Введение
Постоянно нарастающая скорость изменений современного мира приводит к необходимости трансформации и социальных институтов, к которым относят и образование. Так, деятельность университетов все теснее связывается с региональным развитием: несмотря на то, что университеты непосредственно подчиняются Министерству науки и высшего образования РФ, располагаются они на территориях субъектов, а также создают и поддерживают качество ценнейшего ресурса регионов – человеческого капитала.
Основная миссия университета реализуется посредством стихийного или перманентного воплощения различных форм взаимодействия, формирующих интеграционные отношения университета и региона, в которых вклад обеих сторон оказывает влияние на них самих и внешнюю среду (таблица 1).
Таблица 1
Формы взаимодействия университета и региона
Формы взаимодействия |
Вклад университета |
Вклад бизнеса |
Вклад правительства |
Совместная стратегия |
− Прогноз новых исследовательских областей и технологических разработок |
− Прогноз развития новых рынков и технологических разработок |
− Перспективы развития региона или муниципалитета, а также инвестиционное планирование |
Исследовательские кластеры / совместные лаборатории / совместные исследовательские инфраструктуры / совместные научные парки |
− Различная экспертная деятельность в рамках исследовательской области − Возможность доступа к исследованиям партнеров − Идеи для новых исследований − Привлечение исследователей, выпускников, мощностей для исследований − Технические ноу-хау и персонал для обслуживания − Открытость для внешних партнеров, частно-государственного партнерства касательно исследований и образования |
− Исследования рыночного развития и потенциала − Прикладные исследования и разработки − Возможность налаживания связей с деловыми партнерами из других регионов − Финансирование инфраструктуры, исследований и исследователей − Технологическая экспертиза − Инфраструктурные инвестиции в частно-государственное партнерство в долгосрочной перспективе |
− Грантовое финансирование персонала − Финансирование проводимых региональными партнерами исследований − Целевое финансирование приоритетных для региона областей − Обеспечение инфраструктуры − Предоставление разрешений на строительство − Регулирование частно-государственных − партнерских отношений |
Стартапы |
− Развитие и удержание студентов и исследователей с бизнес идеями − Формирование бизнес сообщества среди студентов и исследователей − Продвижение мероприятий |
− Участие в качестве наставников, членов комиссий − Предоставление венчурного капитала − Партнеры для стартапов (например, в качестве первых клиентов или тестировщиков MVP) |
− Финансирование персонала − Финансирование и регулирование венчурных конкурсов − Гранты для стартапов |
Трансфер технологий |
− Финансирование и обучение персонала − Разрешение на коммерциализацию разработок |
− Менторство и финансовая поддержка |
− Финансирование |
Университетские центры |
− Привлечение грантов и «талантов» в регионы |
− Региональное сообщество и внешние стейкхолдеры применяют исследования в принятии решений по собственному развитию и кооперируются для решения проблем |
− Финансирование для решения социальных и экономических проблем − Регулирование правил для ответа на вызовы |
Источник: [1].
Выделенные формы взаимодействия можно разделить на соответствующие сферы: административную (совместная стратегия), научную (исследовательские кластеры / совместные лаборатории / совместные исследовательские инфраструктуры / совместные научные парки, трансфер технологий), инновационную (стартапы), образовательную (университетские центры).
Анализируя различные формы, взаимодействие университета и региона приобретает совершенно иной тип: координация деятельности, первоначально, представляла собой административное принятие решений, затем рыночные сигналы стали основным фактором принятия решений, в настоящее же время произошел переход к сетевой координации, основанной на постоянном обмене информации со множеством стейкхолдеров. Основной предпосылкой к развитию данного типа отношений стало расширение использования цифровых технологий и их постоянное совершенствование, что привело к разрешению потребности в быстром получении услуг и товаров с минимальными усилиями через эффективные цифровые каналы.
Цель данного исследования заключается в классификации барьеров и рисков взаимодействия университета и региона в качестве экосистемы.
Данная цель была разбита на следующие задачи:
- сформулировать основные характеристики экосистемы;
- идентифицировать этапы функционирования экосистемы;
- определить барьеры и риски деятельности региона и университета как экосистемы, а также соотнести их с этапами функционирования.
Материал и методы исследования
Для решения поставленных задачи были использованы следующие методы:
- аналогия, необходимая для переноса полученного представления о функционирования экосистемы на отношения региона и университета;
- анализ и обобщение, применяемые для выделения и фиксации устойчивых составляющих, свойственных для различных видов экосистем;
- синтез, используемый для формирования единой поэтапной процесс переход от одной к другой стадии функционирования экосистемы;
- классификация, позволяющая определить сгруппировать барьеры и риски согласно выявленным признакам.
