Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

BALANCE OF LABOR RESOURCES: HISTORY AND METHODOLOGY OF FORECASTING

Kashepov A.V. 1
1 Institute of Demographic Research FNISC RAS
The article reviews a history of research and development of planned, analytical and predictive balances of labor resources. The balance of labor resources is considered as an economic and demographic method, within which the number and structure of the population, its reproduction, and the production of gross domestic product are linked. A modern version of the methodology for developing a prospective balance of labor resources is proposed based on the forecast of the working-age population, taking into account changes in the age boundaries of this socio-demographic group during the pension reform. The use of the indicators “number of labor resources”, “number of labor force” and “number of unemployed” for analytical purposes and calculation is justified. On the demand side of labor, it is proposed to consider the “number of people employed in the economy” as a derivative of the indicators of the dynamics of gross domestic product and labor productivity. The purpose of the article is to show that the traditional method of labor balance is not outdated, it works reliably in modern conditions, allowing to link and verify official demographic and macroeconomic forecasts, to find weaknesses and contradictions of these forecasts. The practical significance consists in demonstrating a simple and transparent methodology for forecasting employment and unemployment in the medium and long term.
labor resources balance
working age population
labor resources
labor force
labor productivity
employment
unemployment

Введение

Баланс трудовых ресурсов – это метод прогнозирования хозяйственного развития на основе сочетания макроэкономических и демографических прогнозов. В основе баланса трудовых ресурсов лежит идея сопоставления «прихода» рабочей силы и ее «расхода», экономического использования.

Целью настоящей статьи является обзор методологии баланса трудовых ресурсов, демонстрация способов подбора информации и расчета его показателей. Поставлена задача раскрыть возможности баланса трудовых ресурсов для анализа социально-трудовой ситуации в контексте макроэкономических процессов – для целей регулирования занятости и безработицы в стране или регионах.

Материал и методы исследования

В настоящей работе применяются методы исторического анализа, анализа текстов, анализа статистических данных, построения диаграмм и таблиц, математико-статистические методы. В качестве источников привлекаются научная литература, статистические сборники и базы данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата), доклады и публикации Министерства экономического развития РФ.

Результаты исследования и их обсуждение

1. История балансов трудовых ресурсов.

Советское планирование 1920-1991 гг., как попытка замена естественных рыночных взаимосвязей предприятий и секторов экономики, искусственными математическими вычислениями – было экономически не эффективно. Однако усилия советских ученых в попытке решения этой нерешаемой задачи, произвели на свет балансовую методологию, которая под названием «модели «затраты-выпуск» составляет одну из основ современной мировой макроэкономики [1]. Баланс народного хозяйства, как методология анализа и прогнозирования доходов и расходов в экономической системе и межотраслевой баланс, как способ матричной увязки всех ресурсов со всеми результатами производства по отраслям, были начаты разработкой в «Плане ГОЭЛРО» (1920 г.) и затем продолжены в Госплане (1923-1991 гг.) при подготовке пятилетних планов развития народного хозяйства. Основной целью плановых балансов была максимизация объема производства, в условиях ограниченной ресурсной базы. Как позже показал Я.Корнаи, экономики советского типа не знали финансовых ограничений, только ограничения по материальным ресурсам [2]. Историки часто связывают «Баланс народного хозяйства» со схемами «общественного воспроизводства» К. Маркса. Целью Д. Рикардо, К. Маркса и других классиков было показать, что национальная экономика может обеспечить внутренний сбыт товаров между секторами и рост производства безотносительно к динамике внешней торговли. Целью межотраслевых построений советских ученых было обеспечение народного хозяйства ресурсами ускоренного роста, необходимого для того, чтобы «догнать и перегнать капиталистические страны».

