Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1
1
-

Введение

Экономическая безопасность охватывает все сферы экономической деятельности и является частью национальной безопасности РФ. В связи с этим внешняя торговля, ее состояние и перспективы развития оказывают непосредственное влияние на состояние экономической безопасности. Внешнеэкономическая деятельность тесно связана с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития, и является частью экономики страны.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, тем более, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2015 г. поставлен знак равенства между состоянием национальной безопасности России и ее социально-экономическим развитием.

Цель исследования. Диссипативные процессы в социально-экономических системах, инертность развития, частые бифуркации приводят к снижению стабильности в любой системе. Россия, в лице органов власти, направляют свои усилия в контексте развития инноваций, привлечения инвестиций и, в итоге, качественного долгосрочного экономического роста и социального развития, для нивелирования угроз, как внешних, так и внутренних. При этом, отмечается необходимость именно экономической безопасности как фундаментального элемента системы национальной безопасности, базирующегося на системе перманентного мониторинга и анализа детерминированных индикаторов и латентных показателей.

Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют таможенные органы, которые призваны защищать экономические интересы России при осуществлении внешнеэкономической деятельности, при этом создавая условия для развития экономики страны, т.е. условия наибольшего благоприятствования.

В период противостояния во внешней торговле, введением санкций против России и ответного эмбарго на поставку отдельных видов импортного продовольствия, стремления к созданию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей и защите экономических интересов России роль таможенных органов сложно переоценить, при этом и «старые» задачи они продолжают выполнять – фискальная функция, т.е. пополнение федерального бюджета (более 1/3 части состоит из платежей, администрируемых таможенными органами) остается в числе приоритетных задач, функция таможенного контроля [1, 2].

Таким образом, именно таможенные органы России призваны обеспечить внешнеэкономическую безопасность России и создать условия для привлечения инвестиций в страну.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования выступают нормативные правовые акты в области внешнеэкономической деятельности, статистические сборники Росстата, результаты исследований российских и зарубежных ученых.

Методы исследования представляет собой комплекс статистического анализа, а также декомпозиции, индукции и дедукции.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды. Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции. Кроме того, необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности [3].

Функции по обеспечению экономической безопасности страны во внешнеэкономической сфере, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности.

Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Основной вклад в реализацию «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» таможенные органы РФ обеспечивают посредством выполнения своих функций [4]. Так, в соответствии со статьей 351 «Таможенные органы, их задачи и функции» «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС (Союз) выполнение следующих задач [5]:

1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

Следует отметить, что федеральными законами на таможенные органы России могут быть возложены иные задачи и функции (обязанности).

В Стратегии национальной безопасности РФ таможенным органам России предстоит совершенствовать деятельность с целью (работа в этом направлении уже осуществляется):

  • повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации
  • улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются государственными гражданскими и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» в статье 3 «Содержание деятельности по обеспечению безопасности» отмечает возможность применения специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. На основании отмеченного выше, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ввоз которых на территорию России запрещен, т.е. введено «продуктовое эмбарго». Таможенные органы являются одними из главных исполнителей контроля за соблюдением вышеуказанных нормативных правовых актов.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении экономической (и национальной) безопасности с каждым годом проявляется сильнее, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, а также Стратегию развития Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. Приказом ФТС России от 27.07.2009 г. № 1333), ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности РФ – развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

Doc26.pdf

Рис. 1. Основные направления участия таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

В присяге сотрудников таможенных органов имеются такие слова «защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации» (Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. В главе 52 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» в статье 384 «Общие положения о мерах по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемых таможенными органами» ТК ЕАЭС отмечено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные статьей 124 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения, а также специальную таможенную процедуру с учетом пункта 2 статьи 384 ТК ЕАЭС.

Все приведенные выше элементы обеспечения экономической безопасности направлены на достижение одной из основных целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, заключающейся в повышении устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз.

Таким образом, формирование таможенной политики должно служить основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.