Современную архитектуру взаимоотношений между различными субъектами ученые изучают с помощью экосистемного подхода, согласно которому под экосистемой понимают:
- совокупность участников, взаимодействующих в единой системе целей (Смородинская Н.В. [2], Василенко Е.В. [3] и др.);
- платформа (площадка) реализации разнообразных товаров и услуг, иногда невзаимосвязанных друг с другом (Раменская Л.А. [4] и др.);
- бизнес-модель организации, управление которой построено на инновациях (Толстых Т.О., Агаева А.М. [5], Стаценко В.В., Бычкова И.И. [6], Халин В.Г., Чернова Г.В., Клайда С.А. [7] и др.);
- один из этапов деятельности компании (Вартаев Р.С., Быстров А.В. [8], Серов Н.С. [9] и др.);
- антикризисная стратегия развития компании (Клау Т. [10], Гайсина Д. [11] и др.).
С одной стороны, экосистемы представляют собой совершенно новое решение по взаимодействию институтов, которое предлагает более высокий уровень продуктивности всех участников и способность адаптировать к быстрым технологическим, экономическим и социальным изменения, с другой стороны, сама суть модели развития экосистемы позволяет субъекту находиться внутри одной территории, получать необходимую реакцию внешней среды, удовлетворять потребности, что становится особенно актуальным в разрезе целей региональной политики РФ по удержанию населения в регионах.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научных источников позволил идентифицировать основные составляющие экосистемы, представленные на рисунке.
Изменения внешней среды являются стимулом для формирования прочных связей субъектов внутри экосистемы, т.к. кооперируясь и устанавливая партнерские отношения субъекты имеют больше шансов сохранить свои существующие позиции и усовершенствовать внутренние процессы таким образом, что соответственно реагировать на вызовы внешней среды, адаптироваться под них, при этом действуя согласно стратегии «выигрыш-выигрыш».
Составляющие экосистемы
Важнейшим элементом, ставшим необходимым для функционирования экосистемы, является технологическая база, позволяющая применять современные цифровые решения в управлении и производстве, а, следовательно, ускорить как коммуникацию между множеством участников, так и реакцию субъектов на внешние трансформации, таким образом экосистема может саморазвиваться.
Экосистема объединяет внутри себя субъектов различного уровня, различных сфер деятельности, например: бизнес, государство, университеты, СМИ и т.д. Именно возможность такого многоаспектного партнерства позволяет участниками соразвиваться друг с другом. Важной особенностью является то, что всегда существует участник-лидер, который при образовании экосистемы формирует основные правила и принципы работы всей экосистемы, налаживает коммуникацию между ними, распределяет функции и ресурсы между участниками. Иногда можно встретить описание экосистемы как такой стадии партнерства субъектов, в которой отсутствует какая-либо иерархии, тем не менее именно участник-лидер (центральна фирма, ведущая фирма или «краеугольный камень») [12] берет на себя функцию согласования интересов, хотя экосистема действительно не является строго иерархичной структурой, ведь под влияние различных факторов может изменяться и лидер экосистемы. Таким образом, внутри экосистемы формируется постоянно развивающийся механизм согласования целей и интересов участников, который позволяет распределить ресурсы, вовремя среагировать на внешние требования как каждому из участников, так и экосистемой целиком, а также углубить процессы гармонизации участников экосистемы.
Наличие неограниченного количества участников предполагает то, что у каждого из них существуют свои собственные интересы и цели, достигнуть которые они могут, создав доверительные отношения внутри экосистемы, для чего требует согласие участников на предоставление различных данных об их деятельности. Данный элемент определяет степень открытости и доверия в сети участников, что позволит минимизировать финансовые риски и позволит с большей вероятностью эффективно согласовывать интересы и цели участников [13].
Экосистемный подход к отношениям региона и университета позволяет представить их как сложносетевую структуру связей «живых» организмов, испытывающих постоянные изменения под влиянием трансформирующихся интересов и целей участников и все более новых вызовов внешней среды. Именно такая аналогия позволяет исследователям акцентировать свое внимание на:
- наличии дополнительных механизмов функционирования помимо классических рыночных университета и региона, что объясняет непрерывность их развития;
- значимость развития не только самих регионов и университетов, но и уровня и степени их взаимодействия, что позволяет преобразовать потоки получаемой информации в знания и инновации и передавать их в целях совместного развития.