В 1920-е гг. начались разработки плановых балансов трудовых ресурсов целью которых был поиск «трудовых резервов» для решения перспективных экономических задач. Десятки лет наша наука работала в этом направлении и сформировала немало методических подходов, актуальных и в современный период. В работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы» (1922 г.) С.Г. Струмилин писал: «Основной фонд, питающий собой всякое народное хозяйство, – это живая рабочая сила данной страны или народа. Всякое сокращение или расширение этого фонда оказывает громадное влияние на общий темп хозяйственного развития… [3, сс. 37-50]. Он указывал, что численность населения России до Первой мировой войны составляла 166 млн человек, из них «в материальном производстве было занято 70 миллионов», а потери от войны и вызванной ею смертности составили 14,3 млн человек. Далее основоположник отечественной экономики труда рассматривает демографические прогнозы Госплана. Предполагалось увеличение численности населения СССР со 132,8 млн чел. в 1920 г. до 177,1 млн чел. в 1941 г. Возрастная группа 16-49 лет должна была вырасти с 57,0 млн чел. до 83,0 млн чел. «Перспективный трудовой баланс России» С.Г. Струмилин оценивал не так, как это позже делали советские разработчики балансов. Его версия была такая: «приход» – это численность работников (48 млн в 1921 г. и 72,5 млн в 1941 г. умноженная на производительность труда – по сути аналог нынешнего ВВП, а «расход» – это число едоков (134 и 177,1 млн чел.), умноженное на стоимость содержания одного человека. Таким образом, трудовой баланс у Струмилина был балансом доходов и расходов народного хозяйства и населения [3, с. 37].

Л.Е. Минц отмечал, что балансы в мировой экономике существовали давно, однако в СССР они были распространены с уровня предприятий на всю экономику страны. Описывая историю «балансов труда» Л.Е. Минц указывает, что первый отчетный баланс был рассчитан в СССР в 1939 году, а с 1959 года началось регулярное составление отчетных балансов по областям, краям страны [4, с.212]. Таким образом, определилось деление балансов трудовых ресурсов на отчетные и плановые, а также их дифференциация по сферам производства и отраслям, и по статистическим единицам измерения. Это были измерения в человеко-часах рабочего времени, числах работников, стоимостных единицах доходов и расходов.

Сильное развитие получили балансы трудовых ресурсов в 1950-1960 гг. когда в стране начали оживать общественные науки. В этот период активные исследования вели М.Я. Сонин, П.П. Литвяков, В.Г. Костаков, Б.Д. Бреев, Е.Г. Антосенков, А.Э.Котляр и другие ученые. М.Я. Сонин писал, что «Баланс рабочей силы» как плановый документ нацелен на «расширенное воспроизводство рабочей силы». Он указывал, что в «балансе рабочей силы» исчисление следует вести в физических лицах, а в «балансе труда» – в единицах рабочего времени [5, c.308]. М.Я. Сонин в работе 1959 г. приводит схему баланса трудовых ресурсов, где в «трудовые ресурсы» (приходная часть) и «распределение» (расходная часть) включались следующие позиции:

А. Трудовые ресурсы

- Население в трудоспособном возрасте

- В том числе неработающие инвалиды I-II групп и неработающие пенсионеры в трудоспособном возрасте

- Работающие подростки до 16 лет и работающие лица старших возрастов

- Всего трудовых ресурсов (за вычетом неработающих инвалидов I-II групп и неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте)

Б. Распределение трудовых ресурсов

1. Занято в отраслях материального производства…

………………………………

2. Занято в непроизводственных отраслях

……………………………....