В таблице представлены результаты выстраивания соответствия между вызовами и угрозами экономической безопасности (в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года») и основными направлениями деятельности таможенных органов России [4].

Данные таблицы показывают значительное влияние таможенных органов России на уровень защищенности экономических интересов России и состояние экономической безопасности. Поэтому можно сделать вывод, что в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности только эффективная таможенная система может стать определяющим фактором для интеграции российской экономики в мировую при сохранении экономического суверенитета России.

Итак, таможенные органы России выполняют ряд функций, причем на различных этапах развития страны их соотношение по значимости для национальных интересов меняется.

Таблица 1

Сравнительный анализ положений Указа Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» и направлений деятельности таможенных органов России

№ п/п

Вызовы и угрозы (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности

Российской Федерации на период до 2030 года»)

Направление деятельности таможенных органов России

1

Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции

Создание условий для привлечения международного капитала, техники и технологий в Россию.

Совершенствование таможенного администрирования, территории с особым экономическим статусом

2

Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ

Предотвращение контрабанды, наркотических средств и незаконного перемещения иных ценностей

3

Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков

Исполнение мер по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию

4

Подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы

Выполнение функций в качестве органа валютного контроля

5

Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности

Создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России.

Совершенствование таможенного администрирования, территории с особым экономическим статусом

6

Ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые цепочки создания добавленной стоимости

Развитие международного сотрудничества в векторе продвижения отечественного бизнеса

7

Несбалансированность национальной бюджетной системы

Выполнение фискальных функций

Наиболее значимой на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов являлась фискальная функция, т.е. формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Параллельно с ней важная роль принадлежит контролю за перемещением товаров и регулирование внешнеэкономической деятельности, а также созданию условий для привлечения инвестиций (благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности).

Платежи в 2017 году от импорта товаров составляют 2 трлн 438,8 млрд руб., или 54,6% об общего объема перечислений ФТС России. Это на 121,9 млрд руб. (на 5,3%) больше, чем платежей от импорта в 2016 году – 2 трлн 316,9 млрд руб.

Вывозная таможенная пошлина в 2017 г. составила 1 трлн 940,4 млрд руб., или 43,5% от общего объема перечислений ФТС России. Это на 113,7 млрд руб. (на 5,5%) меньше, чем в 2016 году – 2 трлн 054,1 млрд руб., что обусловлено действием параметров «налогового маневра». Прогнозное задание на 2017 год по вывозной таможенной пошлине ФТС России выполнила на 100,3%.

Итак, по итогам 2017 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 575,7 млрд. руб., что на 168,7 млрд. руб. или на 3,83% больше, чем за 2016 год, в т.ч.:

  • НДС – 1 900,8 млрд. руб. (в 2016 г. – 1 762,8 млрд. рублей);
  • ввозные таможенные пошлины – 506 млрд. руб. (в 2016 г. – 489,8 млрд. руб.);
  • вывозные таможенные пошлины – 1 968,3 млрд. руб. (в 2016 г. – 2 054,1 млрд. руб.);
  • акцизы при ввозе товаров – 76 млрд. руб. (в 2016 г. – 58,8 млрд. руб.);
  • таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами, – 7,4 млрд. руб. (в 2016 году – 5,6 млрд. руб.);
  • таможенные сборы – 18,4 млрд. руб. (в 2016 г. – 16,9 млрд. руб.);
  • иные платежи – 98,8 млрд. руб. (в 2016 г. – 18,9 млрд. руб.).

Вышеизложенное означает, в настоящее время фискальная и регулирующая функция таможенного тарифа и таможенных органов как субъекта, администрирующего таможенные платежи, значительна для формирования доходной части федерального бюджета РФ.

Исходя из Федерального закона «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы (статья 50) от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговые доходы (статья 51) [6].

  • налог на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы – по нормативу 100 процентов.

В результате объем платежей, администрируемых таможенными органами России, в доходной части федерального бюджета РФ, более 30%.

Таким образом, результаты выполнения таможенными органами России фискальной функции являются фундаментальными с точки зрения как экономической, так и национальной безопасности России [7].