Исследуя жизненный цикл экосистемы, было выявлено, что Дж. Мур [14] выделяет следующие стадии: рождение, экспансия (расширение), лидерство и самообновление. В последующих работах на схожие тематики ученые придерживаются этих же этапов, раскрывая их следующим образом:
- рождение – стадия адаптации существующих процессов к вхождению в экосистему или к организации собственной экосистемы (где субъект, принявший решение об изменениях, будет являться лидером), также данная стадия подразумевает формирование взаимных отношений между участниками;
- экспансия (расширение) – стадия формирования новых продуктов и услуг с уже существующими игроками при одновременной оптимизации предыдущих продуктов, данная стадия предполагает конкуренцию с возможными альтернативными экосистемами;
- лидерство – стадия обеспечения и поддержания согласованности в интересах и целях всех участников экосистемы, данная стадия предполагает стабильность, возможность соразвития участников и снижения зависимости от участника-лидера (борьба ведется внутри экосистемы);
- самообновление – стадия отслеживания и реализации новых инновационных решений участниками экосистемы, данная стадия заключается в смене лидера экосистемы или формировании альтернативной экосистемы при условии, если доминирующий участник не сможет справиться с возникшими вызовами и угрозами.
Рассмотренные этапы также применимы и в отношении региона и университета как экосистемы. Так, на стадии рождения экосистемы университет и регион принимают решение о согласовании интересов и целей друг друга, формируя доверительные взаимоотношения, вначале они будут носить стихийный характер, например, при единоразовых проведениях ярмарок работодателей в университетах, но постепенно обретая прочность взаимоотношений, например, когда региональные власти и университет совместно организуют лаборатории, центры и т.д. На этапе лидерства участники экосистемы углубляют гармонизацию интересов, закрепляя ее уже на уровне нормативных актов, к примеру при составлении стратегий развития. Самообновление в экосистеме региона и университета выражается в адекватной реакции на изменения внешней среды при непрерывности использования инновационных идей в деятельности всех участников экосистемы для препятствования переключения на альтернативные экосистемы (в данном случае, например, массовый отток населения [15]).
На каждом из этапов регион и университет может столкнуться с различными барьерами и рисками (таблица 2).
Таблица 2
Барьеры и риски взаимодействия университета и региона как экосистемы
Стадия |
Барьеры |
Риски |
Рождение |
− Невозможность согласования интересов и целей региона и университета − Непонимание участниками механизмов взаимодействий друг с другом |
− Наличие большого количества неэффективных форм взаимодействия для участников экосистемы − Отсутствие участника-лидера |
Экспансия (расширение) |
− Отсутствие постоянного взаимодействия участников − Прогнозирование поведения стейкхолдеров |
− Наличие таких целей и интересов участников, которые будут противоречить друг другу − Принятие неверных решений об оптимизации, ликвидации, создании продуктов |
Лидерство |
− Разработка нормативных актов, отвечающих требованиям всех участников − Снижение степени доверия во взаимоотношениях между участниками экосистемы |
− Наличие таких целей и интересов участников, которые будут противоречить друг другу − Отказ участников от предоставления данных о своей деятельности |
Самообновление |
− Снижение степени доверия во взаимоотношениях между участниками экосистемы − Невозможность реализации инновационных решений |
− Наличие таких целей и интересов участников, которые будут противоречить друг другу − Несвоевременная или несоответствующая реакция экосистемы на угрозы и вызовы внешней среды |
Согласно анализа научных источников были выявлены барьеры и риски функционирования региона и университета как экосистемы, которые в последующем были соотнесены с этапами жизненного цикла экосистемы. Можно отметить, что, понимая под барьерами препятствия при переходе от одной стадии к другой, общим барьером стало снижения качества доверительных отношений между участниками экосистемы, в то время, как выделенный нами общий риск (т.е. неопределенное условие, возникшее уже при успешном переходе на следующий этап жизненного цикла) заключается в появлении таких интересов и целей у участников, которые согласовать не представляется возможным.
Заключение
Несмотря на отсутствие единого подхода к определению экосистемы, были выявлены ее основные составляющие, которые включают в себя как реакцию на изменения внешней среды, технологическую базу, участников разного уровня / разных отраслей, согласия участников на предоставление данных, механизм согласования целей, так и адаптивность, саморазвитие, соразвитие, доверие и гармонизацию. Выделенные составляющие находят свое отражение и во взаимодействиях университета и региона, что позволяет их взаимоотношения описывать, применяя экосистемный подход. Более того, описанный для бизнес-экосистемы жизненный цикл можно применить и к жизненному циклу региона и университета, что позволило классифицировать барьеры и риски, с которыми сталкивает региона и университет как экосистема, по отношению к этапам развития экосистемы. Выделенные барьеры и риски так или иначе связаны отсутствием определенных составляющих экосистемы или их недостаточным уровнем развития, например, наличие доверительных отношений между участниками, возможность адаптации внутренних процессов участников.