- Всего занято в народном хозяйстве

- Учащиеся с отрывом от производства в трудоспособном возрасте (16 лет и старше)

- Трудоспособное население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве

Отметим, что поскольку целью разработки балансов была максимизация объема рабочей силы для народного хозяйства, то категории «неработающих пенсионеров и инвалидов», «учащихся с отрывом от производства» и «занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве» (ДЛПХ) рассматривались как трудовые резервы, подлежащие вовлечению в экономику. И если власть соглашалась с тем, что большинство пенсионеров и инвалидов работать уже не могут, а студентам надо сначала закончить образование, то с ДЛПХ все было сложно. Периодически, особенно в 1950-1960 годы, возникали идеи «обобществления» и ликвидации ЛПХ, как сектора, а в домашнем хозяйстве считалось допустимым находиться только части женщин – членов семей работающих граждан. Мужчины трудоспособного возраста обязаны были работать поголовно на государственных предприятиях или в колхозах (кооперации), или состоять в официальных «творческих союзах». Увольнение с работы или исключение из творческого союза превращали человека в «тунеядца» или «частного предпринимателя», что было запрещено законом. Фактически существовавшие в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе и Западной Украине безработные с 1930 по 1991 год не регистрировались, то есть по закону их как-бы «не было».

Таким образом, в 1950-1960-е годы сформировалась методика анализа отчетных и расчета плановых (прогнозируемых) балансов трудовых ресурсов, наиболее подробно изложенная в книгах В.Г.Костакова, П.П. Литвякова «Баланс труда» (1965 г.) и В.Г.Костакова «Прогноз занятости населения» (1979) [6,7]. При расчетах по этой методике прогнозируемая численность трудовых ресурсов по стране и регионам формировалась исходя из прогнозов предполагаемой численности населения трудоспособного возраста, представляемых статистическими органами, численность занятых в производственных отраслях (материальном производстве) – определялась исходя из объемов производства и производительности труда по прогнозам Госплана, а численность занятых в нематериальных отраслях (непроизводственной сфере) – по нормативам. Нормативный подход к прогнозированию социальной сферы и численности занятых в ее отраслях разрабатывал В.М.Рутгайзер [8]. Численность незанятого населения в этой схеме рассчитывалась как сальдо баланса формирования и использования трудовых ресурсов, где начиная с 1980-х гг. эксперты начали выделять не только ДЛПХ, но и «вынужденно незанятое население». В настоящее время в этой парадигме работают А.В. Топилин [9], О.Д. Воробьева [10], С.В. Сигова [11], Н.В.Локтюхина [12] и другие авторы. Параллельно оформилась также экономико- математическая парадигма прогнозирования баланса трудовых ресурсов, в которой распределение и использование рабочей силы по отраслям экономики рассчитывались посредством преобразования матриц стоимостных показателей межотраслевого баланса производства продукции в трудовые показатели. Разработчиками таких балансов были Б.Д.Бреев и В.П.Крюков [13], в настоящее время эту традицию продолжает А.Г.Коровкин [14].

2. Ресурсная часть баланса в современных условиях.

В 2010-е годы население трудоспособного возраста РФ вступило в период нестабильности. В 2014 г. изменились границы государства и за счет этого выросла численность его населения и трудовых ресурсов в статистике Росстата. Затем в 2018 г. были изменены институциональные границы трудоспособного возраста. Ступенчатое повышение пенсионной границы должно было закончится в 2023 г. выходом на уровни 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, затем график перехода был скорректирован и процесс растянут до 2028 г. Приведенные ниже оценки исходили из графика перехода 2019-2023 гг. Исходя из действовавшего в 2018 г. демографического прогноза Росстата (средний вариант) следовало ожидать увеличения численности населения трудоспособного возраста с 82,2 млн чел. до 88,6 млн чел. (рисунок 1). При этом перспективная численность этой категории населения в 2023 г. была на 9,3 млн чел. больше, чем ожидаемая численность по «старому» трудоспособному возрасту.

Исходя из методологии балансов трудовых ресурсов нами был разработан прогноз-предупреждение о том, что при сохранении низких темпов роста экономики, которые прогнозировались в 2018 г. Министерством экономического развития РФ и при возможном увеличении предложения рабочей силы безработица могла за 5 лет увеличиться с 3,5 млн чел. до 7,7-7,8 млн чел. [15]. События, последовавшие после 2019 года, понизили степень актуальности этого прогноза. К сожалению, включились мощные факторы дополнительной смертности и сокращения численности трудоспособного населения. Однако фактор «институционального» прироста численности населения в трудоспособном возрасте и расширения трудовых ресурсов сохраняется.

