, стажировок, семинаров, вебинаров для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов АПК, фермеров, а также сельского населения;

– координирующей: через активное результативное вовлечение потенциальных предпринимателей в аграрный бизнес, в том числе через создание новых сельскохозяйственных кооперативов;

– аналитической: целенаправленный непрерывный мониторинг внешней и внутренней среды функционирования субъектов АПК для разработки проектных идей, прогнозных сценариев, практических рекомендаций и принятия адекватных текущей экономической ситуации решений.

В рамках концепции развития также определены принципы информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, сущность которых раскрыта в таблице 2.

Таблица 2

Принципы информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса (составлено автором)

Принцип

Сущность

Приоритетности

Преимущественный характер и обеспечение достижения стратегических целей государства по расширенному воспроизводству и инновационному развитию хозяйствующих субъектов АПК

Безвозмездности

Оказание информационно-консультационной поддержки без оплаты, либо с частичной оплатой (не более 50% рыночной стоимости получаемых услуг)

Доступности

Соответствие содержания, методов и форм информационно-консультационной поддержки особенностям получателей ИКП

Целевого характера

Выполнение условий получения ИКП сельскохозяйственными товаропроизводителями

Компетентности

Уровень знаний, профессионального опыта и навыков, достаточный для качественного оказания ИКП

Эффективности

использования

бюджетных средств

Обеспечение эффективности привлечения бюджетных средств на оказание ИКП через достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема средств

Компенсаторности

Компенсация затрат на консалтинговые услуги сельскохозяйственному товаропроизводителю

Научности

Актуальная и современная информация, отвечающая передовому уровню развития науки

Оперативности

Оказание информационно-консультационной поддержки за период, достаточный для принятия и реализации сельскохозяйственным товаропроизводителем экономически обоснованного управленческого решения

Отраслевых и региональных особенностей в контексте интеграции мер ИКП

Оказание информационно-консультационной поддержки с учетом отраслевых и региональных особенностей деятельности, осуществляемой получателем ИКП

Эффективности для целей социально-экономического развития сельских территорий

Эффективное внедрение мер и направлений ИКП для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в долгосрочной перспективе

Примечание: составлено автором.

missing image file

Рис. 2. Концепция информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса (составлено автором)

В силу своей стратегической значимости и многофункциональности, агропромышленный комплекс нуждается в научно обоснованной концепции информационно-консультационной поддержки, основные положения которой, с учетом обозначенных выше функций и принципов, разработанных автором, представлены на рисунке 2.

Таким образом, предложенные функции и принципы являются основой для развития информационно-консультационной поддержки субъектов АПК, в т.ч. малых форм хозяйствования и, как следствие, повышения эффективности аграрного бизнеса. При этом в развитии системы доступной, качественной и оперативной ИКП существуют определенные барьеры:

– отсутствие единого информационного поля структур, входящих в систему субъектов поддержки АПК, в том числе государственной;

– недостаточный уровень осведомленности сельскохозяйственных товаропроизводителей о мерах государственной поддержки;

– низкий уровень собственной инициативы субъектов аграрного бизнеса в принятии управленческих решений;

– несвоевременное предоставление информации структурам поддержки со стороны ее получателей;

– низкий уровень владения цифровыми и общекультурными компетенциями отдельных получателей поддержки;

– недостаточный уровень профессиональных компетенций некоторых специалистов в структурах ИКП агропромышленного комплекса.

Очевидная необходимость преодоления данных барьеров позволила сформировать концептуальный подход к развитию информационно-консультационной поддержки субъектов АПК. Он содержит четыре направления, которые включают корректировку нормативно-правового обеспечения, регулирующего оказание и получение консалтинговой поддержки; дальнейшее развитие деятельности региональных центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров; расширение внедрения отраслевых цифровых сервисов как составной части системы трансфера технологий; комплексную организацию подготовки кадров для консультационного сопровождения аграрного бизнеса.

Заключение

Логическим следствием динамичного развития технологий в аграрном производстве является смена формы консалтингового сопровождения субъектов АПК, в том числе за счет повышения доступности услуг агроконсалтинга в условиях внешней экономической агрессии. С учетом стремительного темпа экономических изменений и объективной необходимости индивидуального подхода к каждому получателю поддержки, ключевой особенностью деятельности консультантов является наличие высокого уровня компетенций специалистов не только в области технологии производства продукции в конкретной отрасли сельского хозяйства, но и в области цифровых технологий. В свою очередь, качественная и оперативная деятельность субъектов информационно-консультационной поддержки в агропромышленном комплексе приводит к эффективной передаче достижений научно-технологического развития товаропроизводителям. Постоянное налаживание обратной связи с объектами ИКП определяет один из важнейших приоритетов поддержки, который включает всесторонний анализ возникающих или существующих экономических проблем сельскохозяйственного производства, а также принятие оптимальных решений по их преодолению.