К основным мероприятиям, реализованным ФТС России в области развития экономики, относятся мероприятия, реализованные ФТС России в рамках выполнения «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р.

Также, таможенные органы России выполняют комплекс мер по противодействию экономическим правонарушениям и преступления в сфере ВЭД и обеспечению экономической безопасности России. Учитывая системность деятельности таможенных органов, достаточно сложно выделить отдельные направления противодействия правонарушения без увязки с остальной работой. Так, взимание платежей отчасти определяется эффективность таможенного контроля, во многом зависящего от эффективности системы управления рисками (СУР).

На рисунке 2 предпринята попытка выделить основные направления противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям в сфере ВЭД таможенными органами России.

Doc27.pdf

Рис. 2. Основные направления противодействия экономическим правонарушениям и преступлениям в сфере ВЭД таможенными органами России

В целях обеспечения полноты и своевременности взимания таможенных платежей и контроля таможенной стоимости, а также в рамках реализации задач, определенных Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года (приказ ФТС России от 27 июня 2017 г. № 1065), проведен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам.

В целях совершенствования СУР при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости, в особенности, в условиях вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), предусматривающего подачу декларации без документов и ее автоматический выпуск при отсутствии рисков, проведена работа, направленная на обеспечение возможности формирования профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости на основе отчетов системы Автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»). В результате этой работы обеспечена возможность использования динамических стоимостных индикаторов риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной таможенной стоимости от стоимости идентичных (однородных) товаров.

Следует отметить, что в 2017 году проводилась работа по унификации подходов и обеспечению единообразия при администрировании контроля таможенной стоимости товаров на всей территории ЕАЭС в рамках деятельности рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза по развитию системы управления рисками в таможенных органах государств – членов ЕАЭС (далее – Рабочая группа). В результате этой работы унифицированы стоимостные индикаторы рисков в отношении 521 кода ТН ВЭД ЕАЭС.

Рабочей группой проводилась работа по унификации методологических и практических вопросов реализации СУР по направлению контроля таможенной стоимости, что способствовало обеспечению уплаты таможенных платежей в полном объеме и созданию равных конкурентных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории ЕАЭС.

В целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам, приказом ФТС России от 13 октября 2017 г. № 1627 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов по проведению проверки правильности определения, декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, при контроле, проведении дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости товаров.

ФТС России в 2017 году проводилась системная работа, направленная на повышение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том числе в рамках применения СУР.

В результате осуществления контроля таможенной стоимости таможенными органами осуществлено порядка 183 тыс. корректировок таможенной стоимости, что на 1,7% выше количества корректировок оформленных в 2016 году (180 тыс. штук), в результате которых дополнительно взыскано более 22,7 млрд. рублей.

Особое внимание таможенные органы уделяли контролю за оборотом подакцизных товаров, что обусловлено, прежде всего, высоким уровнем налогообложения данной категории товаров и применением к ним широкого спектра мер государственного регулирования.

В рамках реализации возложенной на ФТС России функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции организации – импортеры алкогольной и табачной продукции обеспечены акцизными марками в полном объеме.

Таможенными органами в 2017 году выдано организациям – импортерам алкогольной и табачной продукции 1 148,65 млн. акцизных марок, что на 10% больше, чем в 2016 году (1 035,39 млн. акцизных марок).

В целях реализации возложенных на ФТС России полномочий по контролю за правильностью исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси в 2017 году на постоянной основе осуществлялся контроль за деятельностью таможенных органов при исчислении и уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, ввозимых в Российскую Федерацию.

Общая сумма утилизационного сбора, перечисленного в федеральный бюджет в 2017 году, составила 66,63 млрд. руб. (в 2016 году – 47,29 млрд. руб.).