Начавшаяся пандемия коронавируса COVID-19 предопределила не только смертность непосредственно от этого заболевания, но и дополнительную (избыточную) смертность от взаимосвязанных социально-экономических причин [16].

missing image file

Рис. 1. Численность населения в «старом» (16-55(60)) и «новом» трудоспособном возрасте (16-60(65)), тыс. чел. Источник данных – Росстат [18]

В целом превышение числа умерших за 2020 год по отношению к показателю 2019 года составило 324 тыс. чел. и за 2021 г. – 645 тыс. чел. Таким образом, суммарно за 2 года население РФ дополнительно к обычному «рутинному» сокращению потеряло около 1 млн человек. Напомним, что общее число умерших в 2019 г. составляло 1800,7 тыс. чел., в 2020 г. 2124,5 тыс. чел. и в 2021 г. 2445,5 тыс. чел. Из них числа умерших в трудоспособном возрасте в 2020 г. составили 0,45 млн чел., в 2021 г., по нашей оценке – около 0,5 млн чел. Таким образом, ранее ожидавшийся прирост численности трудоспособного населения за счет повышения границы пенсионного возраста существенно замедлился из-за избыточной смертности. Росстат пока еще не имел возможности в полной мере учесть это обстоятельство в прогнозах численности и структуры населения, поэтому далее в этой статье прогнозы баланса трудовых ресурсов следует рассматривать как оптимистические в ресурсной части. После публикации новой официальной версии демографических прогнозов, вероятно, прогнозы трудовых ресурсов придется корректировать в направлении снижения.

3. Использование трудовых ресурсов и прогноз баланса на перспективу.

Рассмотрим отчетные балансы за 2015-2020 гг. и балансовые прогнозы основных показателей трудовых ресурсов и рабочей силы до 2025 года (таблица 1). Таблица 1 состоит из двух частей – балансовые «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» – с отчетными данными из статистики «Обследования рабочей силы» (ОРС) Росстата.

После того, как попытки «отменить» баланс трудовых ресурсов завершились, он уже больше не публиковался как единый документ по полному набору показателей, включающему занятость в отраслях. Но некоторые таблицы среднегодовых данных в современных публикациях Росстата совместимы с традиционным балансом. На смену «домашнему и личному подсобному хозяйству» пришла «трудовая деятельность по производству продукции для собственного использования», в последний период система показателей в физических лицах была дополнена показателями в единицах рабочего времени и данными о производительности труда по отраслям. Поскольку в советское время баланс основывался на полном охвате всех предприятий и организаций отчетностью о среднегодовой численности работников, а позже эти наблюдения сократились до сектора предприятий «без субъектов малого предпринимательства», сопоставимые ряды по использованию трудовых ресурсов, то есть занятости в отраслях экономики в среднегодовом исчислении, были утрачены. Вместо них появились среднегодовые показатели «Трудовая деятельность за оплату или прибыль, всего рабочих мест» по отраслям экономики, и ряд других.

Для заполнения «расходной» части баланса целесообразно использовать статистику выборочных «Обследований рабочей силы» (ОРС), ранее – «Обследование населения по проблемам занятости» (ОНПЗ), которая предоставляет данные о числах физических лиц, занятых в отраслях экономики (видах экономической деятельности) с 1992 года, а также о численности безработных «по критериям МОТ». Эти данные использует Министерство экономического развития РФ (МЭР) в качестве базы для своих прогнозов занятости, безработицы и производительности труда. Отчетная часть таблицы 1 (столбцы за 2015-2020 гг.) составлена на основе сборника Росстата «Труд и занятость в России. 2021» [20].

Как следует из таблицы 1, численность трудовых ресурсов РФ прошла первый исторический минимум, связанный с сокращением населения трудоспособного возраста, в 2018 г. – 89,7 млн человек и далее должна была увеличиваться в соответствии с повышением пенсионного возраста. Однако в 2020 году, под влиянием избыточной смертности от COVID-19 и сокращения численности иностранных трудовых мигрантов вследствие частичного закрытия границ – расширение трудовых ресурсов приостанавливалось. Расчеты перспективной численности трудовых ресурсов на 2021-2025 гг. выполнены по нормативной методике – за «норматив» принято соотношение чисел трудовых ресурсов (ТР) и населения в трудоспособном возрасте (НТРВ). Соотношение «ТР/НТРВ» анализируется за период 2015-2020 гг. и затем экстраполируется на 2021-2025 гг. Данные НТРВ берутся из «среднего варианта» прогноза Росстата «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года» [18].

Таблица 1.

Трудовые ресурсы и рабочая сила Российской Федерации в 2015-2025 гг.

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Трудовые ресурсы, тысяч человек

                     

Всего

92706,1

91161,1

89967,5

89670,8

90184,9

89105,8

89335,5

90641,9

89831,4

91290,9

90908,5

в том числе:

                     

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

82461,3

81354,2

80186,1

79453,7

79812,4

80050,8

         

иностранные трудовые мигранты

3387,5

2834,4

2598,6

2664,9

3059,4

2143,3

         

лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике

6857,3

6972,5

7182,8

7552,2

7313,1

6911,7

         

в том числе:

                     

лица старше трудоспособного возраста

6790,5

6905,9

7133,0

7506,0

7269,6

6873,3

         

подростки

66,8

66,6

49,8

46,2

43,4

38,4

         

Рабочая сила, тысяч человек

                     

Рабочая сила

76587,5

76636,1

76285,4

76190,1

75398,0

74923,0

75193,43

76515,4

76052,44

77513,7

77414,5

Занятые в экономике (с 2022 г. расчет*)

72424,9

72065,2

71842,7

71561,7

71 064,0

69 550,0

70973,5

63779,3

61667,9

61907,8

-

Занятые в экон. (базовый вариант МЭР)

           

71700,0

71900,0

72200,0

72400,0

-

Безработные (с 2022 г. расчет*)

4263,9

4243,5

3969,5

3658,5

3465,0

4321,0

4219,9

12736,1

14384,6

15605,9

-

Уровень безработицы, в % к рабочей силе (расчет*)

           

-

16,6

18,9

20,1

-

Уровень безработицы по баз. варианту МЭР

           

-

6,7

6,6

5,4

4,5

Источники: Росстат [18, 20]; Министерство экономического развития [21, 22]; *расчеты автора

Согласно расчетам, численность трудовых ресурсов до 2025 года несколько возрастет – до 91 млн человек. Это произойдет за счет значительного роста НТРВ, вызванного повышением пенсионного возраста, при предполагаемой стабильной численности иностранных трудовых мигрантов в диапазоне 2,5-3,0 миллиона человек и сокращении работающих «лиц старше трудоспособного возраста». Численность работающих пенсионеров, которая прошла исторический максимум в 2018 г. – 7,5 млн чел. сократится потому, что большинство из них войдут в «новый трудоспособный возраст». Статус занятости таких людей не изменится, но социальное положение ухудшится, потому что они перестанут получать пенсию в добавок к заработной плате (это касается тех, кто вступит в новый трудоспособный возраст в ближайшие годы).

В сфере использования трудовых ресурсов в 2015-2020 гг. происходило следующее: замедление экономического развития РФ после геополитического кризиса 2014 ограничивало прирост спроса на рабочую силу, но демографически предопределенное сокращение численности работников сформировало дефицит кадров в некоторых профессионально-квалификационных группах. Вследствие этого дефицита безработица сокращалась, численность трудоспособных «лиц, не входящих в состав рабочей силы» снижалась. В 2020 году глобальный кризис занятости, связанный с пандемией коронавируса, затронул экономику РФ [17], численность занятых сократилась до 70,6 млн чел., безработица увеличилась до 4,3 млн чел. (5,7%).