По итогам 2017 года отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств:

  • проведено 3 725 таможенных проверок по признакам нарушения законодательства, из которых 87% – результативных;
  • взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 6,8 млрд. руб. (на 58,8% больше, чем в 2016 году);
  • на одну штатную единицу в среднем взыскано 7,9 млн. руб. (на 56% больше, чем в 2016 году);
  • по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано 1,4 млн. руб. (на 36% больше, чем в 2016 году);
  • возбуждено 5 224 дела об АП и 303 уголовных дела.

Во взаимодействии таможенных органов России с налоговыми органами России:

  • проведено 897 проверочных мероприятий;
  • таможенными органами взыскано денежных средств на сумму 1,6 млрд. руб. (в 2 раза больше, чем в 2016 году), возбуждено 1 283 дела об АП и 94 уголовных дела;
  • налоговыми органами доначислено денежных средств на сумму 7 млрд. руб. (в 3 раза больше, чем в 2016 году), отказано в возмещении НДС на сумму 462 млн. руб.

В целях выявления и пресечения ввоза в Российскую Федерацию санкционной продукции, товаров изъятия и контрафактных товаров проведены мероприятия по урегулированию организационных и правовых вопросов функционирования мобильных групп.

В 2017 году в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» должностные лица таможенных органов наделены правом самостоятельно останавливать транспортные средства на определенных территориях.

По результатам работы мобильных групп пресечен ряд схем по ввозу санкционной продукции:

  • выявлено 41 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты (в том числе 10 тыс. тонн санкционных товаров);
  • возвращено в сопредельные государства 31,6 тыс. тонн товаров;
  • уничтожено 8 тыс. тонн товаров;
  • в отношении перевозчиков возбуждено 585 дел об АП и 27 уголовных дел.

Планомерно проводится работа по созданию механизма прослеживаемости товаров, позволяющего связать в единую цепочку все операции с товарами от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, и развитию системы маркировки как одного из его элементов, отработанной на меховых изделиях.

Участниками системы маркировки стали более 9 400 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом около 23% участников являются вновь зарегистрированными.

По итогам 2017 года в сравнении с 2016 годом:

  • количество задекларированных меховых изделий увеличилось на 53% (с 277 до 424 тыс. штук);
  • вес задекларированного товара увеличился на 66% (с 417 до 693 тонн);
  • сумма таможенных платежей выросла на 80% (с 38,7 до 69,8 млн. долларов США).

Проведена работа по устранению излишних административных барьеров в сфере таможенного регулирования и снижения нагрузки на бизнес, в том числе в рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности:

  • сокращен срок проведения камеральной таможенной проверки до 90 дней;
  • обеспечена возможность получения у таможенных органов информации о выпуске товаров, а также представления уполномоченными экономическими операторами отчетности в электронном виде посредствам сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;
  • модернизировались программные средства для обеспечения при проведении камеральной таможенной проверки электронного обмена документами с проверяемым лицом через «Личный кабинет участника ВЭД».

ФТС России входит в состав контрольно-надзорных органов – участников реализации приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольно-надзорной деятельности».

По результатам участия ФТС России в 2017 году в реализации Программы в соответствии с проведенным Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации расчетом одного из ключевых показателей реформы «Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций» ФТС России заняла первое место среди контрольно-надзорных органов по осуществляемому виду контроля – таможенному контролю (среди 47 видов контроля (надзора), участвующих в оценке).

В 2017 году таможенными органами выявлено около 10,1 млн. единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму более 4,5 млрд. рублей.

Предметами правонарушений чаще всего являлись: пищевые пакеты, сувенирная продукция, кондитерские изделия, табачная и алкогольная продукция, карманные зажигалки, напитки безалкогольные, укупорочные средства, жестяные банки, товары для праздников, детские игрушки и спортивные товары.

Таким образом, таможенные органы России являются ключевым элементом системы обеспечения экономической безопасности РФ, что особенно важно в условиях глобализации мировой экономики с одновременным ростом нестабильности на мировых рыках.

Заключение

Вклад таможенных органов России в обеспечение экономической безопасности России определяется их задачами, функциями и полномочиями. Причем, сочетание и значение выполняемых функций эволюционирует в соответствии с тенденциями мировой экономики и внутренними изменениями.