Прогнозы численности рабочей силы (РС) на период до 2025 года рассчитаны нами по аналогии с численностью трудовых ресурсов, на основе демографического прогноза населения трудоспособного возраста, исходя из экстраполяции соотношений между ними, сложившихся в ретроспективном периоде. Мы считаем, что в отчетном периоде допустимо рассматривать численность РС, как сумму «занятых» и «безработных», но в прогнозе следует ее оценивать как социально-демографическую характеристику предложения на рынке труда.

Алгоритм расчета выражается следующей формулой:

ПРС= ПНТВ*К1 (1)

где ПРС – перспективная численность рабочей силы;

ПНТВ – перспективная численность населения в трудоспособном возрасте,

К1 – коэффициент, выражающий соотношение чисел РС и НТВ в различные периоды времени.

Расчеты показывают, что численность рабочей силы, вследствие главным образом повышения пенсионного возраста, может увеличиться с 74,9 млн чел. в 2020 г. до 77,5 млн чел. в 2024 г.

Одной из задач прогноза баланса трудовых ресурсов является определение спроса на труд со стороны экономики. Эту задачу можно решить разными способами – например, путем экстраполяции показателя, который в статистических сборниках Росстата именуется «количество рабочих мест и работ по производству товаров и услуг». Но мы считаем, что прогнозировать надо показатель «среднегодовая численность занятых в экономике» (сопоставимый с ОРС), как аналогичный традиционному показателю «всего занято в народном хозяйстве». Методика расчета была следующая:

ПЧЗ=ЧЗОП*(ΔВВП/ΔПТ) (2)

где ПЧЗ – перспективная численность занятых (рабочих мест) в экономике;

ЧЗОП – численность занятых отчетного (базового) периода,

ΔВВП – изменение валового внутреннего продукта в перспективном периоде,

ΔПТ – изменение производительности труда в перспективном периоде

В качестве ΔВВП мы использовали «базовый» вариант макроэкономического прогноза Министерства экономического развития РФ (май 2022 г.), согласно которому в 2022 г. ВВП может уменьшиться на 7,8% [22]. Поскольку оценки производительности труда в этом документе не были опубликованы, мы использовали данные из среднесрочного прогноза 2021 года [21]. Таким образом было определено, что численность занятых в 2022 г. может сократится до 63,8 млн человек (таблица 1). Затем определялась безработица как разница между числами РС и ПЧЗ. Исходя из расчетов, безработица к 2024 году могла бы увеличиться до 15,6 млн чел. и превысить 20% рабочей силы.

Заключение

Данный прогноз демонстрирует возможности балансового метода в формировании предупреждений о возможных рисках и в ответе на вопрос, «что будет, если сбудутся прогнозы численности населения Росстата, ВВП и производительности труда МЭР РФ?». Реальная ситуация в РФ в 2022 г. и на последующие годы слабо поддается прогнозированию традиционными методами, включая метод баланса трудовых ресурсов. Маловероятно, что сбудутся официальные прогнозы производительности труда, а значит безработица не будет такой высокой. Пока имеет смысл экстраполяция трендов на 1-3 месяца, этот метод показывает, что безработица по обследованиям (ОРС), которая в мае 2022 г. составляла 3,9% [19], к концу лета может составить 3,6-3,8%, потом начнется рост. Согласно прогнозам безработицы МЭР РФ от 18.05.2022 г. на конец 2022 года ее уровень может составить 6,7-7,0% рабочей силы. Поэтому органам власти РФ и ее регионов необходимо отслеживать сбалансированность между трудовыми ресурсами и спросом на труд, и принимать необходимые меры регулирования занятости населения.